Основные факторы влияния на восприятие политического имиджа — Мегаобучалка
Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Основные факторы влияния на восприятие политического имиджа




 

1. Социокультурные основания восприятия политического имиджа. Восприятие политического имиджа чрезвычайно тесно связано с ожиданиями и установками, существующими в обществе. Для того, чтобы понять особенности восприятия имиджа того или иного политика, необходимо изучить идеальные образы массового сознания, в особенности того, как на них реагируют различные слои населения.

Имидж, будучи продуктом коммуникации, определяется не только носителем политического образа, т.е. политиком, лидером, но и его аудиторией, или реципиентами. Восприятие политического имиджа осуществляется опосредованно через различные каналы коммуникации, и это как процесс задает особенности имиджа политического деятеля.

Выявление социокультурных оснований отображения политического имиджа в сознании позволяет понять скрытые основы: предпочтении одних лидеров другим.

Восприятие политического имиджа, прежде всего, обусловлено национальными требованиями, интересами, но в еще большей степени в сознаваемыми социокультурными схемами, стереотипами, установками массового сознания.

Русские этностереотипы, являющиеся базовыми в российской ментальности:

· широта души, открытость, искренность, доверчивость и, вместе с тем, непредсказуемость, завистливость к успехам ближнего, подозрительность;

· терпеливость, трудолюбие, выносливость и, вместе с тем, бунтарство, безответственность, лень, непрактичность;

· ориентация на высокие духовные ценности, религиозность, альтруизм, совестливость, мудрость, талантливость, поиск абсолюта и, вместе с тем, склонность к греху, разгулу, грубости, неряшливости;

· ориентация на лучшее будущее, оптимизм и, вместе с тем, установка на авось, беспечность, фанатизм;

· гордость, чувство национального достоинства и, вместе с тем, слабо выраженное личностное начало, отказ от индивидуальности ради коллективности;

· умение мобилизовать свои силы в экстремальной ситуации, жертвенность, трудовой героизм, удальство и, вместе с тем, привычка к авралам, неумение действовать настойчиво и планомерно;



· почитание власти, отношение к ней как к «богом данной» вплоть идолопоклонства, создание кумиров и, вместе с тем, недоверие к официальным властям, стремление обмануть «систему», обойти закон, рушить инструкцию и т.д.

Эти и другие черты русского национального характера, определяющие восприятие политического имиджа, порождены многими социокультурными причинами. Среди этих причин, во-первых, нужно выделить особое местоположение России, имеется в виду как ее евроазиатское пространство, так и «питающий ландшафт» и географический массив. Определяя особенности национальной ментальности, Г. Гачев говоря о психокосмологосе, т.е. об особенностях психического склада, пере тающихся с географическим местоположением, духовно-нравствен ми ценностями, культурной картиной мира.

Когда речь заходит об этнически определенном восприятии политического имиджа, то имеется в виду массовая психология, или, точнее, психология массы. На этом уровне господствуют:

· эмоциональные, иррациональные элементы, а не рациональные удачные доводы;

· упрощение, примитивизация суждений (четкие, однозначные слова, образы, формулировки);

· эффект повторения;

· эмоциональное нагнетание;

· мифологизация;

· господство стереотипа;

· инертность индивидуального разнообразия, господство общего наднациональным.

Имидж создается в процессе коммуникации и определяется социо­культурными основаниями. Чем больше потенциальный лидер появля­ется на экране, проявляет себя в сфере политики, экономики или в соци­альной сфере, тем больше о нем информации как о человеке, а следова­тельно, тем выше требования общественности к результатам его деятельности. В связи с этим перед политиком встает ряд задач, связан­ных с развитием имиджа в соответствии с установками и ожиданиями | электората.

К социокультурным основаниям восприятия политического имиджа относятся: архетипы коллективного бессознательного; этностереотипы; мифические персонажи и сюжеты; образы, выражающие особенности ментальности народа и его исторический опыт; закономерности массового сознания; образы, воплощенные в языке и искусстве; способы отношения и восприятия других стран, культур и народов и требования времени. В конечном счете, истоки восприятия политического имиджа лежат в этнокультурной картине мира и места человека в ней. Россия сегодня является поликультурным обществом, где существуют взаимоисключающие установки и ценности, поэтому идеальный образ политического лидера может варьироваться в различных группах населения.

2. Основные факторы влияния на восприятие политического имиджа.Политический имидж выступает как результат интерсубъективного взаимодействия, совпадения на уровне массового сознания ожиданий людей и самопрезентации субъекта политического имиджа, Формирование политического имиджа — образа субъекта политической деятельности в массовом сознании — представляет со сознательный, целенаправленный процесс. Но этот процесс име объективные основания, детерминанты. Поэтому в основе успешного имиджмейкинга лежит анализ факторов, влияющих на восприятие политического имиджа. Американские специалисты считают, что имидж политика высокой ранга (в этом случае обычно ссылаются на практику президентских избирательных кампаний) определяется тремя группами основных факторов: личностью кандидата (претендента); тем, как его представляют средства массовой информации; историческими событиями или трудностями, с которыми сталкивался политический деятель в данный период времени. Можно выделить три группы составляющих имиджа политического лидера:

· персональные характеристики, включающие физические, психологические особенности, характер, тип личности, индивидуальный тип принятия решений;

· социальные характеристики — статус лидера, его модели ролевого поведения, отношения политика с различными социальными группами, и интересы которых он представляет, а также с союзниками, оппонентами, врагами;

· культурно-символические характеристики — признаки национального и социально-исторического типа культуры, ее традиционных и, одновременно, актуальных ценностей, норм, идеалов, представлений, прежде всего политико-идеологических, но также и морально-нравственных, эстетических, мировоззренческих, экономических.

Положительный имидж лидера возникает в том случае, когда он ориентирован на определенные социальные группы, а по наиболее общим ям поддерживается большинством граждан страны. Такие позиции отражают требования социального, демографического и культурного плана, политические интересы, идеологические предпочтения, отношение к ситуации, сложившейся в стране, и т.д. Соответствие им может быть ным или мнимым, выстроенным командой имиджмейкеров для стимулирования желаемых ассоциаций и эмоциональных реакций общественности, которую стремятся убедить в том, что политический лидер осуществит мечты и надежды граждан, обеспечит удовлетворение их потребностей.

В целом же в общественном сознании существует не набор черт и качеств, некий идеальный тип политика, сходство с которым обязательно должен демонстрировать политик реальный, что общество признало в нем «своего» и «лидера». Политический спектакль, разыгрываемый на основе единства представления и восприятия, имеет ценностную основу. Со времен афинской демократии ценности были двигателем политики. Ценности культуры представляют собой исторически сложившуюся и разделяемую большинством членов общества систему отношений к тем или иным явлений действительности. Понятие отношения предполагает три составляющие: познавательную, эмоциональную и волевую. Все они в наибольшей степени проявляются в отношении к политике. С гораздо большей экзальтацией люди спорят о политике, чем о потребительских свойствах товара. Совпадение ценностных представлений субъектов политического взаимодействия — необходимое условие успешного позиционирования политического имиджа. Ценности находят выражен словах, речах и поступках, которые составляют прошлую и будущую деятельность политика. На утверждение конкретной системы ценно должны быть сориентированы все характеристики субъекта полк кого имиджа, начиная с внешнего вида и заканчивая политической позицией и конкретными делами.

Так, для Соединенных Штатов, согласно ряду опросов, характерны четыре базовые ценности:

· свобода, подразумевающая индивидуализм, расчет на самого себя, отсутствие внешнего принуждения

· равенство, включающее конформизм, низкий уровень классового сознания, одинаковые возможности, боязнь занять более низкое положение в обществе, терпимость к меньшинствам;

· религия, а именно вера в бога, моральность, подчинение
закону, совесть;

· собственность — свободное предпринимательство, прогресс, состязательность, деловая ориентация, протестантская этика, склонность
торговаться, рассмотрение работы как ценности и др.

Среди базовых положительных ценностей россиян преобладают безопасность», «мир», «законность», «внимание к людям», «стабильность», «могущество», «справедливость», «развитие». Изменения во всем социально-экономическом устройстве и, в частности, "в политической системе в России приводят к маргинальна ценностной системы населения, когда политическая ситуация в нередко воспринимается людьми на основе противоречивого уже отживающих свой век и вновь формирующихся ценностей.

Ученым удалось выделить наиболее влиятельные личностные характеристики, сгруппированные в шесть блоков:

· представления политического лидера о себе самом;

· потребности и мотивы, влияющие на политическое поведение;

· система важнейших политических убеждений;

· стиль принятия политических решений;

· стиль межличностных отношений;

· устойчивость к стрессу.

Понятие «имидж» может быть определено и как совокупность проекций избирателей на данную политическую фигуру и оказывается характеристикой не столько политика как такового, сколько электората. Для правильного формирования имиджа политика необходимо установить, какие из личностных свойств представляются для аудитории наиболее значимыми, а также определить те действия, которые, не согласуясь с представлениями о личности данного политика, будут «размывать» складывающийся имидж.

 





Читайте также:





Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...

©2015 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)