Проект предметно-развивающей среды в группе раннего возраста
Дата публикации: 04.03.2012 Раздел: Предметно-развивающая среда Количество просмотров: 7465 Автор: Витчинкина Т.А Источник: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №12-2011 Т.А. Витчинкина, старший воспитатель групп кратковременного пребывания ГОУ “Центр развития ребенка – детский сад № 1844” г. Москвы Т.А. Витчинкина – финалист Всероссийского конкурса “Методист-новатор – 2010”, организованного журналом “Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения”. С каждым годом количество ясельных групп в дошкольных учреждениях увеличивается, что соответствует возрастающей потребности общества. Возрождение такой системы работы осуществляется не только на базе традиционных методов, но и с использованием современных концепций. Основу одной из них составляет особое внимание к социальным условиям жизни детей раннего возраста, складывающимся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды. При этом в центре внимания находится современный интерьер групповых помещений, включающий в себя оборудование, мебель, игрушки как необходимую составляющую предметно-пространственной среды Значение окружающей среды для детей раннего возраста сложно переоценить. Именно в этот период интенсивно развиваются центральная нервная система, анализаторы, с помощью которых ребенок получает разнообразную информацию из окружающего мира. Поэтому важно создать вокруг него атмосферу ярких впечатлений. Комфортной является среда, которая эстетически и функционально выдержана для пребывания в ней детей раннего возраста. При ее создании следует учитывать следующие принципы:
Кроме того, особенностями предметной среды должны быть яркость и насыщенность помещения. Окружающий мир пробуждает в нас различные эмоции. Чтобы украсить пространство, человек использует цвет,которыйпредставляет собой мощное средство, способное менять настроение и поднимать жизненный тонус. Ребенок, заходя в первый раз в дошкольное учреждение, групповую комнату, опирается на визуальный анализатор, т. е. вначале оценивает помещение, окружающие предметы, а потом уже обращает внимание на доброжелательность и приветливость воспитателей. Хотя это тоже немаловажный фактор в деле адаптации детей раннего возраста. Душевное благополучие малыша зависит отмикроклимата социальной среды, в которой он растет. Таким образом, центральной задачей при организации предметно-развивающей среды для детей раннего возраста становится обеспечение здоровья, т. е. полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни. Для того чтобы предметно-развивающая среда выполняла свое основное назначение – создавала условия для полноценного развития ведущих видов детской деятельности, она должна удовлетворять следующим требованиям:
По мнению доктора медицинских наук Н.М. Щелованова, в групповой комнате должны быть задействованы все три пространственные зоны: пол, стены, потолок. В соответствии с этим педагоги ГОУ “Центр развития ребенка – детский сад № 1844” г. Москвы зонировали групповую для детей раннего возраста на основе теории дизайна. С одной стороны, это призвано обеспечить концентрацию внимания на выделяемых фрагментах, а с другой – направлено на обеспечение комфортного пребывания ребенка в ДОУ. При помощи мебели помещение разделили на шесть зон. В первой – игровой зоне для мальчиков – разместили крупный конструктор, большие машины, гараж, подъемный кран и т. д. Дети свободно могут подойти к полке, взять нужную игрушку, сесть на коврик и поиграть с ней. Во второй – игровой зоне для девочек – обустроены парикмахерская, магазины и театр. Третья – зона отдыха, или релаксации. Сидя в креслах или лежа на удобном диванчике, дети рассматривают книжки, вместе с воспитателем играют в пальчиковые игры. Четвертая – зона продуктивной деятельности. В ней расставлены столы, за которыми воспитанники учатся разукрашивать, клеить, изучают цвет, форму и т. д. В пятой зоне – природном уголке – представлен широкий выбор материала, с помощью которого дети знакомятся с животным и растительным миром, временами года, их признаками и т. д. И последняя, шестая, зона призвана обеспечить взаимодействие с родителями. Актуальную информацию они могут получить благодаря витринам, на которых выставляются поделки детей. О жизнедеятельности воспитанников в ДОУ можно судить по фотоальбому, на снимках которого изображены дети во время самостоятельной игровой, организованной образовательной деятельности и различных мероприятий. Созданная среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности детей. Для расширения их творческого потенциала, а также создания побудительного положительного эмоционального настроя педагогами ДОУ широко используются подвески, которые крепятся непосредственно к потолку. Они позволяют дополнить целостный образ какого-либо уголка. Так, например, подвеска над природным уголком, сделанная из картонных труб с добавлением природного материала, позволяет расширить и обогатить кругозор детей. Подвеска над зоной отдыха имеет округлые формы и оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние: сидя на мягком диване или в кресле, воспитанники разглядывают плавно крутящийся шар, что способствует релаксации и снятию напряжения. Подвеска над театром вносит завершенность в театральную композицию, придает ей элементы волшебства и сказки. Помимо базовых компонентов предметно-развивающей среды в групповой комнате раннего возраста, есть и инновационные. Особое внимание стоит уделить зоне развивающих игр, основой которой являются игровые комплекты “Пертра” и “Спектра”.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1023)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |