Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


По учебной дисциплине «Философия» (историко-философская проблематика)



2015-11-07 792 Обсуждений (0)
По учебной дисциплине «Философия» (историко-философская проблематика) 0.00 из 5.00 0 оценок




Справочные материалы по

«ФИЛОСОФИИ»

 

Факультеты: педагогические

 

Кафедра ФИЛОСОФИИ И ЛОГИКИ

 

Курс: 2

 

Семестры: 3,4

Зачет: 3 семестр

Лекции: 10 ч. Экзамен: 4 семестр

 

Семинарские занятия: 6 ч.

 

Самостоятельная работа: 86 ч.

Самостоятельная работа

(подготовка к экзамену): 36 ч.

 

Всего аудиторных

часов по дисциплине: 16 ч.

 

Всего часов Форма получения

по дисциплине: 138ч. высшего образования: заочная

 

2011-2012уч. г.

 

 

Планы семинарских занятий

В каждой теме семинарского занятия даны вопросы, которые студент должен проработать в процессе подготовки к семинарскому занятию. К каждой теме прилагаются первоисточники, изучение которых позво­лит ему познакомиться с оригинальными трудами мыслителей. В конце каждой темы семинарского занятия представлены темы докладов, из которых студент может выбрать одну для подготовки доклада (сообще­ния). По согласованию с преподавателем по указанным темам или те­мам, предложенным студентом самостоятельно, могут быть написаны рефераты.

 

 

Тема Количество часов
Философия как феномен культуры. Философская мысль в России и Беларуси
Метафизика и онтология. Проблема познания в философии
Основные понятия и проблемы социальной философии
Итого

 

Тема 1. Философия как феномен культуры. Философская мысль Беларуси России.

1. Философия: определение, возникновение, развитие. Круг проблем, изучаемых философией, и основные области философского знания.

2. Основные этапы развития философии. Общая характеристика.

3. Философские идеи Возрождения и Просвещения в Беларуси (Ф. Скорина, С.Будны). Национальное самосознание и философская мысль в XVII-XX веках.

Основные этапы и темы русской философии. Западничество и славянофильство. Нравственно-религиозные поиски русской философии начала ХХ века.

Самостоятельная работа

 

1. Изучение первоисточников: Г.Гегель, С. 7-8 (раздел 4.3 Хрестоматии и антологии, [3]; Ф. Скорина («Апостол», «Малая подорожная книжица»).

2. Анализ студентами их собственного мировоззрения.

 

Темы для докладов

Зачем нужна философия инженеру, экономисту, исследователю, каждому человеку.

Роль и место философии в структуре мировоззрения человека.

Нравственное учение Конфуция.

Диалектический материализм: основные положения и принципы.

Ситуация постмодерна в современной культуре, перспективы ее развития.

Л.Сапега и идея правового государства.

Тема 2.Метафизика и онтология. Проблема познания в философии.

1. Метафизика и онтология как основные стратегии познания бытия. Категориальный аппарат и метод онтологии. Основные формы бытия: бытие материи, сознания, природы, человека и общества.

2. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке.

3. Познание как культурно-исторический процесс. Формы познавательной деятельности. Проблема познаваемости мира. Категория истины в философии.

4. Понятие науки. Наука как деятельность, система знаний и социальный институт. Структура научного познания. Понятие метода и методологии.

Самостоятельная работа

 

Изучение первоисточников: Парменид, С. 176; Гераклит, С. 232; Ф.В. Шеллинг, С. 279-280 (раздел 4.3 Хрестоматии и антологии, [3].

 

 

Темы для докладов

Категория как форма выражения философского знания.

Категория «бытие» у Парменида и М. Хайдеггера.

Эволюция представлений о природе в философских системах Востока и Запада.

Теории истины в философии.

Творчество как элемент познания.

Наука в системе социальных ценностей современного общества.

Гуманитарная направленность современной науки.

 

 

Тема 3. Основные понятия и проблемы социальной философии

1. Общество как объект философского анализа. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли. Социальная структура общества, ее основные элементы.

2. Проблема движущих сил социальной динамики. Понятие социального субъекта. Роль личности в истории.

3. Идея единства и многовариантности исторического развития. Линейные и нелинейные интерпретации социальной истории.

4. Современная цивилизация: противоречия и трудности развития. Глобальные проблемы современности и будущее человечества.

 

 

Самостоятельная работа

 

Изучение первоисточников: К. Маркс, С. 338-346; Ф. Энгельс, С. 402; А. Швейцер, С. 499-503; А. Печчеи, С. 508 –510, 515-515. (раздел 4.3 Хрестоматии и антологии, [3].

 

Темы для докладов

 

Формационный (цивилизационный, культурологический) подход к анализу истории общества.

Общество и личность: диалектика взаимоотношений.

Демографическая проблема на современном этапе и пути ее решения.

Проблема управления современным обществом. Политика и нравственность.

Философский аспект понятия «гражданское общество».

Утопия и теоретическое исследование будущего: сравнительный анализ.

Глобальные проблемы современности (на выбор одну из проблем).

 

Примерный перечень вопросов

Для подготовки к зачету

по учебной дисциплине «Философия» (историко-философская проблематика)

1. Сущность и роль философии в духовном развитии человечества и личных воззрений.

2. Предфилософия древнего Египта и Вавилонии.

3. Ведическая философия древней Индии.

4. Древнекитайская философия (конфуцианство, даосизм, легизм).

5. Основные черты, этапы становления и направления развития античной философии.

6. Натурфилософия античности в воззрения милетской, эфесской и афинской школ.

7. Ранняя италийская философия (пифагорейцы и элеаты).

8. Софистическая философия античности.

9. Сократическая философия.

10. Высшая философская классика античности (философское творчество Демокрита, Платона, Аристотеля).

11. Эллинистическо-римская философия античности (эпикурейство, стоицизм, скептицизм, эклектика, неоплатонизм).

12. Арабская философия средневековья.

13. Европейская средневековая философия.

14. Философия эпохи Возрождения.

15. Новоевропейская философия (17- 19 века). Основные формы и тенденции развития.

16. Английская философия Нового времени.

17. Французская философия Просвещения.

18. Классическая немецкая философия как вершина развития рационалистической философии Нового времени (общая характеристика).

19. "Критическая философия" И. Канта.

20. Философская система Г.В.Ф. Гегеля.

21. Философская антропология Л.Фейербаха.

22. Иррационалистическая ницшеанская "философия жизни"

23. Позитивистская философия как течение западно-европейской философской мысли.

24. Философия экзистенциализма.

25. Религиозная неотомистская философия.

26. Философия марксисзма (принципиальные идей и историческая судьба).

27. Философский структурализм, феноменология, герменевтика, о принципах познания действительности.

28. Постмодернизм как философская тенденция конца ХХ века.

29. Русская философия: своеобразие, основные темы философствования и мировое значение.

30. Философская мысль Беларуси, ее вклад в развитие славянской, европейской и мировой философии.

Примечание: для подготовки к зачету по историко-философской проблематике изучаемой дисциплины рекомендуется использовать также кафедральную электронную обучающее-тестирующую программу «София» в Intronet вуза.



2015-11-07 792 Обсуждений (0)
По учебной дисциплине «Философия» (историко-философская проблематика) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: По учебной дисциплине «Философия» (историко-философская проблематика)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (792)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)