МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Костанайский филиал Кафедра филологии
УТВЕРЖДЕНО заседанием кафедры филологии Протокол № 01 от «08» сентября 2015 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ по преподаванию дисциплины «Русский язык и культура речи»
Костанай, 2015 г.
Методические указания для студентов составлены: Блиновой Ю.И., ст. преподавателем _______________
Методические указания для студентов обсуждены на заседании методической комиссии кафедры филологии Протокол № 01 от «08» сентября 2015 г.
Председатель метод. комиссии __________________ Н.Р. Гейко
Тема: Предмет и основные понятия курса «Русский язык и культура речи». Вопросы: Специфика культуры речи как научной дисциплины. Культура речи в системе гуманитарных наук. Культура речи и смежные дисциплины (“Риторика”, “Стилистика”). Язык и речь. Функции речи: общение, сообщение, воздействие. Прошлое и настоящее русского литературного языка. Общая характеристика основных этапов становления русского литературного языка. Задание к выполнению СРС №1: собеседование Методические указания: для поиска необходимой информации можно использовать следующие способы: – поиск через систематический каталог в библиотеке; – просмотреть специальные журналы; – выявить материалы, размещенные в сети Интернет. Литература: Основная литература
Дополнительная литература
Тема: Норма как центральное понятие культуры речи. Вопросы: Литературный язык как основа культуры речи. Нормативность литературного языка. Относительность и изменчивость литературной нормы. Источники изменения норм литературного языка. Нормы произношения. Особенности русского ударения. Нарушение грамматических норм. Задание к выполнению СРС №2: составление тестов (25 заданий) Методические указания: Составление тестовых заданий позволяет студенту более глубоко рассмотреть и изучить предложенный материал. При подготовке написания тестовых вопросов следует ознакомиться с темой, данной в учебниках, учебных пособиях. Вопросы в тестовых задания даются четко и ясно, с пятью вариантами ответов (А, В, С, D, Е). В вариантах ответах не должно быть следующих формулировок: «все ответы правильные», «нет правильных ответов», «все ответы верны». Тестовые вопросы могут составляться в различных формах, например: – укажите, кто относится к …? – продолжите определение …; – вставьте пропущенное слово в следующем понятии «…»; – и т.п. Литература: Основная литература 1. Русский язык и культура речи : учебник / под ред. В.И. Максимова ; А.В. Голубевой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2013. - 382 с. : табл. - (Бакалавр. Базовый курс). 2. Сиривля, М.А. Русский язык и культура речи: нормативный аспект [Текст] : учебное пособие / М.А.Сиривля. - Костанай :Костанайский филиал ФГБОУ ВПО "ЧЕлГУ", 2014. - 132 с. : табл. Дополнительная литература
4. Сиривля, М.А. Русский язык и культура речи: нормативный аспект [Текст] : учебное пособие / М.А.Сиривля. - Костанай : Костанайский филиал ФГБОУ ВПО "ЧЕлГУ", 2014. - 132 с. : табл.
Тема: Основные качества речи. Богатство и разнообразие словаря говорящего. Вопросы: Активный и пассивный словарь. Омонимы, синонимы и антонимы. Состав лексики с точки зрения его формирования. Стилистические пласты лексики современного русского литературного языка. Общеупотребительная лексика, территориально или социально ограниченная лексика Задание к выполнению СРС №3:письменная работа(выполнять в тоненькой ученической тетради) 1.Как следует охарактеризовать приведенные ниже языковые факты: как разные значения одного слова или как разные слова? Какие признаки помогают отличить омонимию от полисемии? лисичка ‘животное’ – лисичка ‘гриб’; огонь ‘пламя’ – огонь ‘свет лампы’ – огонь ‘стрельба’; вид ‘зрительный образ’ – вид ‘грамматическая категория’; бой ‘сражение’ – бой ‘звучание (колоколов и т.д.)’; 2. Чем отличаются слова по значению в следующих синонимических рядах? Баталия, бой, сражение, битва, сеча, побоище. Отдых, отдохновение, передышка, покой. Есть, кушать, , лопать, хавать. Врач, доктор, лекарь, эскулап. Скончаться, почить, отправиться к праотцам, загнуться, окочуриться, сдохнуть, умереть. 3. Чем по отношению друг к другу являются следующие пары слов? Презренный – презрительный Невежа – невежда Парламентер – парламентарий Диалектный – диалектический Идеальный – идеалистический Человечный – человеческий Почтенный – почтительный. 4.Подберите синонимы к словам. Лоб, отросток, нежилой, пустой, тщетный, аплодировать, хлопать, мемуары, подарок, дар, презент, наказание, любознательный, платформа, туловище, стан, архитектор, обычай, голова, несерьезный, углядеть, болезнь, миниатюрный, вылечить, отчизна, надежда, уста, боец, обновить, освежить. 5. Найдите ошибку: Удовлетворять современным потребностям. С него взыскали материальный ущерб в пользу потерпевших. Улучшили художественный уровень экспозиций народные музеи Предпринять меры, заслужил известность, неослабная помощь, не играет значения. Методические указания: Литература: Основная литература
Дополнительная литература
4. Сиривля, М.А. Русский язык и культура речи: нормативный аспект [Текст] : учебное пособие / М.А.Сиривля. - Костанай : Костанайский филиал ФГБОУ ВПО "ЧЕлГУ", 2014. - 132 с. : табл.
Тема: Основные качества речи. Чистота речи. Вопросы: Чистота как отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку, или отвергаемых нормами нравственности. Территориальные диалектизмы, варваризмы, жаргонизмы, канцеляризмы, слова- паразиты, вульгаризмы. Задание к выполнению СРС №4: письменная работа На каждое понятие (диалектизмы, варваризмы, жаргонизмы, канцеляризмы, слова- паразиты, вульгаризмы) привести по 6 примеров Методические указания: для поиска необходимой информации можно использовать следующие способы: – поиск через систематический каталог в библиотеке; – просмотреть специальные журналы; – выявить материалы, размещенные в сети Интернет. Литература: Основная литература
Дополнительная литература
4. Сиривля, М.А. Русский язык и культура речи: нормативный аспект [Текст] : учебное пособие / М.А.Сиривля. - Костанай : Костанайский филиал ФГБОУ ВПО "ЧЕлГУ", 2014. - 132 с. : табл.
Тема: Основные качества речи. Выразительные средства языка. Вопросы: Выразительность речи. Тропы и фигуры речи. Метафора и ее виды. Метонимия. Сравнение. Гипербола, литота, оксюморон, синекдоха, аллегория. Задание к выполнению СРС №5: дать определение понятиям и привести примеры, выполнить задание (письменно) По какому принципу построены заглавия: «Война и мир» (Л.Т.); «Дни и ночи», «Живые и мертвые» (Сим.), «Химия добрая и злая», «Доходы и расходы», «Мертвая система не слышит живых людей». «Ретро и модерн рядом», «Проводы трагические и веселые», Оптимистическая трагедия» (Виши.),«Сложная простота», «Холода - сезон жаркий», «Разбуженная тишина», «Громкий шёпот анекдота», «Неофициальное об официальном», «Отступление вперед») (антитеза, метафора, гипербола, литота, оксюморон). Методические указания: для поиска необходимой информации можно использовать следующие способы: – поиск через систематический каталог в библиотеке; – просмотреть специальные журналы; – выявить материалы, размещенные в сети Интернет. Литература: Основная литература
Дополнительная литература
4. Сиривля, М.А. Русский язык и культура речи: нормативный аспект [Текст] : учебное пособие / М.А.Сиривля. - Костанай : Костанайский филиал ФГБОУ ВПО "ЧЕлГУ", 2014. - 132 с. : табл.
Тема: Функциональные стили русского языка Вопросы: Основные стили современного русского языка. Разговорный стиль. Научный. Публицистический. Художественный. Официально-деловой стиль. Стилистическая вариативность. Эпистолярный стиль. Его своеобразие. Подстили официально-делового стиля: законодательный, административно-канцелярский, дипломатический. Жанровые разновидности подстилей: 1) официально-делового стиля; 2) научного стиля. Проблема точности словоупотребления. Использования терминов. Виды терминов. Гармонизация, унификация, благозвучие терминов. Возможность устного существования текстов официально-делового стиля. Проблема речевого стандарта и канцеляризмов. Средства массовой информации и культура речи. Информация, информационная норма, информационное поле. Полистилизм (стилевая полифония) как важнейший признак языка средств массовой информации Задание к выполнению СРС №6: письменная работа (текст не переписывать, но указать № текста) №1. Выпишите из текста обороты речи, подтверждающие научный стиль. В пособии рассматриваются различные теории символа 20 века: Вяч. Иванова, П. Флоренского, отчасти Э. Кассиера, А. Лосева, М. Мамардашвили, А. Пятигорского; устанавливается их связь с традицией древнего магического символизма и христианской экзегетикой. На примере анализа художественных произведений А. Пушкина, Вяч. Иванова, И. Бунина, Ф. Достоевского и др. предпринимается попытка определить принципы подхода к символизму в искусстве. (Е. К. Созина. Теория символа и практика художественного анализа). № 2.Какому стилю речи принадлежит текст? 25 ноября закончил работу трехдневный российско-шведский семинар, посвященный проблеме переподготовки кадров и развитию международного туризма в Новгородском регионе. В числе гостей были представители университетов из городов Стокгольм, Гетеборг, Липчепинг. Возглавил делегацию атташе по культуре посольства Швеции в Москве г-н Ю. Эберг. С российской стороны в семинаре принимали участие представители НовГУ, областной и городской администрации, областного и городского центров занятости, туристических организаций города. Сообщения российских и шведских участников вызвали взаимный интерес. В ходе выступлений прозвучали предложения о дальнейшем сотрудничестве в области подготовки менеджеров для туризма в России, на базе НовГУ с привлечением специалистов из Швеции, об обмене учебными планами и рабочими программами по таким специальностям и дисциплинам, как менеджмент, экология, туризм в различных аспектах, об участии НовГУ в Ярмарке туризма в Гетеборге весной будущего года. Достигнута договоренность о недельном повышении квалификации десяти учителей истории из Швеции в Институте непрерывного педагогического образования НовГУ (Из газет). № 3. Определите стиль и жанр текста. С января прошлого года предприятие приобрело статус закрытого акционерного общества и стало полностью независимым от некогда головной питерской фирмы. Теперь новгородцы, отказавшись от производства однотипной с питерцами продукции – мотоблоков, стали поставлять им на конвейер, а также оптовым покупателям только некоторые комплектующие детали и 10 видов навесных орудий. Это оказалось выгоднее. – Последние годы мы усиленно занимались разработкой и подготовкой выпуска новых видов навесных орудий, уплотнением производственных площадей, – рассказал директор завода Юрий Протасов. – Эта работа не была напрасной: вскоре ежегодно мы начали осваивать по паре, а то и три «свежих» модели, которые востребованы на рынке. Действительно, если в 1998 году ЗАО НМЗ «Энергия» выпустило продукции на 7 млн. рублей, то в прошлом – уже на 15,9 миллиона. В два раза – до 150 человек – возросла и численность персонала. В нынешнем, 2000-м году, эти показатели также увеличатся: здесь намерены максимально поспевать за растущим спросом на свои изделия. Потребителями этой продукции, кроме селян и дачников, стали также коммунальные службы. Видать, надоело уже их работникам при уборке улиц «махать» лопатой и метлой! Вот для них-то заводчане и предложат в этом году аж три новых вида механических помощников – навесных орудий к мотоблоку. В том, что эти машины, как говорят, «пойдут», – конструкторы не сомневаются, ибо заблаговременно изучили потребности № 4. Чем различаются приведенные ниже тексты? 1. Решение о выборе профессии каждый человек должен принять самостоятельно. Но это не значит, что родители могут оставаться в стороне. Именно они в состоянии сделать самое важное – обеспечить ребенку всю широту выбора. Так что не так уж не правы те беспокойные мамы, папы и бабушки, которые с малых лет водят детей по кружкам и секциям, поощряя их в самых разных областях. Конечно, во всем нужна мера, и главное – не переборщить. Прекрасно, если какое-то хобби, не будучи навязанным насильно, увлечет ребенка настолько, что в будущем перерастет в профессию без всякого родительского давления (Из газет).
2. – Татьяна, вы сейчас в затруднительном положении. Ведь решение о выборе профессии каждый человек должен принимать самостоятельно. – Да, это очень сложное решение, но в этом мне помогают мои родители. Я считаю, что родители не должны оставаться в стороне в такой ответственный момент моей жизни. Родители должны с детства обеспечить ребенку всю широту выбора. – И значит, не так уж и не правы те мамы, папы и бабушки, которые с малых лет водят детей по кружкам, секциям, поощряя их занятия? – Вы правы, но во всем нужна мера. – В каком плане именно? – Я имею в виду, что какое-нибудь хобби ребенка увлечет его настолько, что станет его профессией, без всякого родительского давления. – Спасибо за беседу, желаю удачи. № 5.Определите стиль текста – Зовет Павел-то в Москву погостить. Прямо не знаю, что делать. Прямо ума не приложу. «Приезжай, говорит, мама, шибко я по тебе соскучился» (по В. Шукшину). № 6.Какому виду текста соответствуют следующие обороты? По мнению автора, вслед за автором, автор приходит к выводу. Актуальность темы очевидна, так как; в предмете анализа, центральным вопросом является; содержание работы сводится к…; несомненным достоинством статьи; в целом работа имеет высокую оценку; отдельные недочеты не снижают ее уровня; к недостаткам работы можно отнести; автор затронул актуальную тему; работа соответствует требованиям… Статья, опубликованная в … посвящена … в статье говорится о…, а также упоминается… № 7.Сделайте правильное библиографическое описание источника. Андре Нотон Колдовской мир С-Пб Северо-Запад 1992 Кожа. Секретные материалы Бен Мецрих АСТ 1999 Маслова Е. Н. Памятник «Тысячелетию России» Лениздат 1972 Методические указания: повторить теоретический материал, на основании которого выполнить задания. Примеры описания статей из различных источников: Из сборников Бакаева, О.Ю. Таможенные органы Российской Федерации как субъекты таможенного права [Текст] /О.Ю. Бакаева, Г.В. Матвиенко //Таможенное право. – М.: Юрист, 2003. – С.51-91. Литература: Основная литература
Дополнительная литература
4. Сиривля, М.А. Русский язык и культура речи: нормативный аспект [Текст] : учебное пособие / М.А.Сиривля. - Костанай : Костанайский филиал ФГБОУ ВПО "ЧЕлГУ", 2014. - 132 с. : табл.
Тема: Язык и стиль документов Вопросы: Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Культура составления документа: способы изложения материала, соразмерность частей, отбор речевых форм. Аргументация в разных категориях деловых документов. Диапазон используемых речевых средств. Ясность и лаконичность стиля. Задание к выполнению СРС №7: составление тестового задания (25 заданий) Методические указания: Составление тестовых заданий позволяет студенту более глубоко рассмотреть и изучить предложенный материал. При подготовке написания тестовых вопросов следует ознакомиться с темой, данной в учебниках, учебных пособиях. Вопросы в тестовых задания даются четко и ясно, с пятью вариантами ответов (А, В, С, D, Е). В вариантах ответах не должно быть следующих формулировок: «все ответы правильные», «нет правильных ответов», «все ответы верны». Тестовые вопросы могут составляться в различных формах, например: – укажите, кто относится к …? – продолжите определение …; – вставьте пропущенное слово в следующем понятии «…»; – и т.п. Литература: Основная литература
Дополнительная литература
4. Сиривля, М.А. Русский язык и культура речи: нормативный аспект [Текст] : учебное пособие / М.А.Сиривля. - Костанай : Костанайский филиал ФГБОУ ВПО "ЧЕлГУ", 2014. - 132 с. : табл. Тема: Основы ораторского искусства и полемического мастерства Вопросы: Основы ораторского искусства. Что такое ораторское искусство. Ораторское искусство и политика. Виды ораторского искусства. История ораторского искусства. Риторика древней Греции. Риторика Древнего Рима. Развитие риторики в России. Риторические навыки и умения. Индивидуальные особенности оратора Задание к выполнению СРС № 8: собеседование Методические указания: для поиска необходимой информации можно использовать следующие способы: – поиск через систематический каталог в библиотеке; – просмотреть специальные журналы; – выявить материалы, размещенные в сети Интернет. Литература: Основная литература
Дополнительная литература
4. Сиривля, М.А. Русский язык и культура речи: нормативный аспект [Текст] : учебное пособие / М.А.Сиривля. - Костанай : Костанайский филиал ФГБОУ ВПО "ЧЕлГУ", 2014. - 132 с. : табл.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1238)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |