Султанистское правлениеСултанистские режимы подвластны «султану» — здесь наименование правителя нужно понимать в переносном смысле слова. Султанизм, по Линцу, — крайняя форма патримониального наследственно-родового господства, которая не сводится исключительно к режимам Ближнего Востока. Формула, приписываемая Людовику XIV (1638-1715) в качестве генерального принципа его политики, — «Государство — это я!», — выражение не только монархического абсолютизма, но и султанистского подхода к властвованию.
Султанистские режимы, как и авторитарные, существуют с античности, примеров подобного правления в истории немало.
Султаны (т.е. деспоты, тираны) по своему усмотрению казнят или милуют, пытают или одаривают. Все индивиды, группы и институты могут в любой момент стать объектами непредсказуемого деспотического вмешательства со стороны султана и его окружения.
В султанистском режиме личное переплетается с общественным, просматривается сильная тенденция к семейной династической власти и преемственности, нет различий между государственной службой и служением правителю, успехи должностных лиц зависят от личных отношений с деспотом, напрочь отсутствует сколь-нибудь рациональная идеология и, что самое важное, султан абсолютно свободен в своих действиях для достижения любых целей.
В данном режиме не может быть места для оппозиции и плюрализма, нет ни одной сферы в экономике или обществе, которая была бы ограждена от тиранических проявлений воли султана. Полное отсутствие плюрализма — едва ли не единственная схожая черта у тоталитаризма и султанизма. Султанистские режимы лишены какой-либо идеологической основы. Некоторые высказывания лидера могут претендовать на идеологичность, однако они не формируют идеологию, как в тоталитаризме. Идеи лидера доводятся до масс после его прихода к власти или в связи с определенными действиями и никоим образом не ограничивают его владычество, ибо всегда корректируются в зависимости от ситуации. В тоталитарных режимах лидеры тоже имели возможность манипулировать идеологией для оправдания своих акций, но они пытались хотя бы вписаться в некие идеологические рамки. Султаны не ограничены ничем — ни идеологией, ни законами, ни принципами, ни моралью, ни традициями, даже несмотря на заверения в уважении к ним.
Султаны могут объявлять себя пожизненными президентами, императорами, назначать своих родственников принцами и герцогами, менять свои имена, навязывать обществу династическую преемственность власти. К примеру, Бокасса, захвативший в 1966 г. пост президента в ЦАР,сначала провозгласил себя маршалом и пожизненным президентом, а затем назвал страну империей, а себя — императором. В отличие от авторитарных лидеров власть и поступки султана совершенно непредсказуемы. Правители из семьи Дювалье предпочитали убийства и пытки (как некоторые авторитарные лидеры), а Саддам Хусейн использовал химическое оружие, атакуя курдские поселения на севере Ирака. Перечень преступных действий подобной власти можно продолжать почти бесконечно.
Источники утверждают, что император Бокасса хранил у себя в холодильнике тела своих жертв и был людоедом. В каннибализме обвиняют и президента Мобуту, и диктатора Уганды Иди Амина, которые, расправляясь с политическими противниками, таким образом торжествовали над ними. Мобилизация населения в политику (одна из главных характеристик тоталитаризма) редко применяется султанистскими режимами, не имеющими соответствующих институтов и идеологии. Если мобилизация и происходит, то только в определенных ситуациях; она жестко контролируется султаном и неравномерна. Массовая поддержка основана на интересе, обещаниях награды за преданность либо на боязни расправы за неповиновение. Если султаны объявляют выборы, то результаты в случае пассивности избирателей непременно фальсифицированы в пользу власти.
Итак, признаками персонифицированных султанистских режимовявляется отсутствие: идеологии, политической мобилизации, ограничителей на власть султана, плюрализма. В заключение приведем очень четкую компаративную таблицу режимов, созданную Линцем и Степаном (см. с. 111). Вопросы для семинарского занятия 1. Является ли культ личности или харизматичность лидера, который концентрирует значительную власть, необходимой чертой тоталитарных режимов? 2. Ведут ли к распаду тоталитарных режимов кризисы преемственности? 3. Не все однопартийные режимы тоталитарны, тогда какие признаки делают режим таковым? Может ли тоталитарный режим быть многопартийным? 4. Приведите примеры дототалитарных авторитарных режимов. Покажите отличие их от тоталитарных. 5. Каковы причины, способствующие появлению и распаду военных режимов? 6. Сравните несколько примеров постколониального авторитаризма. Некоторые политологи называют постколониальные режимы личными диктатурами во главе с лидером-харизматиком. Согласны ли вы с этим? 7. Существуют ли сходство и различия между тоталитарным и султанистским режимом? Некоторые политологи сравнивают режим Саддама Хусейна с режимом Гитлера. Согласны ли вы с этим? 8. На рисунке (политические режимы по X. Линцу) попробуйте показать режимы И.В. Сталина, Н.С. Хрущева, Л.И. Брежнева, М.С. Горбачева, Б.Н. Ельцина и В.В. Путина. 9. Режимы какого типа нуждаются во внешней поддержке и финансовой помощи? Какие режимы получали поддержку США, СССР и почему? 10. Каковы были характеристики политического режима в СССР/России, непосредственно предшествовавшего перестройке? Сравнительная таблица общих характеристик основных политических режимов
Линц X., Степан А., «Проблемы демократического транзита и консолидации» Тексты Арендт X. Истоки тоталитаризма. — М., 1996. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. — М., 1993. Восленский М. Номенклатура. — М., 1991. Джилас М. Лицо тоталитаризма. — М., 1992. О'ДоннелГ. Делегативная демократия. —Пределы власти. — 1994. —№ 1. Поппер К. Открытое общество и его враги. — М., 1992. Риггс Ф. Непрочность режимов «третьего мира». — Международный журнал социальных наук. — 1993. — № 3. Friedrich С. J., Brzezinski Z. Totalitarian dictatorship and autocracy.—N.Y., 1967. Linz J. Totalitarian and authoritarian regimes. — Boulder, CO, 2000.
Дополнительная литература Авторитаризм и демократия в третьем мире. — М., 1996. Андерсон Р.Д. Тоталитаризм: концепт или идеология? — Полис. — 1993. — №3. Истягин Л.Г. Исследования по тоталитаризму: в поисках нового обоснования концепции. — Полис. — 1997. — № 2. Миллер А. Авторитарный и тоталитарный опыт Центральной Европы. —\ Мировая экономика и международные отношения. — 1996. — № 7. Цыганков П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. — М., 1995. Щербинин А.И. Тоталитарная индоктринация: у истоков системы (Политические праздники и игры). — Полис. — 1998. — № 5. Huntington S.P The Soldier and the State. The Theory and Politics of Civil-Military Relations. — Cambridge, Mass., 1957. Finer S.E. The Man on Horseback. — Harmondsworth, 1976. Friedrich C.J., Curtis M., Barber B.R. Totalitarianism in Perspective: Three Views. — N.Y., 1969. Moore B. Social Origins of Dictatorship and Democracy. — Boston, 1966. Sultanistic Regimes (H.E. Chehabi, J.J. Linz, eds.). — Baltimore, 1998.
Глава 5
Демократия
Программные тезисы · Исторические формы демократии (первобытная, античная, демократические системы Нового времени и в США), их особенности и факторы преемственности. Всенародность, самоуправление, выборность и равенство граждан как базисные принципы первоначальных видов демократии. · Классические и современные модели демократии. Охранительная демократия с разделением властей и набором правил, ограничивающих власть государства. Демократия для развития свободных информированных граждан. Понятие общей воли. Демократия для народа (или марксистская) с идеалом отмирания государства. Партиципаторная концепция демократии: расширение политического участия как цель; демократические механизмы — референдум, инициатива и отзыв выборного лица. Понятие прямой демократии. Демократия для избранных — элитарная концепция: избиратели контролируют власть только на выборах. Плюралистическая модель: соревнование партий и возможность групп интересов свободно выражать мнение. · Понимание современной демократии как полиархии — власти многих, но не всех. Идеальные критерии, реальные институты и принципы (правление большинства при уважении прав меньшинства, равенство граждан, легитимность и представительный характер власти, плюрализм и свобода в политике) полиархии. Характеристики форм политического правления. Определенность процедур при неопределенности результатов. Понятие и функционирование консоциативной демократии. · Переходы к демократии и периодизация «волн» демократизации. Условия демократии: национальная идентичность и государственное единство, экономические и культурные параметры. Понятие и фазы демократического транзита — либерализация, демократизация и консолидация демократии.
Проблемные вопросы 1. Как народ может реализовать свою власть? 2. Следует ли признать любое правление в интересах народа демократичным? 3. Существуют ли пределы для прямого самоуправления народа и нужно ли ему правительство? 4. Насколько совместимо непосредственное осуществление власти всеми с установлением меры политического участия каждого в процессах самоуправления? 5. Означает ли делегирование власти ее утрату? Как избежать такой утраты? 6. Что позволяет гражданам контролировать тех, кому они делегировали власть? 7. В чем состоит демократический и гуманистический потенциал основных правил политической игры при полиархии?
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1245)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |