Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема урока: 16.4. Развитие русской иконописи (от Богоматери Владимирской до парсуны) — 2 урока



2015-11-07 1006 Обсуждений (0)
Тема урока: 16.4. Развитие русской иконописи (от Богоматери Владимирской до парсуны) — 2 урока 0.00 из 5.00 0 оценок




  • Труд русского иконописца как аскетическая практика.
  • Последовательность работы над иконописным образом (слои иконы):
    • основа — деревянная доска (или несколько сплоченных досок), оклеенная тканью (паволокой) от растрескивания;
    • грунт — слой левкаса (греч. ЋбелыйЛ, мел с животным клеем) для выравнивания поверхности;
    • красочный слой. Особенности яичной темперы: прозрачность тонких слоев краски и невозможность исправлений.
  • Последовательность нанесения красочного слоя:
    • прорисовка (или перевод) рисунка на слой левкаса;
    • роскрышь — нанесение тонкого слоя основной краски на одинаково окрашенные поверхности по всему полю иконы и особая забота о ликах на изображении (санкирь, вохрение, оживки и румяна);
    • пробеливание — постепенное высветление выпуклых деталей изображения;
    • нанесение затинков (приплесков) — затемнение невысветленных мест в изображении;
    • защитный слой из олифы или масляного лака;
    • оклад из металлов (золота, серебра, меди), тканей с шитьем или резного дерева, закрывающий все иконное поле, кроме ликов и рук.
  • Основные сюжеты и русской иконописи: сцены из ветхозаветной и евангельской истории, сцены из жизни христианских подвижников.
  • Основные персонажи русской иконописи: Богоматерь, Христос, Иоанн Предтеча, апостолы, праотцы, святые. Житийная икона – иконописная композиция, повествующая о жизни святого, на которой его образ окружен житийными клеймами.
    Основные иконографические типы (изводы) русской иконописи:
    • Богоматерь Одигитрия (Путеводительница) — поясной образ Богоматери с младенцем Христом, сидящим на ее левой руке. Их головы повернуты к зрителю. Правая рука благословляет молящегося, в левой Христос держит свернутый свиток;
    • Богоматерь Елеуса (Умиление) — поясной образ, символизирующий материнскую любовь и единение с Христом. Голова Богоматери наклонена, Христос прижимается к ее щеке;
    • Богоматерь Оранта (Молительница) — образ Богоматери, молящейся за всех христиан, с молитвенно воздетыми руками;
    • Богоматерь Панагия (Всесвятая) — на груди Богоматери Оранты изображен в круге славы младенец Христос;
    • Христос Пантократор (Вседержитель) — образ Христа, правой рукой благословляющий верующих, и держащий в левой руке Евангелие;
    • Спас в силах (Спас на престоле) — образ Христа в одеждах византийского императора или архиерея;
    • Спас Нерукотворный — образ лика Христа, запечатленный, согласно старинному преданию, на полотенце (убрусе).
  • Русские иконописные школы:
    • влияние византийской торжественности во фресках и мозаиках Киевской школы (X - XIII века);
    • строгость образов в иконах Новгородской и Псковской школ (XII - XIV века);
    • мягкость письма в иконах Владимиро-Суздальской школы (XIII - XIV века);
    • изысканность линии и гармония цвета в иконах Московской школы (XIV - XV века).
  • Русская икона XVI - XVII веков. Появление светских мотивов. Превращение иконы в парсуну.

Задания:

  1. Существует ли сегодня для живописцев понятие особого творческого состояния? Как его сегодня называют? Чем оно отличается от подобного состояния древнерусского иконописца?
  2. Зачем иконописец наносил так много слоев красок и лаков на икону, ведь большинство из них зрителю практически незаметны?
  3. Можно ли найти в современной культуре аналогию житийной иконе?
  4. Зачем в середине житийной иконы помещали большой образ святого, ведь вся его праведная жизнь уже показана в клеймах?
  5. Подумайте, что могло обусловить характерные черты русских иконописных школ?
  6. Почему икона постепенно превращается именно в парсуну?
  7. Как вы думаете, можно ли было охранить русскую икону от обмирщения и появления в ней светских мотивов?

Список литературы
для учителя МХК
по культуре Средневековья

 

Культура Византии
1. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. М., 1983 гл. 6.
2. Гартман К.О. Стили. Часть 1. М., 2000.
3. Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. РМФ, 1993.
4. Культура Византии. Вторая половина VII - XII век. М., 1989.
5. Соболев Н.Н. Стили в мебели. М., 1995, гл. 5.

Культура Киевской и средневековой Руси и Ближнего Востока
1. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. М., 1983 гл. 12.
2. Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб., 1995.
3. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993.
4. Виноградова Н.А. и др. Традиционное искусство Востока. Терминологический словарь. М., 1997.
5. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. М.,1998.
6. Икона. В серии “Секреты ремесла”. М., 1993.
7. История русской архитектуры. Уч. пособие. М., 1994.
8. История русского искусства. В 3-х тт., под ред. М.М. Раковой и И.В. Рязанцева. Т.1. М., 1991.
9. Киреева Е.В. История костюма. М., 1976, гл. 2.
10. Плужников В.И. Термины русского архитектурного наследия. Словарь-глоссарий. М., 1995.
11. Малков Я.В. Древнерусское деревянное зодчество. М., 1997.
12. Раппопорт П.А. Строительное производство Древней Руси X – XIII вв. СПб., 1994.
13. Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия. СПб., 1999.
14. Соболев Н.Н. Стили в мебели. М., 1995, гл. 24.
15. Филатов В.В. Краткий иконописный иллюстрированный словарь: Кн. Для учащихся. М., 1996.
16. Флоренский П.А. Иконостас. Любое издание.
17. Флоренский П.А. Храмовое действо как синтез искусств. Любое издание.
18. Художественные модели мироздания. Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. М., 1997, кн. 1, статья 12.
19. Языкова И.К. Богословие иконы. М., 1995.

Культура Западной Европы
1. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. М., 1983 гл. 7-9.
2. Введение в специальные исторические дисциплины. Уч. пособие. М., 1990.
3. Гартман К.О. Стили. Часть 1. М., 2000.
4. Дживелегов А., Бояджиев Г. История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года. М.-Л., 1941.
5. Ильина Т.В. История искусств: западноевропейское искусство. М., 1983, раздел “Искусство Средневековья”.
6. Киреева Е.В. История костюма. М., 1976, гл. 2.
7. Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. М., 1986. гл.2.
8. Лукомский В.К. и барон Н.А. Типольт. Русская геральдика. М., 1996.
9. Мокрецова И.П., Романова В.Л. Французская книжная миниатюра XIII века в советских собраниях. М., 1984.
10. Мокульский С.С. История западноевропейского театра. Часть 1. М., 1936.
11. Немировский Е.Л. Мир книги (с древнейших времен до XX века). М., 1986.
12. Пэрриш К., Оул. Дж. Образцы музыкальных форм от григоианского хорала до БахаЛ. Л., 1975.
13. Розеншильд К.К. История зарубежной музыки. М., 1969, вып. 1, гл. 2.
14. Соболев Н.Н. Стили в мебели. М., 1995, гл. 6-8.
15. Художественные модели мироздания. Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. М., 1997, кн. 1, статьи 7-8.
16. Шуази О. История архитектуры в 2-х томах. М., 1935, т. 2.
17. Ястребицкая А.П. Западная Европа XI – XIII веков. Эпоха. Быт. Костюм. М., 1978.

 



2015-11-07 1006 Обсуждений (0)
Тема урока: 16.4. Развитие русской иконописи (от Богоматери Владимирской до парсуны) — 2 урока 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема урока: 16.4. Развитие русской иконописи (от Богоматери Владимирской до парсуны) — 2 урока

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1006)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)