Общие методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Теория правосудия, в отличие от его истории, представляет собой учебный курс, ориентированный на познание существенного в разноликом. Теория правосудия имеет собственный предмет познания, который связан с закономерностями осуществления правосудной деятельности, но не в абстрактном мире, а применительно к исторической эпохе, тому или иному политическому режиму, благоприятствующему правосудию либо несовместимому с ним. Предмет познания имеет для освоения учебного курса теории правосудия особое значение. Все рассматриваемые в нем явления анализируются исходя из трех уровней: доктринального, законодательного (правоприменительного) и реального. То, что красиво выглядит в научной доктрине, может быть не понято либо не принято законодателем, а равно судебной практикой. Реальная каждодневная правоприменительная деятельность, не связанная с рассмотрением и разрешением судебных споров, но формирующая самые распространенные стереотипы, может кардинально отличаться от того и другого. Следовательно, научные идеи далеко не всегда отражают реальную жизнь. Их нельзя смешивать и подменять одноименные явления трех разных уровней. Теория правосудия оперирует и общими категориями (судебная власть, правопорядок, государственная служба, ветви судебной власти, статус судьи, судебная инстанция, цели судопроизводства и др.), которые необходимы для формирования доктринального знания, сквозного рассмотрения однопорядковых проблем в разных исторических либо национальных условиях. Используемый понятийный и категориальный аппарат в теории правосудия наполняется новым содержанием. Под службой понимается не только должность в штатном расписании судебного учреждения, но и готовность служить людям бескорыстно и самоотверженно на порученном, доверенном участке. Служение людям должно пониматься как добровольно принятое на себя послушание. Если чиновник, включая представителя судебного ведомства, проявляет безразличие к человеческим судьбам, то перед нами не государственный человек и даже не профессионал, а проходимец, желающий получать только льготы, связи, престиж и привилегии, прикрывающий свои корыстные цели занимаемой должностью. Методы познания, используемые в учебной дисциплине, заслуживают особого внимания. Они отличаются как разнообразием приемов, так и направленностью на познание материи разного качества. В учебной дисциплине используется большое количество общенаучных методов, которые имеют для данного учебного курса познавательное значение. При изучении курса теории правосудия следует особое внимание обратить на содержание таких институтов, как судебная власть (ее признаки), судебная реформа (предпосылки и достижения), судебная система (ее достоинства и возникающие проблемы), структура судебного учреждения и управление его деятельностью, правовой статус судьи, органы судейского сообщества, общие и специальные основания дисциплинарной ответственности судей, правосудие и судопроизводство (в их соотношении), конечные и промежуточные цели судопроизводства, независимость суда и условия ее реализации, соотношение истины, правды и правосудия, злоупотребление процессуальным правом, правотворческое значение судебной практики и роль судебного прецедента, проблемы обеспечения единства судебной практики, способы преодоления судебных ошибок проверочными судебными инстанциями. Все они в том или ином виде закреплены в перечне вопросов, который предложен для подготовки к итоговому экзамену. При изучении учебного курса «Теория правосудия» в условиях заочной формы обучения следует обратить, прежде всего, внимание на перечень рекомендуемой литературы. Он состоит из основного и дополнительного списка. Основной список учебной литературы является минимально необходимым. Дополнительный список литературы позволяет глубже разобраться в отдельных тематических вопросах, входящих в программу учебного курса и, при наличии к тому возможностей, претендовать на более высокую оценку при сдаче экзамена. Кроме того, дополнительный список литературы полезен тем магистрантам, которые проявят научный интерес к проблемам, требующим самостоятельного исследования, что может быть использовано при подготовке магистерской диссертации, в последующих научных изысканиях. Список первоисточников включает не только монографическую литературу, но и нормативные правовые акты, практику различных ветвей судебной власти. С учетом трехуровневого подхода к любому вопросу, изучаемому в учебном курсе «Теории правосудия», необходимости в реализации общеобразовательных и профессиональных компетенций, предусмотренных государственным стандартом, каждая научная идея должна быть изучена в контексте принятых законодателем нормативных правовых актов, в которых она нашла отражение, судебной, иной правоприменительной деятельности. И, наоборот, любой эпизод правоприменительной деятельности должен найти оценку с точки зрения применимых норм материального и процессуального права, а также научной доктрины. Магистранту необходимо формировать собственные представления о том, как складывается судебная практика и как она должна складываться. Этими обстоятельствами объясняется специфика учебного курса, содержание контрольного задания, ознакомительной судебной практики и перечня вопросов, которые предложены в настоящем учебно-методическом комплексе для подготовки к итоговому экзамену. Магистрантам необходимо научиться ценить разнообразие научных подходов к решению одной и той же проблемы, анализировать различия в аргументации каждой точки зрения, овладеть приемами достижения самого лучшего результата профессиональной деятельности через разномыслие, обеспечения единства судебной практики. В условиях заочной формы обучения необходимо изучать рекомендуемую литературу не только перед началом очередной сессии. Ее следует особенно вдумчиво осваивать в период прохождения практики с тем, чтобы реальную судебную деятельность сопоставлять с научной доктриной, познавать не только то, как она протекает, но и так, как должна осуществляться. Подготовку к итоговому экзамену следует признать завершенной только в том случае, когда на каждый вопрос перечня, предложенного для подготовки, магистрант сможет дать исчерпывающие ответы с точки зрения научной доктрины, законодательной регламентации и судебной практики. Работа с учебником. История учебника начинается в глубокой древности. С течением веков количество и качество учебников изменилось, но осталось их предназначение: служить базовым источником для получения знаний. Учебники излагают материал дисциплины. По каждой дисциплине таких учебников издано значительное количество; они отличаются не только по объему, но и по качеству. Чтобы студент мог ориентироваться в массе учебной литературы, на кафедре утверждены базовые учебники. С учетом их содержания создаются рабочие программы, разрабатываются задания и вопросы к зачету. Важно понимать, что даже самый объемный учебник является лишь сжатым, концентрированным выражением всего материала, который существует по данной дисциплине. В учебнике, во-первых, приводятся и объясняются основные понятия и факты, причем их интерпретация соответствует общепризнанной или доминирующей точке зрения в науке; во-вторых, обращается внимание на дискуссионные вопросы, что позволит вам изучить проблему по другим источникам и сформировать собственную точку зрения. Нередко в учебниках приводятся мнения и аргументация других ученых по какой-либо проблеме, что призвано содействовать углублению ваших знаний. Работа с учебником должна происходить в течение всего семестра, а его материал – распределяться равномерно по неделям, в соответствии с темами лекций и семинарских занятий. Неплохой эффект дает чтение учебника не после лекции, а наоборот, перед ней. Магистрант, уже ознакомленный с темой по учебнику, воспринимает и запоминает основные положения лекции намного легче. При ознакомлении с каким-либо разделом рекомендуется прочитать его целиком, стараясь уловить логику и основную мысль автора. При вторичном чтении лучше акцентировать внимание на основных, ключевых вопросах темы. Можно составить их краткий конспект, что позволит изученный материал быстро освежить в памяти перед экзаменом. Не забудьте отметить сложные и не понятные вам места, чтобы на занятии задать вопрос преподавателю. Один из лучших способов закрепления материала – попытаться объяснить тему кому-либо, например, вашему однокурснику. В этом случае можно узнать, какие пробелы имеются в знании данного вопроса. Для лучшего усвоения материала базовых учебников студентам предлагаются тесты разной сложности, опубликованные в упомянутых учебно-методических комплексах. Первый вид тестов – обучающие, так как для правильного ответа на вопрос необходимо детально проработать соответствующий раздел учебника. Тесты составлены таким образом, что правильным является не обязательно какой-либо один из предложенных ответов. Второй вид тестов – контрольные.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (560)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |