Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Тема 7: Типология государств




В результате освоения данной темы обучающийся должен:

знать:

- понятие и сущность типологии государств;

- основные подходы к типологизации государств;

- характеристику формационного подхода к типологии государств;

- характеристику цивилизационного подхода к типологии государств;

уметь:

- выделять критерии типологизации государств;

- определять соотношение типов государств;

- определять тип государства на основе формационного и цивилизационного подходов;

владеть:

- навыками самостоятельного анализа типов государств;

- навыками оперирования основными понятиями и категориями по данной теме.

В рамках данной темы необходимо знать определения следующих понятий:тип; тип государства (исторический тип государства); общественно-экономическая формация; рабовладельческое государство; феодальное государство; буржуазное (капиталистическое) государство; социалистическое государство; цивилизация; первичная цивилизация; вторичная цивилизация; локальная цивилизация; национальная цивилизация; всемирная цивилизация.

Вопросы, подлежащие изучению:

1. Понятие и критерии типологии государств.



2. Формационный подход к типологии государств.

3. Цивилизационный подход к типологии государств.

4. Диалектика соотношения формационного и цивилизационного подходов к типологии государств.

Методические рекомендации по изучению вопросов темы:

В рамках первого вопроса для начала следует определить термины «тип», «типология», их значение при анализе различных явлений. Далее требуется охарактеризовать необходимость и важность осуществления типологической характеристики государств. При этом, следует иметь в виду, что исходными посылками типологии государств являются следующие положения: во-первых, положение о том, что развитие общества, а, вместе с ним, и государства - длительный естественно исторический процесс; во-вторых, этот процесс неразрывно связан с развитием социальной природы, содержания и назначения государства, с коренными изменениями основных принципов его организации и функционирования; в-третьих, положение о том, что процесс перехода государства от одной ступени к другой, от одного типа к другому органически сочетает в себе элементы непрерывности, эволюции государственно-правовых явлений с элементами их дискретности, качественной скачкообразности (революционности). Затем необходимо определить понятие «тип государства» («исторический тип государства»), перечислить критерии, на основании которых государства подразделяются на типы, и охарактеризовать соответствующие типы государств.

В рамках второго вопроса следует определить понятие «общественно-экономическая формация» и охарактеризовать его как основополагающий критерий отнесения государства к соответствующему типу. Требуется назвать крупнейших представителей данного подхода, перечислить и охарактеризовать типы государств, выделяемые ими по данному критерию, и соотнести их с типами общественно-экономических формаций (первичной – архаической; вторичной – политической; третичной – коммунистической). Необходимо проанализировать особенности коммунистической формации, в рамках которой формируется социалистическое государство – государство переходного периода, объяснить, почему в условиях коммунистической формации, по мнению представителей данного подхода, государство утрачивает свою социальную значимость и постепенно отмирает.

В рамках третьего вопроса следует определить понятие «цивилизация» и охарактеризовать его как основополагающий критерий отнесения государства к соответствующему типу. Необходимо отметить, что данный термин интерпретируется в обществоведении весьма неоднозначно, что является слабой стороной цивилизационной типологии. Требуется назвать крупнейших представителей данного подхода, перечислить и охарактеризовать типы цивилизаций, выделяемых ими. Особо следует остановиться на анализе так называемого «технологического» направления, согласно которому тип государства связывается с той ступенью (стадией), научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которой соответствует данное государство.

В рамках четвертого вопроса необходимо сравнить методологию формационного и цивилизационного подходов к типологии государств, показать сильные и слабые стороны каждого из рассматриваемых подходов. При этом, следует отметить, что в условиях демократизации общества и государства, идеологического плюрализма, необходимо осуществлять типологическую характеристику государств, используя различные подходы. В связи с этим, каждый из указанных подходов имеет право на существование, вносит определенный вклад в познание феномена государства.

Вопросы для самопроверки:

1. Как Вы понимаете термин «тип»?

2. Что такое типология, и какое место типология занимает в системе методов научного познания?

3. Что такое тип (исторический тип) государства?

4. Назовите критерии, лежащие в основе типологизации государств.

5. Что такое общественно-экономическая формация?

6. Чем обусловлена смена общественно-экономических формаций?

7. Назовите типы государств, выделяемых в рамках формационного подхода.

8. Что такое цивилизация?

9. Назовите представителей цивилизационного подхода к типологии государств.

10. Перечислите типы государств, выделяемых в рамках цивилизационного подхода.

Литература по теме:

 

Бессонова О.Э. Общая теория институциональных трансформаций: парадигмальное переосмысление цивилизационного развития России // Социологические исследования. 2008. № 1.

Валиуллин Р.Р. Экономические законы в общественно-экономических формациях // Экономические науки. 2007. № 33.

Де Фреде Э. Культура, цивилизация и идентичность // Полис (политические исследования). 2012. № 5.

Долгушина С.В. Принципы взаимосвязи правовой и религиозной форм общественной жизни // История государства и права. 2010. № 4.

Звонарева О.С. О цивилизационном подходе в теории государства и права // Правоведение. 2003. № 4.

Комаров С.А. Проблемы типологии государства и права // Проблемы теории государства и права. М., 1999.

Кульпин Э.С. Становление системы основных ценностей российской цивилизации // История и современность. 2008. № 1.

Лукин Н.Н. Методологические проблемы взаимодействия цивилизации и права // Философия права. 2010. № 6.

Мамут Л.С. Государство в ценностном измерении. М., 1998.

Оксамытный В.В. Теория государства и права. М., 2004.

Осипян Б.А. Критерии правомерности типов и форм государств // История государства и права. 2007. № 18.

Поляков А.Н. Цивилизация как социальная система: теория, типология и метод // Вопросы истории. 2007. № 11.

Рассолов М.М. Теория государства и права: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция». М., 2013.

Рожкова Л.П. Принципы и методы типологии государства и права. Саратов, 1984.

Романчук И.С. Религия как идеологическая основа государственной власти // Государство и право. 2010. № 12.

Ромашов Р.А. Теория государства и права. СПб., 2006.

Ромашов Р. А.Государство: территория, население, власть. СПб.; Пушкин, 1998.

Сальников В. П., Степашин С. В., Хабибулин А. Г.Государственность как феномен и объект типологии: теоретико–методологический анализ: Монография. СПб., 2001.

Синенко Ю.О. О соотношении формационного и цивилизационного подходов к типологии государства // Закон и право. 2007. № 4.

Супатаев М.А. Цивилизационные аспекты модернизации права // Государство и право. 2012. № 3.

Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

Треушников И.А. Правовые аспекты проблемы «Запад-Восток» в философии всеединства // Философия права. 2009. « 2.

Трофимова Р.П. К вопросу о типологии «локальных цивилизаций» // Вопросы гуманитарных наук. 2009. № 6.

Хабибуллин А.Г. Научные основы типологии государства: вопросы теории и практики. СПб., 1997.

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (682)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.023 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7