Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 17: Правосознание и правовая культура





В результате освоения данной темы обучающийся должен:

знать:

- понятие и природу правосознания;

- структуру правосознания;

- характеристику элементов правосознания;

- виды правосознания;

- понятие правовой культуры;

- структуру правовой культуры;

- виды правовой культуры;

- понятие и характеристику правового нигилизма и правового идеализма как антиподов правовой культуры;

- понятие, формы и методы правового воспитания;

уметь:

- выделять элементы структуры правосознания;

- определять виды правосознания;

- выявлять деформации правосознания и определять их вид;

- пропагандировать правовые знания и необходимость соблюдения действующих правовых норм субъектами права;

владеть:

- навыками самостоятельного анализа правосознания, правовой культуры и правового воспитания;

- навыками оперирования основными понятиями и категориями по данной теме.

 

В рамках данной темы необходимо знать определения следующих понятий:правосознание; правовая психология; правовая идеология; обыденное правосознание; профессиональное правосознание; научное правосознание; правовая культура; правовой нигилизм; правовой идеализм; правовое воспитание; формы правового воспитания; методы правового воспитания.

Вопросы, подлежащие изучению:

1. Понятие, структура и виды правосознания.

2. Понятие, структура и виды правовой культуры.

3. Правовой нигилизм и правовой идеализм.

4. Правовое воспитание: понятие, формы, методы.

5. Профессиональное правосознание и правовая культура сотрудников ОВД.

Методические рекомендации по изучению вопросов темы:

В рамках первого вопроса необходимо определить понятие «правое сознание», охарактеризовать соотношение понятий «право» и «правосознание». Далее следует проанализировать структурные элементы правосознания (правовую психологию и правовую идеологию), раскрыть виды правосознания (по субъекту-носителю, по уровню осознания права).

В рамках второго вопроса следует охарактеризовать правовую культуру как часть цивилизационной культуры общества, определив понятие «правовая культура» и проанализировав содержательные элементы правовой культуры (правовые ценности; действующее законодательство; правосознание; правомерное поведение). Требуется также охарактеризовать связь правовой культуры и правового сознания. Далее необходимо раскрыть виды правовой культуры (по субъектам, по глубине отражения правовой действительности).



В рамках третьего вопроса необходимо осуществить анализ правового нигилизма и правового идеализма как антиподов правовой культуры. Для этого требуется определить указанные понятия, а также выявить причины их возникновения в обществе и пути преодоления.

В рамках четвертого вопроса следуетопределить понятие «правовое воспитание», охарактеризовать роль правового воспитания в формировании социально активного члена общества, хорошо знающего свои права и возможности, умеющего отстаивать их всеми законными средствами. Далее следует проанализировать такие формы правового воспитания, как: правовую пропаганду, правовое обучение, юридическую практику, самообразование. Говоря о методах правового воспитания, требуется, прежде всего, определить данное понятие, а затем охарактеризовать следующие методы правового воспитания: убеждение, принуждение, поощрение, профилактику и др.

В рамках пятого вопроса следуетохарактеризовать роль правосознания и правовой культуры сотрудников органов внутренних дел в осуществлении ими профессиональной деятельности, аргументировано показать, в чем конкретно проявляется профессиональный уровень данных категорий.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое правосознание?

2. Что такое правовая психология?

3. Что такое правовая идеология?

4. Назовите критерии, на основании которых можно подразделить правовое сознание на виды.

5. Что такое обыденное правосознание?

6. Что такое правовая культура?

7. Назовите виды правовой культуры.

8. Охарактеризуйте взаимосвязь права и правосознания.

9. Что такое правовой нигилизм и правовой идеализм?

10. Охарактеризуйте правосознание и правовую культуру сотрудников ОВД.

Литература по теме:

Абдурахманова И.В. Тоталитарное правосознание в России: факторы формирования и трудности преодоления // Государство и право. 2008. № 5.

Абрамов А.И. Функции правосознания и их роль в реализации функций права // Правоведение. 2006. № 5.

Арсентьева А.Г. Нравственно-правовая культура сотрудника органов внутренних дел: моделирование процесса формирования (теоретико-правовой аспект) // Актуальные проблемы теории и истории государства и права: Труды кафедры теории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России. Вып. 1. СПб., 2012.

Арсентьева А.Г. Правосознание как элемент нравственно-правовой культуры сотрудника органов внутренних дел современной России // Актуальные проблемы теории и истории государства и права: Труды кафедры теории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России. Вып. 1. СПб., 2012.

Байниязов Р.С. Правосознание и российский правовой менталитет // Правоведение. 2000. № 2.

Беседин А.А. Институциональный уровень механизма правовой идеологии // История государства и права. 2010. № 2.

Бессарабов Р.А. Правовая социализация и правовое воспитание // Философия права. 2010. № 4.

Болдырев С.Н. Правовая культура общества и культура юридической техники // Философия права. 2011. № 1.

Болотина Е.В. Правовой нигилизм и пути его преодоления в России // Актуальные проблемы теории и истории государства и права: Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. Санкт-Петербург, 14 декабря 2001 г. / Под общ. ред. В.П. Сальникова, Р.А. Ромашова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2002.

Бондарев А.С. Понятие правовой культуры // История государства и права. 2011. № 6.

Ветютнев Ю. Ю., Шириков А. С., Трифонов А. С. Правовая культура в России на рубеже столетий (Обзор Всероссийской научно-теоретической конференции) // Государство и право. 2001. № 10.

Власова Т.С. Индивидуальное правосознание как условие социально-правовой трансформации // Философия права. 2011. № 2.

Галлиев Ф.Х. Историческая обусловленность правовой культуры // История государства и права. 2010. № 19.

Гринева Л.В. К вопросу о рефликсии правосознания в формировании правового государства // История государства и права. 2011. № 5.

Егоров В.Е. Право и правовая культура в условиях глобализма // Юридическое образование и наука. 2011. № 2.

Ефремов А.В. Правосознание и правовая культура в Российской Федерации: проблемы становления и пути решения // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 6.

Жиданов А.И. Правовое сознание современного российского общества: проблемы и перспективы //Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2010. № 4.

Жукешева К.М. Правовое образование как средство воспитания менталитета // Философия права. 2009. № 1.

Жукова Н.С. Правовая идеология как неотъемлемый структурный элемент правосознания // Философия права. 2011. № 2.

Завьялов Ю.С. Правовая культура и пути ее изучения // Государство и право. 2013. № 10.

Индык А. Г. Структура нравственно-правовой культуры // Актуальные проблемы теории и истории государства и права: Материалы международной научно-теоретической конференции. Санкт-Петербург, 24 декабря 2003 г. Часть 1 / Под общ. ред. В. П. Сальникова, Р. А. Ромашова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2004.

Клименко А.И. Структурные характеристики правовой идеологии современного государства // История государства и права. 2010. № 4.

Ковалев С.А. Деформация правосознания как фактор противоправного поведения личности // История государства и права. 2009. № 13.

Корнев В.Н. Проблемы теории правосознания в современной отечественной юриспруденции // История государства и права. 2009. № 20.

Магомедов Д.Б. Правовое воспитание молодежи в системе профилактики правонарушений // Закон и право. 2013. № 12.

Мартышин О.В. Идеология и формирование новой политической и правовой культуры в Российской Федерации // Государство и право. 2010. № 9.

Матузов Н.И. Правовой идеализм как оборотная сторона правового нигилизма // Государство и право. 2013. № 10.

Носов И.П. Традиции и новации в российской правовой культуре // Философия права. 2011. № 4.

Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. 2004. № 3.

Плахтий Е.В. Влияние правового нигилизма на уровень правовой культуры в России // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 4.

Пылев С.С. Нравственно-правовое сознание сотрудников ОВД как элемент социального института органов внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 12.

Сауляк О.П. Правовая культура как фактор обеспечения правопорядка (общетеоретические, образовательные и иные аспекты проблемы) // Право и образование. 2009. № 10.

Сафонов В.Г. Понятие правового нигилизма // Государство и право. 2004. № 12.

Фролова Е.А. Правосознание (Теоретико-философский аспект). // Государство и право. 2011. № 7.

Цыганкова Д.Ю. Правовая идеология: аспекты понимания // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 8.

Шуняева В.А. Российская правовая культура: прошлое, настоящее, будущее // Актуальные проблемы теории и истории государства и права: Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. Санкт-Петербург, 14 декабря 2001 г. / Под общ. ред. В.П. Сальникова, Р.А. Ромашова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2002.

Эриашвили Н.Д. Профессиональная этика российского полицейского // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 1.

Якунин В.И. Государственная идеология и национальная идея? Конституционно-ценностный подход // Государство и право. 2007. № 5.

 

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (673)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)