Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Факторы применения логистики в современной экономике



2015-11-06 1095 Обсуждений (0)
Факторы применения логистики в современной экономике 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В разных моделях экономики (в зависимости от степени монополизации, условий конкуренции, доли государ­ственного сектора) имеются различные объективные фак­торы целесообразности и эффективности применения ло­гистического подхода как метода организационно-анали­тической оптимизации производственно-коммерческой деятельности.

Эффективность «рыночной» экономики тесно связана со степенью концентрации производства. Управление этой экономикой сосредоточено в относительно немногих ру­ках, оно, по сути, монополизировано. Соответственно мо­нополизирована и собственность. Функционирование эко­номики всегда характеризуется органическим взаимодей­ствием централизованного и децентрализованного начал организации экономической жизни. Известны экономи­ческие преимущества концентрации и специализации производства. Чем более массовый выпуск продукции, тем ниже стоимость ее изготовления. С ростом мощности или производительности одного агрегата, одной системы сни­жается себестоимость продукции, но одновременно возрас­тает стоимость самого агрегата (системы). В результате становится исключительно высокой «цена» возможной ошибки в организации функционирования логистической (потоковой) системы. Одновременно резко усиливается взаимная зависимость между поставщиками и потребителя­ми. Еще более возрастает значение полноты и своевремен­ности информации о результатах деятельности смежных систем для нормального функционирования каждого предприятия или объединения. Логистическое (оптими­зирующее) управление базируется на выборе наилучшего решения из нескольких возможных. Ускорение темпов из­менения структуры производства приводит к тому, что выбор решения происходит в условиях все более ограни­ченного времени. Все это свидетельствует о том, что и пред­принимательская (производственно-коммерческая) дея­тельность не может более полагаться только на опыт и ин­туицию, она должна базироваться на научных основах.

Объектом логистики являются (рис. 2.1) сложные ди­намические производственно-коммерческие комплексные системы МТО и сбыта, включающие организационно-экономическую и технологическую (снабженческую) де­ятельность, организационно-экономические, транспорт-но-технические операции, организационно-заготовитель­ную и производственно-технологическую, организационно-технологическую и коммерческо-сбытовую деятельность.

Характерными особенностями такого объекта являют­ся: рассредоточенность технических средств и коллекти­вов людей на громадной территории; мобильность значи­тельной массы технических средств (транспортных); вы­сокая фондоемкость технических средств; зависимость от результатов работы большого числа смежных подсистем (грузоотправителей, грузополучателей, поставщиков ре­сурсов). Все эти особенности воздействуют на объем и протекание информационных процессов в логистических сис­темах (подсистемах). Добиться совпадения усилий и ин­тересов коллективов отдельных подсистем и системы в це­лом часто бывает далеко не просто. Логистика с ее систем­но-кибернетическим целостным подходом к изучаемым материально-информационным потоковым процессам по­могает найти пути решения и этой проблемы.

Рис. 2.1. Объект, свойства и особенности логистики

Очевидно, речь может идти о моделях рынка двух аль­тернативных крайностей в экономике (полная централиза­ция или полная децентрализация), в соответствии с кото­рыми формируются понятия тоталитарного «социалисти­ческого рынка» и «свободного рынка». Понятно, что меж­ду этими крайностями в реальной действительности чаще, чем эти крайности, встречаются промежуточные варианты, модели которых также следует иметь в виду при анализе.

Необходимость экономического централизма сегодня обусловлена задачами, во-первых, общего развития эконо­мики и, во-вторых, координации для успешного достижения целей каждым участником, вовлеченным в общий произ­водственно-коммерческий процесс. Реализацию этого центра- -лизма неправомерно полностью идентифицировать с ролью государства в экономике; нельзя оставлять без внимания формирование организационно-экономических структур самими участниками предпринимательской деятельности.

Важнейшей задачей регулирования экономики со сторо­ны государства является координация производст­венно-коммерческого (предпринимательского) поведения экономических субъектов. Современная индустриальная экономика интенсивного типа, т.е. основанная на НТП, стро­го говоря, не может быть децентрализованной, ее нельзя пол­ностью свести к рынку свободной конкуренции. Она нужда­ется в экономической интеграции (т.е. централизации).

Тем самым экономическая централизация слагается из экономических форм: производства, обмена, распределе­ния и потребления. А это как раз потоковые процессы — объекты логистической деятельности.

Объективными факторами обеспечения условий воз­никновения и эффективного применения логистического подхода в экономике являются:

— организационное единство потокового процесса;

— технологическое единство потокового процесса;

— экономическое единство потоковых процессов това­рообмена и воспроизводства;

— информационное единство потоковых процессов.

Объективные условия деятельности крупных фирм в настоящее время, характер решаемых ими задач, необхо­димость адаптации к имеющимся экономическим, техно­логическим, социально-политическим, демографическим и другим факторам обусловливают сдвиг «управленческой философии» в направлении «предпринимательского» сти­ля. Административные составляющие функциональных систем постепенно замещаются подходами, характерны­ми для предпринимательского управления. Первостепен­ное значение для этого процесса имеет становление «но­вого управленческого мышления» и создание в организа­ции благоприятного климата для развития предпринима­тельского стиля управления.

Важное значение приобретает «видение» — целостное понимание целей и путей развития фирмы, т.е. « логистическое мышление». «Видение» формулируется верхушкой управления, т.е. общей концептуальной постановкой за­дачи. Как правило, это некие ценностные установки, ко­торые могут быть поняты и приняты большинством чле­нов организации в виде логистической системы:

Рис. 2.2. Логистическая система

Одна из главных причин особого внимания к форми­рованию атмосферы сотрудничества заключается в сле­дующем: отношения партнерства превращают управля­ющего из строгого контролера в человека, ищущего воз­можности согласования интересов различных групп. И все же из-за иерархической природы крупных органи­заций роль верхушки управления в изменении внутри-организационных отношений продолжает оставаться ре­шающей.

Логистическая форма организации межфирменного взаимодействия — логистические цепи. Можно утверж­дать, что в 1980-х гг. наиболее важной функцией пред­принимателей стала быстрая, гибкая, инновационная адаптация к возрастающей неопределенности окружаю­щей среды как внутренней структуры, так и внешних вза­имосвязей и поведения фирм. Предприниматели все чаще осознают необходимость использовать наряду с преиму­ществами специализации особую атмосферу творчества и заинтересованности, характерную для мелких фирм, возможности, предоставляемые производственной коопе­рацией и экономией на масштабах, совместные научно-исследовательские разработки, разделение риска.

Выделяют совокупность факторов, которые дают воз­можность говорить о логистических цепях как об особой форме организации и координации производства и меж­производственного взаимодействия.

Представляется целесообразным определить причины и экономические предпосылки их образования, условия существования и поддержания жизнеспособности в различ­ных отраслях экономики (табл. 2.1). Из таблицы очевидны качественные отличительные особенности трех различных моделей рынка — организационно-экономических меха­низмов: «свободного рынка», административной модели, логистической цепи.

Таблица 2.7 - Основные особенности «свободного рынка», административной модели, логистической цепи

 

«Свободный рынок» Административная модель рынка Логистическая цепь (модель рынка)
1. Нормативная база  
Право собственности, юридически скреплен­ные контракты Отношения найма Отношения взаимных обязательств
2. Средства коммуникавд и
Цены Административные процедуры Установившаяся практика
3. Методы разрешения конфликтов
Обращение в суд Административное Переговоры (преимущественно неформальные)
4. Степень гибкости  
Высокая Низкая Средняя
5. Уровень взаимных обязательст гв сторон-
Незначительный Средний либо высокий Средний

При «рыночных» операциях предметы обмена четко определены, соблюдение соглашений гарантируется силой закона. Логистические формы обмена, напротив, включа­ют зачастую операции по обмену недостаточно четко обо­значенных ценностей, сами операции являются частью более общей системы взаимоотношений.

Одной из важнейших характеристик логистической организации следует считать взаимное согласие участни­ков отказаться от ориентации на преследование собствен­ных целей в ущерб интересам всех других членов логис­тической цепи.

Одним из основных принципов, на которых могут бази­роваться логистические системы и цепи, является взаи­мовыгодный обмен ресурсами между всеми участниками.

Обращают на себя внимание два взаимосвязанных во­проса: условия стабильности логистических цепей в целом и положение в них каждого из участников в частности, а также экономические предпосылки эффективного функ­ционирования фирм в рамках логистических цепей. При анализе причин и условий возникновения идеи образова­ния логистических цепей за отправной пункт целесообраз­но принять теорию издержек, связанных с заключением сделок. Согласно этой теории для фирмы, производящей, например, сборку конечного продукта, стратегия закуп­ки деталей у другой фирмы будет более выгодной, чем ори­ентация на самостоятельное изготовление их, если внут­рифирменные издержки на их производство больше, чем издержки внешнего поставщика. Если бы не существова­ло дополнительных издержек, связанных со сделками по поводу внешних поставок комплектующих деталей, фир­мам не приходилось бы сосредоточивать все этапы произ­водства под одной крышей, они могли бы воспользовать­ся преимуществами интеграции и проявлять гораздо боль­шую гибкость в случае необходимости смены поставщи­ков. Когда же издержки, связанные со сделками, высоки, фирмы предпочитают интегрировать все виды деятельно­сти, которые можно было бы в других условиях передать субподрядчикам.

Таким образом, можно исходить из того, что одной из главных задач фирмы является снижение конечных из­держек по производству продукта (независимо от того, производятся ли все операции внутри фирмы или выно­сятся вовне ее).

 



2015-11-06 1095 Обсуждений (0)
Факторы применения логистики в современной экономике 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Факторы применения логистики в современной экономике

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1095)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.023 сек.)