Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Концепция личности Г. Олпорта




Гордон Олпорт (1897-1967), один из наиболее почитаемых приверженцев диспозиционального направления, рассматривал создаваемую им концепцию личности как альтернативную механицизму поведенческого подхода и биологическому, инстин­ктивному подходу психоаналитиков. Он полагал, что личность, как бы ее ни понимали, прежде всего реальная, конкретная часть психической жизни, существующая в формах строго единичных и индивидуальных. Он определяет личность как реальную сущ­ность каждого конкретного человека.

В результате анализа более чем пятидесяти определений лич­ности из различных сфер человековедения Г. Олпорт сделал вы­вод, что личность - это то, что лежит за конкретными поступка­ми человека, внутри него самого. Личность - это динамиче­ская организация тех психофизических систем внутри инди­вида, которые определяют характерное для него поведение и мышление. Она не является статичной сущностью. Личность, хотя и имеет основополагающую структуру, постоянно находит­ся в процессе развития.

Термин «психофизические системы» предполагает учет как психических элементов, так и элементов соматических. Термин «характерное» в определении Г. Олпорта отражает первостепен­ную значимость, придаваемую им уникальности любого челове­ка. И, наконец, под понятиями «поведение и мышление» подра­зумеваются основные виды человеческой активности. Г. Олпорт полагал, что личность выражает себя тем или иным образом во всех наблюдаемых проявлениях человека.



Одним из главных постулатов теории Г. Олпорта было по­ложение о том, что человек прежде всего социальное существо и потому не может развиваться без контактов с окружающи­ми людьми, с обществом. Отсюда неприятие Г. Олпортом по­ложения психоанализа об антагонистических, враждебных от­ношениях между личностью и обществом. При этом Г. Олпорт утверждал, что общение личности и общества является не стрем­лением к уравновешиванию со средой, а взаимодействием, вза­имообогащением.

Г. Олпорт резко возражал и против общепринятого в то время постулата, что развитие - это адаптация, приспособление челове­ка к окружающему миру, доказывая, что человеку свойственна как раз потребность взорвать равновесие и достигать все новых и новых вершин. Таким образом, с точки зрения Г. Олпорта, прин­ципиальная особенность личности - ее проактивностъ (в про­тивовес реактивности). Он категорически не соглашался с мне­нием психологов, приписывающих человеку стремление к гомеостазу, снятию напряжения. Люди активно ищут социальные ситуации, способствующие проявлению их особенностей. Для Г. Олпорта человек - существо, стремящееся к установлению и сохранению определенного уровня напряжения, а стремление к сокращению напряжения - это признак нездоровья.

Личность, по мнению Г. Олпорта, представляет собой динамичную (мотивированную) развивающу­юся систему. Ключом к пониманию личности должны быть пер­спективные цели человека, его намерения. По Г. Олпорту, личность свободна от прошлого - связи с прошлым исторические, а не функциональные. Наиболее ярким выражением понимания Г. Олпортом активности личности как сущностной ее характеристики служит введенный им принцип функциональной автономии мотивов. Он не спорит с психоаналитическим взгля­дом на истоки человеческой мотивации, но вводит принципиаль­ное дополнение. В процессе развития происходит трансформация исходной инстинктивной энергии, формируются разные мотивы. Одни мотивы возникают из других, отпочковываются, отделяют­ся от них (это происходит путем их дифференциации и интегра­ции) и становятся функционально автономными, то есть незави­симыми от исходных базовых побуждений. Идея функциональ­ной автономии мотивов объясняет, почему у взрослых людей достаточно широкий и разнообразный спектр мотивов, наряду с тем, что базовые изначальные биологические потребности одина­ковы. Мотивация всегда локализована в настоящем и направлена не в прошлое, а в будущее, потому что от прошлого она уже функ­ционально независима.

Согласно концепции Г. Олпорта, есть существенный разрыв между нормой и патологией, ребенком и взрослым, животным и человеком. Теории, подобные психоанализу, могут быть высокоэффективны в репрезентации нарушенного или патологического поведения, но оказываются малополезными при рассмотрении нормального поведения. Аналогично, теории, дающие абсолют­но адекватные концепции младенчества или раннего детства, не­адекватны для объяснения взрослого поведения.

Г. Олпорт также последовательно противостоит экстенсивным заимствованиям из естественных наук. Он убежден, что иссле­довательские методы и теоретические модели, полезные в есте­ственных науках, могут лишь уводить в сторону при объяснении сложного человеческого поведения.

Он одним из первых заговорил об уникальности каждого чело­
века. Проблема уникальности личности и ее изучения в психологии оставалась для него главной в течение всей жизни. Он отме­чал, что каждый человек сам по себе есть, по сути, особый закон природы. Закон уникальности является основным законом пси­хологии личности. Индивидуальность - это непременный и важнейший признак личности.

Г. Олпорт был первым, кто под­верг подробному методологическому анализу проблему общего и индиви­дуального применительно к психо­логии личности. Он утверждал, что каждая личность уникальна, но это не означает, что нельзя в людях найти что-то общее. Наиболее полноценным выражением индивидуальной уникальности от­дельного человека выступает сфера его экспрессивных, или вы­разительных, проявлений, по отношению к которой Г. Олпорт использует понятие стиля. Приводимые им экспериментальные данные показали, что испытуемым удавалось успешно идентифи­цировать разные формы экспрессивных проявлений - почерк, по­ходку, лицо и др., принадлежащие одним и тем же людям. Чело­век более всего проявляет себя как индивидуальность не в том, что он делает, а в том, как он это делает.

Подчеркивание индивидуальной уникальности отдельной личности не помешало Г. Олпорту серьезно ставить вопрос о ее структурной организации. Теорию личности Г. Олпорта называют «теорией черт». Анализируя различные подходы к выделению единиц, из которых складывается индивидуальность (единиц анализа), Г. Олпорт останавливается на понятии черт , благодаря которым можно увидеть сущностные различия между людьми и их поведением. В его теории чер­ты занимают место основного мотивационного конструкта.

Черта, по Г. Олпорту, - это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Для Г. Олпорта черта - не констатация наблюдаемого поведения, а определенная нейропсихологическая система, специфическая для данного индивида.

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2611)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7