Концепция личности Г. Олпорта
Гордон Олпорт (1897-1967), один из наиболее почитаемых приверженцев диспозиционального направления, рассматривал создаваемую им концепцию личности как альтернативную механицизму поведенческого подхода и биологическому, инстинктивному подходу психоаналитиков. Он полагал, что личность, как бы ее ни понимали, прежде всего реальная, конкретная часть психической жизни, существующая в формах строго единичных и индивидуальных. Он определяет личность как реальную сущность каждого конкретного человека. В результате анализа более чем пятидесяти определений личности из различных сфер человековедения Г. Олпорт сделал вывод, что личность - это то, что лежит за конкретными поступками человека, внутри него самого. Личность - это динамическая организация тех психофизических систем внутри индивида, которые определяют характерное для него поведение и мышление. Она не является статичной сущностью. Личность, хотя и имеет основополагающую структуру, постоянно находится в процессе развития. Термин «психофизические системы» предполагает учет как психических элементов, так и элементов соматических. Термин «характерное» в определении Г. Олпорта отражает первостепенную значимость, придаваемую им уникальности любого человека. И, наконец, под понятиями «поведение и мышление» подразумеваются основные виды человеческой активности. Г. Олпорт полагал, что личность выражает себя тем или иным образом во всех наблюдаемых проявлениях человека. Одним из главных постулатов теории Г. Олпорта было положение о том, что человек прежде всего социальное существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом. Отсюда неприятие Г. Олпортом положения психоанализа об антагонистических, враждебных отношениях между личностью и обществом. При этом Г. Олпорт утверждал, что общение личности и общества является не стремлением к уравновешиванию со средой, а взаимодействием, взаимообогащением. Г. Олпорт резко возражал и против общепринятого в то время постулата, что развитие - это адаптация, приспособление человека к окружающему миру, доказывая, что человеку свойственна как раз потребность взорвать равновесие и достигать все новых и новых вершин. Таким образом, с точки зрения Г. Олпорта, принципиальная особенность личности - ее проактивностъ (в противовес реактивности). Он категорически не соглашался с мнением психологов, приписывающих человеку стремление к гомеостазу, снятию напряжения. Люди активно ищут социальные ситуации, способствующие проявлению их особенностей. Для Г. Олпорта человек - существо, стремящееся к установлению и сохранению определенного уровня напряжения, а стремление к сокращению напряжения - это признак нездоровья. Личность, по мнению Г. Олпорта, представляет собой динамичную (мотивированную) развивающуюся систему. Ключом к пониманию личности должны быть перспективные цели человека, его намерения. По Г. Олпорту, личность свободна от прошлого - связи с прошлым исторические, а не функциональные. Наиболее ярким выражением понимания Г. Олпортом активности личности как сущностной ее характеристики служит введенный им принцип функциональной автономии мотивов. Он не спорит с психоаналитическим взглядом на истоки человеческой мотивации, но вводит принципиальное дополнение. В процессе развития происходит трансформация исходной инстинктивной энергии, формируются разные мотивы. Одни мотивы возникают из других, отпочковываются, отделяются от них (это происходит путем их дифференциации и интеграции) и становятся функционально автономными, то есть независимыми от исходных базовых побуждений. Идея функциональной автономии мотивов объясняет, почему у взрослых людей достаточно широкий и разнообразный спектр мотивов, наряду с тем, что базовые изначальные биологические потребности одинаковы. Мотивация всегда локализована в настоящем и направлена не в прошлое, а в будущее, потому что от прошлого она уже функционально независима. Согласно концепции Г. Олпорта, есть существенный разрыв между нормой и патологией, ребенком и взрослым, животным и человеком. Теории, подобные психоанализу, могут быть высокоэффективны в репрезентации нарушенного или патологического поведения, но оказываются малополезными при рассмотрении нормального поведения. Аналогично, теории, дающие абсолютно адекватные концепции младенчества или раннего детства, неадекватны для объяснения взрослого поведения. Г. Олпорт также последовательно противостоит экстенсивным заимствованиям из естественных наук. Он убежден, что исследовательские методы и теоретические модели, полезные в естественных науках, могут лишь уводить в сторону при объяснении сложного человеческого поведения. Он одним из первых заговорил об уникальности каждого чело Г. Олпорт был первым, кто подверг подробному методологическому анализу проблему общего и индивидуального применительно к психологии личности. Он утверждал, что каждая личность уникальна, но это не означает, что нельзя в людях найти что-то общее. Наиболее полноценным выражением индивидуальной уникальности отдельного человека выступает сфера его экспрессивных, или выразительных, проявлений, по отношению к которой Г. Олпорт использует понятие стиля. Приводимые им экспериментальные данные показали, что испытуемым удавалось успешно идентифицировать разные формы экспрессивных проявлений - почерк, походку, лицо и др., принадлежащие одним и тем же людям. Человек более всего проявляет себя как индивидуальность не в том, что он делает, а в том, как он это делает. Подчеркивание индивидуальной уникальности отдельной личности не помешало Г. Олпорту серьезно ставить вопрос о ее структурной организации. Теорию личности Г. Олпорта называют «теорией черт». Анализируя различные подходы к выделению единиц, из которых складывается индивидуальность (единиц анализа), Г. Олпорт останавливается на понятии черт , благодаря которым можно увидеть сущностные различия между людьми и их поведением. В его теории черты занимают место основного мотивационного конструкта. Черта, по Г. Олпорту, - это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Для Г. Олпорта черта - не констатация наблюдаемого поведения, а определенная нейропсихологическая система, специфическая для данного индивида.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3535)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |