Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Контрольная точка (работа) №1





ПРАВОВЕДЕНИЕ

 

Планы семинарских занятий и методические рекомендации для студентов

 

Астрахань 2015

 

Составитель:

Баландина, к.ю.н., доцент кафедры «Теория и история государства и права»

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

СЕМИНАР №1 (0 часов).

 

Тема: «Предмет, метод и задачи курса «Правоведение» в вузе»

 

  1. Государство и право, их роль в жизни общества.
  2. Государство, право, государственно-правовые явления как объект изучения юридической науки.
  3. Система юридических наук.
  4. Задачи курса «Правоведение» в формировании личности студента.

 

Нормативно- правовые акты:

 

Конституция РФ. // Российская газета от 25.12.1993. № 237.

 

Основная литература:

 

Маилян Н. И.; Косякова Н. И. Правоведение. Учебник. - М. 2009.

Малько А.В. Правоведение. Учебник. - М. 2010.

Окулич И.П., Конева Н.С. Правоведение. Учебник. - Челябинск. 2010.

Правоведение / под ред. Кутафина О.Е. Учебник. 2-е изд. - М.2010.

 

Методические рекомендации:

 

При рассмотрении первого вопроса следует уяснить, что со времени своего появления государство являлось социаль­ным образованием и выполняло определенные общесоциаль­ные функции: функция спасения человечества от самоуничто­жения в результате внутренних противоречий, раздоров, крова­вой борьбы и междоусобицы; функция обеспечения его внешней безо­пасности; экономическая функция и др. В настоящее время сложилось представление о социальном государстве как об определенном виде государства, имеющем свои специфические черты. Оно характеризуется как демократи­ческое государство с устойчивой развитой экономикой, позволяющей ему решать основные социальные вопросы жизни общест­ва: создать систему здравоохранения, в том числе бесплатную, систему образования, нормальные материальные условия жизни пенсионеров, нетрудоспособных, безработных, многодетных се­мей, малоимущих, вести борьбу с преступностью и т.д. В каждом государстве издаются и действуют юридические нормы, представляющие собой веление власти и имеющие целью поддержание справедливого общественного порядка. Эти закон предписывают, что можно делать и от чего надо воздерживаться. При всей своей относительной самостоятельности право, как и другие виды социальных норм, осуществляет свои специфические регулятивные функции не изолированно и обособленно, а в едином комплексе и тесном взаимодействии с другими социальными регуляторами.



Готовясь ко второму вопросу, студенты должны вспомнить, что наука – это система достоверных знаний про объективные законы развитие природы, государства, общества, которые были приобретены человечеством на протяжении всего его существования. Задача науки дать правильное пояснения явлениям природы и общества, раскрыть закономерности их развития. Условно все науки делятся на естественные, технические и гуманитарные (обществоведческие). Гуманитарные науки (от лат. humanitas – человечество) исследуют развитие человека, государства и общества. Гуманитарная наука, объектами (определенные, целостные фрагменты действительности) исследования которой есть государство и право называется юриспруденцией (лат. jurisprudentia – знание права) или правоведение и является правовою или юридическою наукою. Юридическая наука есть одною из отраслей общественных наук, другими словами, и если говорить о понятии, то юридическая наука - это система знаний о государстве и праве, про общие и отдельные закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права в их структурном многообразии. Каждая наука должна иметь объект, предмет и методы исследования. Государство и право являются объектами юриспруденции, однако двух объектов юридическая наука иметь не может, как и любая другая наука, она может иметь один объект изучения. И потому выходным для обозначения понятием является право, которое включает в себя правовое понятие государства. Государство и право познаются и исследуются как составные части одного объекта юридической науки.

Целью изучения третьего вопроса является формирование представления о системе (структуре) юридических наук:

  • теоретические науки (теория государства и права, философия права, социология…)
  • Исторические науки (история государства и права России и других стран…)
  • Отраслевые (Конституционное право, уголовное право, трудовое право т.д.)
  • Науки, изучающие международное право (международное право, международное частное право)
  • Прикладные (судебная медицина, юридическая психология, криминалистика…)

Юридические науки, как и естественные, делятся на теоретические и прикладные (практические) и также включают в себя в основном конкретные знания, выраженные в точных конструкциях, соотношениях. Главным назначением юридической науки – быть научным ориентиром для практики государственного и правового строительства на базе знания и понимания соответственных общественных процессов и явлений.

Рассматривая четвертый вопрос, необходимо понять, что курс «Правоведение» вносит существенный вклад в реализацию целей социально-гуманитарного образования на современном этапе развития общества: содействие развитию личности студента вуза, формированию человека-гражданина, интегрированного в действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на утверждение гражданского общества и правового государства; выработка основ правовой культуры; воспитание гражданственности.

 

СЕМИНАР №2 (2 часа).

 

Тема: «Государство как форма существования

общественных отношений».

 

Вопросы для обсуждения:

 

    1. Общая характеристика теорий происхождения государства.
    2. Понятие, сущность и основные признаки государства.
    3. Понятие и классификация функций Российского государства.
    4. Правовое государство.
    5. Форма государства: понятие и элементы

 

Нормативно- правовые акты:

 

Конституция РФ. // Российская газета от 25.12.1993. № 237.

 

Основная литература:

 

Маилян Н. И.; Косякова Н. И. Правоведение. Учебник. - М. 2009.

Малько А.В. Правоведение. Учебник. - М. 2010.

Окулич И.П., Конева Н.С. Правоведение. Учебник. - Челябинск. 20107.

Правоведение / под ред. Кутафина О.Е. Учебник. 2-е изд. - М.2010.

 

Дополнительная литература:

 

Крамсков В.В. Парламентаризм и форма правления теоретико-правовые и методологические особенности исследования // Конституционное и муниципальное право, 2013, N 9.

Недобежкин С.В. Мифологизация вопроса о происхождении права в теоретико-правовой науке // История государства и права", 2012, N 11.

Пастухов Н.Б. Государственный суверенитет и современные федеративные отношения // Государство и право. 2009. №11.

Пушкарев С.В., Михайлова Е.М. Нетипичные формы государственного правления: к вопросу об определении института // Административное право и процесс. 2012, N 1.

Яковлев В.Ф. Правовое государство: вопросы формирования // Статут", 2012.

 

 

Методические рекомендации:

 

При рассмотрении первого вопроса необходимо:

  • Изучить множественность взглядов на процесс происхождения государства;
  • Перечислить и охарактеризовать основные теории происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная, органическая, материалистическая, теория насилия, патримональная, ирригационная и др.), назвать представителей той или иной теории.

Рассматривая второй вопрос, студенты должны уяснить причины невозможности существования и развития общества вне государства. Студентам необходимо сформулировать определение государства, выявить его сущность, а также перечислить и раскрыть его признаки.

Рассмотрение третьего вопроса предполагает уяснение студентами понятия «функция государства», ознакомление с возможными классификациями функций государства, а также характеристику их одельных видов. Характеризовать различные виды государственных функций целесообразно на примере функций Российской Федерации.

Подготовка к четвертому вопросу предполагает изучение основных учений о правовом государстве, его сущности, признаках и принципах.

Рассматривая пятый вопрос, студентам следует дать определение понятию «форма государства», раскрыть его содержание.

Кроме этого необходимо рассмотреть следующие элементы формы государства:

  • форма правления: следует раскрыть содержание понятия «форма правления», назвать и охарактеризовать виды формы правления, такие как: монархия: (абсолютная, сословно- представительная, конституционная) и республика (парламентская, президентская, смешанного типа, суперпрезидентская).
  • форма государственного устройства следует сформулировать определение этого понятия, назвать и охарактеризовать его виды: (унитарное, федеративное),
  • форма государственного режима: при ответе на эту часть вопроса следует сформулировать определение этого понятия, назвать и охарактеризовать его виды: (демократический и антидемократический: тоталитарный, авторитарный, деспотический и др.).

При овеете на поставленный вопрос следует подробно и обоснованно охарактеризовать форму российского государства.

 

СЕМИНАР № 3 (2 часа).

 

Тема: «Право – регулятор общественных отношений».

 

Вопросы для обсуждения:

 

  1. Понятие, признаки и функции права.
  2. Понятие, признаки и функции нормы права. Норма права и нормативно-правовые акты.
  3. Формы права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты.
  4. Основные правовые системы современности.
  5. Международное право как особая система права.
  6. Система российского права. Отрасли права.
  7. Правонарушение и юридическая ответственность.
  8. Значение законности и правопорядка в современном обществе

Основная литература:

 

Маилян Н. И.; Косякова Н. И. Правоведение. Учебник. - М. 2009.

Малько А.В. Правоведение. Учебник. - М. 2010.

Окулич И.П., Конева Н.С. Правоведение. Учебник. - Челябинск. 2010.

Правоведение / под ред. Кутафина О.Е. Учебник. 2-е изд. - М.2010.

 

Дополнительная литература:

 

Азми Д.М. Структурное строение системы права: теоретико-методологический анализ // Государство и права. 2010. С.5-14.

Андреев Ю.Н. Ответственность государства за причинение вреда: цивилистические аспекты // Юридический центр Пресс", 2013.

Баранов В.М., Пшеничнов М.Ф. Гармонизация законодательства как общеправовой феномен // Журнал российского права. 2009. №6. С.41.

Жуков В.Н. Право как ценность // Государство и право. 2010. №1. С.21-35.

Филимонов В.Д. Справедливость как принцип права // Государство и право. 2009. №9. С.5-13.

Хабриева Т.Я. Конституция как основа законности // Журнал российского права. 2009. №3. С.3-6.

Чухвичев В.Д. Кодифицированные акты, их специфика и значение в систме права // Государство и право. 2009. №8. С.5-13.

Юртаева Е.А. Системность и систематизация в законотворчестве: теория и опыт // Российская юстиция. 2010. №4. С.11-13.

 

Методические рекомендации:

 

Рассматривая первый вопрос первоначально необходимо дать толкование понятию «право» в объективном и субъективном смысле. Следует выявить и охарактеризовать основные признаки права. Особое внимание следует уделить принципам (законности, гуманизм, приоритет прав человека, федерализм, равенства граждан и т.д.), и функциям (охранительная, регулятивная, воспитательная) права.

Изучая второй вопрос, студенты должны уяснить, что такое норма права, какими признаками она обладает, какова ее структура, а также детально изучить составные части правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция). Студенту при ответе на этот вопрос необходимо классифицировать нормы права по различным основаниям, охарактеризовать отдельные виды правовых норм (диспозитивные, императивные, запрещающие и т.д.), привести примеры норм того или иного вида. Особый акцент следует сделать на соотношении нормы права и нормативно-правового акта.

Ответ на третий вопрос предполагает толкование понятия форма (источник) права, а также указание и характеристика основных видов форм права (правовой обычай, нормативно-правовой акт, юридический прецедент, договор с нормативным содержанием). Следует провести подробный анализ одной из основных форм права - нормативно-правового акта. Так же необходимо рассмотреть понятие и виды законов и подзаконных нормативно- правовых актов. Студентам нужно уяснить, когда вступают в силу нормативно- правовые акты и когда они утрачивают свою силу. Необходимо определить, что входит в территориальное пространство государства (внутреннее и внешнее водное пространство, воздушное пространство, недра и т.д.) и как действуют нормативно- правовые акты по кругу лиц.

Четвертый вопрос требует от студента изложения знаний об основных правовых системах и правовых семьях (романо-германская правовая семья. англо-американская правовая семья или система "общего права", мусульманская правовая система, индусская правовая семья, правовая система Дальнего Востока и Африки, социалистическая правовая семья) современности. Необходимо обозначить основные общие черты отдельных видов правовых систем и правовых семей, а также обобщить сведения о правовой системе современной РФ.

Пятый вопрос нацеливает на изучение темы "Международное право как особая система права" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике и предполагает изучение теоретических аспектов и выявление природы "Международное право как особая система права", выявление актуальности проблемы, изложение основных характерных черт международного права, а также обозначение тенденции развития международного права как особой системы права.

Подготовка к шестому вопросу предполагает уяснение студентами смысла понятия «система права», структуры системы права и ее основных элементов (отрасли, подотрасли, институты, субинституты, нормы права). Более подробно следует охарактеризовать такой элемент системы права как отрасль права, перечислить основные отрасли российского права и охарактеризовать их.

Рассматривая седьмой вопрос, нужно уяснить смысл понятий «правонарушение» и «юридическая ответственность», сформулировать их основные черты (признаки), и виды. Подробно следует охарактеризовать состав правонарушение и каждый из его элементов и их признаков. Студентам рекомендуется уделить внимание соотношению понятий «наказание» и «юридическая ответственность», выяснить момент их начала и окончания.

Изучая восьмой вопрос, нужно уяснить смысл и соотношение понятий «правопорядок», «законность» и «демократия».

 

СЕМИНАР № 4 (1 час).

 

Тема: «Основные положения конституционного права РФ».

 

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие, предмет, метод и источники конституционного права РФ.
  2. Конституция РФ-основного закона государства.
  3. Характеристика основ (принципов) конституционного строя России.
  4. Права и свободы человека и гражданина: понятие и классификация.
  5. Особенности федеративного устройства России.
  6. Система органов государственной власти в Российской Федерации.

 

Нормативно- правовые акты:

 

Конституция РФ. // Российская газета от 25.12.1993. № 237.

Федеральный конституционный закон РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 г. №1-ФКЗ

Федеральный конституционный закон РФ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28.04.1995 г. №1-ФКЗ // Российская газета от 16.05.1995 г..

Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ. 1997. N 1.ст. 1.

Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ. 1997. N 51. ст. 5712.

ФЗ РФ «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17.12.1998 г. №188-ФЗ // Российская газета от 22.12.1998 г.

ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 г. №184 – ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации 1999 г. №42, ст.5005.;

ФЗ РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.02 г. №62-ФЗ // Российская газета от 5.06.2002 г., №100.

ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г. №67-ФЗ // Российская газета от 15.06.2002 г. №106.

Устав Астраханской области от 9 апреля 2007 г. № 21/2007-ОЗ (с изменениями от 1 октября 2007 г., 29 февраля, 14 октября 2008 г., 27 марта, 8 мая, 20 августа 2009 г.) // Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области. 2007. № 18.

 

Основная литература:

 

Маилян Н. И.; Косякова Н. И. Правоведение. Учебник. - М. 2009.

Малько А.В. Правоведение. Учебник. - М. 2010.

Окулич И.П., Конева Н.С. Правоведение. Учебник. - Челябинск. 2010.

Правоведение / под ред. Кутафина О.Е. Учебник. 2-е изд. - М.2010.

 

Дополнительная литература:

 

Автономов А.С. Ценность Конституции // Государство и право. 2009. №3. С.5-11.

Габрелян Э.В. Конституция и модернизация // Российская юстиция. 2010. №4. С. 48-50.

Григорьева А.В. Основы становления федеративного устройства в России // Государство и право. 2009. №10. С.85-90.

Демидов В.Д. Конституция РФ и единство конституционно-правового пространства РФ // Журнал российского права. 2009. №6. С.14-19.

Мелехин А.В. Судебная власть Российской Федерации: Курс лекций2012. // СПС «Консультант Плюс»

Пастухов Н.Б. Государственный суверенитет и современные федеративные отношения // Государство и право. 2009. №11. С.11-17.

Румянцев О.Г. К истории создания Конституции РФ // Государство и право. 2009. №11. С.76-84.

Румянцев О.Г. К истории создания Конституции РФ // Государство и право. 2009. №12. С.64-75.

Хабриева Т.Я. Конституция как основа законности // Журнал российского права. 2009. №3. С.3-6.

 

Методические рекомендации:

 

При рассмотрении первого вопроса необходимо дать определение понятию «конституционное право» и уяснить, почему оно является ведущей отраслью по отношению к другим отраслям права. Затем целесообразно перечислить общественные отношения, составляющие предмет конституционного права; разобрать методы (дозволения, запрещения, обязывания) и принципы этой отрасли права. Раскрывая вопрос, следует назвать источники конституционного права РФ (определить какое место среди них занимает Конституция) и выяснить, кто является субъектами конституционного права. При характеристике предмета конституционного права, следует отметить особенности конституционно-правовых отношений и регулирующих их конституционно-правовых норм (нормы- принципы, нормы программного характера, нормы - исторические справки, констатирующие нормы, устанавливающие нормы).

Во втором вопросе необходимо проанализировать понятие и социальную сущность Российской Конституции, уточнить способ ее принятия, а также охарактеризовать основные черты и юридические свойства Конституции РФ (верховенство, итоговый характер предписаний, преемственность, реальность, легитимность, стабильность, фундамент системы права), дать общую характеристику документа.

Третий вопрос требует от студентов уяснения смысла понятия «конституционный строй РФ», а также характеристики основных его составляющих (разделение властей, приоритет прав человека, демократизм, многообразие форм собственности и др.). Уделить внимание следует главным особенностям РФ, закрепленным в Конституции (демократическое, правовое, федеративное, светское, социальное государство с республиканской формой правления).

Ответ на четвертый вопрос целесообразно построить следующим образом: для начала необходимо произвести толкование таких понятий, как «личность», «человек» и «гражданин», определить их объем (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы) и соотношение, затем охарактеризовать понятия конституционно-правовой статус личности, включая и его состав (права, обязанности, ответственность). Затем студентам необходимо классифицировать по содержанию конституционные права и свободы человека и гражданина на:

  • гражданские (личные) (право на жизнь, защиту чести и достоинства, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность личной жизни и жилища, свободу передвижения и выбор места жительства; свобода совести, вероисповеданий, мысли, слова, уголовно- правовые и процессуальные гарантии),
  • социальные (свобода труда, право на труд в нормальных условиях),
  • политические (право на участие в управлении делами государства, объединение, собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования, избирать и быть избранным, обращение в государственные органы, на информацию, равное право доступа к любым должностям),
  • экономические (право на частную собственность и ее наследование, свобода экономической деятельности),
  • культурные (свобода творчества и преподавания, право на участие в культурной жизни, на пользование культурными учреждениями, доступ к культурным ценностям).

Особо остановиться при рассмотрении данного вопроса следует на правовой категории «гражданство», включая ее определение, способы и процедуру приобретения (филляция, оптация и др.) и прекращения.

Отвечая на пятый вопрос, студенты должны охарактеризовать Россию как конституционную ассиметричную национально-территориальную федерацию, уточнить, какие субъекты (республики, края, области и др.) входят в ее состав, рассказать о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами. Особое внимание следует уделить такому субъекту РФ как Астраханская область.

В шестом вопросе следует рассмотреть систему органов власти, уделяя внимание как делению органов государственной власти как по горизонтали (органы законодательной, исполнительной и судебной власти), так и по вертикали (федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ на примере Астраханской области). При характеристике высших органов государственной власти необходимо отметить порядок и способ их формирования, а также основные полномочия и взаимосвязь.

 

СЕМИНАР № 5 (1 час).

 

Тема: «Правовые основы свободы информации и государственной тайны в России».

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Законы и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.

2.Государственная тайна: понятие, содержание.

3. Правовые основы защиты государственной тайны.

Нормативно- правовые акты:

 

Конституция РФ. // Российская газета от 25.12.1993. № 237.

Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» // Собрание Законодательства РФ от 13.10.1997 № 41, ст. 4673.

Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3448,

Основная литература:

 

Маилян Н. И.; Косякова Н. И. Правоведение. Учебник. - М. 2009.

Малько А.В. Правоведение. Учебник. - М. 2010.

Окулич И.П., Конева Н.С. Правоведение. Учебник. - Челябинск. 2010.

Правоведение / под ред. Кутафина О.Е. Учебник. 2-е изд. - М.2010.

 

Дополнительная литература:

 

Бачило И.Л. Информационное право. М., 2009.

Быков В.М., Черкасов В.Н. Понятие компьютерной информации как объекта преступлений // Законность, 2013, N 12.

Волчинская Е.К. К юбилею Закона Российской Федерации "О государственной тайне" // Информационное право, 2013, N 2.

Гаврилов Е.В. Удаление информации в сети Интернет как способ защиты чести, достоинства и деловой репутации // Законодательство и экономика, 2014, N 2.

Гаюров Ш.К. Свобода информации и личное информационное право граждан: теория и практика. М., 2009.

Попов В. Информационное право. М., 2010.

 

Методические рекомендации:

 

Целью первого вопроса является формирование у учащихся представлений об основах правового регулирования защиты информации и государственной тайны, обзор основных законов и иных нормативно-правовых актов, регулирующих данные аспекты, а равно анализ основных понятий таких как «информация», «свобода информации» и др.

Во втором вопросе следует перечислить сведения, составляющие государственную тайну:

1) сведения в военной области (содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации; планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации; о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов; о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов и др.),

2) сведения в области экономики, науки и техники (о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов; об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства; о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации; о достижениях науки и техники и др.),

3) сведения в области внешней политики и экономики (о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства; о финансовой политике в отношении иностранных государств и др.).

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности (о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны; о методах и средствах защиты секретной информации; о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации и др.). Следует также изучить порядок отнесения сведений к государственной тайне (ст. 9 Закона «О государственной тайне») и степень секретности сведений, составляющих государственную тайну (устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно").

При рассмотрении третьего вопроса студентам необходимо усвоить, что подразумевается под защитой государственной тайны, какие органы государственной власти РФ призваны осуществлять защиту государственной тайны (включая межведомственный и ведомственный контроль и прокурорский надзор). Далее следует охарактеризовать основания и порядок допуска должностных лиц, граждан, организаций, предприятий и учреждений к сведениям, составляющих государственную тайну, а равно отказа в допуске к ним. При ответе на вопрос необходимо охарактеризовать ограничения прав должностного лица и гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне. Завершить ответ на вопрос следует упоминанием об ответственности за нарушение законодательства РФ о государственной тайне.

 

 

СЕМИНАР № 6 (2 часа).

 

Тема: «Основные положения гражданского права РФ».

 

Вопросы для обсуждения:

 

  1. Понятие, предмет, метод, источники и принципы гражданского права РФ.
  2. Понятие и структура гражданского правоотношения. Физические и юридические лица как субъекты гражданских правоотношений.
  3. Право собственности.
  4. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение.

 

 

Нормативно- правовые акты:

 

Конституция РФ. // Российская газета от 25.12.1993. № 237

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ. // СЗ РФ 05.12.1994. №32 ст. 3301.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 2) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ. // СЗ РФ 29.01.1996. №5 ст. 410.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // СЗ РФ от 28.07.1997. N 30, ст. 3594;

Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 г. №129-ФЗ. // СЗ РФ13.08.2001. №33 (часть 1). ст. 3431.

 

Основная литература:

 

Маилян Н. И.; Косякова Н. И. Правоведение. Учебник. - М. 2009.

Малько А.В. Правоведение. Учебник. - М. 2010.

Окулич И.П., Конева Н.С. Правоведение. Учебник. - Челябинск. 2010.

Правоведение / под ред. Кутафина О.Е. Учебник. 2-е изд. - М.2010.

 

Дополнительная литература:

 

Гонгало Б.М. Учение об обеспечении обязательств. Вопрос теории и практики. - М., 2009.

Оленева Г.В. Защита персональных данных при формировании органами государственного контроля (надзора) ежегодных планов проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей // Законность, 2014, N 3.

Рыбаков В.А., Мечетина Т.А. О правовом отношении собственности и квалификации вещно-правовых способов защиты права собственности // Юрист, 2013, N 23.

Скловский В.И. О соотношении договора и обязательства // Вестник гражданского права, 2013, N 4.

Шевченко Г.Н. Солидарные обязательства в российском гражданском праве // Журнал российского права, 2014, N 2.

 

Методические рекомендации:

 

Раскрывая первый вопрос, студенты должны определить гражданское право как ведущую отрасль российского частного права, охарактеризовать назвать его предмет, а также охарактеризовать особенности гражданско-правового метода регулирования общественных отношений. В вопросе подразумевается и характеристика основных принципов гражданского права (принцип равенства участников, принцип свободы договора и др.) Завершить ответ на вопрос должна характеристика основных источников гражданского права.

Во втором вопросе следует остановиться на особенностях общественных отношений, составляющих предмет гражданско-правового регулирования. Далее необходимо рассмотреть структурные элементы гражданского правоотношения, а именно:

  • субъективные права и обязанности участников правоотношения (Субъективные права это мера дозволенного поведения субъекта гражданского правоотношения. Набор прав, которыми обла­дает субъект гражданского правоотношения, называют правомочиями.Они в свою очередь подразделяются на три группы: правомочие требования, правомочие на собственные действия, правомочие на защиту. Субъективные обязанности (активного и пассивного типа) - мера должного поведения субъекта граж­данского правоотношения),
  • объекты (это то, по поводу чего воз­никают данные правоотношения, на что направлены права и обязанно­сти субъектов этих правоотношений). Объекты гражданских правоотношений делятся на две груп­пы:

1. Неимущественные объекты - это результаты творческой деятель­ности, информация, а также личные неимущественные блага (результаты интеллектуально­го труда, программное обеспечение, авторские права на изобретение и произведение искусства; честь, досто­инство и деловая репутация, компенсация морального вреда и др.),

2. Имущественные объекты - к ним относятся конкретные вещи, деньги, ценные бумаги, работы, услуги, а также имущественные права и обязанности, Особое внимание следует уделить классификации такого вида объектов, как вещи.

  • субъекты правоотношения (это лица, участвующие в пра­воотношении). Субъектами гражданских правоотношений могут быть: а) физические лица; б) юридические лица; в) государство в лице федеральных органов, субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления.

При характеристике субъектов следует раскрыть понятие «правосубъектность», а также подробно охарактеризовать его составляющие: правоспособность и дееспособность (сделкоспособность и деликтоспособность).

И, наконец, студентам для ответа на поставленный вопрос следует остановиться на характеристике оснований возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений (сделки и деликты).

Рассмотрение данного вопроса предполагает раскрытие понятий «физические лица» (в т.ч. индивидуальный предприниматель) и «юридического лица». Целесообразно перечислить и охарактеризовать признаки юридического лица, а также рассказать о его создании, реорганизации и ликвидации. Далее следует провести классификацию юридических лиц по целям их деятельности (коммерческие и некоммерческие) и дать краткую характеристику обоих видов.

В третьем вопросе студенты должны определить, что понимается под правом собственности, раскрыть правомочия, входящие в его содержание (правомочие владения, пользования и распоряжения).

Далее необходимо назвать и охарактеризовать первоначальные (создание новой вещи, приобретение бесхозяйных вещей, сбор общедоступных вещей, поступления, полученные в результате использования имущества, приобретательная давность) и производные (договор о передаче имущества в собственность, реорганизация юридического лица, наследование имущества) способы приобретения права собственности; перечислить основания прекращения права собственности:

  • прекращение существования объекта права собственности (полное потребление или гибель вещи),
  • прекращение существования собственника (смерть гражданина, ликвидация или реорганизация юридического лица),
  • совершение сделок по передаче имущества в собственность (купля-продажа, мена, дарение),
  • принудительное изъятие имущества у собственника (обращение взысканий на имущество по решению суда, изъятие земельного участка, выкуп особо ценных культурных ценностей, выкуп домашних животных, реквизиция, конфискация).

Затем следует рассмотреть виды права собственности (право собственности граждан, юридических лиц, право государственной и муниципальной собственности, право общей собственности); а также определить, что право собственности обладает абсолютной защитой. В этой части вопроса целесообразно раскрыть и такие понятия как «виндикационный иск» и «негаторный иск».

Назначение четвертого вопроса - показать, что обязательство - это гражданское правоотношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, либо воздержатся от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности; рассмотреть виды обязательств ( регулятивные и охранительные, взаимные и односторонние, главные и дополнительные, регрессные, личного характера) и их субъектов. Далее следует уделить внимание способам обеспечения исполнения обязательства (неустойка, удержание, поручительство, задаток, залог, банковская гарантия).

 

СЕМИНАР № 7 (2 часа).

 

Тема: «Наследственное право РФ».

 

Вопросы для обсуждения:

 

  1. Наследственное право РФ: понятие, основные категории наследственного права.

2. Наследование по завещанию.

3. Наследование по закону.

4. Принятие наследства и отказ от наследства

 

Нормативно- правовые акты:

 

Конституция РФ. // Российская газета от 25.12.1993. № 237.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (248)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.053 сек.)