Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные этапы развития теории управления



2015-11-07 2350 Обсуждений (0)
Основные этапы развития теории управления 4.80 из 5.00 5 оценок




 

Точный ответ на вопрос о том, как и когда зародилось искусство и наука управления сегодня вряд ли кто дает. Управление в той или иной форме существовало всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества: политической – для установления и поддержания порядка в государстве; экономической – с целью изыскания, производства и распределения ресурсов; оборонительной – длязащиты от внешних врагов.

Даже в самых древних обществах требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья и т. п.). Египетские пирамиды − это памятник управленческого искусства того времени, поскольку строительство таких уникальных сооружений требовало четкости в планировании, организации работы великого множества людей, а так же контроля за их деятельностью.

Рассматривая развитие теории и практики управления, ученые выделяют несколько исторических периодов.

Наиболее длительным был первый период развития управления − начиная с 9−7 тысячелетия лет до н.э. примерно до XVIII в. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.

Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.

Примерно в 9−7 тысячелетии до н.э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охоты, сбора плодов и т. п.) к принципиально новой форме получения продуктов − их производству (производящая экономика). Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении управления.

В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000−2800 гг. до н. э.) сформировался достаточно развитый государственный управленческий аппарат, а так же обслуживающая его прослойка (чиновники-писцы).

Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (470−399 гг. до н. э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления. Платон (428−348 гг. до н. э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления. Александр Македонский (356−323 гг. до н. э.) развил теорию и практику управления войсками.

Приведенные сведения не охватывают всех событий и дат, которые так или иначе характеризуют процесс накопления знаний в области управления, однако данный обзор позволяет в какой-то мере составить представление о том, на что обращалось внимание на самых ранних стадиях развития древнего искусства и новейшей науки − управления.

Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в индустриальный период (1776−1890) принадлежит Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей в структуре государства.

Большое влияние на формирование многих существующих в настоящее время научных направлений и школ управления оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта работников актуальны и сегодня.

Первый переворот в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1833 г. английский математик Ч. Беббидж разработал проект «аналитической машины» − прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно.

Период систематизации (1856−1960) характеризуется тем, что наука об управлении находится в постоянном движении: формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат и система взглядов на них. С течением времени руководители-управленцы изменяли ориентиры от потребностей своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их окружении. Некоторые из них решали свои управленческие проблемы теми способами, которые, казалось, срабатывали и в прошлые периоды. Другие исследователи искали более систематизированные подходы к управлению. Их индивидуальные успехи и провалы могут дать ценные уроки для сегодняшних специалистов.

В сущности, то, что мы сегодня называем управлением, зародилось во времена промышленной революции в XIX в. Возникновение фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников − обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах.

В информационный период (1960 г. по настоящее время) многие направления теории управления разработаны представителями количественной школы, часто называемой управленческой. Появление данной школы − следствие применения математики и компьютеров в управлении. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически. В 60-е гг. начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров.

 



2015-11-07 2350 Обсуждений (0)
Основные этапы развития теории управления 4.80 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: Основные этапы развития теории управления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2350)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)