Тенденции совершенствования содержания образования в Республике Беларусь
Основные теории содержания образования, основанные на методологических позициях ученых
Содержание образования (чему учить?): Это педагогическая адаптация системы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционального отношения к миру, усвоение которых обеспечивает развитие личности (И.Я. Лернер). «Содержание образования - это часть общечеловеческой культуры, предъявляемая индивиду для усвоения, отобранная и структурированная таким образом, чтобы ее усвоение направляло и детерминировало развитие личности соответственно целям воспитания» (В.С. Леднев). Структура содержания образования: 1. Система знаний о природе, обществе, производственной деятельности; развитии мышления и познания; истории науки - когнитивный опыт человечества (понятия, законы, теории, концепции и др.); 2. опыт осуществления способов деятельности, известных обществу - интеллектуальные и практические умения как общего (анализ, сравнение, выделение главного, формулирование выводов), так и специального характера (в соответствии со спецификой учебного предмета); 3. опыт творческой деятельности - готовность к творческому преобразованию действительности, развитие умений самостоятельно переносить знания в новую ситуацию, видеть множество способов решения проблемы и находить новые способы; Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру - система ценностей личности, ее мировоззрение, культура поведения и общения. -Какого человека можно назвать образованным? Важнейшие факторы, определяющие содержание образования (И.Ф. Харламов): Объективные Субъективные Потребности и цели развития 1)политика и интересы общества правящих классов Развитие науки 2) методологические Возрастные особенности учащихся позиции ученых Критерии отбора содержания образования (Ю.К. Бабанский): 1) направленность на формирование базовой культуры личности; 2) высокая научная и практическая значимость изучаемого материала; 3) соответствие сложности материала реальным возможностям учащихся определенного возраста; 4) соответствие объема материала времени, отводимого на изучение данного предмета в школе; 5) учет международного опыта построения содержания образования; 6) соответствие имеющейся учебно-методической и материальной базе образовательного учреждения.
Тенденции совершенствования содержания образования в Республике Беларусь (в соответствии с новой образовательной парадигмой: формирование у учащихся способности к самоопределению во всех сферах жизнедеятельности, умений самостоятельно овладевать знаниями, применять их в новых условиях): - гуманизация и гуманитаризация содержания образования; - информатизация содержания образования; - разработка и реализация деятельностного содержания образования; - постепенное уменьшение обязательных предметов и увеличение предметов по выбору; - открытость и вариативность содержания образования; - включение интегрированных курсов; - стандартизация содержания образования. Основные документы, определяющие содержание образования:
1. Государственный стандарт РБ;
2. Учебный план: - перечень предметов; - количество часов на их изучение; - порядок обучения (учебные четверти, каникулы); - базовый (обязательный) и школьный (вариативный) компоненты.
3. Учебная программа: - цели изучения предмета, его структура; - содержание предмета по разделам и темам; - необходимые умения и навыки; практические, лабораторные и контрольные работы; - межпредметные и внутрипредметные связи; - критерии оценок по 10-балльной системе; - принципы построения: линейный, концентрический, смешанный.
4. Учебник: - структура: текст и внетекстовый компонент; - функции: информационная; мотивационная; трансформационная; систематизирующая; закрепления и самоконтроля; интегрирующая; координирующая; воспитательно-развивающая; обучающая.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2193)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |