Михайловское. 1824—1826
«К морю» (1824), «Подражания Корану» (1824), «Храни меня, мой талисман...» (1825), «К***» («Я помню чудное мгновенье...») (1825), «19 октября» (1825), «Зимний вечер» (1825), «Зимняя дорога» (1826); трагедия «Борис Годунов» (1824—1825). Когда Пушкин в июле 1824 года приехал в Михайловское, там была вся семья, но бурная радость встречи домашних была омрачена сообщением Александра о своей новой ссылке. Вспыльчивый отец разгневался, а вскоре и Александр напугал отца своим гневом. Дело в том, что «из лучших побуждений» отец взялся следить за корреспонденцией своего поднадзорного сына. Ссора закончилась отъездом родных. Пушкин остался в Михайловском лишь с няней. Приближалась осень — время человеческих и творческих прозрений Пушкина, любимое время года поэта. В памяти шумело море, любовь к Воронцовой: у Пушкина был перстень, подаренный ею при прощании, с непонятной надписью на нем — талисман поэта, в чудесную силу которого он верил: Храни меня, мой талисман, Храни меня во дни гоненья, Во дни раскаянья, волненья: Ты в день печали был мне дан. («Храни меня, мой талисман...», 1825.) О привязанности Пушкина к своей няне Арине Родионовне мы знаем с детства — здесь не было ни кровного родства, ни социального или образовательного равенства. Просто силою взаимной симпатии и обстоятельств, заботой и нежностью скреплены были два этих сердца. Об этом — знаменитое стихотворение «Зимний вечер»(1825). Вглядимся в это знакомое с детства стихотворение по-взрослому: кроме великолепной простоты образов и ритма мы увидим здесь глубоко человечную картину. Два человека застигнуты бурей. Буря воплощает стихийное, звериное начало («то, как зверь, она завоет»), ощущение опасностей жизни. Бедное, убогое жилье — плохая защита от бури, сти- Хии жизни. В таком окружении обостряются чувства: нянино молчание беспокоит ее воспитанника, защитника; он бережно спрашивает, нарушая тягостную печальную атмосферу, о причинах ее молчания. Кажется, сейчас их объединит застолье — пир будет вызовом злым обстоятельствам, он разгонит тоску: Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей. А потом зазвучит песня, которая будет победой над молчанием, над человеческой подавленностью: Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла. В песнях (имеются в виду русские народные песни «За морем синичка непышно жила», «По улице мостовой шла девица за водой») — тишина и утро, в то время как вокруг буря и ночь; теплота человеческой заботы, общая чаша (не потому ли в стихотворении названа «кружка», а не «кружки»?). Песни словно побеждают стихию. Два существа, поддерживающие друг друга среди жизненной бури, — эта тема звучит по-пушкински гуманно, просто и глубоко. Зима в трактовке Пушкина, фактически открывшего эту тему (заявил о ней Вяземский[10]) в русской поэзии, — «русская» погода, многое определяющая в нашем национальном характере, испытывающая, закаляющая его. В Михайловском общительный поэт тяготился вынужденным одиночеством. Он любил уходить в соседнее Тригорское, где жило большое семейство Осиповых-Вульф. Глава семьи Прасковья Александровна была женщиной образованной, мудрой и хозяйственной, и под крышей ее гостеприимного дома Пушкин находил уют и веселье. Ее дочери были в восторге, когда Пушкин неожиданно запрыгивал в гостиную через окно: Пушкина и его стихи они обожали, влюблялись в него. Легкая атмосфера молодости, ухаживаний, тепла была той самой средой, где раскрывалось блестящее остроумие поэта, сыпались его искрометные шутки, кипела жизнь... С удивлением и трепетом почувствовал Пушкин воскрешение души, когда в Тригорское приехала в гости племянница хозяйки Анна Керн. Так появился шедевр любовной лирики «К***» («Я помню чудное мгновенье...»).Любовь в этом стихотворении — это часть пробуждения души и симптом этого пробуждения. Благодаря любви в жизнь возвращается «божество», сердце начинается биться «в упоенье». Вообще, годы, проведенные в Михайловском, — это расцвет пушкинской лирики. Поэт по-прежнему обращается к темам предназначения поэзии, любви, дружбы, свободы, но в его творчестве все меньше звучат эпикурейские, вакхические мотивы, все сильнее слышны мотивы изгнанничества, одиночества, грусти, усталости. Ясность мысли, простота высказывания становятся отличительными чертами поэтического стиля Пушкина. В Михайловском Пушкин работает над крупными жанрами. Он заканчивает начатую в Одессе поэму «Цыганы» (1824), продолжает работать над романом в стихах «Евгений Онегин». Но главные достижения Пушкина связаны с драматургией. Он давно увлекался театром, хорошо ориентировался в европейской драматургии. Пушкин считал, что в отечественной драматургии необходимы преобразования, что современные пьесы не должны быть скованы классицистическими и другими канонами. В своей трагедии «Борис Годунов»(1824—1825) Пушкин выступает как новатор. «Борис Годунов» является первой в истории русской литературы реалистической трагедией и вместе с тем первым произведением в творчестве Пушкина, в котором максимально ярко проявились реалистические принципы. В пушкинской трагедии эпоха Бориса Годунова предстает во всей своей исторической сложности. На историческом материале Пушкин осваивает также наиболее актуальные проблемы современности, глобальные по своим масштабам: народ и власть, законность власти, роль личности и народа в истории. В Михайловском Пушкин, может быть, острее, чем когда-нибудь, ощутил нравственную ценность и красоту дружбы. В 1825 году к нему, ссыльному, приезжали товарищи по Царскосельскому лицею Пущин и Дельвиг, недалеко от Михайловского состоялась встреча с Горчаковым[11]'. Сильно было лицейское братство! Поэтому ко дню лицейской годовщины 1825 года Пушкин, желая быть вместе со всеми, «на брегах Невы», пишет знаменитое стихотворение «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»).Он считает, что особенности лицейского «союза» — не только в том, что он «неразделим и вечен». «Союз» сложился «под сенью дружных муз», в атмосфере искусства — отсюда его свобода и беспечность. Эта дружба противостоит враждебной «судьбе». В судьбу Пушкин, видимо, верил — разные дурные приметы заставляют его в декабре 1825 года отказаться от поездки из Михайловского в Петербург. Если бы он поехал, то угодил бы в столицу 14 декабря и не избежал бы общей участи, тем более что появляться в Петербурге ему как ссыльному было запрещено. Декабрьские события потрясли Пушкина, а с июля 1826 года в его рисунках появляется навязчивый мотив — виселица с пятью казненными. Однажды он нарисовал ее с местом для себя и написал: «И я бы мог, как шут...» В сентябре 1826 года Пушкина спешно перевозят в Москву, где готовилась коронация Николая I и где Пушкин был принят им. Царь дал поэту свободу и, поскольку Пушкин пожаловался на цензурные притеснения, предложил быть его цензором. Вряд ли это изменило положение поэта — «зависеть от царя» тяжело. В это время Пушкин осознавал свое призвание, свою великую миссию — быть пророком. Содержанием стихотворения «Пророк»(1826) стало преображение человека, мучительное изменение бренной телесной оболочки, обретение нового облика — и вместе с тем нового жизненного пути, высшего долга. Только голос Бога, призвавшего исполниться Его волей, превращает человека в пророка. Пророчества, истины должны провозглашаться во имя Бога, без этого они не будут истинами и принесут зло. Слово («глагол») пророка должно «жечь» сердца людей. Это не просто причинение боли, а жестокое врачевание, потому что оно — по воле Бога и ради людей. 1. Расскажите об основных событиях жизни Пушкина в период Михайловской ссылки. 2. Прочитайте стихотворение «К морю», начатое в Одессе и завершенное в Михайловском. С чем ассоциируется море в поэтическом сознании Пушкина, почему? Каким изображается море, использует ли Пушкин прием олицетворения? В связи с чем поэт вспоминает Наполеона, Байрона? Какие идеи, настроения преобладают в последних трех строфах стихотворения? 3. Прочитайте стихотворение «Храни меня, мой талисман...». Какие биографические обстоятельства повлияли на его написание? Что представляет собой лирический сюжет стихотворения? Какая поэтическая строка повторяется в стихотворении, каков содержательный смысл этого повтора? 4. Прочитайте стихотворение «Зимний вечер». Каким предстает в стихотворении образ бури, что он символизирует? К кому Пушкин обращается в стихотворении: «моя старушка», «добрая подружка»? Каковы интонации этого обращения? Можно ли сказать, что стихотворение имеет кольцевую композицию, почему? Сравните «Зимний вечер» со стихотворением «Зимняя дорога». В чем различие эмоционального тона стихотворений? Как в них воплощается образ зимы? 5. Прочитайте цикл стихотворений «Подражания Корану». Кому посвящен цикл, почему? Каковы основные идеи поэтического цикла? 6. Прочитайте стихотворение «К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Кому оно посвящено? Что представляет собой лирический сюжет стихотворения? Как в нем прослеживаются основные этапы жизни самого Пушкина? Какова роль повторов, какие по 7. Как меняется поэтический стиль Пушкина в годы Михайловской ссылки? Какие поэтические темы, мотивы становятся значимы для Пушкина в этот период, почему? 8. Какая южная поэма завершена в Михайловском? Над каким крупным произведением Пушкин продолжает работу? 9. В какие годы Пушкин работал над трагедией «Борис Годунов»? Какова проблематика трагедии, в чем заключается ее новаторское значение? 10. Кто из лицейских друзей приезжал к Пушкину в 1825 году? Прочитайте стихотворение «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»). По поводу какого события написано стихотворение? Почему пушкинский герой в этом стихотворении «печален»? Кого «не досчитывался» в 1825 году лицейский «союз»? Почему Пушкин верит, что лицейский «союз» «неразделим и вечен»? Каково значение мотивов одиночества, дружеской поддержки, потери друзей в стихотворении? Что, по «предсказанию» Пушкина, произойдет через год? 11. Как Пушкин воспринял декабрьские события 1825 года? Когда состоялась встреча Пушкина с Николаем I? Какова причина этой встречи и ее последствия для поэта? 12. Пользуясь туристскими путеводителями, краеведческими исследованиями и др. подготовьте заочную экскурсию: «Пушкин в Михайловском и Тригорском».
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3650)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |