Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Карта памятников архитектуры Беларуси (замков, дворцов)





Культура Беларуси

Белорусский народ за свое многовековое прошлое (а его письменная история насчитывает более десяти столетий) создал самобытную культуру, которая вошла в славянское и общечеловеческое пространство культуры. Здесь всегда интенсивно давал о себе знать процесс взаимовлияния культур, что определяется, прежде всего, положением страны «на рубеже культур» — на пограничье Востока и Запада, если эти понятия трактовать в широком культурологическом и историческом смысле. Местные традиции, налагаясь на эти течения, обогащали традиционную культуру и содействовали развитию новых направлений.

Этот плодотворный синтез как нельзя лучше и рельефнее проявился в архитектуре, скульптуре и живописи. В Х — ХIII веках Беларусь, будучи частью «империи Рюриковичей», стала одним из очагов развития древнерусского искусства. История собственно белорусской архитектуры, своеобразно преломившей в себе художественный опыт и Киевской Руси, и Западной Европы, начинается в XIII веке. Средневековая белорусская архитектура представлена в основном оборонными сооружениями. Города в то время обычно располагались вокруг или вблизи укрепленного замка. Сохранились оборонительная башня в Каменце, монументальные замки в Крево (ХIII—XIV вв.), Лиде (XIV в.), Новогрудке (XIV—XVI вв.), Гродно (ХIV—XVIII вв.), Мире, Несвиже (XVI—XVIII вв.). В XVI—ХVII веках появляются особые типы оборонных церквей (Мурованка, Сынковичи) и домов–крепостей (Гайтюнишки).

В XVI—XVIII столетиях в белорусской архитектуре получает мощное развитие искусство барокко, которое оставило тут особенно глубокий след. Проводниками этого стиля стали различные католические ордены. Лучшими памятниками барокко на территории Беларуси являются костелы в Несвиже, Гродно, Глубоком, Софийский собор в Полоцке, заложенный в XI веке как православная святыня и перестроенный в середине ХVIII столетия в униатский храм.

На смену барокко в конце ХVIII века приходит классицизм, а затем и реминисценции исторических стилей. Зодчество этой поры представлено широким пластом памятников — дворцов, усадебных комплексов, культовых построек, жилых и промышленных сооружений.



Выдающиеся белорусские мыслители, просветители, литераторы, художники, композиторы, общественные, политические, религиозные деятели в равной степени принадлежат истории и культуре нескольких народов. Таковы Сымон Будный, Мелетий Смотрицкий, Симеон Полоцкий, Георгий Конисский, Тадеуш Костюшко, Адам Мицкевич, Станислав Монюшко, Игнат Домейко, Михал Клеофас Огинский, Владислав Сырокомля, Марк Шагал и многие–многие другие.

МИРСКИЙ ЗАМОК

Замок в местечке Мир Гродненской области возведен на правом берегу речушки Мирянки. В плане он напоминает несколько перекошенный четырехугольник. На каждом углу, выступая за периметр стен, возвышается мощная башня. Пятая - въездная - брама размещена в центре западной стены, обращенной к городу. В глубине двора стоит трехэтажный дворец, пристроенный к северной и восточной стенам замка.

Мирский замок строился в 1506 - 1510 гг. на месте ранее стоявшего здесь господарского двора, а также других владений брестского старосты, надворного маршалка Великого княжества Литовского, князя Юрия Ильинича. Для возведения замка были построены кирпичные заводы («цагельни») в деревнях Пропаши и Бирбаши. Известь доставлялась из Сверженя, что около Столбцов.

Роду Ильиничей Мирский замок принадлежал до 1568 г. От него перешел к Радзивиллам несвижской линии. С конца XVIII в. был у графов и князей Гогенлоэ, Берленбургов, Витгенштейнов, а со второй половины XIX в. и до 1939 г. - у князей Святополк-Мирских.

Замок сильно пострадал в 1655 г. во время войны Речи Посполитой с Русским царством. Во время Северной войны (1705 г.) его штурмовали и сожгли шведы. В 1794 г. во время подавления восстания Т. Костюшко замок взяли штурмом царские войска. Под его стенами 9-14 июля 1812 г. происходили жестокие сражения между арьергардом 2-й русской армии Багратиона и французской кавалерией маршала Даву. Во время боев были разрушены и сожжены дворец, одна башня, повреждены внешние бастионные укрепления. Повторно новое сражение под стенами замка произошло 10-11 ноября 1812 г. между армией адмирала Чичагова и французами.

Только в 1870 г. на четырех башнях (кроме взорванной северо-восточной) соорудили шатровые крыши. Позднее был восстановлен дворец. В конце XIX в. на юг от замка выкопали большой пруд, срыв с этой стороны бастионные укрепления.

Комплекс Мирского замка и сегодня удивляет своей архитектурной гармонией, слитностью с природой, рационализмом и продуманностью всех оборонных сооружений, простотой и лаконизмом форм.

Все башни замка сделаны одинаково: 4-гранная основа и 8-гранный сужающийся верх. Архитектурная обработка их фасадов основывается на чередовании различных по форме и размерам декоративных ниш, тяг и орнаментальных поясов. Такой прием был широко распространен как в гражданском, так и в культовом белорусском зодчестве XVI в.

По всему периметру стен на высоте около 8 м от земли проходит орнаментальный пояс шириной около 70 см из шести рядов кирпичной кладки. Верхний и нижний ряды - кирпичи, положенные на угол в виде традиционного поребрика. Между ними проходит полоса заглубленной кладки. Побеленный известью, этот пояс выразительно читался на красном фоне кирпичной стены, как и другой орнаментальный пояс, который шел по самому ее верху.

Все башни Мирского замка конструктивно и стилистически близки между собой и одновременно каждая из них имеет свое индивидуальное архитектурное обличье. Художественное совершенство фасада замка особенно подчеркивается продуманностью и слитностью орнаментальных поясов башен. Их, в свою очередь, органически продолжают идентичные по рисунку и технике исполнения пояса на пряслах стен и полуциркульные ниши. Благодаря этому все элементы замка связываются в целостную архитектурную композицию, а их нарядность и величественность как бы отодвигают мощь стен на второй план, создавая законченный образ неповторимого сооружения, не имеющего аналогий на близлежащих землях Прибалтики, Польши и России.

Башни поставлены с таким расчетом, чтобы удобно было вести фланговый огонь вдоль прясел стен и поражать цель на подступах к ним. Большинство бойниц предназначалось для стрельбы из пушек. Все башни спланированы как самостоятельные узлы обороны: на случай прорыва противника внутрь двора и штурма извне из них можно было вести круговой обстрел. Каждая башня имела по 5 ярусов боев с большим количеством бойниц и сложную систему внутренних переходов. Завершались башни бойницами - машикулями, позволявшими защищать непосредственные подступы к стенам. Через них могли сбрасывать на врага камни, гранаты, лить кипяток либо смолу.

Из всех угловых башен XVI в. почти полностью сохранилась юго-западная, которая позволяет изучить систему планировки и организацию боя со всех этажей. В основании ее лежит несколько перекошенный квадрат размером 10Х10 м. Высота башни 23 м. Мощное сооружение покоится на не менее мощном фундаменте с глубиной заложения 4 м. Сложен он из громадных валунов длиной до 1,5 м, хорошо подогнанных друг к другу, связанных известковым раствором.

Внутри башня делилась на пять ярусов, а в цоколь помещался подвал для хранения военной амуниции. На первом этаже размещалось 7 пушечных бойниц, которые фланкировали огнем замковые ворота, западную и южную стены и вели фронтальный огонь. На второй этаж вела узкая и крутая каменная лестница. Здесь размещалось 6 пушек. В XX в. некоторые бойницы растесали и сделали большие окна.

Перекрытие второго этажа сводчатое, а остальных трех - по балкам. На верхних этажах имелись бойницы, рассчитанные на огонь как из пушек, так и из ручного огнестрельного оружия.

На уровне четвертого этажа стены башни переходят в «восьмерик». На самом верху башенной стены местами сохранились полузаложенные кирпичом «варовые окна».

Остальные башни отличаются от юго-западной размерами оснований, объемом помещений и некоторыми деталями. Внутренней же планировкой, объемно-пространственным решением, назначением помещений и насыщенностью огневыми средствами все они очень схожи между собой.

Из всех башен Мирского замка главная - въездная - по своим формам, мягкости пластики и орнаментации фасадов наиболее интересная, яркая и совершенная. Шестиярусное сооружение властно вознеслось на 25-метровую высоту, покоясь на надежном фундаменте (12Х12 м). Мощная башня-исполин украшена орнаментальными поясами и декоративными нишами разного размера и формы, аккумулирующими в себе традиционные приемы и средства орнаментации местного каменного зодчества. Здесь и древнеславянский поребрик, и аркатурные фризы (подзоры), и рожденные пытливым разумом здешних «дойлидов» круглые, трехчастные с висящими гирьками, полуциркульные, стрельчатые, прямоугольные и другие ниши.

Толщу первого этажа башни прорезает единственный в замке проезд с двумя дубовыми воротами (одни при въезде, а другие при выезде). Полотнища воротных створок запирались толстыми дубовыми брусьями, для которых были сделаны в боковых стенах специальные гнезда (30Х30 см). Кроме того, створ ворот дополнительно защищался специальной решеткой (герсой) из кованых и заостренных снизу железных полос. Она опускалась со второго этажа через специальный проем размером 2,8Х0,4 м. В случае опасности, прежде чем стража успевала закрыть ворота, герса с молниеносной быстротой падала сверху, отсекая вход в замок.

Внизу воротной башни размещалась тюрьма-подвал, также охранявшаяся стражей. Слева от ворот, на западной стене, находились бойницы навесного боя (машикули).

Согласно инвентарю замка 1688 г., в воротной башне находились 3 железные пушки. В XVIII и XIX вв. на втором этаже размещалась каплица, а на стене, обращенной в сторону замкового двора, были часы.

Снизу начиналась и шла в толще стены каменная лестница. Она доходила до четвертого этажа, открывая также выход на каждый ярус боя.

Второй и третий этажи со сводчатыми перекрытиями имели соответственно 6 и 7 бойниц для стрельбы из мушкетов и пушек. Остальные этажи своей планировкой схожи между собой: имели перекрытия по балкам и по 8 пушечных бойниц. Завершалась башня поясом «варовых окон», которые существовали до перестройки и ремонта башни во второй половине XIX в.

Придавая важное значение обороне единственного входа в замок и учитывая возрастающую силу артиллерии, владельцы замка через некоторое время решили дополнительно укрепить защиту ворот. Для этого к центральной башне пристроили подковообразную стенку «предбрамья» (барбакана) толщиной в 1,25 м. По центру ее прорезал еще один воротный проем на два полотнища, также запиравшиеся деревянным брусом («завалом»). Верх стены заканчивался зубцами и бойницами. Следовательно, здесь также имелась боевая галерея - помост для стрелков.

Внутри барбакана выкопали 2-метровой глубины котлован, который закрывался специальным подъемным мостом. Он имел лопатообразную форму длиной около 9,75 м и Шириной 9,5 м. Опускаясь, мост ложился на специальный опорный выступ в фундаменте барбакана, играя роль настила для проезда в замок.

Снизу мост был окован железными полосами и шипами. Будучи поднятым, он целиком закрывал главный воротный въезд.

Размеры моста позволяют предположить, что высота стены «предбрамья» составляла не менее 10 м. Барбакан существовал до конца XIX в.

Огневая мощь башен Мирского замка и его стен органически сочетались. Характерно, что стены имели три яруса боя. Нижние зоны всех четырех стен прорезали пушечные бойницы подошвенного боя в виде просторных камер - печур. Этот ярус огня был очень мощный: в северной стене имелось 9 бойниц, в восточной - 9, в южной - 8 и в западной - 5.

Средний ярус боя шел в середине стен, приблизительно на высоте 8 м от земли. Он имел вид коридора-галереи высотой чуть более 2 м с полуциркульным сводом. В обеих стенках галереи были многочисленные ружейные бойницы, позволявшие вести огонь не только наружу, но и внутрь замкового двора. Верхний ярус - боевая площадка, размещенная на самом верху стены. Ее прикрывали парапеты с бойницами.

В начале XVII в. важнейшими дополнительными элементами обороны Мирского замка стали бастионные укрепления, насыпанные из глины, крупного песка и земли. Это сооружение, имевшее вид мощного четырехугольника размером 170Х150 м, стало как бы первой линией обороны.

Строительство замка осуществлялось в несколько этапов. В первом десятилетии XVI в. были сооружены стены и башни, а юго-западный участок двора заняли кирпичным одноэтажным жилым зданием. Второй этап приходился на 20--30-е годы XVI в., когда к южной и восточной стенам пристроили одноэтажный корпус с обширным подвалом. Новое здание заняло значительную территорию замкового двора.

На третьем строительном этапе (вторая половина XVI в. - первая половина XVII в.) над одноэтажным корпусом возвели еще два этажа. Внешними стенами дворца стали замковые стены - северная и восточная. В них замуровали часть бойниц, а на уровне второго и третьего этажей сделали большие оконные проемы. Внутри здание также подверглось реконструкции.

По уточненным данным, в конце XVI - начале XVII в., судя по всему, также соорудили подковообразную стену «предбрамья».

Представить себе Мирский замок того времени дают возможность инвентари. Согласно сведениям одного из них за 1688 г., на подзамче, окруженном валом, располагались разнообразные хозяйственные постройки - «стайня с возовней и обозней, все крытое гонтом», а также «небольшой огородик». Возле ворот стояла сторожка («кордыгарда»), где имелись печь «из белой кафли, выведенная вверх, 3 лавки, 1 стол и 1 стеклянное окно». В замке находились княжеская конюшня с заготовленным впрок сеном и овсом, винокурня, баня, хозяйственные подвалы. Высокое крыльцо «с усходками и перилами малеванными» открывало дорогу в многочисленные покои и залы дворца. Там все сверкало чистотой и богатством, на которое с удивлением смотрело солнце, заглядывавшее сюда через цветные стекла окон, вправленных в оловянные и деревянные рамы удивительной работы: на паркетный пол, высокие печи, сложенные из многоцветной кафли, кованую медь висящих подсвечников, знаменитые карелицкие ковры - «шпалеры», дорогое оружие на стенах.

Мирский замок XVII-XVIII вв. - это уже роскошный дворцово-замковый комплекс, где удивительно удачно сочетались черты военно-фортификационного сооружения и мягкость, пышность и величественность дворцовой постройки.

История замка тесно связана с историей самого поселения Мир. По некоторым сведениям, оно впервые упоминается в 1395 г., когда крестоносцы во главе с гроссмейстером Тевтонского ордена Конрадом фон Юнгингемом, не взяв Новогрудка, напали на Лиду и Мир и опустошили их. В 1434 г. великий князь литовский Сигизмунд Кейстутович подарил Мир боярину Сеньку Гедыгольдовичу, от которого он перешел в 1490 г. к роду князей Ильиничей, уроженцев Могилевщины.

В XVI в. городские укрепления уже радзивилловского Мира имели вид земляного вала с деревянным «парканом» и четырьмя деревянными въездными брамами, позднее замененными каменными. Один из местных каменщиков - «муляр Мартин Заборовский» в 1594 г. «оправлял муром» укрепления Мира. Городские брамы, открывавшие из города выезд в четыре стороны, имели собственные названия: Виленская, Меновая, Замковая и Слонимская. Последняяиногда в документах XVII в. называется еще «брама Аюцевичская». Перед валом шел сухой оборонительный ров. В каждой воротной башне имелся подъемный мост.

В конце августа - начале сентября 1655 г. город Мир был взят войском царского воеводы А. Н. Трубецкого и украинского полковника Ивана Золотаренко. Повторно город пострадал в конце 1655 г., когда его осаждали шведы.

В городе имелось ополчение мещан, разделенное на десятки и сотни.

На вооружении у них в 60-80-х годах XVII в. были гаковницы «в простой осаде», мушкеты, фитильные осаженные самопалы, пики, бердыши, булавы, «оббитые железом», и пушки.

Всеми работами по ремонту и досмотру городских укреплений руководил местный городничий. В 80-е годы XVII в., после разрушительной войныРечи Посполитой с Русским царством, в Мире работало две бригады строителей, имена которых известны. Это плотники - «мастер теслярский Гарута, тесли Миколай, Юрка, Чурский, Лаврын Степура, Дударчик, а также каменщики - муляры - старший мастер Мартин, мастера Хабар, Станислав, Петрок и помощники Дудка, Федор, Горбач, Сашка».

Как в замке, городские башни крылись различными кровельными материалами: гонтом, дощатой черепицей («даховкой»), муравленой «королевской даховкой», привозимой из д. Карпова Лука, «хатней даховкой» и жестью («бляхой») в виде медных и оцинкованных листов.

Городские укрепления в Мире, судя по всему, в XVIII в. имели вид бастионной фортификации. Она просуществовала до конца XVIII в., а Виленская брама последний раз упоминается в 1794 г. Затем укрепление срыли. До сих пор уцелел лишь комплекс Мирского замка.

Мирский замок в свое время был мощным военным сооружением, где нашли применение почти все известные элементы средневековой фортификации и местные традиции замкового зодчества. В 2000 г. Мирский замок был причислен ЮНЕСКО к памятникам всемирного наследия. Сейчас в замке продолжаются большие реставрационные работы.

НЕСВИЖСКИЙ ЗАМОК

Старинный городок Несвиж знаменит своим средневековым замком. Хотя с виду Несвижский замок больше напоминает дворец XVIII века он не намного младше своего величественного соседа – Мирского замка.

Дошедший до нас Несвижский замок был основан в 1583 году на месте большого имения, возведенного в первой половине XVI века Николаем Радзивиллом Черным (построенным, кстати, ради получения его родом княжеского титула).

Вокруг нового каменного замка выросла современная система укреплений: старые каменные стены были заменены высокими земляными валами с выступающими вперед бастионами, на которых были установлены артиллерийские орудия. Вокруг замка был вырыт широкий и глубокий ров, вода в который поступала из окружающих замок прудов. В течение нескольких лет проводились работы по расширению речки Уши, выкапывались искусственные озера, таким образом, получилось, что замок стоит на своеобразном рукотворном острове, являясь неприступной крепостью.

Строительством и особенно укреплением замка занимался сам хозяин – Николай Христофор Радзивилл Сиротка, получивший прекрасное образование в ведущих европейских державах того времени – в Германии, Италии, Австрии и Франции.

Куртины и бастионы Несвижского замка были укреплены камнем, по верху вала шла защищенная бруствером дорога.
На протяжении нескольких столетий Несвижская крепость имела важное военно-стратегическое значение. Здесь также располагалась частная армия князей Радзивиллов – некоронованных королей Великого княжества Литовского. В XVII веке артиллерия замка насчитывала более сотни пушек.

На протяжении все своей истории замок достраивался и обновлялся: разобщенные первоначально корпуса перестраивались, дополнялись архитектурными вставками и, наконец, образовали замкнутый парадный двор. Кроме большого парадного двора в замке существуют еще два маленьких – хозяйственный (конный) и интимный. Конный двор располагался в южной части замка, а в валах были устроены “подземные” конюшни. Третий двор, интимный, совсем маленький. Когда-то он сообщался с внешним миром секретными переходами. Местные легенды говорят, что эти подземные ходы вели к фарному костелу или даже к самому Мирскому замку.

В 1706 году, во время Северной войны Несвижский замок был разрушен шведами, хозяйничавшими в этих местах. К 1726 году замок был восстановлен. На протяжении всего XVIII века в замке велись работы по его восстановлению, а потом и расширению.

Тогда он приобрел тот облик, мало напоминающий средневековый феодальный замок, который мы видим сегодня: пышная отделка в стиле барокко, ажурные балконы и миниатюрные башенки.

На протяжении многих веков в Несвижском замке собирались огромные художественные и исторические ценности. Кроме фамильного золота и серебра, старинного фарфора и живописных полотен старых мастеров здесь хранилась богатейшая библиотека. В архиве хранились практически все акты Великого княжества Литовского, начиная со времен Ягайлы (Великого князя Литовского и короля польского, конец XIV века). В библиотеке были собраны редкие рукописные и старопечатные издания, исторические документы и грамоты, письма многих монархов.

Все эти ценности легли в основу легенды о “Сокровищнице Радзивиллов”. Считается, что несметные богатства Радзивиллов хранившееся в фамильной сокровищнице должны были всегда находиться в замке, их нельзя было вывозить оттуда даже в годы военных нашествий. Поэтому создавались тайники, о которых знали только сам князь и его самый доверенный слуга. Во время отечественной войны 1812 года последний князь несвижской линии Радзивиллов перешел на сторону Наполеона. При поспешном отступлении французов Доминик Радзивилл не успел забрать с собой все свои богатства. В Несвиж вступили русские войска – все княжеское добро было отправлено в Россию. Но знаменитая сокровищница найдена не была и с тех пор не было покоя любителям забытых кладов. Жертвой их трудов пал прекрасный парк Альба, окружавший замок.

Много труда на поиски клада положили немцы и в Первую мировую войну и во Вторую. В 1941-1944 годах на его поиски была направлена даже специальная саперная рота. Но все усилия были тщетны.

После войны здесь обосновался санаторий. Великолепные залы разгораживали, чтобы сделать кабинеты, палаты лечебные и т.д.

И только совсем недавно в замке начались реставрационные работы...

Есть у Несвижского замка и свое привидение - Черная Дама, которая бродит безлунными ночами по темным коридорам дворца. Призрак этот - дух Барбары Радзивилл, жены короля Речи Посполитой Жигимонта Августа, отравленной, по преданию, матерью короля, которая ненавидела свою невестку.

Король безумно любил свою молодую жену и пытался вызвать дух Барбары в Несвижском замке, но когда призрак явился, Жигимонт не удержался и обнял дорогое видение, что ему было строжайше запрещено делать. С тех пор приведение не может покинуть замка.

Собственное приведение имеется и у бенедиктинского монастыря – здесь по ночам встречают или слышат шаги Черной Монашки, наказанной вечным скитанием за свои грехи.

 

ГРОДНЕНСКИЕ ЗАМКИ

Старый замок

Новый замок

Гродненские замки - наиболее красноречивые памятники архитектуры и истории нашего города. Вот уже восемь столетий стоят они на высоких холмах над Неманом, как свидетели и участники разных событий, которые вошли в историю нашей Отчизны.

Укрепленное городище на Замковой горе появилось в конце X - начале XI вв. Вскоре оно стало детинцем древнего Гродно. В результате исследований археологами были открыты остатки деревянных жилых строений, уличных настилов, оборонительных сооружений. В систему последних, кроме деревянных, входили и каменные стены, сложенные из кирпича. Подобных укреплений XII века на белорусских землях больше не встречается.

В южной части детинца находился двухэтажный княжеский терем. Стены его, сложенные из кирпича, были украшены горизонтальными рядами почти не обработанных камней. Пол был выложен поливными керамическими плитками. До наших дней дошли только фрагменты северной части этого строения, сохранившиеся на высоту около 2 м.

Рядом с теремом были открыты руины шестистолпного трехнефного храма. Фасады его имели весьма красочное решение. При возведении стен в кладку были вмурованы полированные валуны гранита и гнейса разных цветов. Верхняя часть стен декорирована поливными керамическими чашами, фигурными и квадратными плитками коричневого и зеленого цвета. Внутри стены храма не имели штукатурки и сохраняли бело-розовый цвет кирпича и растертой извести. На этом фоне ярко проступали горловины голосников - узкогорлых глиняных кувшинов, вмурованных в стены для облегчения конструкции и улучшения резонанса. Пол был устлан полированными камнями и поливной плиткой. Такое эффектное украшение фасадов и интерьеров является отличительной чертой гродненской архитектурной школы XII века. Предполагают, что здесь работал знаменитый впоследствии зодчий Петр Милонег.

На соседней с детинцем возвышенности находился окольный город. Здесь жили наиболее богатые горожане, которые занимались торговлей и ремеслом. Планировка его на ХII-ХIII вв. еще не исследована.

Грозными событиями отмечены в истории нашего города ХIII-ХIV вв. Неоднократно под его стенами стояли полки галицко-волынских князей, а с 1284 года - новый завоеватель, крестоносцы.

С 1376 года Гродно владел князь Витовт. В этот период на месте окольного города сооружают каменный Нижний замок. Он стал фортом на подступах к Верхнему Замку.

После пожара 1398 года Верхний замок коренным образом перестраивается, приобретает готические черты. Его план близок к треугольнику, что отвечало конфигурации территории холма. Протяженность крепостных стен составляла около 300 м, толщина достигала 2,5-3 м. По периметру возвышалось пять мощных башен. Основным строительным материалом был камень-валун, кирпич использовали в кладке стен только для выравнивания рядов валунов и для облицовки башен, казематов и других замковых сооружений. Крыши были вальмовые из красной черепицы.

Замок имел только один въезд. К въездной башне, через 50-метровый сухой ров от Нижнего замка был перекинут дугообразный мост. Охраняла въезд и башня-донжон.

В гродненских замках происходили встречи великого князя Великого княжества Литовского Витовта и короля Польши Владислава II. Часто здесь бывал преемник Витовта Свидригайло, а затем Сигизмунд Кейстутович. С 1440 г. замки переходят во владение великого князя Казимира. Здесь он принимал посольство из Кракова, предложившее ему польскую корону.

По решению Казимира на месте Нижнего замка строится Королевский двор, где главным зданием был Королевский дом. Как выглядели в середине XVI века Королевский двор и Верхний замок можно увидеть на гравюре 1568 г. М. Цюндта.

Очередной подъем Гродно связан с именем Стефана Батория. Перестройка Верхнего замка началась после 1579 года архитектором Санти Гуччи. В этих работах принимал участие и известный фортификатор Рудольфино да Камерино.

Во время строительства от замка Витовта сохранили нижнюю часть оборонительных стен, башен, а также фундаменты и стены княжеского дворца.

Главное место в комплексе занял дворец. Он был сооружен в стиле позднего Ренессанса, имел высокую двухскатную крышу, покрытую красной черепицей. В центре главного фасада находилась парадная лестница в виде ризалита с аркадами. Она вела на второй этаж. Фасад со стороны города украшали эркеры. Стены были декорированы широко использовавшимся в те времена двухцветным сграффито.

Первый этаж имел сводчатые перекрытия, оштукатуренные стены и потолки, пол из керамических плиток. Здесь было десять помещений, в которых размешались канцелярия, арсенал и другие службы военно-хозяйственного назначения.

Второй этаж занимали королевские покои - парадные и жилые, которые представляли собой типичную дворцовую анфиладу. Это были парадно украшенные большие помещения с высокими лепными или резными потолками. Стены были обработаны полированным гипсом, полы выложены мрамором или разноцветными поливными керамическими плитками. Единственное изображение замка сохранилось на гравюре Т. Маковского, которая датируется 1600 годом.

Стефан Баторий часто бывал в Гродно. Здесь король принимал посольства, выезжал на охоту, отсюда выступил в военный поход на Смоленск. 12 декабря 1586 г. он умер в своем гродненском дворце.

После того, как в 1673 году конституцией короля Михаила Гродно назначается местом проведения генеральных сеймов Речи Посполитой, на Замковой горе разворачиваются значительные ремонтно-строительные работы. Около замковой стены со стороны Немана было возведено здание, которое предназначалось для заседаний сейма и имело 2 зала - Посольский и Сенаторский. Сам дворец также несколько изменился. Были ликвидированы эркеры, вместо ризалита появилась однопролетная лестница барочного типа.

Первый гродненский сейм состоялся в 1678 году, следующий проходил в 1688 году, а в 1699 году - третий и последний в стенах Старого замка (это название пришло на смену названию Верхний замок).

После разрушительных для Гродно событий Северной войны, когда сильно пострадал и Старый замок, принимается решение о строительстве новой королевской резиденции на месте Королевского двора. Этот дворец должен был стать и местом проведения сеймов. Автором проекта дворца был саксонский архитектор Карл Фридрих Пепельман.

Одновременно Пепельман руководил работами по ремонту Старого замка. В этот раз разбирают во дворце аттик и шипец и сооружают четырехскатную черепичную крышу. Оконные проемы уменьшают, а фасад украшают пилястрами. Внешнюю лестницу заменяют внутренней, что повлекло изменение планировки дворца. Здесь размещалась часть свиты короля и разные службы.

Строительство нового королевского дворца велось четыре года, и в 1742 году он был готов к приему короля. Дворец в плане представлял собой букву "П" и создавал парадный внутренний двор, который замыкался двумя одноэтажными строениями. Между ними была ограда и ворота. И сегодня они сохраняют свой первоначальный вид. На их массивных пилонах размещены скульптуры мифических существ, сфинксов, которые несут пухлых путти. Столбы ограды венчают шлемы с элементами воинской атрибутики.

Фасад дворца членился пилястрами, стены украшали карнизы и лепка разных форм. Между оконными проемами находились картуши с масками, а на тимпане фронтона - герб Речи Посполитой. Впечатляло и цветовое решение: насыщенный кирпичный цвет черепицы гармонировал со светло-розовыми и белыми плоскостями фасада.

Главный вход, находившийся в середине центрального корпуса, вел в большой прямоугольный вестибюль, который назывался Залом Стражи.

Отсюда можно было подняться на второй этаж, пройти в Сенаторский зал и в первую приемную короля - Овальный зал.

Вся левая половина главного корпуса была занята Сенаторским залом, где проходили заседания верхней палаты сейма Речи Посполитой. Это двухсветное помещение было украшено пышной лепкой и фресками. В левом крыле дворца находился двухсветный Посольский зал. В нем проходили заседания нижней палаты сейма.

В 1750 г. король Август III утвердил проект Иоахима Христиана Яуха, который предусматривал строительство рядом с центральным корпусом дворца капеллы. Внешне это здание было очень похоже на дворец. Его стены украшали пилястры и карнизы. По гребню крыши стояли декоративные вазы. Интерьер капеллы был роскошным, выдержанным в стиле рококо, как и интерьеры самого дворца.

При короле Станиславе Августе Понятовском произошли первые изменения в планировке дворца. Руководил работами архитектор Джузеппе Сакко, а также декоратор Шимон Маньковский.

Самым значительным историческим событием, которое произошло во дворце, стал последний сейм Речи Посполитой 1793 г., на котором был утвержден второй раздел этого государства между Россией и Пруссией.

Во время национально-освободительного восстания 1794 года в гродненском королевском дворце 30 октября состоялось совещание главного руководителя восстания Тадеуша Костюшко с руководителями повстанческих отрядов в Великом княжестве Литовском.

После поражения восстания во дворце поселяется, согласно распоряжению, поступившему из Петербурга, Станислав Август Понятовский. Именно здесь 25 ноября 1795 года король подписывает акт отречения от престола.

После отъезда Станислава Августа в Петербург, королевские дворцы передаются российскому военному ведомству. К этому времени за ними прочно закрепились названия Нового и Старого замков.

Произошла их очередная реконструкция. В Новом замке была изменена планировка, перестроен Посольский зал.

В Старом замке, на месте зданий со стороны Немана, построили казарму. Декор фасадов дворца был уничтожен, а над его центральной частью надстроили третий этаж. За последнее столетие внешний вид Старого замка не изменился. С 1930 года в нем находится Гродненский государственный музейныне государственный историко-археологический музей.

После Великой Отечественной войны Новый замок лежал в руинах. Его восстановлением руководил известный советский архитектор В. Н. Вараксин. Планировка помещений отвечала административному назначению здания. С 1991 года в Новом замке размешаются государственный историко-археологический музей и областная научная библиотека имени Е. Карского.

В Старом замке развернута музейная экспозиция, которая рассказывает об истории, культуре и природе Принеманья. Среди экспонируемых материалов значительное место занимают археологические находки: оружие защитников города и женские украшения, инструменты ремесленников и детские игрушки. Привлекают внимание медные гравированные пластины с изображениями святых (XII в.) и каменная шахматная фигура-ладья (XII век).

Рядом с массивными ядрами можно видеть разнообразные по форме и украшению изразцы. Здесь старинные книги соседствуют с монетами разных стран Европы. Резные кресла из мебели Старого замка, изделия гродненских королевских мануфактур, знаменитый "слуцкий" шелковый пояс - прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства ХVII-Х/III вв.

Экспонаты знакомят с бытом крестьян и горожан Гродненской губернии, традиционными ремеслами и промышленными предприятиями края, событиями Великой Отечественной войны. Экспозиция завершается показом разнообразного животного и растительного мира Принеманского края, в том числе видов, занесенных в Красную книгу Беларуси.

В Новом замке можно познакомиться с коллекциями оружия, декоративно-прикладного искусства, здесь постоянно проводятся художественные выставки и камерные концерты.

НОВОГРУДСКИЙ ЗАМОК

До середины XIV века деревянные стены и башни являлись достаточно надёжным укреплением. Деревянные замки могли долгое время сдерживать силы неприятеля, у которого после долгого стояния под замковыми стенами не было другого выхода, как поворачивать назад. Но по мере развития артиллерии и тактики деревянные замки утратили свою неприступность, а вражеские набеги, особенно крестоносцев, на белорусские земли участились.

Так, в XIV-XV столетиях на территории Великого княжества Литовского вырастают замки-кастэли, а деревянные замковые конструкции постепенно заменяются каменными. В принципе, они все одного образца: несколько высоких башен, соединённых стенами. Наиболее наглядно процесс замены деревянных конструкций каменными можно проследить на примере Новогрудского замка.

Как отмечает крупнейший исследователь средневековой белорусской архитектуры М. А. Ткачёв, автор книги «Замки Беларуси», «укрепления Новогрудского замка прошли путь от примитивной ограды-частокола до мощнейших каменных башен и стен».

Во второй половине XIII века на фоне деревянных срубов Новогрудского замка вырос каменный столп наподобие Каменецкого. Он была четырёхугольный в плане, почти квадратный, стоял на высоком фундаменте из крупных — до 1 метра и больше — камней.

Не раз подходили к его стенам крестоносцы. В конце XIV в. после очередного нападения столп пришлось отстраивать целиком, уже из кирпича.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (547)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.038 сек.)