Понятие «Наукоучения». Идея и метод трансцендентальной философии. Понятие «деятельность»
Проблема преодоления солипсизма. Если один человек не смотрит на вещь, то она существует из-за того что на нее смотрят другие, а если на нее никто не смотрит, она существует потому, что на нее смотрит Бог. Мир существует из-за того, что его воспринимает Бог. Субъекты существуют из-за того, что сами себя воспринимают. Постулирование существования множества душ и Бога. Мир существует в духе (то есть в Боге), как воспринимаемые субъектами. Причина идей есть бестелесное деятельная субстанция или дух. Дух простое нераздельное деятельное существо как воспринимающее идеи называется умом, как производящее их волей. – доказательство Бога. Я воспринимаю мир как существующий, а логически понимаю, что это восприятие. И у всех людей восприятие вещей согласовано, потому что они все в едином духе и сами предметы порождаются этим духом.
6.2 субъективный идеалист основная задача:защита религии.полагал что атеизм строится на материализме и понятии материи-опровергал *помимо критики понятия материи критиковал: -ньютона(учение о пространстве как вместилище всех тел) -локк(о происхождении понятий материи и пространства) Локк:есть первичные кач-ва(пространство,величина,ворма),есть вторичные.Первичные качества представляют собой свойства самих тел, а вторичные возникают из встречи объекта с субъектом, хотя корни их происхождения находятся в объекте. первичные идеи объединены в вещи за счет того, что она сущ-т на некоторой субстанции. субстанция по локку:-непознаваема;-но она сущ-т НО!что мы имеен достоверно?Ощущения качеств(форма,цвет,плотность) и все.->ничего,кроме ощущаемых качеств в вещи НЕТ. след-но вводить это различение бессмысленно.все качества вторичны! сущ-ть по Беркли значит БЫТЬ ВОСПРИНИМАЕМЫМ Согласно учению Беркли, "существовать (esse) значит быть воспринимаемым (percipi)" и "все вещи суть entia rationis, id est solum habent esse in Intellectu (т.е. все имеет существование только в Сознании)". Принцип esse est percipi одновременно служит главным аргументом для подтверждения того факта, что протяженность не может быть немыслящей субстанцией, поскольку она не воспринимаема без каких-либо осязаемых или видимых качеств. По мнению Беркли, пресловутый принцип подтверждается большим количеством аргументов ad absurdum (приведение к нелепости как способ доказательства), например, в том смысле, что невозможно воспринять какой-нибудь запах, если прежде его никто не ощущал (и не знает), "если существование (esse) стоит раньше восприятия, восприятия, то мы никогда не сможем узнать, что это такое".
Идеи - вторичные и первичные - являются ощущениями. А ощущений нет вне разума. Таким образом, вне сознания нет ничего: "Ничего не существует по-настоящему, кроме людей, т.е. сознательных существ; все остальное представляет собой не что иное, как модусы существования индивидуумов", а также: "Мир без мышления - это пес quid nес quantum пес quale (ничто, нисколько, никак)". Существуют только умы; в умах находятся идеи, а идеи сводятся к ощущениям.
Философия Х.Вольфа. Представление о системе философии. Христиан Вольф (1679-1754). Рационалист, идеолог раннего просвещения. Был профессором университета в Галле и Марбурге. В числе учеников Вольфа был Ломоносов. Его философия сформировалась под влиянием идей Декарта, Чирнгаузена, и особенно Лейбница. Вольф дал систематику философии, как бы упростил и систематизировал сложную философию Лейбница. По его классификации знания делятся на: 1) науки рациональные теоретически (онтология, космология, рациональная психология и естественная теология); 2) науки рациональные практические (этика, политика, экономика); 3) науки эмпирические теоретические (психология, догматическая физика, телеология); 4) науки эмпирические практические (технология и экспериментальная физика). В наибольшей степени Вольф прорабатывал такой раздел, который называется онтология. Онтология является важнейшей частью философии, в ней рассматривается первые основания бытия и познания, каковыми служат законы противоречия и достаточного основания. Закон противоречия выступает не только логическим законом мышления, но и наделяется онтологическим статусом основания всего сущего. Второй закон служит познанием причин действительного существования вещей, при условии перехода от возможного к действительному. Пытается установить прямое соответствие истин разума и истин факта, но при этом это установление сводится у него за счет апелляций к конкретным примерам, а не имеет какого-то теоретического основания. Естественным основанием всех знаний является постулат бытия Бога, который вводится догматически. Именно за счет бытия бога устанавливается соответствия между логикой и физикой (между истинами факта и истинами разума). В этике: принципы естественной морали считает объективными нормами, вытекающими из самой структуры бытия, и независящими от воли бога. Тоесть само бытие устроено так, что человек должен поступать морально. В политическом учение Вольф сторонник теории естественного права, выражает идеи просвещенного абсолютизма.
10. Фихте Догматическая позиция А догматическая философская позиция осмысляет деятельность учёного особым образом. Она говорит, что есть объект сам по себе, например природа. Этот объект существует со своими собственными законами, они в него вложены, они не нами придуманы, мы их только отражаем. И вот мы эти законы как-то отражаем в наше субъективном знании. Критическая позиция Теперь появляется критическая позиция, которую занимает Кант. Она устроена следующим образом. Поскольку с догматической позиции мы никак не можем объяснить познание законов. Сами законы нам не даны. Чувственные впечатления не обладают всеобщностью и необходимостью и т. д. Критическая философия начинает представлять объект, как то, что сконструировано и выработано самим субъектом. Есть субъект. И этот субъект по каким-то своим законам, используя формы априорные, фактически конструирует объект внутри себя. Кант у канта как получается: есть эти наши ощущения. И мы их формируем. Мы на них накладываем наши формы пространства и времени. это значит, что это мы так делаем, что вещи существуют в пространстве и во времени, а на самом деле мы не знаем, какие они сами по себе. и тут нужно уловить, что у канта идёт смешение догматической и критической позиций. вещь сама по себе есть, вещь в себе —- это догматическая позиция Фихте А Фихте заметил, что у канта такая двойная позиция. Понял, что это не хорошо. И начал всё исправлять. – отношение. И вот Фихте говорит, что нам нужно найти что-то такое единое, что во-первых является основанием всякого знания, потому что учёный ведь строит знание, а с другой стороны последовательно разматывая, дедуцируя из этого единого всё больше разных определений, мы должны получить в том числе и догматическую и критическую позицию. То есть объяснить, как возможны представления о внешнем объекте, почему мы считаем, что есть внешний объект, и объяснить, как возможны представления о внутренних наших способностях, которые накладывают всеобщие необходимые законы. То есть объяснить и позицию Канта, и позицию догматиков из некоторого единого начала. Но при этом это единое начало должно быть про знание.
Понятие «Наукоучения». Идея и метод трансцендентальной философии. Понятие «деятельность».
Понятие «Наукоучения» Моя философия называется наукоучение. Я исследую, как устроено научное знание. Как исследую? Я его должен последовательно из некоторого исходного начала вывести и получить его внутреннее устройство. Но если я его выведу и получу его внутреннее устройство, внутри моей системы я должен объяснить и почему в этом знание предполагается внешний объект, и почему это знание конституирует этот объект, конструирует его. Теперь, если я такую штуку сделаю, как она будет работать? Она будет работать следующим образом: я не буду говорить про то, как устроен мир. Я не могу про это говорить, потому что это не мой предмет. Я отдаю все вопросы об устройстве мира предметникам. Вот пусть они про это говорят. Вот пусть они это делают по своим собственным правилам, но получится так, что то, как они действуют, та их научная деятельность, которая определена законами знания, она вся будет выявлена мной.
Отказавшись от дуалистической позиции Канта, пытался устранить Кантовскую идею предметов самих по себе и вывести все содержание знания из деятельности нашего Я. Основанием знанияявляется самосознание как творческая деятельность, направленная на себя, на «Я». «Я» - это тождество субъекта и объекта. Фихте указал на противоречие понятия “вещи в себе”, - непознаваемой, не влияющей на мир явлений и в то же время заключающей в себе причину явлений. Устранив это противоречие, он стремился преобразовать критический метод Канта в субъективный идеализм. Для Фихте подлинная реальность – единство субъекта и объекта; мир- это “субъект-объект, причем ведущая роль за субъектом”. Фихте предлагает отличить и противопоставить реальное событие воображаемому, существующему лишь в сознании. Согласно Фихте, внимание сознания может занять и факт, бывший в прошлом. Поскольку и при наблюдении реального события, и при воспоминании прошлых действий у человека как бы исчезает часть жизни, часть времени, то Фихте полагает возможным оба явления – воображаемое и реально существующее – объявить одинаково реальным. А где же критерий такой реальности? В субъекте! – отвечает Фихте. Воспринимая предмет или задумавшись о прошедшем, человек забывает себя. Самозабвение – это одна из особенностей человека, переживающего связь с действительностью. Отсюда определение действительности: то, что отрывает тебя от самого себя, и есть действительно происходящее и наполняющее данный момент твоей жизни. Придя к такому общему определению действительности, нельзя отождествлять то, что связано с действием человека в области воображения, с тем, что непосредственно не зависит от него. Т.о., получается два ряда действительности: одна создает сама себя, другая возникает в результате творческого акта сознания того, кому нужно ее существование. Течение всей объективной реальности рассматривается как ее возможное осознание человеком: реальное существует только в связи с жизнью человека. Затем он отвлекается от объективной реальности, занимаясь исследованием “реального” только как факта сознания, как “внутреннего чувства и функции души.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (737)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |