В ХОДЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ РОССИИ В XVIII веке
В ХУШ в. ускорились темпы культурного развития, что связано с развитием экономики страны. На смену средневековой культуре, пронизанной религиозным мировоззрением, приходит «новая культура». Ее отличительные черты — светскость, рационалистическое (от слова «рацио» — разум) мировоззрение, больший демократизм и открытость в контактах с культурами других народов и стран.
В истории русской культуры Х\ГСП в. выделяют два периода: первая четверть
XVIII в. — становление новой русской культуры, середина — вторая половина XVIII в. — складывание и расцвет сословной, преимущественно светской, дворянской культуры и культуры крестьянской.
С начала XVIII в. получает развитие светское гражданское просвещение.
В 1701 г. в Москве открыта Навигац-кая школа, а в 1715 г. — Санкт-Петербургская Морская академия. Создавались артиллерийские, инженерные, медицинские, горные школы. В провинциях существовали три типа школ: епархиальные, цифирные, гарнизонные и адмиралтейские. Были изданы учебники «Арифметика» Л. Магницкого, «Руководство по механике» Скор-някова-Писарева. В 1702 г. началось издание первой газеты «Ведомости». В 1708 г. был введен гражданский шрифт. Стали создаваться типографии, книжные лавки. В1719 г. в России был открыт первый музей — Кунсткамера.
Огромное значение для развития науки имела основанная в 1725 г. Петербургская Академия наук. Были составлены «Атлас Российской империи» Кириллова, карты Камчатки, Балтийского моря, Дона. Из стен академии вышли многие крупные ученые: М.В. Ломоносов, математик и астроном С.Я. Румовс-кий, натуралист И.Н. Лепехин и др. Во второй половине ХУШ в. продолжается развитие просвещения. В 1755 г. был создан Московский университет. В 1757 г. была открыта Академия художеств. В России конца XVIII в. начала формироваться система общеобразовательной школы. В губернских городах создавались главные четырехклассные народные училища, а в уездных городах — малые двухклассные училища.
Всего на рубеже XVIII — XIX вв. в России насчитывалось 550 учебных заведений, где обучалось 62 тыс. человек.
В русском искусстве до середины
XVIII в. господствовал стиль барокко, со второй половины XVIII в. происходит становление классицизма, идейной основой которого была борьба за мощную национальную государственность под властью самодержца. В стиле классицизма в литературе творили
А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, В.Н. Майков. В живописи —
A.П. Лосенко, Г.И. Угрюмов, создавшие картины на исторические и мифологические сюжеты. Ведущим жанром оставалась портретная живопись (АТ. Матвеев, И.Н. Никитин).
Основоположниками русского классицизма в архитектуре были
B.И. Баженов (Дом Пашкова), И.Е. Старое (Таврический дворец), М.Ф. Казаков (здание Сената в Кремле, здание Московского университета). Примером классицизма в скульптуре является памятник Петру I Э.М. Фальконе).
В конце XVin в. классицизм сменяется сентиментализмом, для которого характерно эмоциональное восприятие мира и интерес к человеческому чувству. Расцвет сентиментализма связан с творчеством Н.М. Карамзина.
В 1750 г. возник первый русский профессиональный театр в Ярославле. Спустя два года театр переехал в Петербург, а в 1756 г. царским указом был преобразован в Российский театр.
В общественной мысли России первой четверти XVHI в. центральными были проблемы преодоления отсталости страны. Петр I и его сподвижники Феофан Прокопович, П.П. Шафиров доказывали необходимость преобразования и права монарха на неограниченную власть. Оригинальным мыслителем петровского времени был И. Т. Посошков, который в книге «0 скудости и богатстве» выступал за развитие русской промышленности и торговли.
Во второй половине XVIII в. главным для обществености стал крестьянский вопрос. Критика отдельных сторон крепостничества звучала в статьях публициста Н.И. Новикова. Первый русский революционер А. Н. Радищев призвал к уничтожению крепостничества и самодержавия.
КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОИ В ХОДЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ С ноября 1942 г. по ноябрь 1943 г. был совершен коренной перелом в ходе Великой Отечественной войне, когда стратегическая инициатива перешла в руки советского командования, а Вооруженные силы СССР перешли от обороны к стратегическому наступлению.
После московского поражения германское командование уже не могло проводить наступление по всему Восточному фронту. Определяя задачи летней кампании 1942 г., оно решило нанести главный удар на юге, стремясь овладеть Кавказом и Нижним Поволжьем. Советское командование ожидало летом
1942 г. нового наступления на Москву, поэтому здесь было сосредоточено более половины армий, почти 80% танков, 62% самолетов. А на юге против главных сил Германии — всего 5,4% наших дивизий, 3% танков.
В конце июля 1942 г. немецкие войска под командованием генерала фон Паулюса нанесли мощный удар на Сталинградском фронте, а в августе вышли к Волге и усилили свое наступление. 25 августа 1942 г. в Сталинграде было введено осадное положение.
С первых дней сентября началась героическая оборона Сталинграда. Бои за город за каждую улицу, каждый дом продолжались беспрерывно более 2 месяцев. Советские войска под командованием В.И. Чуйкова и М.С. Шумилова отразили до 700 вражеских атак.
19 ноября 1942 г. советские войска Юго-Западного (Н.Ф. Ватутин) и Донского (К.К. Рокоссовский) фронтов приступили к проведению грандиозной наступательной операции «Уран». Через сутки выступил Сталинградский фронт (А.И. Еременко). Наступление было неожиданным для немцев. Оно развивалось молниеносно и успешно. 23 ноября 1942 г. произошло соединение Юго-Западного и Сталинградского фронтов, в результате которого была окружена немецкая группировка под Сталинградом (330 тыс. солдат и офицеров под командованием генерала фон Паулюса).
Попытка гитлеровского командования прорвать фронт окружения силами группы армий «Дон» (30 дивизий) окончилась новым крупным поражением немецких и итальянских сил. 2 февраля 1943 г. остатки армии фон Паулюса капитулировали. За весь период битвы под Сталинградом враг потерял 1,5 млн человек, 1/4 часть всех сил, действовавших на Восточном фронте.
Победа в Сталинградской битве привела к широкому наступлению Красной Армии на всех фронтах: в январе 1944 г. была прорвана блокада Ленинграда, в феврале — освобожден Северный Кавказ, в феврале-марте — на Московском направлении линия фронта отодвинулась на 130-160 км.
Коренной перелом в ходе ВОВ, начатый под Сталинградом, был завершен в ходе Курской битвы (5 июля -
023 августа 1943 г.).
Руководители Германии планировали летом 1943 г. провести крупную наступательную операцию (кодовое название «Цитадель») в районе Курска. Для проведения операции противник сосредоточил до 50 дивизий (900 тыс. человек), 1,5 тыс. танков, более 2 тыс. самолетов. С советской стороны было задействовано более 1 млн человек, 3400 танков, около 3 тыс. самолетов. Курской битвой командовали маршалы Г.К. Жуков, А.М. Василевский, генералы Н.Ф. Ватутин, К.К. Рокоссовский. На первом этапе немецкие войска перешли в наступление, которое завершилось
12 июля самым крупным во второй мировой войне танковым сражением в районе деревни Прохоровка. На втором этапе битвы советские войска разгромили основные силы противника.
5 августа были освобождены Белгород и Орел. В честь этой победы в Москве был произведен первый за годы войны артиллерийский салют. 23 августа был освобожден Харьков.
В ходе Курской битвы было разгромлено 30 дивизий противника. Победа под Курском ускорила развал фашистской коалиции.
Победа под Курском обеспечила дальнейшее успешное наступление наших войск. В сентябре 1944 г. были освобождены Левобережная Украина и Донбасс, в октябре — форсирован Днепр и в ноябре взят Киев.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1022)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |