Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Развитие психодиагностики с 1930-го по 1939 гг




В 1930-е гг. появилось много новых тестов. Большинство из них были разработаны в Соединенных Штатах. Так, в 1936 г. по числу посвященных им публикаций ли- дировали следующие пять тестов: Стэнфорд-Бине — 141, тест Роршаха — 68 пуб- ликаций. Последующие места заняли Личностный опросник Бернрейтера (Веrп- reuter Personality Inventory), Измерители музыкального таланта Сишора (Seashore Measures of Musical Talent) и Бланк профессиональных интересов Стронга (Strong VocationalInterestBlank).

Две хорошо разработанные невербальные шкалы появились в начале десяти- летия. В 1930 г. Грэйс Артур опубликовала шкалу, предназначенную для обсле- дования детей в возрасте от 6 до 16 лет и составленную из уже известных тестов, таких, например, как лабиринты Портеуса {ArthurPoint Scale ofPerformanceTests) и кубики Коса. Эта шкала изначально планировалась как значимо коррелирую- щая со шкалой Стэнфорд-Бине, однако желаемая корреляция обнаруживалась только при обследовании 12-летних. Этель Корнелл и В. Коксом {Cornell—Сохе Performance Ability Scale) была предложена другая невербальная шкала, сконстру- ированная таким образом, чтобы иметь незначительную корреляцию со шкалой Стэнфорд-Бине. Эти две шкалы были спроектированы для различных целей: пер- вая — как невербальная версия Бине, вторая — как дополнение к ней.



Наиболее популярная шкала Стэнфорд-Бине вышла в новой редакции в 1937 г. Были предоставлены тесты для возрастных уровней от 2 лет до старшего взросло- го возраста, включая задания для тех возрастов, которые отсутствовали в редак- ции 1916 г.: 11 и 13 лет. Тогда же были созданы две эквивалентные формы шкалы, L и М(от первых букв имен авторов: Льюис Термен и Мауд Мерилл). Эта версия шкалы стандартизировалась примерно на 3000 рожденных в Америке детей белой расы в возрасте от полутора до 18 лет, при этом авторы пытались контролировать такие факторы, как география проживания и социоэкономический статус обсле- дованных.

Критика версии шкалы 1937 г. была аналогичной критике шкалы, опублико- ванной в 1916г.: много вербальных заданий; сомнительная ценность для оценки взрослых, не всегда корректный подбор заданий и др. Тем не менее все были со- гласны с тем, что эта версия была намного совершеннее своей предшественницы. Шкала была принята большинством психологов.

Кроме М. Меррила в работе над версией шкалы Стэнфорд-Бине 1937 г. при- нимал участие и известный американский психолог Кьюин Мак-Нимар,позднее опубликовавший вместе с Терменом новую шкалу — Тест умственных способно- стей Термена—Мак-Нимара.


40 Глава 1. История психодиагностики. Введение

 

 

Кьюин Мак-Нимар

Родился в 1900 г. Получил образование в униатском учительском колледже в Пенсильва- нии, закончив его в 1925 г. После двух лет преподавания математики в Чарльстауне (За- падная Виржиния) обучается психологии в Стэндфордском университете. Его внимание привлекаютстатистические методы, используемые психологами. После завершения уче- бы в 1930 г. начинает преподавательскую деятельность. Докторскую степень получает в

1932 г. Во время Второй мировой войны в занимается статистическими и психологиче- скими исследованиями в армии. Первое издание его «Психологической статистики», по которой будут учиться несколько поколений американских студентов, состоялось в 1949 г. Долгие годы был профессором психологии, статистики и образования Стэнфордско- го университета, также профессором психологии и образования университета Техаса. В 1963-1964 — президент Американской психологической ассоциации. Помимо статис- тики, где он вес большой вклад в развитие факторного анализа, занимался проблемами психологии интеллекта, считая его наследственно детерминированным. В возрасте

65 лет уходит в отставку. Умер в 1986 г.

 

 

В 1938 г. в Великобритании появляется тест, который, с известными измене- ниями, и по нынешний день весьма широко используется психологами всего ми- ра. Этот тест — прогрессивные матрицы Равена,был разработан Л. Пенросем и Дж. Равеном для измерения общего интеллекта и, как предполагалось, сводил к минимуму влияние культуры и обучения на получаемые результаты. Будучи те- стом невербальным, он состоял из однородных заданий-композиций, для решения которых от обследуемого требовалось выбрать пропущенный сегмент, заверша- ющий последовательность предложенной композиции (в каждом задании суще- ствует некоторый логический принцип прогрессии, который необходимо устано- вить для успешного решения, но от задания к заданию это сделать все более слож- но). Тест основывался на теории генерального фактора Ч. Спирмена. Однако, прогрессивные матрицы Равена не стали высоко эффективными для предсказа- нии успешности обучения.

В начале 1930-х гг. внимание психологов привлекает тест Бэбкокадля диаг- ностики снижения интеллекта (Babcock's Deterioration Test). Тест включал вер- бальные задания из шкалы Стэнфорд-Бине для оценки уровня преболезненного состояния интеллекта больного, а затем предлагались 24 пробы для определения скорости реагирования и способности к учению. Эти показатели рассматривались как отражающие уровень имеющегося интеллектуального функционирования. Предполагалось, что разница между этими двумя оценками будет отражать уро- вень снижения интеллекта.

В то же время звучали предостережения, касающиеся использования подобных тестов в условиях клиники психических заболеваний. Дж. Хант (1936) указывал на то, что, во-первых, среди психологов существует тревожащая тенденция наив- но принимать психиатрические диагнозы как фактические. Тогда как в действи- тельности и классификационные схемы, и диагнозы должны истолковываться как вероятностные, особенно учитывая пристрастия, принадлежность к определенной научной школе, наконец предубеждения психиатров. Во-вторых, большинство психологов игнорировали мотивационную сферу пациента. Поэтому во многих исследованиях было фактически невозможно определить, почему пациент не ре- шил предложенную тестовую задачу: не мог решить или не был заинтересован в решении?


1.3. Психодиагностика в XX в. 41

 

 

 
Давид Векслер

Родился в Румынии в 1896 г. В 6 лет вместе с родителями и ше- стью старшими братьями переехал в Нью-Йорк. Степень бака- лавра получил в городском колледже в 1916 г., а в 1917-м — ма- гистерскую степень в Колумбийском университете. Судьба сво- дит его с известным американским психологом Борингом, кото- рому он помогает в работе, связанной с проведением и обсчетом результатов, полученных с помощью армейского теста «Альфа». В годы Первой мировой войны Векслер в армии занимается об- следованием уровня интеллектуального развития военнослужа- щих, используя различные тесты, в том числе и появившуюся в то время стэнфордскую редакцию шкалы интеллекта Бине. В 1919 г., демобилизовавшись из армии, Векслер отправляется на два го -

да в Европу, где получает возможность учиться статистике у Чарльза Спирмена и Карла Пирсона — блестящих исследователей интеллекта, создателей корреляционного и фак- торного анализа. После возвращения в Нью-Йорк работает психологом в консультации для детей (Бюро детского воспитания). В период с 1927-го по 1932 г. занимается част- ной практикой, а с 1932 г. он — главный психолог психиатрической клиники Беллвью. В 1935 г. под руководством еще одного выдающегося американского психолога Р. Вуд- вортса защищает диссертацию, посвященную измерению эмоциональных реакций. Че- рез четыре года Векслер создает свой всемирно известный тест для измерения интел- лекта взрослых — шкалу интеллекта Векслера-Беллвью. Незадолго до своей смерти, последовавшей в мае 1981 г., Давид Векслер издает переработанный им вариант теста для измерения интеллекта взрослых.

 

Снижение интеллекта рассматривалось и Давидом Векслеромв созданной им шкале интеллекта Векслера-Беллвью (Wechsler-Bellevue, 1939).

Эта шкала состояла из 11 субтестов, предназначенных для оценки разных сто- рон интеллекта. С помощью первой группы субтестов, так называемых вербаль- ных, диагност получал представление об общей осведомленности обследуемого, его понятливости, умении решать простые арифметические задачи и устанавли- вать сходство между предметами и явлениями. Также требовалось повторять вслед за экспериментатором все возрастающие ряды цифр, расположенных в слу- чайном порядке, и дать максимально приближающееся к словарному истолкова- ние ряду слов, от простых до сложных понятий. В невербальных субтестах от ис- пытуемого требовали зашифровать (с помощью предложенных знаков) цифры, найти недостающие детали изображений, сложить из кубиков разнообразные фи- гуры, установить логическую последовательность событий, наконец составить из частей определенные фигуры. На основе успешности выполнения этих субтестов определялись три показателя по данному тесту: интеллект вербальный, интеллект невербальный (практический) и общий показатель интеллекта. Наиболее важным (и этапным для психодиагностики!) в конструировании теста Векслера было то, что он отвергал концепцию умственного возраста как непродуктивную. Значение IQ в 100 единиц использовалось им для обозначения среднего результата возраст- ной группы; таким образом, стало возможным рассчитывать таблицы для пре- образования полученных баллов (так называемых «сырых») в IQ-показатель с учетом возрастной группы испытуемого. В этом случае баллы, набранные конк- ретным лицом, сравниваются с баллами других лиц примерного того же возрас- та. Знаменитая штерновская формула IQ преобразуется и приобретает следую- щий вид:


42 Глава 1. История психодиагностики. Введение

 

 

 
Эдвард Ли Торндайк

Родился в 1874 г. в Вильямсбурге штата Массачусетс. Он был вторым сыном в аскетической семье методистского священника. Первую степень бакалавра получил в Уэслианском университете

(1895), вторую — в Гарварде (1896); степени магистра (1897) и доктора (1898) — в Колумбийском университете. Преподавал пе- дагогикуи генетическую психологию. Почетныйдоктор рядауни- верситетов в США и за рубежом. Наибольшую известность ему принесли исследования в области научения животных, которое происходит, по его мнению, через установление связи между стимулом и реакцией. В течение многих лет был едва ли не самым известным психологом в мире. Вокруг его идей и работ постоян- но велись дискуссии, в которых он сам почти не принимал учас-

тия. Внес существенный вклад втеорию и практикуизмерения интеллекта. Сравнитель- но рано ушел в отставку, умер в 1949 г.

 

достигнутый (реальный) показатель ожидаемый средний показатель для возрастной группы

Напомним, что в шкале Стэнфорд-Бине баллы, набранные взрослыми,оцени- ваются только по отношению к результатам, полученным детьми и подростками. В процессе разработки своей шкалы Векслер обнаружил, что результаты по неко- торым из субтестов начинают постепенно снижаться в возрасте между 15 и 22 го- дами, а после 35 лет этот процесс наиболее выражен. Некоторые психологи это восприняли как указание на то, что интеллект достигает максимального уровня развития к раннему взрослому возрасту, а затем начинает снижаться. Для других психологов эти данные служили всего лишь очередной иллюстрацией того, что интеллектуальное развитие варьируется в зависимости от отдельной способности и способов, с помощью которых она оценивается. Тем не менее обнаруженная Векслером зависимость от возраста успешности выполнения одних субтестов и независимость — других становится основой для оценки возрастного снижения интеллекта (оценка снижения базировалась на сравнении баллов по субтестам, ре- зультаты выполнения которых предположительно не изменялись с течением вре- мени, с теми, результаты по которым ухудшались с возрастом). Кульман в 1939 г. предлагает еще одну редакцию шкалы Бине, но она остается практически незаме- ченной на фоне популярности шкалы Стэнфордской версии и теста Векслера.

В 1937 г. были опубликованы Калифорнийские тесты на умственную зрелость (The California Tests of Mental Maturity). Они отражали взгляды Эдварда Ли Торн- дайкаи Луиса ЛеонаТерстоунана понимание интеллекта. Эти исследователи по- лагали, что интеллект состоит из независимых способностей или факторов. Пред- назначенные первоначально для детей школьного возраста, Калифорнийские те- сты на проверку умственной зрелости содержали задания на остроту зрения и слуха, моторную координацию, память, пространственные отношения, рассужде- ния и словарный запас.

В 1938 г. Терстоун публикует свой Тест первичных умственных способностей(Primary Mental Abilities Test). Основываясь на результатах факторно-аналитиче- ского исследования, он полагал, что шкала измеряет семь независимых факторов, характеризующих интеллект. Здесь следует заметить, что Терстоун является не


1.3. Психодиагностика в XX в. 43

 

 

 
Луис Леон Терстоун

Родился в1887г. в Чикаго. Выходец из семьи шведов и начальное образование получал как в Швеции, так и в США. Ранние инте- ресы Терстоуна были связаны с физикой, математикой и инже- нерным делом. Бакалавре 1912 г., степеньдоктора получил в Чи- кагском университете (1917). В 1917-1924 гг. работает в Питтс- бургском технологическом институте. В 1924-1952 — профессор психологии Чикагского университета. Президент Американской психологической ассоциации (1932). Терстоун разрабатывал тео- рию и методы шкалирования психологических данных (так назы- ваемыешкалыТерстоуна). Важнейшимегооткрытиембылметод многофакторного анализа, ставшего основой многих психодиаг- ностических исследований. Разработка этого метода приводит

Терстоуна к формулированию мультифакторной концепции структуры интеллекта. С 1952 г. до конца жизни (1955) — директор психометрической лаборатории Северо-Каролинско- го университета, позднее названной его именем.

 

только автором тестов, но родоначальником вполне оформившейся к 1931 г. муль- тифакторной теории интеллекта— теории, отрицающей общую основу способ- ностей. Эта теория противостоит концепции генерального фактора, выдвинутой Ч. Спирменом (см. выше).

В этом же году Гезелл и Елена Томпсон представили критерии для оценки интеллектуального развития младенцев в возрасте от 4 до 56 недель.

Эдгар Долл создает в 1935 г. Шкалу социальной зрелости Вайнленд (The Vine- land Social Maturity Scale), предназначенную для измерения социального разви- тия1. Шкала предназначалась для использования в работе с лицами от младенче- ского до 30-летнего возраста и была уникальной в том, что ее результаты были основаны на беседе с тем, кто хорошо знает объект исследования. Было использо- вано 117 заданий-вопросов, сгруппированных по возрастным уровням. Результа- ты по шкале позволяли определить «социальный возраст», который, при делении на хронологический, давал исследователю «коэффициент социального развития» (Social Quotient — SQ). При конструировании своей шкалы Долл исходил из того, что некоторые индивидуумы, например правонарушители, могут иметь высокий интеллектуальный уровень, но низкий уровень социальной зрелости. Таким об- разом, Долл стал одним из первых психологов, обратившихся к изучению лично- стных факторов, связанных с интеллектом. Впрочем, для детей дошкольного воз- раста задания теста были весьма близки к критериям развития по Гезеллу. Тем самым Шкала Вайнленд давала возможность оценки уровня развития детей в том случае, когда не было возможности их протестировать.

В 1931 г. был опубликован тест Олпорта—Вернона для изучения системы лич- ностных ценностей (Allport—Vernon—Lindzey Study of Values). Тест основывался на теории личности Эдуарда Шпрангера и позволял выделить приоритетные для индивида группы ценностей: эстетические, теоретические, экономические, соци-

 

 

 
Эта шкала оказалась настолько удачной, что позднее создавались шкалы по ее образцу. Одна из них,

Шкала психосоциального развития, была разработана под руководством известного французского психолога Рене Заззо (1960) и по настоящее время используется в психодиагностических исследо- ваниях.


44 Глава 1. История психодиагностики. Введение

 

 

Филип Эварт Верной

Родился в 1905 г. в Оксфорде (Англия). Степени бакалавра(1927),магистра(1930)и док- тора философии (1931) получил в Кембриджском университете. Первые научные работы были посвящены оценке музыки. Заинтересовался исследованиями личности и работал в США (1930-1931) с Гордоном Олпортом и Марком Мэем по изучению ценностей. Воз- вращаетсявЛондонв1933г.иработаетпсихологомвМаудслейскомгоспитале.Руково- дитель факультета психологии университета Глазго (1938-1947). Во время Второй миро- вой войны занимается тестовой селекцией и подготовкой военного персонала. В этот пе- риод формируются его представления о структуре интеллекта, названной иерархической. В Лондонском университете руководит исследованиями в области образовательной пси- хологии(1949-1967). В 1960-егг. проводитуникальноеисследование, вкоторомизуча- ет влияние факторов окружающей среды и культуры на интеллект в разных этнических и культурных группах. Полевые исследования проходили в Западной Индии, Танзании, Уганде, Канаде и других странах. В возрасте 63 летВернойэмигрирует в Канаду, где за- нимает должность профессора образовательной психологии в университете Калгари. Уходит в отставку в 1978 г., но продолжает исследования. Его главная работа — «Интел- лект: наследственность и среда» (1978). В полемике между сторонниками генетической детерминации интеллекта и теми, кто признает решающее влияние среды на его раз- витие, придерживался середины, полагая важность и тех и других исследований. Умер в 1987 г. в Альберта (Канада).

 

альные, политические и религиозные. Этот тест интересен не только тем, что был одним из первых, предназначенных для измерения ценностей, — это плод сотруд- ничества американских и английских психологов, один из которых, Филип Эварт Вернон,продолжая исследования Гальтона—Спирмена, вошел в историю психо- диагностики и как создатель иерархической модели интеллекта.

Среди многих личностных опросников, представленных в этот период, наибо- лее известны следующие: Опись личности Терстоуна (Thurstone Personality Sche- dule); Личностный опросник Бернрейтера (Bernreuter Personality Inventory); Опрос- ник приспособляемости Белла {Bell Adjustment Inventory); Опросник приспособ- ляемости Роджерса (Rogers Adjustment Inventory); Шкала темперамента Хумма— Водсворта(Humm—WadsworthTemperamentScale);Калифорнийскийличностный тест (California Test of Personality); Эскизы личности Малера (Mailer Personality Sketches); опросник Гилфорда для выявления пяти факторов личности (Guilford Inventory of Factors STDCR). В большинстве из опросников обследуемому задава- ли прямые вопросы, например: обеспокоены ли вы своей застенчивостью? Задача заключалась в том, чтобы ответить на каждый вопрос как можно правдивее, ис- пользуя ответы «да», «нет» или «не знаю».

Исследователи, создающие личностные опросники и работающие с ними, стал- кивались со значительными трудностями. Не всегда было ясно, что же измеряет- ся с помощью того или иного опросника, не обнаруживалось корреляций между результатами опросников, направленных на измерение одного и того же свойства личности, наконец смущало и то, что испытуемые могут легко фальсифицировать информацию, сообщаемую о себе. Клинических психологов при использовании этих инструментов оценки личности волновало то, что отдельные вопросы могут вызвать тревогу у лиц, наиболее чувствительных к затрагиваемым аспектам жиз- недеятельности. Тем не менее некоторые личностные опросники приобретают большую популярность и занимают первые места в рейтингах личностных мето- дик. В этой связи невозможно не упомянуть опросник, разработанный Р. Бернрей-


1.3. Психодиагностика в XX в. 45

 

 

Джой Пол Гилфорд

Родился в1897г.вМаркетте(США).БакалаврНебрасскогоуниверситета(1922),доктор философии (Корнельский университет, 1926), доктор права (Небрасский университет,

1952). Преподавал психологию, обучал индивидуальному тестированию интеллекта де- тей. В годы Второй мировой войны — директор авиационной психологической службы, участвовал в разработкетестовдля отбора курсантов. В послевоенный периодбыл ини- циатором проекта по исследованию способностей (Южно-Калифорнийский универси- тет). Президент Американской психологической ассоциации (1950). Основные исследо- вания посвящены разработке так называемой кубической модели интеллекта. Значитель- ноевниманиеуделялконструированиюличностныхопросниковспомощьюфакторного анализа, а также созданию тестов, направленных на диагностику креативности. Умер в Лос-Анджелесе в 1987 г.

 

 

тером (1933). Этот опросник состоял из четырех шкал: нейротизма (B1N), само- достаточности (B2S), интроверсии (ВЗГ) и доминантности (B4D). Обычно этот опросник, активно применявшийся вплоть до 1960-х гг., считают первым инстру- ментом диагностики личности такого типа, предназначенным для измерения бо- лее чем одного свойства.

В 1930-е гг. психологи, создавая личностные опросники, обращаются к фактор- ному анализу. Примером таких исследований являются работы Л. Терстоуна и Джоя Пола Гилфорда.

Саул Розенцвейг в своих работах этого периода (1938) предполагал, что экс- периментальный, а не статистический подход к построению тестов личности мо- жет значительно улучшить положение дел. Вместо задавания вопросов, требую- щих ответов «да—нет», он предлагал разработку методик дающих обследуемому возможность действия, поведения, которые может быть соответствующим обра- зом оценено. Он подчеркивал, что результаты опросников следует рассматривать как «сырые» данные, нуждающиеся в толковании, а не достоверные ответы.

Несмотря на определенные успехи в тестировании, некоторые психологи все еще рассматривали психометрический подход к личности как несостоятельный. Основным упреком была раздробленность получаемых данных. Быстро росла по- требность в глобальных, надежных процедурах тестирования. В качестве такой глобальной процедуры попыталась заявить себя фафология, однако, несмотря на некоторый интерес со стороны психологов, это направление исследований не по- лучило популярности.

 
Глобальные методики оценки личности предлагались не только психологами, но и психиатрами. Так, Аппел 1930) полагал, что детский рисунок — на- рисовать дома и разных людей, включая членов семьи, — и последующие коммен- тарии детей к этим рисункам служат источником целостной оценки личности. Бо- лее того, он обнаружил, что эта процедура помогает ему понять подсознательные проблемы детей. То же самое имело место, когда Аппел предлагал детям сделать чернильные пятна и записывал их комментарии к ним. Шварц (Schwartz, 1932) сообщал об использовании картин с изображением различных социальных ситу- аций. Он просил подростков описать эти картины и ответить на вопросы по ним. Аналогичным образом Давид Леви (David Levy, 1937) утверждал, что он считает полезным давать детям куклы, представляющие членов семьи, а затем наблюдать, как они играют с ними. Это был не только диагностический тест, отмечалось, что


46 Глава 1. История психодиагностики. Введение

 

 

 
Генри Александр Мюррей

Родился в 1893 г. в Нью-Йорке. Получил медицинское образование в Колумбийском университете, проводил биофизиологические ис- следования в Институте Рокфеллера, завершив их в Кембриджском университете получением докторской степени по биохимии (1927). Несмотря на несколько странное для одного из основоположников психологии личности образование, Мюррей постоянно проявляет большой интерес к психологическим исследованиям, особенно его влечет внутренний, неосознаваемый мир личности. Значительное влияние на него оказывает работа Юнга «Психологические типы», с которой он знакомится еще в 1923 г. (к тому же времени относит- ся и его знакомство с Кристианой Морган, убежденной последо- вательницей юнгианских идей). В 1925 г. Мюррей получает воз-

можность в течение трех недель работать вместе с Юнгом, и это «открывает перед ним глубины психологии». В 1927 г. Мюррей уже работает в Гарвардской психологической клинике. При его непосредственном участии было основано Бостонское психоаналити- ческое общество (1928). В самом начале 1930-х гг. будущий создатель ТАТ проходит де- вятимесячный аналитический тренинг под руководством Франца Александера. В Гар- варде Мюррей объединяет вокруг себя тех ученых, имена которых хорошо известны в мировой психологии. Рядом с ним работали Саул Розенцвейг, Эрик Эриксон и Гарднер Линдсей. Начатая Мюрреем в Гарварде исследовательская программа завершается в

1938 г. публикацией «Исследований по личности». В ходе реализации этой программы при помощи Христианы Морган и других коллег появляется тест тематической апперцеп- ции (1935). В годы Второй мировой войны Мюррей организует исследования в Управле- нии стратегических служб США, занимаясь отбором будущих диверсантов и разведчиков, а после войны возвращается в Гарвард. В послевоенный период он создает отдел соци- альных отношений, в работе которого объединяются усилия клинических и социальных психологов, социологов и антропологов. По собственному его признанию, послевоенные годы были посвящены созданию персонологической теоретической системы, начатой еще в 1930-е гг. Умер Генри Мюррей на 95-м году жизни, 23 июня 1988 г. В американской психологии он был фигурой олимпийского масштаба, его часто сравнивали с Вильямом Джемсом. В мировой психологии имя Мюррея, несмотря на его оригинальные исследо- вания в области психологии личности, в первую очередь всегда будет связываться с Те- стом тематической апперцепции.

 

 

у некоторых из детей наблюдается терапевтический эффект от выражения в игре своих чувств.

В середине 1930-х гг. в Гарвардском университете ведут свои исследования Кристиана Морган и Генри Александр Мюррей(Christiana D. Morgan and Henry Murray, 1935). В этих исследованиях было впервые заявлено о том, что принцип проекции может использоваться как основа для построения диагностической про- цедуры. В опубликованной в 1935 г. книге «Исследования личности» обосновы- вается принцип психологической проекции, а немного позднее появляется и пер- вый проективный тест — Тест тематической апперцепции(ТАТ).

Таким образом, психологи получили новый диагностический инструмент, от- вечающий потребностям многих из них в целостном изучении личности. С этого момента во всем мире начинает набирать силу проективное движениев психоло- гии, которое до сих пор способствует получению новых данных о личности и не в меньшей мере — возникновению бурных дискуссий.

Как уже упоминалось, в 1921 г. швейцарец Герман Роршах опубликовал тест, основывающийся на перцепции. Приходит время взглянуть на роршаховский тест чернильных пятен с точки зрения целостности, глобальности получаемых с его


1.3. Психодиагностика в XX в. 47

 

 

помощью сведений о личности. Вначале в Советском Союзе, а затем в США тест Роршаха все более активно используется для диагностики личности в клинике. Самуил Бек (Samuel J. Beck, 1930) первым в Соединенных Штатах публикует ре- зультаты, полученные с помощью теста Роршаха при обследовании больных со слабоумием. Вскоре появились другие исследования Бека, в которых был исполь- зован этот диагностический инструмент (Beck, 1933-1937), а затем — исследова- ния Маргарет Герц (Marguerite Hertz) и Бруно Клопфера (Bruno Klopfer). В 1936 г. Клопфер основал Институт Роршаха и начал издание журнала Rorschach Research Exchange, который сменил свое название в 1949 г. на Journal of Projective Techniques.

В то же время тест Роршаха был подвергнут критике со стороны ряда психо- логов. Критиками отмечались субъективность в определении диагностических показателей и их интерпретации, отсутствие достаточных сведений о надежности и валидности. Несмотря на жесткость критики, популярность теста росла. Это объясняется прежде всего тем, что просто не было никакой другой методики, ко- торая позволяла бы клиницистам сделать заключения о целостном функциони- ровании личности, а также надеждой на то, что критические замечания в адрес теста в конце концов окажутся безосновательными. Сторонники теста нашли под- держку в исследованиях Герц и Рубинштейна (Hertz and Rubenstein, 1939) пока- завших, что интерпретация результатов теста «вслепую» (т. е. не видя ни пациен- та, ни истории его болезни) разными экспертами (в качестве таковых выступали Герц, Бек и Клопфер) оказываются во многом схожими и подтверждаются исто- рией болезни.

Реакция клиницистов на тест Роршаха была настолько восторженной, что один из его ранних и наиболее суровых критиков сделал попытку примкнуть к сторон- никам проективного подхода: Вильям Штерн (William Stern, 1937) попросил сво- его коллегу, Карла Струве (Karl Struve), сделать три рисунка облаков. Эти рисун- ки не имели ни симметрии, ни очертаний, ни фона. Они представляли собой ши- рокую гладь с внутренними вариациями оттенков. Вероятно, Штерн намеревался пошутить, создавая этот тест. Если так, то он достиг успеха, так как мало кто из клиницистов воспринял тест всерьез.

Некоторый интерес вызвали два теста, разработанные Маргарет Ловенфельд (Margaret Lowenfeld). Тест «Мозаики» (1931) требовал от тестируемого сделать композицию из пластинок различной геометрической формы и цвета. Она надея- лась, что выполненные композиции дадут информацию о личности и помогут в установлении психиатрического диагноза. В тесте «Мир» (1939) тестируемого просили построить окружение, используя миниатюрные копии-модели людей, животных, домов и других объектов. После того как сцена была создана, просили составить рассказ. Подобно тесту «Мозаика», тест «Мир» нуждался в изучении его валидности и надежности. Еще одним инструментом, которой имел диагнос- тические возможности, в частности как инструмент оценки слепых, был таутофон, созданный Шаковым и Розенцвейгом (Shakow, Rosenzweig, 1939). Таутофон был основан на вербальном сумматоре Скиннера, который использовался для изуче- ния так называемой латентной речи. Человек слушал неразборчивую речь и дол- жен был догадаться, о чем говорилось. Авторы полагали, что в разного рода пред- положениях о том, что же говорится, будут отражаться особенности личности об- следуемого.


48 Глава 1. История психодиагностики. Введение

 

 

 
Леопольд Сонди

Родился 11 марта 1893 г. в Чехословакии, входящей тогда в Авст- ро-Венгерскую империю. Детство будущего известного психиат- ра и психолога прошло в очень бедной и глубоко религиозной се- мье, неукоснительно следовавшей всем религиозным предписа- ниям (после переезда в Будапешт отец Сонди долгое время рабо- тал помощником раввина). Несмотря на бедственное положение семьи, Сонди благодаря помощи одного из братьев находит воз- можность изучать медицину, а затем работает в неврологической и психиатрической службе поликлиники. Докторскую диссертацию защищает в Будапеште в 1919 г. В 1923 г. Леопольд Сонди начи- нает исследования в области эндокринологии и становится руко- водителем лаборатории экспериментальной психологии Буда-

пештской высшей школы медицинской педагогики. Итогом исследований Сонди в обла- сти генетики и психоанализа было создание теории генотропизма. Он вводит в психоло- гическую науку понятие «семейного (родового) бессознательного», которое располага- ется как бы между фрейдовским бессознательным и коллективным бессознательным, от- крытым Юнгом. Тест, сделавший Сонди знаменитым, тест восьми влечений, интерпре- тацией результатов по которому является разработанный автором судьбоанализ, был впервые опубликован в 1939 г. Однако широко известным он становится после издания совместно с основными трудами Сонди в Швейцарии (1947,1948). Очевидно, важнейшим событием его жизни было основание в 1958 г. Международного исследовательского об- щества по психологии судьбы. Позднее, в 1961 г. в Цюрихе создается Швейцарская ас- социация аналитической терапии судьбы и Институт Сонди. Умер Сонди в январе 1986 г., оставив после себя огромное творческое наследие — 25 книг и 350 статей.

 

Проективный тест венгерско-швейцарского психолога Леопольда Сондисо- стоял из 6 серий фотографий лиц, страдающих разными психическими заболева- ниями (в каждой серии по 8 портретов). Обследуемому предлагалось из каждой серии выбрать по две фотографии, которые ему нравились больше всего и — мень- ше всего. Предполагалось, что те фотографии, которые понравились, указывают на возможность проявления в открытом поведении индивидуума тех тенденций- влечений, носителем которых являются соответствующие больные. Фотографии, которые не понравились, также свидетельствуют о наличии влечений, характер- ных для изображенных больных, но влечений сдерживаемых или сублимирован- ных. В большинстве стран Европы и в США этот тест становится известным во второй половине 1940-х гг.

Бендер-гештальт(Bender-Gestalt)тест появился в 1938 г. Лауретта Бендерсо- ставила его из девяти геометрических композиций, основанных на фигурах, с по- мощью которых исследовал восприятие один из основоположников гештальт- психологии Макс Вертгеймер. Обследуемому предлагали воспроизвести каждое изображение как по образцу, так и по памяти. Нарушения механизмов простран- ственного анализа и синтеза, отражающиеся в рисунках, позволяли диагностиро- вать поражения головного мозга. Позднее результаты теста интерпретируются в соответствии с проективной гипотезой, которая наиболее четко была сформули- рована Леопольдом Франком (L. К. Frank).

В 1939 г. Франк предложил использовать термин «проективные методики»применительно к таким тестам, как тест Роршаха, ТАТ, таутофон и другим, в ко- торых ответ-реакция обусловлена не объективным значением стимула, а лично- стью испытуемого. Таким образом, обрел имя уже довольно многочисленный


1.3. Психодиагностика в XX в. 49

 

 

 
Лауретта Бендер

Родилась 9 августа 1897 г. Она была младшей из четырех детей. СтепенибакалавраимагистраполучилавЧикагскомуниверсите- те. Ее первые научные исследования были посвящены гематологии. Позднее проводила исследования в отделении невропатологии. Степень доктора получила в 1926 г. С 1930-го по 1956 г. работает в госпитале Беллвью (в 1939 — руководитель отделения детской психиатрии). Принесший ей известность визуально-моторный геш- тальт-тест впервые был опубликован в 1938 г. Профессор Нью-Йорк- ского университета. Скончалась в 1987 г.

 

класс методик, появление и развитие которых было в известном смысле противо- стоянием психометрическим традициям.

В 1938 г. в США под редакцией Оскара К. Буросаначинается издание всемир- но известного «Ежегодника психических измерений»1. В этом ежегоднике сооб- щаются сведения обо всех англоязычных тестах, а также публикуются статьи-об- зоры ведущих ученых, посвященные исследованиям, которые проводились с эти- ми тестами. Год спустя О. Бурос основывает Институтпсихических измерений (Buros Institute of Mental Measurements), успешно продолжавший свою деятель- ность (в первую очередь мониторинг качества публикуемых коммерческих тестов) до 1994 г., когда он был преобразован в «Центр тестирования»с большей ориен- тацией на сервисные услуги.

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (565)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.043 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7