Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
Объем дисциплины Объем дисциплины и виды учебной работы
Распределение часов по темам и видам учебной работы
Содержание дисциплины Программа дисциплины Раздел 1.Общие вопросы возрастной анатомии и физиологии Основные (ключевые) понятия: возрастная анатомия, физиология и гигиена, онтогенез, рост, развитие, календарный и биологический возраст, критические и сенситивные периоды развития. Содержание темы: Предмет, теоретические и прикладные задачи возрастной анатомии и физиологии. Методы исследований, связь с другими науками. Структурно-функциональные уровни организма человека: клетка, ткани, органы и системы органов. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Понятие о росте и развитии. Физическое, психическое, половое развитие ребенка. Антропометрические показатели. Возрастная периодизация. Морфофункциональные критерии периодизации. Биологический и календарный (паспортный, хронологический) возраст, критерии их оценки. Значение оценки соответствия биологического возраста календарному для индивидуального подхода в обучении и воспитании ребенка. Акселерация эпохальная и индивидуальная. Акселераты, ретарданты, медианты. Сенситивные и критические периоды развития. Наследственность и среда, их влияние на развитие организма. Влияние различных внешних факторов (физических, химических, биологических, социальных) на организм в процессе пренатального и постнатального роста и развития. Раздел 2.Возрастные особенности регуляторных систем Основные (ключевые) понятия: гуморальная регуляция, железы внутренней секреции, гормон, гипер- и гипофункция железы, нервная регуляция, нейрон, рефлекс, рефлекторная дуга, спинной мозг, головной мозг. Содержание темы: Нейрогуморальная регуляция роста и развития детского организма. Гуморальная регуляция функций организма. Система желез внутренней секреции, ее развитие в пренатальный и постнатальный периоды. Гетерохронность созревания желез внутренней секреции. Роль гормонов на различных этапах онтогенеза. Гормональная регуляция полового созревания. Стадии полового созревания. Нервная система, ее значение. Общий план строения нервной системы. Центральный и периферический отделы нервной системы. Соматическая и вегетативная нервная система. Нейрон – структурно-функциональная единица нервной системы. Строение нейрона. Классификация нейронов. Гетерохронность созревания нейронов и нервных волокон. Синапс, строение. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Особенности рефлекторной деятельности в различные возрастные периоды. Отделы центральной нервной системы, строение, функциональное значение. Анатомо-физиологические особенности созревания мозга в онтогенезе.
Раздел 3.Возрастные особенности сенсорных систем Основные (ключевые) понятия: сенсорные системы, сенсорная депривация, периферический, проводниковый и центральный отделы анализатора, аккомодация, рефракция, острота зрения и слуха. Содержание темы: Общая характеристика сенсорных систем: органы чувств, рецепторы, проводниковый и центральный отделы. Значение сенсорной информации для развития ребенка. Гетерохронное созревания отделов сенсорных систем. Зрительная сенсорная система. Строение, развитие глаза. Возрастные изменения оптической системы глаза, аккомодации, остроты зрения, пространственного зрения, световой чувствительности и цветового зрения. Слуховая сенсорная система. Строение органа слуха. Возрастные особенности слуховой чувствительности. Вестибулярная сенсорная система. Вестибулярный аппарат. Вестибулярная устойчивость детей и подростков. Соматосенсорная система. Тактильная, температурная, болевая чувствительность, их значение для ребенка. Возрастные изменения чувствительности. Мышечное чувство, кинестезия. Рецепторы мышц, сухожилий, суставов, их развитие в разные возрастные периоды. Вкусовая и обонятельная сенсорные системы. Органы вкуса и обоняния, возрастные особенности. Химическая чувствительность детей и подростков.
Раздел 4. Возрастные особенности моторных систем Основные (ключевые) понятия: скелет человека, роднички, лордоз, кифоз, осанка, своды стопы, скелетные мышцы, мышечный тонус, утомление, выносливость, двигательные качества, динамический стереотип. Содержание темы: Скелет человека. Структура, рост, развитие костей. Рост и развитие черепа. Роднички. Рост и развитие скелета туловища. Изгибы позвоночника, сроки их фиксации. Возрастные особенности грудной клетки. Рост и развитие скелета конечностей. Сроки фиксации сводов стопы, окостенения кисти. Возрастные особенности таза. Мышечное волокно, строение, развитие в процессе онтогенеза. Строение и классификация скелетных мышц. Физиологические свойства скелетных мышц. Мышечный тонус, его изменение в процессе развития ребенка. Гетерохронное развитие различных групп мышц. Мышечная масса, ее изменение с возрастом. Возрастные особенности двигательных качеств мышц: силы, быстроты, ловкости, выносливости. Сенситивные периоды их развития.
Раздел 5.Возрастные особенности висцеральных систем Основные (ключевые) понятия: кровь, иммунитет, система кровообращения, частота сердечных сокращений, систолический и минутный объем крови, система дыхания, частота дыхательных движений, дыхательный объем, минутный объем, система пищеварения, система выделения, анаболизм, катаболизм, энергетический обмен. Содержание темы: Внутренняя среда организма, ее относительное постоянство. Кровь, значение. Возрастные особенности системы крови: количество, состав, форменные элементы крови. Кроветворение у детей. Группы крови, резус-фактор, резус конфликт. Иммунная система организма. Виды иммунитета. Формирование иммунных реакций в процессе развития ребенка. Изменение иммунитета в разные возрастные периоды. Аллергические реакции. Система кровообращения. Значение кровообращения. Общая характеристика органов кровообращения. Особенности кровообращения плода. Строение сердца, его возрастные особенности. Возрастные изменения частоты и силы сердечных сокращений, кровяного давления. Регуляция сердечно-сосудистой системы у детей и подростков. Система дыхания. Значение дыхания. Общая характеристика органов дыхания. Дыхание плода. Первый вдох ребенка, факторы, его обусловливающие. Легочная вентиляция у детей разного возраста. Возрастные изменения частоты, глубины дыхания, жизненной емкости легких. Регуляция дыхания. Система пищеварения. Значение пищеварения. Общая характеристика органов пищеварения, их возрастные особенности. Изменения секреторной, моторной и всасывающей функций желудочно-кишечного тракта с возрастом. Обмен веществ и энергии. Понятие анаболизма и катаболизма. Особенности белкового, углеводного, жирового, водно-солевого обмена в детском возрасте. Выделительная система. Значение выделения. Пути выделения продуктов обмена. Возрастные особенности строения и функций почек. Регуляция мочеобразования и мочевыделения у детей. Возрастные особенности строения и функций кожи.
Раздел 6.Психофизиология ребенка Основные (ключевые) понятия: высшая нервная деятельность, условные и безусловные рефлексы, торможение условных рефлексов, свойства нервных процессов, тип высшей нервной деятельности, ощущения, восприятие, внимание, мотивации, эмоции, память, мышление, поведение, первая и вторая и сигнальные системы, готовность к обучению. Содержание темы: Поведение, его компоненты, структура. Формы поведения. Роль генотипа и среды в организации поведения ребенка. Коммуникативное поведение. Речь как средство общения. Особенности развития речи у детей разного возраста. Соотношение невербальных и вербальных коммуникаций у детей в разные возрастные периоды. Характеристика безусловных и условных рефлексов. Классификация условных рефлексов. Торможение условных рефлексов, виды, становление в процессе онтогенеза. Индивидуально-типологические особенности ребенка. Развитие свойств нервных процессов у детей. Характеристика основных типов высшей нервной деятельности. Особенности высшей нервной деятельности детей и подростков. Ощущения, восприятие: нейрофизиологические механизмы, возрастные особенности. Внимание, нейрофизиологические механизмы. Возрастные особенности внимания детей и подростков. Мотивации, эмоции, их роль в формировании поведения ребенка. Виды мотиваций. Связь между эмоцией и мотивацией. Роль положительных и отрицательных эмоций в процессе воспитания и обучения ребенка. Память, виды, нейрофизиологические механизмы. Развитие памяти у детей, возрастные особенности. Раздел 7. Дошкольная гигиена Тема 1. Предмет и задачи дошкольной гигиены. Предмет и задачи дошкольной гигиены. Связь гигиены детей и подростков с другими гигиеническими дисциплинами. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Критерии гигиенической оценки и гигиенического нормирования.
Тема 2. Особенности физического развития и здоровья детей дошкольного и раннего возраста. Особенности физического развития и здоровья детей раннего и дошкольного возраста. Оценка состояния физического развития. Здоровье детей и факторы его формирования. Критерии здоровья, группы здоровья. Причины заболеваний и травматизма у детей.
Тема 3. Меры предупреждения болезней и несчастных случаев в дошкольных учреждениях. Меры, предупреждающие болезни и несчастные случаи в дошкольных учреждениях. Гигиена окружающей среды. Гигиенические требования к участку, зданию и помещениям дошкольных учреждений и летним детским оздоровительным учреждениям. Гигиенические требования к игрушкам. Организационная работа в период летней оздоровительной компании.
Тема 4. Гигиенические основы питания как источник здоровья и нормального физического развития детей. Гигиенические основы питания как источник здоровья и нормального физического развития детей. Значимость питания в период созревания детского организма. Основные пищевые вещества, витамины, макро- и микроэлементы и их анатомо-физиологическое значение. Режим питания в дошкольном учреждении. Принципы нормирования питания. Количественный и качественный контроль рациона питания. Санитарно-противоэпидемический режим на пищеблоке.
Раздел 8. Основы педиатрии Тема 1. Болезни у детей и их предупреждение. Роль возрастного фактора в патологии ребенка. Понятие о заразных и незаразных заболеваниях. Инфекционные заболевания у детей и их профилактика. Общие закономерности и особенности возникновения и прекращения, а также распространения инфекционных болезней в ДДУ.
Тема 2. Нарушение обмена веществ у детей и его профилактика. Рахит. Этиология, патогенез клиника, профилактика. Спазмофилия, причины, связь с рахитом, течение, уход.
Тема 3. Болезни органов дыхания и их профилактика. Риниты, синуситы, аденоиды, ангина, тонзиллит, ларингит, трахеит, бронхит и пневмония. Причины, клиника, особенности этих заболеваний у детей, профилактика.
Содержание практических занятий Раздел 2.Возрастные особенности регуляторных систем Вопросы для подготовки: 1. Понятие о нейрогуморальной регуляции роста, развития и функций организма. Система желез внутренней секреции, ее развитие в пренатальный и постнатальный периоды. 2. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Особенности рефлекторной деятельности в различные возрастные периоды. 3. Развитие нервной системы в пренатальный период. 4. Возрастные особенности строения и функционирования отделов центральной нервной системы в постнатальный период. Раздел 3.Возрастные особенности сенсорных систем Вопросы для подготовки: 1. Общая характеристика сенсорных систем. Гетерохронное созревание отделов сенсорных систем. 2. Возрастные особенности зрительной сенсорной системы. 3. Возрастные особенности слуховой сенсорной системы. 4. Возрастные особенности соматосенсорной системы.
Раздел 4.Возрастные особенности моторных систем Вопросы для подготовки: 1. Части скелета, возрастные особенности. 2. Мышечное волокно, строение, типы, развитие в процессе онтогенеза. Классификация скелетных мышц. Гетерохронное развитие различных групп мышц. 3. Особенности формирования и развития двигательных навыков в разные возрастные периоды. Возрастные особенности двигательных качеств мышц, сенситивные периоды их развития.
Раздел 5.Возрастные особенности висцеральных систем Вопросы для подготовки: 1. Возрастные особенности системы крови. 2. Общая характеристика органов пищеварения, их возрастные особенности. 3. Особенности белкового, углеводного, жирового, водно-солевого обмена в детском возрасте.
Раздел 6.Психофизиология ребенка Вопросы для подготовки: 1. Ощущения, восприятие: нейрофизиологические механизмы, возрастные особенности. 2. Внимание, нейрофизиологические механизмы. Возрастные особенности внимания детей и подростков. 3. Мотивации, эмоции, их роль в формировании поведения ребенка. Виды мотиваций. Связь между эмоцией и мотивацией. Внешнее проявление эмоций у детей разного возраста. Роль положительных и отрицательных эмоций в процессе воспитания и обучения ребенка. Влияние эмоционально обогащенной и обедненной среды на воспитание ребенка. 4. Память, виды, нейрофизиологические механизмы. Развитие памяти у детей, возрастные особенности.
Раздел 7.Дошкольная гигиена Тема 1.Физиолого-гигиеническая оценка физического развития детей. Вопросы для подготовки: 1. Закономерности роста и развития организма ребенка. 2. Значение знаний закономерностей роста и развития в деятельности работника образовательного учреждения. 3. Определение понятия «физическое развитие». 4. Характеристика возрастных периодов. Показатели уровня физического развития и их оценка по сигмальным отклонениям. 5. Значение понятия «здоровье», его определение. Положительные и отрицательные факторы, оказывающие влияние на формирование здоровья ребенка. Критерии и группы здоровья.
Тема 2. Гигиенические требования и оценка участка, здания и помещения образовательного учреждения. Вопросы для подготовки: 1. Гигиенические требования к размещению и планировке образовательного учреждения в городе и сельской местности (требования к земельному участку, к зданию, к планировке и благоустройству участка). 2. Группа помещений, их распределение в образовательном учреждении и гигиенические требования к оборудованию.
Тема 3. Гигиеническая оценка и методы изучения питания детей в детских дошкольных учреждениях. Вопросы для подготовки: 1. Значение пищи в процессе роста и формировании здоровья ребенка. 2. Принципы нормирования детского питания. 3. Состав пищи. 4. Вскармливание детей первого года жизни. 5. Вскармливание детей от года до 7 лет. 6. Принципы составления сбалансированного рациона питания. 7. Роль пищевого фактора в детской заболеваемости. Раздел 8.Основы педиатрии Тема 1.Дистрофии, рахит, спазмофилия. Вопросы для подготовки: 1. Острые и хронические расстройства пищеварения (простая и токсическая диспепсия, гипотрофия и другие дистрофии). 2. Причины, клиническая картина, меры профилактики. 3. Нарушения обмена веществ у детей и их профилактика. 4. Рахит, причины возникновения. Течение болезни. Ранние симптомы. Отдаленные последствия рахита. Неспецифическая профилактика рахита. Специфическая профилактика рахита. 5. Спазмофилия: причины возникновения. Связь спазмофилии с рахитом. Течение болезни, уход. Профилактика спазмофилии. Первая помощь во время приступа.
Тема 2.Инфекционные заболевания и их профилактика. Вопросы для подготовки: 1. Понятия об инфекции и эпидемическом процессе. Основные звенья эпидемического процесса и их взаимодействие. 2. Возбудители инфекционных заболеваний (вирусы, бактерии, грибки и др.). 3. Эпидемиологическое значение больных со стертыми, легкими формами заболеваний и бактерионосителей. 4. Понятие о механизме и факторах передачи инфекции. 5. Общая эпидемиологическая характеристика инфекций с воздушно-капельным, фекально-оральным, парантеральным и другими механизмами передачи. 6. Противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия в эпидемических очагах. Понятие о дезинфекции, дезинсекции и дезартизации. Способы их проведения.
Содержание практических работ
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (960)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |