Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Функции обеспечения подготовки




 

Спортивный отбор и ориентация. Волейбол пользуется большой по­пулярность у детей и взрослых. Однако интерес к волейболу будет проч­нее и глубже при условии соответствия индивидуальных особенностей специфике той или иной игры. В этом случае личные достижения в ов­ладении навыками игры будут более успешными.

Выбор для каждого человека вида спорта, в наибольшей мере соот­ветствующего индивидуальным особенностям, составляет основу спортивной ориентации. Волейбол рекомендуется тем лицам, индиви­дуальные особенности которых наилучшим образом отвечают требова­ниям специфики волейбола.

Спортивная ориентация прежде всего связана с задачами массовых форм физкультурно-спортивной работы с различными слоями населе­ния. Хорошо поставленная работа по спортивной ориентации в отноше­нии волейбола также способствует более эффективной работе по спортив­ному отбору.

Спортивный отбор в волейболе представляет собой комплекс ме­роприятий по выявлению спортсменов, обладающих высоким уровнем способностей к игровой соревновательной деятельности и свойствами организма, обеспечивающими успешное овладение навыками игры, высокую степень конкурентоспособности и надежную эффективность соревновательной деятельности, выполнение всех требований много­летней подготовки. Качественно видоизменяясь, отбор как таковой, орга­нически входит в систему многолетней подготовки волейболистов, от ее начального этапа и на всем протяжении, включая команды высших разрядов.

Таким образом, спортивная ориентация и отбор играют большую роль на всех уровнях системы подготовки волейболистов: массовые формы занятий, подготовка спортивных резервов, спорт высших достижений. Спортивная ориентация характерна для массовых форм занятий, спортивный отбор — для подготовки спортивных резервов и команд высших разрядов.

С учетом целевых установок системы многолетней подготовки во­лейболистов в отборе можно выделить такие ступени: первая — началь­ный отбор для выявления способностей к волейболу в целом (обобщен­но); второй — определение перспективности и дифференциация (от­бор) спортсменов по игровым функциям; третья — отбор в команду высших разрядов; четвертая — отбор в сборные команды разного уров­ня и для участия в соревнованиях.



Профессионализм тренеров. Сущность профессионализма раскрыта в первом разделе учебника. Первостепенное значение имеет подготовка тренеров в учебных заведениях; переподготовка и профессиональное совершенствование в организованных формах и в процессе самообразо­вания. Особое значение имеет квалифицированная работа с лицами,

 

 

 

Проявившими склонность и успехи в практической тренерской работе.

Профессионализм тренеров, его высокий уровень на всех этапах многолетней подготовки волейболистов являются определяющим фак­тором успешного функционирования системы.

Действующие тренеры систематически должны изучать тенденции развития волейбола в своей стране и за рубежом, особенно в «волей­больных» странах, чьи спортсмены на данном этапе демонстрируют высшие спортивные результаты.

Постоянно должны проводиться семинары, совещания, конферен­ции тренеров по различным вопросам подготовки волейболистов.

Важное значение имеет подготовка методических материалов для тренеров, в которых систематически освещаются отечественный и за­рубежный опыт работы с волейболистами.

Формы организации и управления подготовкой волейболистов. Одним из важнейших условий успешного функционирования системы подго­товки волейболистов является наличие таких форм организации работы с волейболистами различного возраста и спортивного мастерства, кото­рые давали бы возможность в полной мере решать все многообразие задач. Это спортивные секции волейбола в общеобразовательной школе, в средних и высших учебных заведениях, детско-юношеские спортив­ные школы комплексные и специализированные, училища олимпийс­кого резерва, команды высших разрядов, сборные команды, различ­ные учебно-тренировочные сборы и пр.

Все формы должны быть обеспечены кадрами и материально-фи­нансово обеспечены. Важное значение имеет управление подготовкой на всех уровнях многолетнего периода, прежде всего по линии феде­раций волейбола, государственных комитетов по физической культу­ре, спорту и туризму, участие административных органов различного уровня.

Существенное значение для достижения целей системы подготовки волейболистов имеют материально-техническая оснащенность и финан­совое обеспечение. Здесь выделяют спортивные сооружения: для прове­дения соревнований, для проведения тренировочной работы; экипи­ровку спортсменов: для участия в соревнованиях, для тренировочных занятий; финансирование (оплата, связанная с участием в соревнова­ниях, проведением тренировочных занятий спортсменов).

4.4. Реализация целей подготовки

Тренировка и тренировочная деятельность. В тренировке осуществля­ется становление навыков игры, развитие физических качеств и повы­шение функциональных возможностей организма, расширение арсе­нала технико-тактических действий, умений вести соревновательное противоборство, приучение к игровой и соревновательной деятельнос­ти, формирование личности спортсменов. В тренировке выделяют ос-

 

 

новные стороны подготовки: техническую, тактическую, физическую, функциональную, психическую, теоретическую, интегральную.

Задачи тренировки, направленность ее составных частей (компо­нентов) дифференцируются применительно к уровню системы под­готовки волейболистов. Так, в работе с командами высших разрядов основные усилия направлены на повышение спортивно-техническо­го мастерства и достижение высоких спортивных результатов. В сис­теме подготовки резервов на начальном этапе внимание направлено на качественный отбор, овладение основами техники и тактики и т.д., на последнем этапе акцент делается на адаптации юниоров к тренировочному режиму команд мастеров. Неодинаковы задачи и со­держание компонентов тренировки для школьных спортивных сек­ций и спортивных школ, несмотря на то, что возраст занимающихся один. В каждом случае, исходя из того, в какую систему (как ее со­ставная часть, подсистема) «вложена» тренировка, устанавливается ее связь с целью системы, модельными характеристиками, опреде­ляются вопросы построения, выбора средств и методов, контрольных нормативов и т.д.

Соревнования и соревновательная деятельность. Соревнования, со­ревновательная деятельность составляют основу спорта, цель, крите­рий эффективности и основное специфическое средство подготовки волейболистов. Без ориентации на специфические особенности сорев­нований невозможна оптимальная подготовка спортсменов.

Для каждой команды в определенные сроки есть соревнования, от результатов которых зависит главная оценка их деятельности.

Для национальной сборной — это Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы (других регионов), Мировая лига, Гран-при; для клуб­ных команд национальных лиг — чемпионаты страны и т.д. Эти сорев­нования являются главными, именно здесь спортсмены демонстриру­ют свои наивысшие достижения.

Для успешного выступления в соревнованиях необходима подго­товка специальная — соревновательная, которая должна осуществ­ляться на этапах, предшествующих основным соревнованиям, в го­дичном цикле, а также в многолетнем аспекте. Одной тренировочной деятельности, какой бы она ни была качественной, для успеха в со­ревнованиях недостаточно. Регулярное участие в соревнованиях с раз­личными по стилю игры и уровню подготовленности командами — обязательное условие для развития и совершенствования у волейболи­стов необходимых соревновательных качеств. По отношению к основ­ным соревнованиям все предшествующие — подводящие и конт­рольные — служат целям соревновательной подготовки и эффектив­ному выступлению в основных. В свою очередь, основные соревнова­ния каждого годичного цикла являются подводящими к основным в многолетнем цикле (например, в каждом году олимпийского четы­рехлетия для сборной национальной или в сфере подготовки спортив-

 

 

ных резервов — момент прихода молодых волейболистов в команды высших разрядов).

Соревновательная подготовка, таким образом, входит составной частью в систему подготовки волейболистов и в той или иной форме имеет место на протяжении отдельного годичного цикла и в многолет­нем аспекте — с момента начала специализированных занятий волей­болом и до окончания активного выступления в спорте высших дости­жений.

Цель соревновательной подготовки заключается в том, чтобы во­лейболисты научились в условиях основных соревнований максималь­но реализовать все то, что они усвоили в процессе подготовки. Для дос­тижения этой цели решаются следующие задачи:

1. Волейболист должен знать значение предстоящих соревнований и конкретные задачи, которые он должен решать. Конкретные задачи для каждого волейболиста вытекают из структуры соревновательной дея­тельности и фактов, обуславливающих ее эффективность.

2. Волейболист должен располагать детальной информацией о ко­манде соперника, о команде и игроках предстоящей встречи, уметь «профессионально» понимать установку на игру для команды и для себя лично и творчески, в пределах игровой дисциплины, выполнять установку.

3. Знать правила соревнований, особенности их трактовки на пред­стоящих соревнованиях, манеру того или иного арбитра и т.д. (ритуалы построения, разминки, замен, перерывов и пр.), структуру проведе­ния соревнований (программу) и т.п.

4. Научить эффективно вести игровые действия в различных услови­ях: времени суток, климато-географических, временных поясов.

5. Научить волейболиста достигать к моменту соревнований опти­мальной психической готовности к ведению спортивной борьбы с лю­бым соперником, соревноваться с полной отдачей.

Задачи соревновательной подготовки решаются в тренировочной и соревновательной деятельности посредством: а) интегральной подго­товки (реализация в единстве структурных компонентов соревнователь­ной деятельности в процессе игровых действий в двусторонней игре в волейбол); б) соревнований по технико-тактической, физической под­готовке; в) соревнований по мини-волейболу (дети 8-10 лет), по во­лейболу 1х1, 2х2, 3х3, 4х4, 6х6, 2х3(4), 3(4)х6 внутри учебной груп­пы, команды; г) контрольные игры с подбором спарринг-партнеров различных по стилю игры и уровню подготовленности; д) подводящие соревнования (турниры).

В процессе соревновательной подготовки следует руководствоваться такими положениями:

1. Соревнования должны подбираться таким образом, чтобы по на­правленности и степени трудности они строго соответствовали задачам и особенностям подготовки определенных контингентов волейболистов.

 

 

 

 

2. Привлекать к участию в соревнованиях только при условии доста­точной подготовленности к ним волейболистов.

3. Планировать соотношение соревновательной и тренировочной де­ятельности так, чтобы способствовать наиболее эффективному осуще­ствлению процесса подготовки и возможно более полному раскрытию возможностей волейболистов в условиях соревнований.

4. Состав участников и программа соревнований должны обеспечить необходимую конкуренцию и условия для максимальной реализации функциональных возможностей.

На каждом этапе подготовки и в годичных циклах должно быть дос­таточное число спортивных соревнований, чтобы задачи многолетней подготовки могли решаться успешно. Очень большое число соревнова­ний может отрицательно отразиться на процессе подготовки, так же, как и слишком малое число или их отсутствие. Ориентировочные нор­мы соревновательной нагрузки в годичном цикле: в командах квали­фицированных волейболистов — 80-90 игр, в командах молодых спорт­сменов 18-20 лет — 60-70, в командах 15-17-летних волейболистов — 40-60. Половина игр — это подводящие и основные соревнования.

Восстановительные мероприятия. При современных уровнях сорев­новательных и тренировочных нагрузок средства восстановления и ме­тодика их применения в процессе тренировочной и соревновательной деятельности рассматриваются как важный фактор достижения целей системы подготовки волейболистов наряду с тренировкой и соревнова­ниями.

Восстановительные средства используются в ходе отдельных трени­ровочных занятий, соревнований, в интервалах между занятиями и со­ревнованиями, на отдельных этапах годичного цикла.

Восстановительные средства применяются на фоне гигиенически целесообразного распорядка дня и рационального питания. Они исполь­зуются для снятия утомления после нагрузки, для избирательного вос­становления с учетом предстоящей работы, для стимуляции работоспо­собности перед тренировочной нагрузкой и соревнованиями.

Существуют средства психолого-педагогического и медико-биоло­гического воздействия. К психолого-педагогическим относят рациональ­ное использование тренировочных и соревновательных нагрузок; при­менение общей физической подготовки, позволяющей изменить дви­гательную активность и тем создать благоприятные условия для проте­кания процесса восстановления; использование оптимальной продол­жительности отдыха; применение психорегулирующей тренировки.

К медико-биологическим средствам относят специализированное питание, фармакологические препараты; распорядок дня; различные виды массажа; гидропроцедуры (суховоздушная и парная баня и др.);

бальнеопроцедуры (хвойные ванны и др.); электросветотерания, элект­ростимуляции, ультрафиолетовое облучение, аэронионизация, баротерапия; кислородотерапия.

 

 

 

Формирование личности волейболистов. Достижение целей системы подготовки непосредственно связано с формированием личности спорт­сменов. Успех в формировании личности волейболистов решающим об­разом зависит от профессионализма тренера и профессионального от­ношения к тренировочной и соревновательной деятельности самого спортсмена.

Здесь многое зависит от построения тренировочного процесса, вы­бора средств и методов, сочетания тренировочной и соревновательной деятельности, совместной работы тренера и спортсмена (команды).

Работа по формированию личностных качеств занимает существен­ное место на всем протяжении спортивной карьеры волейболиста — от начала занятий волейболом и до прекращения активных выступлений в сфере спорта высших достижений.

Важное значение в формировании личности волейболистов имеют интеллектуальная (теоретическая) подготовка и специальная психоло­гическая подготовка.

Глава 5.





Читайте также:





Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)