Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Психологическая защита в ходе игры




Непосредственно в день игры основная направленность регулирую­щих воздействий — создание спокойной боевой уверенности. При этом воздействия в основном перемещаются из сферы сознания спортсмена в сферу бессознательного, т.е. нередко средства регуляции только обо­значаются условными знаками и как бы не замечаются.

Психологическая работа начинается с создания чувства увереннос­ти в успехе. При этом могут использоваться следующие формулы само­внушения:

1. Я полностью контролирую свое поведение.

2. Я вижу трудности сегодняшней игры и знаю, как их преодолеть.

3. Я контролирую свои мысли и эмоции — я этому научился.

4. В последнее время я с каждым днем чувствовал себя все лучше и лучше.

5. Я в состоянии достигнуть своей цели и сыграть успешно.

6. Мы в состоянии достигнуть своей цели и выиграть сегодня.

7. Мое сильное тело и мозг — едины.

8. Моя команда — едина.

9. Я представляю себя счастливьм и успешным.

10. Я представляю нашу команду счастливой и успешной. Игроки и команды используют разные ритуалы, причем тренер дол­жен неназойливо поддерживать это и уметь находить объяснение в каж­дом конкретном случае, когда ритуал «не сработал» и команда проиг­рала. Исследования показали, что больше помогают индивидуальные, интимные ритуалы. Командные ритуалы эффективны только тогда, когда стали устойчивой традицией и связаны с большими спортивными побе­дами.



 

 

 

Игроки используют мысленно произносимое слово, которое явля­ется как бы ключом к началу успешных действий. Например, перед первым свистком судьи: «Пошли!, «Началось!», «Вперед!» и другие та­кого рода слова. Полезно добавлять про себя на первых минутах игры:

«Я контролирую ситуацию». Последняя формула помогает формировать чувство уверенности в своих силах и способствует психическому само­контролю. Ключевое слово может постоянно использоваться и в ходе игры. Перед подачей противника это может быть команда «Концентра­ция!». При собственной подаче: «Сильно и точно!»

После каждого ошибочного действия, в первой же паузе, рекомен­дуют применять средства психической защиты. Например, подача со­рвана, мяч отдают сопернику. Можно сделать несколько энергичных шагов и сказать про себя ключевое слово, при этом голова слегка на­клонена вниз, взгляд устремлен вперед — вниз. Главное здесь — при­вычное ключевое слово.

Ключевое слово, но уже другое, произносится и перед подачей (на­пример, «Сильно!» или «Точно!»), может быть и другая команда, если спортсмен принял какое-то тактическое решение, например, «На чет­вертый номер!» Важно, чтобы с момента начала выполнения подачи никаких самоприказов уже не подавалось.

В паузах игры в качестве средства переключения используются такие приемы, как спокойный анализ своих технических ошибок (желатель­но незначительных), а также так называемых «меню», когда спорт­смен быстро перебирает в памяти эпизоды игры и кратко останавлива­ется на наиболее удачных, расставляя их как бы по рангам: «Вот здесь я сыграл хорошо, а здесь — еще лучше».

Регулирующий эффект имеют и замечания тренера по ходу игры. Известный бельгийский специалист АЛефевр писал, что замечания тре­нера, которые направлены лучшим игрокам команды, должны отли­чаться по содержанию и тону от замечаний, которые делаются другим игрокам. Как правило, замечания лидерам более сдержанны, в них дол­жна звучать надежда, что они не подведут. Нельзя делать резких заме­чаний маргиналам, иначе они потеряют веру в свои возможности. Бо­лезненно реагируют на резкие замечания игроки мнительные, неурав­новешенные, психически быстро утомляемые.

 

Варианты индивидуализации психологической подготовки

Психическое состояние волейболиста, особенно перед игрой, во многом определяется индивидуальными особенностями свойств нервной системы.

Спортсмены с неуравновешенной нервной системой могут быстро переходить из состояния повышенного возбуждения в заторможенное. Они то уверены в своих силах, то впадают в пессимизм.

 

 

 

Такие спортсмены должны разминаться долго и интенсивно, В первой части разминки — спокойные, размашистые, широкие движения, кото­рые снимают чувство скованности, во второй — преимущественно прыж­ковые упражнения. В паузах — дыхательные упражнения (полное дыхание). Важно упражнения с мячом начинать с точных, тщательно контролируе­мых движений: небрежность перед игрой таким спортсменам противопо­казана. Также тщательно выполняются идеомоторные действия.

По-иному должна выглядеть предыгровая подготовка спортсмена с инертной нервной системой, из-за чего они медленно «врабатываются», долго достигают оптимального уровня возбуждения. У них часто бывает, что эмоциональная и интеллектуальная готовность отстают по времени от моторной. Поэтому таким спортсменам особенно необходимы мен­тальные воздействия за час-полтора до начала игры. Вызываются образы собственных не только удачных, но и неудачных действий; важно, что­бы ментальный тренинг закончился образами эффективной игры. В раз­минке мимика должна отражать бодрое и даже несколько агрессивное настроение. При упражнениях с мячом полезно выполнить несколько рискованных уверенных действий. Такие действия чередуются со спокой­ными действиями с установкой на максимальную точность.

Известно, что определенному складу людей соответствуют опреде­ленные реакции на ту или иную напряженную обстановку. Это отно­сится и к темпераменту, и к характеру. В волейболе при выборе средств психического воздействия необходимо учитывать не только тип темпе­рамента или характера спортсмена, но и специфику игрового амплуа.

Выполнено исследование (А.В.Родионов, А.А.Беляев) с целью вы­явления зависимости успешности действий в волейболе от свойств лич­ности волейболистов. Оно позволило определить типы спортсменов и подобрать им адекватные средства психологической подготовки.

Рассмотрим наиболее характерные варианты.

Связующие игроки.

Первый тип: выраженная сила процессов возбуждения, экстравертированность, независимость, сильное «Я».

Такие спортсмены обычно играют эффективно, но любят сыграть и эффектно. В тактическом отношении они склонны к импровизации. На фоне хорошего эмоционального состояния способны увлечь за собой всю команду. Вторая передача у них стабильная, с высоким качеством и точно соответствует возможностям партнера.

Таким игрокам необходимо активно настраивать себя на игру. Все действия перед началом игры должны быть завершенными и несколько замедленными, речь — спокойной, размеренной. В разминке основное внимание надо уделять качеству выполнения каждого элемента. Любой неудачный прием мяча анализируется с вводом необходимых техни­ческих коррекций.

В сложной, фрустрирующей ситуации, после 2-3 ошибок, нередко начинается «поиск виноватых», предъявляются претензии к партнерам,

 

 

 

апелляции к тренеру. Если ошибки повторяются, такой игрок может совсем опустить руки. Надеяться на самостоятельный выход из срыва нет оснований.

В таком случае со стороны тренера больше всего подходят эмоцио­нально окрашенные реплики сугубо тактического характера. Бесполез­но говорить: «Соберитесь!», «Внимательней!» Лучше давать конкрет­ное задание типа: «В первом розыгрыше сыграй «крест», во втором-«впрыжку». В таких репликах должен быть оценочный элемент, кото­рый направлен не на игрока, а на соперников. Например: «Подача сложная. Не торопись с выходом». Нельзя сдерживать такого игрокам не давать ему возможности выплеснуть эмоции. При повторных одно­типных ошибках игрока лучше заменить и посоветовать спокойно по­смотреть на игру со стороны. При этом сразу замечания не делают, и лишь после паузы наступает краткий аргументированный разбор оши­бок. Обратная замена в этом случае должна произойти достаточно бы­стро.

Второй тип: спортсмены с уравновешенной нервной системой, интравертированные, со слабо выраженным собственным «Я», с сильной зависимостью от группы.

Таких связующих не так много, но, как правило, это не только одаренные, но и добросовестные игроки. Они нуждаются в поддержке со стороны тренера и лидеров команды (сами они лидерами практичес­ки не бывают).

В напряженных ситуациях игры стабильность передач снижается, появляются, казалось бы, изжитые ошибки. Чрезмерная мнительность резко снижает уверенность в своих возможностях. Реплики тренера в таком случае должны носить оценочно-экспрессивный характер: «Об­рати внимание на такого-то партнера», «Встань ближе (дальше) к сет­ке», «Не получилось, но задумано хорошо». У таких спортсменов редко бывают конфликты с другими игроками, но если они возникли, ста­вить на игру такого игрока нельзя.

Для отвлечения перед ответственными соревнованиями необходимо формировать определенные доминантные установки: или подолгу отра­батывать технический прием, если в этом и нет необходимости, или выполнить достаточно большой объем сложных прыжковых упражнений (важно установить достаточный объем). Рядом с таким спортсменом по­стоянно должен быть человек, который может формировать «внутренние психические опоры», лучше всего партнер — оптимистичный, эмоцио­нальный, реактивный. Одно дело — поддержка со стороны тренера, ко­торая иногда воспринимается как искусственная, другое дело — искрен­няя реакция партнера.

Нападающие.

Первый тип: выраженная сила тормозных процессов, инертность, интравертированность личности, зависимость от группы, трудолюбие, упорство.

 

 

 

По некоторым признакам такой тип похож на второй тип связую­щего игрока. Однако у нападающих, как правило, интравертированность, зависимость от группы, инертность выражены более сильно, чем у связующих.

Для нападающих такого типа характерна довольно однообразная игра. Когда ситуация требует гибкости игровых действий, эффективность снижается. У таких игроков нет лидерских наклонностей, и игра цели­ком зависит от игры партнеров. При относительно простой игре они обычно стержень нападения. Но если попадают в полосу кризиса, выхо­дят из него трудно, и в таком случае лучше сразу сделать замену. Вся программа психических воздействий в подобной ситуации больше на­правлена на подготовку к следующей игре. Большинство приемов регу­ляции похожи на те, которые рекомендованы второму типу связующих игроков: искренняя поддержка со стороны тренера и партнеров, аргу­ментированный разбор прошедшей игры с исключением упреков. Под­ходит прием, который в психологии называется «снятие запрета на ошиб­ку». Схема убеждения примерно такая: «Вчера спад в игре был случай­ным, сегодня ты можешь не только сыграть хорошо, но и решить исход игры. Не бойся ошибиться. Ты сильный нападающий и пробьешь любой блок».

Второй тип: преобладание возбудительных процессов над тормоз­ными, неуравновешенность, слабый самоконтроль на фоне сильной мотивационной установки.

Такие игроки, как правило, талантливы, но трудноуправляемы. Их игра не поддается никаким видимым закономерностям, а потому не­надежна. Большинство технических ошибок — из-за сильного перевоз­буждения и неадекватной оценки ситуации. Поэтому средства психи­ческой регуляции должны быть примитивными, т.е. применяться до появления признаков перевозбуждения.

Особую роль должна играть та часть специальной разминки, кото­рая связана с имитацией игры: перемещения в низкой стойке, упражне­ния с элементами акробатики, имитация действий в защите. В перерыве между такими упражнениями — приемы концентрации. В качестве объекта концентрации подходит сетка. Полезно также при перемещениях по пло­щадке четко контролировать свое место на ней. Например, выполнив падение, сразу оценить, что сзади на расстоянии одного метра — лице­вая линия.

Чрезмерно возбудимые игрока должны перед игрой выговориться, дать выход эмоциям. Различные ритуальные действия для них играют особую роль.

Все эти методические рекомендации являются лишь канвой, кото­рая обозначает практические пути индивидуализации психологической подготовки волейболистов. Реально должно быть так: сколько есть спорт­сменов, столько должно быть индивидуализированных систем подго­товки. Для этого необходимо изучение психологических особенностей

 

 

 

волейболистов и средств психорегуляции, наиболее соответствующих специфике игровой деятельности волейболистов. Пока таких исследова­ний явно недостаточно.

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (603)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7