Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Микроэкономика: предмет, объект, метод





Перечень тем лекций

1. Методы экономических исследований.

2. Основы анализа спроса и предложения.

3. Рациональное поведение потребителя.

4. Теория производства. Производственная функция.

5. Производство и теория затрат.

6. Рынок и конкуренция.

7. Поведение фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.

8. Рынок факторов производства и распределение дохода.

ЛЕКЦИЯ 1

Микроэкономика: предмет, объект, метод.

 

ПРЕДМЕТ МИКРОЭКОНОМИКИ. Микроэкономика — со­ставная часть экономической теории, изучающая экономиче­ские взаимоотношения между людьми и определяющая общие закономерности их хозяйственной деятельности.

Микроэкономика — это наука о принятии решений, из­учающая поведение отдельных экономических субъектов. Ее основными проблемами являются:

- цены и объемы выпуска и потребления конкретных благ;

- состояние отдельных рынков;

- распределение ресурсов между альтернативными целями.

Микроэкономика изучает относительные цены, т. е. соот­ношения цен отдельных благ, в то время как абсолютный уро­вень цен изучает макроэкономика.

Непосредственным предметом микроэкономики являют­ся: экономические отношения, связанные с эффективным ис­пользованием ограниченных ресурсов; принятие решений от­дельными субъектами экономики в условиях экономического выбора.

В микроэкономике особое значение имеет изучение сле­дующих вопросов:

· экономическое поведение людей, которое закрепляет­ся в адекватных институтах и общественных структу­рах. В качестве ключевых институтов выступают ры­нок, собственность и государство;

· принятие экономическими субъектами решений и ре­ализация ими соответствующих экономических дей­ствий;

· проблема выбора одного из альтернативных вариантов; она ставит вопрос о редкости благ и их ограниченности.

Микроэкономика исходит из следующих предпосылок:

а)экономического атомизма, означающего, что микроэконо­мика сосредоточивает свое внимание на поведении эко­номических субъектов, которые принимают и реализуют свои решения в процессе экономической деятельности;



б)экономического рационализма, сущность которого состоит в допущении оценки экономическими агента­ми своих выгод и затрат, сравнение которых в процес­се принятия экономических решений дает возмож­ность установить наиболее эффективные действия конкретного экономического агента, обеспечивающие извлечение максимального дохода.

Главная задача экономических субъектов микроэкономи­ки заключается в том, чтобы осуществить экономический вы­бор, обусловленный ограниченностью ресурсов. В любом об­ществе ограниченность ресурсов вынуждает делать выбор с целью решения следующих вопросов:

· что производить и в каком объеме;

· каким образом производить избранные виды благ;

· кто получает то, что произведено;

· какой объем ресурсов использовать для текущего по­требления и какой — для будущего.

Современная микроэкономика изучает, как решаются вы­шеназванные четыре основных вопроса.

Современная микроэкономика состоит из четырех частей. Первая часть посвящена анализу закономерностей образова­ния потребительского спроса. В этой части микроэкономики развиваются теории предельной полезности. Во второй части микроэкономики анализируется предложение в первую оче­редь с точки зрения изучения поведения отдельной фирмы и формирования ее издержек в конкретных рыночных условиях. Третья часть посвящена анализу соотношения спроса и пред­ложения в зависимости от различных форм рынков (рынков совершенной или несовершенной конкуренции). В четвертой части — теории распределения — анализируются рынки и про­блемы ценообразования факторов производства.

Микроэкономика дает представление о движении инди­видуальных цен и имеет дело со сложной системой связей, именуемой рыночным механизмом. Она рассматривает про­блемы затрат, результатов, полезности, стоимости и цены в том виде, в каком они формируются в непосредственном про­цессе производства, в актах обмена на рынке.

Основы микроэкономики создавались австрийской школой, основными представителями которой были К. Менгер, Ф. Ви- зер, Э. Бем-Баверк. Значительный вклад в развитие микроэко­номики внесли английские экономисты А. Маршалл, А. Пигу, Дж. Хикс, американский экономист Дж. Б. Кларк, итальянский экономист В. Парето, швейцарский экономист Л. Вальрас и др.

Микроанализ претерпел определенную, модификацию, в частности расширился объект микроэкономики.

ОБЪЕКТ МИКРОЭКОНОМИКИ — это экономическая деятельность людей и возникающие в ее ходе общие эко­номические проблемы, разрешаемые в соответствии с суще­ствующими институтами. уКэъектами микроэкономики являют­ся: отдельные индивиды, домохозяйства, фирмы, собственники первичных производственных ресурсов, крупнейшие корпо­рации, связанные с другими фирмами внутри страны и за ее пределами, и даже целые отрасли экономики.

МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ. В зависимости от под­хода к объяснению поведения отдельных экономических субъ­ектов микроэкономическая теория подразделяется на позитив­ную инормативную.

Позитивная микроэкономикаизучает факты и зависимо­сти между этими фактами и отвечает на вопрос: что есть или может быть. Нормативная микроэкономика предлагает рецеп­ты действий, определяет, какие условия экономики желатель­ны или нежелательны, и отвечает на вопрос: что должно быть.

 

ЛЕКЦИЯ 2

1.Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Изменения в спросе.

СПРОС — отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии купить.

В экономическом смысле в основе спроса лежит не просто потребность или нужда в том или ином, благе, а готовность и способность платить за него. Общий спрос покупателей на бла­го находит свое отражение на кривой спроса.

Спрос проявляется в объеме спроса, означающем то ко­личество блага, которое было бы куплено по некоторой цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.

Выделяют следующие факторы, влияющие на объем спроса:

· цена блага;

· цены других благ;

· доходы покупателей;

· общее количество покупателей данного блага;

· предпочтительные вкусы покупателей;

· инфляционные ожидания;

· экономическая политика государства.

Связь между ценой блага и объемом спроса на него выра­жается в законе спроса.

ЗАКОН СПРОСА гласит, что количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокра­щается при ее повышении. При этом нет строго одинакового со­отношения между снижением цены и повышением спроса.

Такое определение закона спроса дал английский эконо­мист А. Маршалл (1842-1924).

В современной западной экономической литературе под законом спроса понимается обратная зависимость между це­ной и величиной спроса на блага в течение определенного периода.

Зависимость между ценой блага и объемом спроса называется шкалой спроса, или кривой спроса.

КРИВАЯ СПРОСА отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага, которое по­купатели хотят и могут приобрести в единицу времени.

На рис. 2.1 показана кривая спроса, в которой по горизон­тальной оси отложены величины спроса на яблоки, а по верти­кальной — цена на них. Из рис. 2.1 видно: чем выше цена яблок, тем на меньшее их количество предъявляется спрос. Эта зави­симость называется законом отрицательного наклона кривой спроса.

Объем спроса

Рис. 2.1. Кривая спроса на яблоки

 

С повышением цены объем спроса снижается по двум при­чинам. Первая причина — эффект замены (замещения). Ког­да цена блага растет, то покупатель постарается заменить его схожим благом. Например, если цена на масло поднимается, то потребитель будет покупать маргарин. Вторая причина эф­фекта сокращения количества спроса при повышении цены заключается в эффекте дохода. Когда цена на благо увели­чивается, потребитель начинает чувствовать, что стал несколь­ко беднее, чем прежде. Так, если цена на мясо повысится вдвое, то потребитель будет иметь меньше реального дохода, в ре­зультате чего сократится потребление мяса, да и других благ.

ИЗМЕНЕНИЯ В СПРОСЕ. Поскольку экономическая жизнь находится в постоянном движении, то и спрос также непрерывно изменяется. Правильно говорят, что кривые спро­са остаются неизменными только в учебниках.

Почему же сдвигается кривая спроса? Потому, что меня­ется не только цена блага, но и другие факторы. Увеличива­ется средний реальный доход населения, возрастает числен­ность взрослого населения, что может вызвать, например, сдвиг вправо кривой спроса на машины.

Но кривая спроса сдвигается по-разному. Выделяют два типа сдвига. В первом случае большее количество блага бу­дет покупаться при каждой цене и кривая спроса сместится вправо таким образом, что спрос будет выше, чем он был до сдвига (рис. 2.2). Другой тип сдвига — при каждой цене спрос будетниже, чем он был до сдвига.

 

Объем спроса

Рис. 2.2. Сдвиги кривой спроса

 

Как видно из рис. 2.2, при увеличении спроса кривая спро­са смещается вправо, при уменьшении — влево.

Особо следует выделить изменение спроса, означающего перемещение но кривой спроса (рис. 2.3).

Изменение спроса происходит тогда, когда изменяется один из элементов, лежащих в основе кривой спроса. Например, увеличились доходы потребителей, что вызывает увеличение спроса, даже если цены на блага не изменились. В результате кривая спроса сдвигается вправо.

 

Объем спроса

Рис. 2.3. Перемещение по кривой спроса

 

Когда цена на благо снизится при прочих равных услови­ях, потребители также будут больше покупать это благо. Но количество покупок увеличится не благодаря увеличению спроса, а благодаря снижению цены. Это изменение показы­вает перемещение вдоль кривой спроса.

 

ЛЕКЦИЯ 3

1. Государственное регулирование рынка. Влияние налогов, дота­ций, фиксированных цен на рыночное равновесие.

Основными инструментами государственного регулирова­ния рынка являются:

· налоги;

· дотации;

· фиксированные цены.

Наиболее цивилизованным инструментом государствен­ного регулирования рынка считаются налоги, поскольку они не ограничивают свободу действий экономических агентов и, следовательно, не нарушают функционирования рыночных процессов.

Влияние налогов на рынок можно рассмотреть, например, на введении акцизного налога. Условно возьмем два варианта:

а) налог уплачивают продавцы;

б) налог уплачивают покупатели.

Начнем с первого варианта. Предположим, что введенный налог на каждую единицу блага составил Т руб. Допустим, что до введения налога линия спроса занимала положение D1D1, а линия предложения — S1 S1. Равновесная цена составляла Р1, равновесный объем продаж — Q1 (рис. 5.1).

В результате введения налога произойдет сдвиг линии пред­ложения вверхна величину Т, ибо для получения той же суммы выручки продавец будет согласен продать данное благо за цену, которая выше прежней на величину Т руб. Линия предложения займет положение S2 S2. На рынке устанавливается новое равно­весие, при котором объем продаж сократится с Q1 до Q2, цена для покупателей повысится с P- до P+. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоуголь­ника Р+АВР-. Налог, согласно условию этого варианта, упла­чивают продавцы, но бремя налога распределяется между про­давцами и покупателями. Взнос продавцов равен площади прямоугольника Р1CBP-, а взнос покупателей — Р+АСР1.

Второй вариант. Акцизный налог вносят в госбюджет по­купатели. Покупатели будут согласны купить тот же объем бла­га, если его цена без налога будет наТ руб. ниже. В таком слу­чае покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене. В результате линия спроса переместится вниз на Т (рис. 5.2). Новый объем продаж Q2, цены Р+ и Р- будут аналогичными варианту, когда налог вносят продавцы. Сле­довательно, не играет роли тот факт, кто выступает непосред­ственным плательщиком налога — продавцы или покупатели. Из рис. 5.2 мы видим, что и пропорции в распределении налогового бремени между продавцами и покупателями остаются теми же, что и при уплате налога продавцами.

 

Рис. 5.2. Воздействие на рыночное равновесие акцизного налога при уплате его покупателями

 

Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями зависит от соотношения в наклонах линий спро­са и предложения. Чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть нало­гового бремени приходится на покупателей и тем меньшая — на продавцов (рис. 5.3, а). Из рнс. 5.3, а видно, что взнос поку­пателей равен площади прямоугольника Р+АСР1; а взнос про­давцов — Р1СВР-. На рис. 5.3, б иллюстрируется противопо­ложное положение, когда большая часть налогового бремени ложится на продавцов и меньшая — на покупателей.

Рассмотрим влияние государственного регулирования рын­ка посредством дотаций.

Дотация— это отрицательный налог, или «налог наобо­рот». Дотация устанавливается или в процентах к цене блага, или в абсолютной сумме на единицу блага. Дотации, как пра­вило, получают производители, но могут получать и потреби­тели.

 

Рис. 5.3. Воздействие акцизного налога на равновесный объем рынка в зависимости от наклонов линий спроса и предложения

 

Предположим, что линия спроса и линия предложения вна­чале занимали положения соответственно D1D1, и S1S1 Равно­весный объем продаж был равенQ1, а равновесная цена — Р1 (рис. 5.4).

 

Рис. 5.4. Воздействие на рыночное равновесие по товарной

дотации

 

Допустим, что введена дотация из госбюджета произво­дителям данного блага размером V руб. на каждую едини­цу. В результате произойдет сдвиг линии предложения вниз на V руб., поскольку дотация продавцам будет равнозначна снижению их издержек. Ранее производители были согласны продать объем блага, если цена без дотации будет на V руб. ниже Р1,. В этом случае объем продаж возрастет до Q2, цена для покупателей понижается до Р-, цена, получаемая произ­водителями, повышается до Р+.

Как и при налогообложении, полученная дотация не пол­ностью поступает в распоряжение производителей. Им до­станется только ее часть, другая часть поступит в бюджет покупателей.

Аналогичным будет результат и в случае, когда дотацию получают покупатели. Отличие состоит только в сдвиге на ту же величину V руб. линии спроса, а не линии предложения.

Менее пригодным средством государственного воздействия на рынок является установление государством фиксирован­ных цен, ибо это затрагивает действие рыночных механизмов, модифицируя процесс достижения равновесного состояния.

 

 

ЛЕКЦИЯ 4

1. Кардиналистская (количественная) теория предельной по­лезности. Законы Госсена.

КАРДИНАЛИСТСКАЯ (КОЛИЧЕСТВЕННАЯ) ПОЛЕЗ­НОСТЬ — субъективная полезность, или удовлетворение, которые потребитель получает от потребления благ, изме­ренные в абсолютных величинах. Следовательно, имеется в и иду, что можно измерить точную величину полезности, ко­трую потребитель извлекает из потребления блага.

Кардиналистскую (количественную) теорию предельной полезности предложили независимо друг от друга У. Джемонс (1835-1882), К. Менгер (1840-1921) и Л. Вальрас (1834- НМ 0) в последней трети XIX в. В основе этой теории лежало предположение о возможности соизмерения полезности раз­личных благ. Эту теорию разделял А. Маршалл.

Экономисты считали, что полезность можно измерить в условных единицах — ютилах. Но позднее было доказано, что создать точный измеритель количественной полезности невоз­можно, и возникла альтернативная кардиналистской (количествленной) ординалистская (порядковая) теория полезности.

Согласно этой теории, стоимость (ценность) блага опре­деляется не затратами труда, а важностью той потребности, которая удовлетворяется данным благом, и субъективная по­лезность блага зависит от степени редкости блага и от степе­ни насыщения потребности в нем.

Количественный подход к анализу полезности не исходит м і объективного измерения полезности блага в ютилах, по­скольку одно и то же благо для одного потребителя представ­ляет большую ценность, а для другого не представляет ника­кой ценности.

Эта теория нацеливала экономическую теорию на изучение і к тедения потребителей, доказывая, что предельная полезность как общественная равнодействующая субъективных оценок не- інііисимьіх субъектов выступает определяющим фактором, воз­действующим на спрос.

Кардиналистская (количественная) теория исходит из воз­можности потребителя дать количественную оценку в югилах полезности любого потребляемого им блага, набора благ, кото­рая может быть выражена в виде функции общей полезности:

ТU = F (QA ,QB , … ,QZ)

где ТU — общая полезность данного набора благ; QA QB ..., QZ — объемы потребления благ А, В,..., Z в единицу времени.

Используя кардиналистскую (количественную) теорию по­лезности, можно охарактеризовать не только общую полезность, но и предельную полезностькак дополнительное увеличение данного уровня благосостояния, получаемое при потреблении дополнительного количества блага данного вида и неизмен­ных количествах потребляемых благ всех остальных видов.

Общая и предельная полезность изображены на графиках (рис. 7.1, 7.2).

Полезность, выраженная в денежных единицах, называется ценностью данного блага. Ценности различных благ, в отличие от полезности, количественно сравнимы, ибо выражаются в од­них и тех же денежных единицах. Предельная ценность равна общей ценности данного количества блага. Стоимость данного блага — это рыночная цена одной единицы блага, умноженная на количество единиц данного блага. Ценность (выгода) боль­ше стоимости, так как потребитель был бы готов отдать за предыдущие единицы блага более высокую цену, нежели та, кото­рую он действительно платит во время купли. Максимальное превышение общей ценности над суммарными издержками достигается в точке, где предельная ценность равна цене.

 

Рис. 7.1. Общая полезность

 

 

 

Большинство благ обладают свойством убывающей пре­дельной полезности, согласно которому, чем больше потреб­ление некоторого блага, тем меньше приращение полезности, получаемой от единичного приращения потребления данного блага. Это объясняет, почему кривая спроса на эти блага имеет отрицательный наклон. На рис. 7.3 показано, что для голодного человека полезность первого потребляемого им ломтя хлеба (oчень высока (QA), однако по мере насыщения его аппетита каж­дый последующий ломоть хлеба приносит все меньшее и меньшее удовлетворение: пятый ломоть хлеба доставит лишь QB дополнительной полезности.

Рис. 7.3. Убывающая предельная полезность

 

ЛЕКЦИЯ 5

1. Ординалистская (порядковая) теория полезности. Аксиомы по­ведения потребителя. Равновесие потребителя.

 

ОРДИНАЛИСТСКАЯ (ПОРЯДКОВАЯ) ПОЛЕЗНОСТЬ - субъективная полезность, или удовлетворение, которую потребитель получает из потребляемого им блага, измеренная по порядковой шкале.

Ординалистская (порядковая) теория Полезности являет­ся альтернативой кардиналистской (количественной) теории полезности.

Ординалистскую (порядковую) теорию полезности пред­ложили английский экономист и статистик Ф. Эджуорт (1845- 1926), итало-швейцарский социолог И экономист В. Парето (1848-1923), американский экономист и статистик И. Фишер (1867-1947). В 30-х гг. XX в. после ра£ют Р. Аллена и Дж. Хик­са эта теория приобрела завершенную форму и по настоящее время остается наиболее распространенной.

Согласно этой теории, предельную полезность измерить невозможно; потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Измеримости поддается толь­ко порядок предпочтения наборов благ. Критерий ординалистической (порядковой) теории, полезности предполагает упорядо­чение потребителем своих предпочтений относительно благ. Потребитель систематизирует выбор набора благ по уровню удовлетворения. Например, 1-й набор благ доставляет ему наи­большее удовлетворение, 2-й Набор — меньшее удовлетворе­ние, 3-й набор — еще меньшее удовлетворение и т. д. Следо­вательно, подобная систематизация дает представление о предпочтениях потребителей в отношении набора благ. Од­нако она не дает представления о различиях удовлетворения данными наборами благ. Иными словами, с практической точ­ки зрения потребитель может сказать, какой набор он предпо­читает другому, но не может определить, насколько один на­бор лучше другого.

Ординалистская (порядковая) теория полезности основа­на на нескольких аксиомах. Заметим, что среди экономистов нет единства относительно количества и названия аксиом. Одни авторы называют четыре аксиомы, другие — три аксиомы. Здесь мы выделим следующие аксиомы.

1. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности пред­почтений потребителя. Потребитель, совершающий покупку, всегда может или назвать, какой из двух наборов благ лучше другого, или признать их равноценными. Так, для наборов А и Б или А Б, или Б А, или А ~ Б, где знак « » выражает отношение предпочтения, а знак « ~ » — отношение равноцен­ности или безразличия.

2. Аксиома транзитивности предпочтенийпотребителя оз­начает, что для принятия определенного решения и его осу­ществления потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие. Так, если А Б, а Б В, то всегда А В, а если А ~ Б и Б ~ В, то всегда А ~ В. Из представленного ранжирования следует, что А до­ставляет большее удовлетворение, чем Б, а Б — большее, чем В. Следовательно, А дает большее удовлетворение, чем В.

Транзитивность также предполагает, что если потребитель не делает различия между альтернативами А и Б и между Б и В, то он всегда не должен делать различия между А и В.

3. Аксиома о ненасыщаемости потребностей гласит, что потребители всегда предпочитают большее количество лю­бого блага меньшему. Под эту аксиому не подходят антибла­га, обладающие отрицательной полезностью, поскольку по­нижают уровень благосостояния данного потребителя. Так, загрязнение воздуха, шум снижают уровень полезности по­требителей. В ординалистской теории полезности исполь­зуются кривые и карта безразличия. Графически система предпочтений потребителя иллюс.трируется посредством кри­вых безразличия, впервые использованных Ф. Эджуортом в 1881 г.

Кривая безразличия изображает совокупность наборов, между которыми потребитель не делает различий. Любой на­бор на кривой обеспечит один и тот же уровень удовлетворения. Иными словами, кривая безразличия изображает альтернатив­ные наборы благ, которые доставляют одинаковый уровень полезности (рис. 8.1).

 

Продукты питания, ед.

Рис. 8.1. Кривая безразличия

 

На рис. 8.1 на одной оси отложено число единиц одежды, на другой — число единиц продуктов питания. Соединив точки А, В, С, получим кривую U1, каждая точка которой показывает возможные комбинации единиц одежды и продуктов пита­ния, дающие одинаковое удовлетворение. Кривая U1, называ­ется кривой безразличия, которая указывает, что потребитель безразличен к этим трем наборам продуктов, т. е. потребитель не чувствует себя ни лучше, ни хуже, отказавшись от 10 еди­ниц продуктов питания и получив 20 единиц одежды при пе­ремещении от набора А к набору В. Точно так же потребитель одинаково ранжирует А и С, т. е. может отказаться от 10 еди­ниц одежды, чтобы получить 20 единиц продуктов питания.

На рис. 8.1 кривая безразличия идет вниз слева направо. Чтобы понять, почему это так, допустим вместо этого, что кри­вая безразличия идет вверх, от точкиА по направлению к D. Это противоречит допущению, что чем больше потребитель­ских товаров, тем лучше. Поскольку набор Э содержит боль­ше и продуктов питания, и одежды, чем набор А, его должны предпочесть А и, следовательно, он не может находиться на той же кривой безразличия, что и А. Любой набор товаров, лежащий выше и справа от кривой безразличия U1, на рис. 8.1, предпочтительнее любого набора на U1.

Кривые безразличия обладают следующими свойствами:

1. Кривая безразличия, расположенная справа и выше дру­гой кривой, является более предпочтительной для по­требителя.

2. Кривые безразличия всегда имеют отрицательный на­клон, ибо рационально действующие потребители бу­дут предпочитать большее количество любого набора меньшему.

3. Кривые безразличия имеют вогнутую форму, обуслов­ленную уменьшающимися предельными нормами за­мещения.

4. Кривые безразличия никогда не пересекаются и обыч­но показывают уменьшающиеся предельные нормы за­мещения одного блага на другое.

5. Наборы благ на кривых, более удаленных от начала ко­ординат, предпочтительнее наборам благ, расположен­ным на менее удаленных от координат кривых.

Чтобы описать предпочтения человека по всем наборам про­дуктов питания и одежды, можно изобразить семейство кривых безразличия, которое называется картой кривых безразличия.

Карта кривых безразличия — способ графического изоб­ражения функции полезности для некоторого конкретного по­требителя (рис. 8.2).

На рис. 8.2 показаны четыре кривые безразличия, образую­щие собой семейство — карту кривых безразличия. Наборы на кривых безразличия, более удаленных от начала координат, дос­тавляют потребителю большую полезность, а поэтому предпоч­тительнее, чем наборы на менее удаленных кривых. На рис. 8.2

U4> U3> U2> U1.

Карта кривых безразличия дает представление о вкусах конкретного потребителя, поскольку иллюстрирует норму замещения двух благ при любых уровнях потребления дан­ных благ. Когда речь идет о том, что известны вкусы потреби­телей, то имеется в виду вся карта кривых безразличия, а не текущее соотношение единиц двух благ. На карте кривых без различия каждая кривая объединяет точки с одинаковой по­лезностью.

 

Рис. 8.2. Карта кривых безразличия

 

Основным рабочим понятием ординалистской (порядко­вой) теории полезности считается предельная норма замеще­ния MRS.

Предельная норма замещения (MRS) показывает, от како­го количества единиц одного блага потребитель должен отка­заться, чтобы приобрести дополнительную единицу другого блага. Иными словами, это соотношение предельной полезнос­ти двух благ.

Предельная норма замещения измеряет желание обменять одно благо на каждую единицу другого, при этом не приобретая н не теряя полезность. Предельная норма замещения представ­ляет собой норму, в соответствии с которой одно благо может быть замещено другим без выигрыша или потери для удовле­творения потребителя.

Значения предельной нормы замещения всегда отрицатель­ны, так как увеличение количества приобретенных единиц од­ного блага предполагает уменьшение потребления другого, т. е. имеются разные знаки. Поскольку кривая безразличия выпукла вниз, к началу координат, то предельная норма замещения чаще всего уменьшается по мере увеличения потребления одного блага вместо другого. Это явление называют уменьшающейся пре­дельной нормой замещения.

 

ЛЕКЦИЯ 6

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (918)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.026 сек.)