Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Важнейшие клинико-лабораторные способы оценки коагулограммы




СОДЕРЖАНИЕ

Занятие 1. Патофизиология кровообращения. Недостаточность сердца….4

Занятие 2. Сердечные аритмии……………………………………………….7

Занятие 3. Сердечные аритмии…………………………………………...…11

Занятие 4. Нарушения кровообращения при расстройстве тонуса со-

судов……………………………………………………………...12

Занятие 5. Патофизиология дыхания……………………………………….13

Занятие 6. Патофизиология желудочно-кишечного тракта……………….15

Занятие 7. Коллоквиум………………………………………………………18

Занятие 8. Патофизиология печени…………………………………………18

Занятие 9. Патофизиология печени (желтухи)…………………………….22

Занятие 10. Патофизиология почек…………………………………………25

Занятие 11. Нарушения системы эритроцитов……………………………..31

Занятие 12. Нарушения системы лейкоцитов………………………………38

Занятие 13. Лейкозы………………………………………………………….41

Занятие 14. Патология системы гемостаза………………………………….42

Занятие 15. Коллоквиум…………………………………………………..…44

Занятие 16. Патофизиология эндокринной системы……………………....44

Занятие 17. Патофизиология нервной системы…………………………….48

 

ЗАНЯТИЕ №1

Тема. Патофизиология кровообращения. Недостаточность сердца.

Цель занятия. Изучить причины, патогенез, механизмы компенсации и клинические проявления сердечной недостаточности.

Теоретические вопросы.

1. Недостаточность кровообращения, понятие, формы.

2. Основные гемодинамические показатели недостаточности кровообращения.

3. Сердечная недостаточность, виды, стадии.

4. Миокардиальная форма сердечной недостаточности, механизм развития.

5. Некоронарогенные формы повреждения сердца, причины, механизм развития.

6. Механизм нарушения сократительной способности миокарда и способности миокарда к расслаблению.

7. Перегрузочная форма сердечной недостаточности, этиология, патогенез.

8. Пороки клапанов сердца, их виды, нарушения гемодинамики.

9. Механизмы срочной и долговременной адаптации сердца к перегрузкам.

10. Характеристика тоногенной и миогенной дилятации сердца.



11. Гипертрофия миокарда, виды, стадии. Особенности гипертрофированного миокарда, механизмы его декомпенсации.

12. Клинические проявления сердечной недостаточности и механизм их развития.

13. Ишемическая болезнь сердца, ее формы, причины, механизм развития, последствия.

 

Работа №1. Характеристика работы сердца при сердечной недостаточности от перегрузки.

Материальное оснащение:

1. Система для перфузии сердца - 1 шт.

2. Деревянная дощечка для фиксации лягушки - 2 шт.

3. Булавки - 10 шт.

4. Препаровальная игла - 1 шт.

5. Пинцеты глазные - 1 шт.

6. Шприц на 1 мл - 1 шт.

7. Ножницы глазные - 1 шт.

8. Хирургическая круглая игла - 1 шт.

9. Иглодержатель - 1 шт.

10. Шелковая лигатура - 5 шт.

11. Вата в стакане - 20 г

12. Раствор Рингера - 100 мл

13. Животные: лягушка - 1 шт.

 

Методика проведения опыта:

Перед началом эксперимента подготавливают перфузионную си­стему (рис. 1). Она состоит из градуированной трубки (1) и воронки (2), которые сообщаются между собой с помощью резинового шланга (3), имеющего общий вывод (4) для соединения с серд­цем через канюлю (5). Воронку заполняют раствором Рингера, а затем открывают верхний зажим (6) для заполнения перфузируемым раствором градуированной трубки по закону сообщающихся сосудов.

Обездвиженную разрушением спинного мозга лягушку закрепляют с помощью булавок на деревянной дощечке брюшком вверх. Иссекают грудину, мягкие ткани, обнажают сердце и вскрывают перикард. Отпрепаровывают дуги аорты, и левую дугу перевязывают. Под луко­вицу аорты подводят две лигатуры. Аорту с помощью лигатуры приподнимают и в ней ближе к луковице делают косой надрез.

Рис. 1. Схема перфузионной системы.

 

В разрез вводят кончик канюли, предварительно заполненной раствором Рингера. Во время систолы канюлю продвигают в полость желудочка. При правильной установке канюли в ней появляется струйка крови. На шейке канюли завязывают ранее подведенную под луковицу аорты лигатуру. Канюлю и полость сердца с помощью шприца промывают раствором Рингера. Затем канюлю сое­диняют с перфузионной системой (не допускать появления пузырьков воздуха!). При открытом верхнем зажиме устанавливают уровень жидкости в градуированной трубке на высоту 5 см (отсчет ведут по градуированной шкале) и открывают нижний зажим.

При сокращении сердца по разнице уровней жидкости в трубке в момент систолы и диастолы определяют величину ударного объема в мл (1 см трубки соответствует 0,01 мл жидкости). После подсчета числа сердечных сокращений в 1 мин определяют работу сердца (А) в г/см по формуле:

 

А = VnН,

где, V - ударный объем сердца (в мл);

n - число сердечных сокращений в 1 мин;

Н - высота столба жидкости в градуирован­ной трубке (в см).

 

Работу сердца вычисляют при разных уровнях раствора Рингера в градуированной трубке (10, 15, 20 см и т.д.). Необходимый уровень устанавливают путем поднятия воронки на определенную высоту при открытом верхнем зажиме (для исключения методических артефактов нижний зажим при изменении уровня жидкости в градуиро­ванной трубке должен быть закрытым). Полученные результаты за­носят в таблицу (Табл. 1).

Исходя из полученных результатов, строят график, где по оси абсцисс откладывают высоту столба жидкости (в см), а по оси ординат - работу сердца (в г/см).

Таблица 1

 

  Н, см   V, мл n в I мин А, г/см
1.      
2.      
3.      

 

В заключении анализируют изменения работы сердца при возра­стающей перфузионной нагрузке. Отмечаются объемы жидкости, при которых развиваются компенсаторные изменения сердечной деятель­ности и срыв адаптивных реакций.

Работа №2. Рефлекторное изменение функции сердца.

Материальное оснащение:

1. Деревянная дощечка для фиксации лягушки - 1 шт.

2. Булавки - 10 шт.

3. Препаровальная игла - 1 шт.

4. Пинцеты глазные - 2 шт.

5. Ножницы глазные - 1 шт.

6. Выпрямитель постоянного тока на

3В с пластинчатыми элек­тродами - 1 шт.

7. Кимограф с лентой из белой бумаги - 1 шт.

8. Чернила -10 мл.

9. Стеклянный чернильный писчик - 1 шт.

10. Шприц на 2 мл с длинной иглой - 1 шт.

11. Рычажок Энгельмана - 1 шт.

12. Марлевая салфетка 5x5 см (в стакане) - 2 шт.

13. Животные: лягушка - 1 шт.

Методика проведения опыта:

Лягушку обездвиживают разрушением головного мозга. Для этого голову животного, завернутого в марлевую салфетку, при­гибают кпереди. В образовавшееся углубление на черепной покрышке вкладывают препаровальную иглу, которую вводят в полость черепа,

Обездвиженную лягушку фиксируют булавками к деревянной до­щечке брюшком кверху. Обнажают сердце, которое соединяют с рычажком Энгельмана. Затем вскрывают брюшную полость и извлека­ют желудок. В исходном состоянии на ленте кимографа записывают сокращения сердца. В последующем с помощью выпрямителя произ­водят раздражение желудка постоянным электрическим током в течение 2-3с. При этом на кимографе регистрируется урежение сердечных сокращений.

В заключении обсуждают возможные механизмы выявленных изменений сердечной деятельности. Делают соответствующие выводы.

 

Работа №3. Решение ситуационных задач по теме.

 

 

ЗАНЯТИЕ №2

Тема. Сердечные аритмии.

Цель занятия.Изучить характерные электрокардиографические признаки нарушений автоматизма и возбудимости сердца и приобрести навыки анализа типичных электрокардиограмм больных с различными формами сердечных аритмий.

Теоретические вопросы

1. Нарушения ритма сердца, определение понятия, классификация.

2. Электрокардиограмма, определение, анализ ЭКГ.

3. Электрическая ось сердца, понятие, методы определения положения электрической оси сердца, патогенетическое значение.

4. Нарушения автоматизма синоатриального узла (номотопные аритмии), этиология, механизм развития, ЭКГ признаки.

5. Эктопические (гетеротопные) ритмы, этиопатогенетические факторы, ЭКГ признаки.

6. Патология возбудимости. Теории кругового ритма, политопной автоматии и др.

7. Экстрасистолии, виды, причины, механизм развития, ЭКГ признаки.

8. Полная и неполная компенсаторная пауза определение понятия, механизм возникновения.

9. Параксизмальная тахикардия, определение понятия, причины, механизм развития, ЭКГ признаки.

10. Трепетание и мерцание (фибрилляция) предсердий, определение, этиология, механизм развития, ЭКГ признаки.

11. Трепетание и мерцание желудочков, определение понятия, ЭКГ признаки, нарушения гемодинамики.

 

Работа №1.Способ экспериментального воспроизведения экстрасистол.

Материальное оснащение:

1. Деревянный столик для фиксации

мелких теплокровных животных - 1 шт.

2. Шприц на I мл - 1 шт.

3. Пинцеты глазные - 1 шт.

4. Ножницы глазные - 1 шт.

5. Хирургическая круглая игла - 1 шт.

6. Иглодержатель - 1 шт.

7. Шелковая лигатура - 5 шт.

8. Вата в стакане - 20 г

9. Электрокардиограф - 1 шт.

10. 1%раствор гексенала - 10 мл.

11. Животные: крыса - 1 шт.

Методика проведения опыта:

Крысу наркотизируют 1% раствором гексенала (30 мг/кг, в/б) и закрепляют на деревянном столике брюшком вверх. На конеч­ности накладывают подкожно игольчатые электроды, учитывая соответ­ствующую маркировку проводов.

После стрижки волос производят срединный разрез кожи на шее, обнажают трахею и под нее подводят лигатуру. В исходном состоянии регистрируют электрокардиограмму (в одном из стандартных отве­дений). Затем с помощью лигатуры перевязывают трахею наглухо, вызывая у крысы асфиксию. В момент закрытия трахеи включают электрокардиограф и осуществляют запись ЭКГ, вплоть до гибели животного.

На ЭКГ определяют характерные признаки нарушения возбудимости миокарда, которые зарисовывают в тетрадях. При этом определяют вид экстрасистол. В заключении обсуждают вероятные механизмы нарушения возбудимости миокарда при его гипоксии.

Работа №2.Характеристика ЭКГ у больных с аритмиями сердца.

Материальное оснащение:

I. Электрокардиограммы в стандартных отведениях:

- с признаками нарушения возбу­димости миокарда - 10 шт.

Ход анализа:

Необходимо придерживаться следующего порядка описания электрокардиограмм;

1. Визуальная оценка.

На протяжении всего периода записи выясняют характер изо­линии, наличие помех и других методических артефактов; ритмично­сть появления, последовательность расположения, форму и направле­ние всех комплексов кардиоцикла.

2. Количественная оценка.

Анализируют не менее 3-5 кардиоциклов. При этом вычи­сляют амплитуду зубцов P, Q, R, S и Т путем сопоставления ее с величиной калибровочного сигнала (1 мВ = 10 мм). Исходя из скорости протяжки ленты на электрокардиографе (25 или 50 мм/с) определяют длительность интервалов Р-Q, Q R S, , R -R' .

 

Работа №3. Определение положения электрической оси сердца по схеме Дъеда.

Материальное оснащение:

I. Электрокардиограммы в 3-х

стан­дартных отведениях - 3 шт.

Ход анализа:

Положение электрической оси сердца определяется величиной угла a. Для его определения вычисляют алгебраическую сумму амплитуды зубцов желудочкового комплекса в 1-ом и 3-ем стандартных отведениях. При этом амплитуда зуб­цов Q u S - отрицательная (ниже изолинии), а амплитуда зубца R - положительная (выше изолинии). Полученные цифры откладываются на соответствующих шкалах схемы Дъеда (рис. 2). Из найденных точек восстанавливают перпендикуляры.

Точка пересечения этих перпендикуляров соответствует величине угла a.

 

Для нормального положения электрической оси угол a составляет от +30° до +70°. Формула нормограммы: RII>RI>RIII

При отклонении электрической оси сердца влево угол a равняется от -1° до -90°. Формула левограммы: RI>RII>rIII

При отклонении электрической оси сердца вправо угол a составляет от +90° до +180°. Формула правограммы: RIII>RII>rI

 

Определите положение электрической оси сердца представленных электрокардиограмм. По полученным данным сделайте соответствующие выводы.

 

 

 

Рис. 2. Схема для определения электри- ческой оси сердца

 

 

Работа №4.Решение ситуационных задач по теме.

 

ЗАНЯТИЕ №3

 

Тема. Сердечные аритмии

Цель занятия. Изучить причины, клинические проявления, последствия и характерные электрокардиографические признаки нарушений проводимости сердца.

Теоретические вопросы

1. Блокады сердца, определение, виды. Понятие полной и неполной блокады.

2. Синоатриальная и предсердная блокады, определение понятия, причины, ЭКГ признаки.

3. Атриовентрикулярная блокада, определение понятия. Проксимальная и дистальная атриовентрикулярная блокада.

4. Неполная атриовентрикулярная блокада I степени, ЭКГ признаки.

5. Неполная атриовентрикулярная блокада II степени, характеристика, ЭКГ признаки.

6. Атриовентрикулярная блокада III степени (полная), характеристика, ЭКГ признаки.

7. Синдром Морганьи-Адамса-Стокса, причины, механизм развития, нарушения кровообращения, возможные последствия.

8. Блокада ножек пучка Гиса и волокон Пуркинье, виды, причины, механизм развития, ЭКГ признаки.

 

Работа №1.Способ воспроизведения атриовентрикулярной блокады в эксперименте.

Материальное оснащение:

1. Деревянный столик для фиксации

мелких теплокровных животных - 1 шт.

2. Шприц на 10 мл - 1 шт.

3. Электрокардиограф - 1 шт.

4. 24% раствор хлорида магния - 20 мл

5. Животные: морская свинка - 1 шт.

 

Методика проведения опыта:

Свинку фиксируют на деревянном столике в положении на спине. На конечности накладывают подкожно игольчатые электроды электрокардиографа.

В исходном состоянии осуществляют запись ЭКГ в одном из стандартных отведений. Затем животному вводят внутрибрюшинно 5-7 мл раствора хлорида магния и наблюдают за изменениями ЭКГ по мере развития атриовентрикулярного блока. Полученные электрокардиограммы зарисовывают в тетрадях. В заключении обсуждаются возможные причины и механизмы возникновения атрио­вентрикулярной блокады.

 

Работа №2.Характеристика ЭКГ у больных с аритмиями сердца.

Материальное оснащение:

Электрокардиограммы в стандартных отведениях:

- с признаками нарушения прово­димости миокарда - 10 шт.

Ход анализа:

Необходимо придерживаться следующего порядка описания электрокардиограмм;

1. Визуальная оценка.

На протяжении всего периода записи выясняют характер изо­линии, наличие помех и других методических артефактов; ритмично­сть появления, последовательность расположения, форму и направле­ние всех комплексов кардиоцикла.

2. Количественная оценка.

Анализируют не менее 3-5 кардиоциклов. При этом вычи­сляют амплитуду зубцов P, Q, R, S и Т путем сопоставления ее с величиной калибровочного сигнала (1 мВ = 10 мм). Исходя из скорости протяжки ленты на электрокардиографе (25 или 50 мм/с) определяют длительность интервалов Р-Q, Q R S, , R -R' .

После описания и анализа ЭКГ определяют тип нарушения проводниковой системы сердца у больного.

 

Работа №3. Решение ситуационных задач по теме.

 

ЗАНЯТИЕ №4

 

Тема. Нарушения кровообращения при расстройстве тонуса сосудов.

Цель занятия. Изучить причины расстройства тонуса сосудов, этиологию и патогенез, основные проявления и последствия артериальной гипер-и гипотензии.

Теоретические вопросы

1. Артериальные гипертензии, определение, виды.

2. Гипертоническая болезнь, этиология, общий патогенез.

3. Клинические стадии гипертонической болезни. Основные факторы риска развития гипертонической болезни.

4. Осложнения гипертонической болезни.

5. Принципы патогенетической терапии гипертонической болезни.

6. Роль системы ренин-ангиотензин в механизмах подъема артериального давления.

7. Вторичные (симптоматические) артериальные гипертензии, характеристика, виды.

8. Нефрогенные артериальные гипертензии, виды, причины, механизм развития.

9. Эндокринные артериальные гипертензии, виды, причины, механизм развития.

10. Атеросклероз, причины, механизм развития. Роль нарушений липидно-белкового обмена, обмена холестерина, нарушений соотношения липопротеидов различной плотности в механизме развития атеросклероза.

11. Артериальные гипотензии, их виды, причины, механизмы развития, проявления, последствия для организма.

 

Работа №1. Решение ситуационных задач по теме.

 

ЗАНЯТИЕ №5

 

Тема. Патофизиология дыхания.

Цель занятия. Изучить причины, механизмы развития и проявления дыхательной недостаточности.

Теоретические вопросы

1. Дыхательная недостаточность, определение, классификация (по этиологии, течению, степени компенсации, патогенезу).

2. Нарушения альвеолярной вентиляции, причины, механизм развития.

3. Этиология и патогенез нарушения вентиляции легких по обструктивному и рестриктивному типу. Эмфизема легких, бронхиальная астма, пневмоторакс, пневмония.

4. Функциональная диагностика нарушений вентиляции легких.

5. Причины и механизм развития нарушения легочного кровотока. Изменения вентиляционно-перфузионного показателя, его оценка.

6. Диффузионные формы дыхательной недостаточности, причины, проявления.

7. Нарушения регуляции дыхания (тахи-, бради-, гипер-, гипопноэ, дыхание Куссмауля, апнейстическое и гаспинг-дыхание), причины, механизм развития, проявления.

8. Интермитирующие формы патологического дыхания (периодическое дыхание Чейн-Стокса, Биота), этиология, патогенез.

9. Асфиксия, причины, механизм развития, стадии.

10. Кашель, чихание, причины, механизм возникновения.

12.Одышка, определение, виды, причины и механизм развития.

13.Изменение газового состава крови и кислотно-основного состояния при дыхательной недостаточности в стадиях компенсации и декомпенсации.

 

Работа №1. Воспроизведение рефлекторного апноэ у морской свинки.

Материальное оснащение.

1. Деревянный столик для фиксации мелких теплокровных животных - 1 шт.
2. Вата в стакане - 20 г
3. Электрокардиограф - 1 шт.
4. Раствор аммиака концентрированный - 10 мл
5. 0,5% раствор новокаина - 3 мл
6. Животные: морские свинки - 2 шт.

Методика проведения опыта

Эксперимент ставят на двух морских свинках. Первую свинку привязывают к деревянному столику брюшком вверх. В исходном состоянии оценивают характер дыхания (частоту - в 1 минуту; глубину - в баллахх), двигательную активность (в баллаххх), а также регистрируют электрокардиограмму. После этого к носу животного подносят вату, смоченную раствором аммиака, и продолжают оценивать указанные выше параметры. После развития общего двигательного возбуждения вату удаляют и опыт продолжают вплоть до восстановления исходного дыхания.

У второй морской свинки слизистую оболочку носовых ходов анестезируют путем закапывания 0,5% раствора новокаина. Через 10 минут опыт повторяют.

Примечание:

х 1 балл – поверхностное дыхание;

2 балла – дыхание средней амплитуды;

3 балла – глубокое дыхание;

хх 1 балл – двигательная активность снижена (животное заторможено);

2 балла – двигательная активность в норме;

3 балла – двигательная активность повышена.

Полученные результаты анализируют. Обращают внимание на характер изменения дыхания при чрезмерном раздражении верхних дыхательных путей. Экскурсию грудной клетки в виде пневмограмм зарисовывают в тетрадях. Расшифровка электрокардиограммы дает дополнительную информацию при выяснении механизмов наблюдаемых явлений.

 

Работа № 2. Характер изменения внешнего дыхания при экспериментальном повреждении легочной ткани.

Материальное оснащение.

1. Деревянный столик для фиксации

мелких теплокровных животных - 1 шт.

2. Шприц на 1 мл с длинной иглой - 1 шт.

3. Вата в стакане - 20 г

4.1% раствор гексенала - 5 мл

5. Горячая вода (70-80оС) в пробирке - 10 мл

6. Животные: белая крыса - 1 шт.

Методика проведения опыта.

Крысу, находящуюся под гексеналовым наркозом (30 мг/кг, в/б), привязывают к столику брюшком вверх. В исходном состоянии оценивают характер дыхания (подробнее см. в работе 1). Затем шприцем прокалывают грудную клетку по средней аксиллярной линии; в левое легкое вводят 0,5 мл горячей воды.

При описании результатов опыта обращают внимание на характер возникшей одышки. Экскурсию грудной клетки в виде пневмограммы зарисовывают в тетрадях. В заключении выясняют механизмы наблюдаемого нарушения дыхания. По проделанной работе делают соответствующие выводы.

Работа № 3. Воспроизведение терминального дыхания у лягушки.

Материальное оснащение.

1.Фиксирующая дощечка - 1 шт.

2. Пинцеты глазные - 2 шт.

3. Ножницы глазные - 1 шт.

4. Рычажок Энгельмана - 1 шт.

5. Крючок с ниткой - 1 шт.

6. Кимограф с лентой - 1 шт.

7. Животные: лягушка - 1 шт.

Методика проведения опыта.

Лягушку фиксируют к дощечке брюшком вверх. Кожу нижней челюсти при помощи крючка с ниткой соединяют с рычажком Энгельмана. На ленте кимографа регистрируют исходное дыхание в течение 1-2 мин. После этого вскрывают грудную клетку и перерезают все крупные сосуды. Запись дыхания продолжают вплоть до гибели животного. Зарегистрированную пневмограмму зарисовывают в тетрадях. В заключении анализируют проявление периодического дыхания в терминальную стадию кровотечения.

 

Работа №4. Решение ситуационных задач по теме.

 

ЗАНЯТИЕ №6

 

Тема: Патофизиология желудочно-кишечного тракта.

Цель: Изучить этиологию и патогенез расстройств системы пищеварения. Показать взаимосвязь различных отделов желудочно-кишечного тракта и возможности их компенсации.

Теоретические вопросы.

1. Общая этиология и патогенез расстройств системы пищеварения.

2. Расстройства аппетита и вкусовые нарушения, причины, проявления, последствия для организма.

3. Нарушения слюноотделения и жевания, глотания, функций пищевода, причины, механизм развития, последствия.

4. Нарушения секреторной функции желудка, виды. Типы патологической секреции, причины, нарушения пищеварения при них.

5. Нарушение моторной функции желудка, причины, механизм развития, последствия для организма.

6. Отрыжка, изжога, тошнота, рвота, определение понятия, причины, механизм развития, последствия.

7. Острые и хронические гастриты, причины, механизм развития, последствия для организма.

8. Нарушения полостного и пристеночного пищеварения, процессов всасывания в тонком кишечнике, причины, последствия.

9. Нарушения моторики кишечника. Запоры, поносы, кишечная непроходимость, виды, причины развития, последствия для организма.

10. Микрофлора кишечника и ее роль в патогенезе заболеваний органов пищеварения. Дисбактериозы.

11. Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, этиология, патогенез, теории ульцерогенеза, принципы лечения.

12. Острые и хронические панкреатиты, причины, механизм развития, нарушения пищеварения.

13. Последствия удаления различных отделов желудочно-кишечного тракта.

 

Работа №1. Характеристика секреторной и переваривающей способности желудка при его язве у кролика.

Материальное оснащение:

1. Пробирки центрифужные – 4 шт.

2. Пробирка градуированная – 1 шт.

3. Штатив на 5 гнезд - 2 шт.

4. Пипетки на 1 мл - 3 шт.

5. Пипетка на 5 мл - 1 шт.

6. Термостат, установленный на 38°С - 1 шт.

7. 0,5% спиртовый раствор

диметиламиноазобензола в капельнице - 5 мл

8. 1% спиртовый раствор

фенолфталеина в капельнице - 5 мл

9. 0,1 N раствор едкого натра - 10 мл

10. Кусочки расщепленного фибрина

по 0,4 г - 2 шт.

11. Желудочный сок опытного и

контрольного кроликов (в пробирках) - по 5 порций

Методика проведения опыта.

Эксперимент ставят на двух кроликах, один из которых явля­ется контрольным. Подопытному животному в течение 10 - 12 дней ежедневно за 1 ч до еды дают атофан в дозе 0,1-0,2 г на 1 кг массы. Атофан вызывает образование язвы желудка с нарушением секреторного процесса.

В день занятия обоим кроликам, зафиксированным в станке, вводят тонкий резиновый зонд в желудок. Через 0,5 ч после взятия первой (базальной) порции желудочного сока животным вводят подкожно по 0,2 мл 1% раствора гистамина. Последующие порции (всего 5 порций) желудочного сока собирают через каждые 15 мин.

С помощью градуированной пробирки измеряют количество выделившегося желудочного сока. Полученные данные отражают в виде кривых на графике.

В одной из порций желудочного сока (обычно на максимуме секреторной активности желудка) определяют:

1. Общую кислотность, а также свободную и связанную соляную кислоту.

2. Переваривающую способность желудочного сока.

Результаты, полученные в опыте, сопоставляют с контролем. В заключении обсуждают возможные механизмы изменений изучаемых параметров при язве желудка.

Способ определения кислотности желудочного сока.

К 5 мл желудочного сока прибавляют по 1 капле растворов диметиламиноазобензола и фенолфталеина. Смесь титруют раствором едкого натра до появления желто-оранжевой окраски(I уровень), затем до появления лимонно-желтой окраски (II уровень) и продолжают титровать до перехода окраски в стойкий розовый цвет (III уровень).

Количество щелочи, пошедшей на титрование до I уровня, соответствует концентрации свободной соляной кислоты в желу­дочном соке. Объем щелочи, пошедшей на титрование до уровня, соответствующего среднему арифметическому между II и III уровнями определяет концентрацию всей соляной кислоты (сумма свободной и связанной кислот). Отсюда, концентрация связанной соляной кислоты определяется по разности между концен­трациями суммарной и свободной соляной кислоты. При этом количество щелочи, пошедшей на титрование до III уровня, соответствует общей кислотности желудочного сока.

Пример расчета. Уровень I в пипетке - 1,5, уровень II - 2,2, уровень III - 2,8. Отсюда, среднее арифметическое между II и III уровнями составляет 2,5.

Для анализа взято 5 мл желудочного сока. Расчет ведется на 100 мл, поэтому объем щелочи, потраченной на различных этапах титрования, умножают на 20.

1. Свободная соляная кислота: 1,5 х 20 = 30.

2. Сумма свободной и связанной соляной кислоты: 2,5 х 20 = 50.

3. Связанная соляная кислота: 50 - 30 = 20.

4. Общая кислотность: 2,8 х 20 = 56.

5. Кислотный остаток (содержание в желудочном

соке органических кислот и кислых солей

фосфорной кислоты): 56 - 50 = 6.

Способ оценки переваривающей способности желудочного сока.

В две пробирки (опытную и контрольную) наливают по 3 мл желудочного сока, взятого у соответствующего животного.

Затем в пробирки добавляют кусочки фибрина, равные по массе. Пробы инкубируют в термостате при 380С в течение 30 мин. Переваривающую способность желудочного сока определяют по степени уменьшения количества фибрина в проинкубируемой пробе.

 

Работа №2. Решение ситуационных задач по теме.

 

ЗАНЯТИЕ №7

Коллоквиум по темам:

1. Патофизиология кровообращения. Недостаточность сердца.

2. Сердечные аритмии.

3. Нарушения кровообращения при расстройстве тонуса сосудов.

4. Патофизиология дыхания.

5. Патофизиология желудочно-кишечного тракта.

 

ЗАНЯТИЕ №8

 

Тема: Патофизиология печени.

Цель: Изучить причины и механизм развития недостаточности печени, формирование симптомов и синдромов при заболеваниях печени.

Теоретические вопросы.

1.Основные функции печени и экспериментальное моделирование их нарушений.

2.Печеночная недостаточность, определение понятия, классификация.

3.Этиология и патогенез печеночной недостаточности.

4.Патогенетические варианты печеночной недостаточности (холестатическая, печеночно-клеточная, смешанная).

5.Синдром печеночно-клеточной недостаточности, причины, проявления, методы диагностики.

6.Нарушения обмена веществ при печеночной недостаточности.

7.Нарушения барьерной и дезинтоксикационной функции печени.

8.Печеночная кома, виды, этиология, патогенез, стадии.

9.Портальная гипертензия, причины, механизм развития, проявления, последствия для организма.

 

Работа №1. Нарушение синтеза гликогена в печени при экспериментальной четыреххлористой интоксикации.

 

Материальное оснащение.

1. 50%-ный масляный раствор CCl4 - 5 мл
2. Шприц на 2 мл - 2 шт.
3. Пинцеты глазные - 2 шт.
4. Ножницы глазные - 2 шт.
5. Пробирка градуированная - 2 шт.
6. Стеклянная палочка - 2 шт.
7. 3%-ный раствор глюкозы - 10 мл
8. Раствор Бенедикта - 15 мл
9.Термостат, установленный на 380С - 1 шт.
10. Водяная баня - 1 шт.

 

Методика проведения опыта.

Четыре раза с суточным интервалом кролику вводят внутримышечно 50%-ный масляный раствор четыреххлористого углерода из расчета 0,4 мл чистого препарата на 1 кг массы тела, в результате чего развивается дистрофия печени. Берутся 2 кусочка печени здорового и пораженного кролика, растираются в пробирке стеклянной палочкой и заливают 3%-ным раствором глюкозы. Пробирки ставят на 30 минут в термостат.

После чего в каждую пробирку наливают по 5 мл раствора Бенедикта и 8 капель надосадочной жидкости, проба кипятится в течение 5 минут. Изменение концентрации сахара определяют по цвету осадка в пробирке. Полученные результаты обсуждаются и делаются выводы.

 

Таблица индикаторного определения осадка сахара в растворе

Зелено-желтое окрашивание следы глюкозы
Бледно-зеленое окрашивание 0,08 – 0,1%
Коричнево-зеленое окрашивание 0,5%
Желтое окрашивание 1%
Красное окрашивание 2%

 

Работа №2. Характеристика общетокси­ческого действия желчи.

Материальное оснащение:

1. Шприц на 5 мл – 1 шт.

2. Препаровальная игла - 1 шт.

3. Цельная желчь (бычья) - 10 мл

4. Животные: лягушка - 1 шт.

Методика проведения опыта:

Лягушке вводят в подкожное лимфатическое пространство 2-3 мл желчи. Через 10-15 мин появляется резкая затор­моженность: животное становится не способным перевертываться со спины на живот. При этом оно слабо реагирует на уколы иглой.

 

Работа №3. Влияние желчи на время рефлекса по Тюрку.

Материальное оснащение.

1. Шприц на 1 мл - 1 шт.

2. Ножницы большие - 1 шт.

3. Штатив с лапкой и крючком - 1 шт.

4. Секундомер - 1 шт.

5. 1% раствор серной кислоты в

стакане - 50 мл

6. Дистиллированная вода в

стакане - 50 мл

7. Цельная желчь (бычья) - 10 мл.

8. Животные: лягушка - 1 шт.

Методика проведения опыта:

Лягушку декапитируют и подвешивают за нижнюю челюсть к штативу. Нижнюю лапку обездвиженного животного погружают в 1% раствор серной кислоты 2-3 раза с интервалом в 5 мин. После каждого погружения конечность обмывают дистиллированной водой.

В исходном состоянии определяют среднее время рефлекса для указанного раздражения. Затем в лимфатическое пространство лягушки вводят 1 мл желчи и через 15 мин опыт повторяют. Результаты, полученные до и после введения лягушке желчи, сопоставляют. При обсуждении экспериментальных данных объясняют механизм изменения скорости проведения раздражающих импульсов по спинальной рефлекторной дуге при действии компонентов желчи.

 

Работа №4. Влияние желчи на деятельность сердца лягушки.

Материальное оснащение:

1. Деревянная дощечка для фиксации

лягушки - 1 шт.

2. Булавки - 10 шт.

3. Препаровальная игла - 1 шт.

4. Пинцеты глазные - 2 шт.

5. Ножницы глазные - 1 шт.

6. Часовое стекло - 1 шт.

7. Кимограф с лентой из белой

бумаги - 1 шт.

8. Чернила - 10 мл

9. Стеклянный чернильный писчик – 1 шт.

10. Рычажок Энгельмана - 1 шт.

11. Шприц на 2 мл с длинной иглой - 1 шт.

12. 10% раствор желчи на физиоло­гическом растворе - 5 мл

13. 0,5% раствор новокаина - 5 мл

14. 0,65% раствор хлорида натрия - 100 мл

15.Раствор Рингера – 100 мл

16. Животные: лягушки - 2 шт.

Методика проведения опыта.

Две обездвиженных (разрушением спинного мозга) лягушки укрепляют на дощечке булавками брюшком вверх. Затем вскрывают грудную клетку, обнажают сердце, которое соединяют с рычажком Энгельмана для записи сердечных сокращений на ленте кимографа.

У первой лягушки после записи сердечных сокращений на поверхность сердца наносят несколько капель желчи и продолжают регистрацию этого параметра.

У второй лягушки также записывают сокращение сердца в исходном состоянии, а затем на его поверхность наносят 3-5 ка­пель 0,5% раствора новокаина и через 5 мин после нанесения 5-7 капель раствора желчи вновь регистрируют число сердце­биений. После каждой аппликации желчи сердце отмывают физио­логическим раствором.

У первой лягушки вырезают сердце, помещают его на часовое стекло с раствором Рингера и подсчитывают число сердечных сокращений в 1 мин. Затем в раствор Рингера добавляют 2-5 капель желчи и продолжают регистрацию сердцебиений.

Полученные результаты сопоставляют. Кривую записи на кимографе сердечных сокращений зарисовывают в тетрадях. В заключении обсуждаются вероятные механизмы изменений функции сердца под действием желчи.

 

Работа № 5. Влияние желчи на кровь.

Материальное оснащение:

1. Пробирки простые - 2 шт.

2. Пипетка на 1 мл - 1 шт.

3. Штатив на 5 гнезд - 1 шт.

4. Цитратная кровь (кровь смешивают

с 3,8% раствором цитрата натрия в

соотношении 9:1) -2 мл

4. 0,85% раствор хлорида натрия - 100 мл

5. Желчь (цельная) - 5 мл

Методика проведения опыта.

В две пробирки наливают по 0,5 мл цитратной крови, которую смешивают с физиологическим раствором в соотношении 1:4. Одну пробирку оставляют вкачестве контрольной, а в другую - добавляют несколько капель желчи, что ведет к гемолизу эритро­цитов ("лаковая" кровь).

В заключении обсуждаются возможные механизмы гемолитического действия компонентов желчи.

 

ЗАНЯТИЕ №9

Тема. Патофизиология печени (желтухи).

Цель занятия. Изучить причины, механизм развития и клинико- лабораторную диагностику различных видов желтух.

Теоретические вопросы.





Читайте также:





Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...

©2015 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.164 сек.)