Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лесть и человекоугодие



2015-11-07 958 Обсуждений (0)
Лесть и человекоугодие 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Лесть это неискренние похвалы, чаще всего не соответствующие действительности. Лесть – одна из многих форм лжи. Человекоугодие печется сверх своих обязанностей угодить человеку, услужить ему, унизиться перед ним, исполнить любое его желание, даже противное Закону Божию.

Лесть и человекоугодие обычно вызваны корыстным интересом или страхом, и имеют место в отношениях подчиненного с начальником, слабого с сильным, просителя с благотворителем. Если же лесть и угождение не принесли желаемого результата, они сменяются досадой и раздражением на человека, перед которым понапрасну унижались.

Лесть и человекоугодие воздействуют приятнейшим образом на гордость и тщеславие, поэтому нравятся людям гордым и тщеславным. В современном обществе у подчиненных от долгого навыка они стали почти нормой поведения и правилом вежливости, начальство же принимает это как должное.

По внешнему выражению лесть и человекоугодие порой бывают очень похожи на законное почитание старших и любовь к ближнему. Как же различить их? Отличие последних состоит в искренности, безкорыстии и намерении исполнить этим Закон Божий. Однако даже в самых искренних похвалах и безкорыстной услужливости есть допустимые границы, о которых нужно помнить, чтобы не соблазнять ближних.

Непросто заметить за собой лесть и человекоугодие и признать их своими грехами, но еще труднее от них избавиться, если они уже успели войти в привычку. Началом исправления бывает Исповедь в этих грехах.

 

Навыки

 

«Нет ничего хуже греховного навыка. Зараженный греховным навыком нуждается во многом времени и труде, чтобы освободиться от него»[23].

В человеческой природе есть такое свойство: если мы много раз повторяем какое-то действие, оно, наконец, начинает совершаться само собой, почти автоматически. Это мы и называем навыком или привычкой. У животных есть похожий механизм формирования условных рефлексов. Область навыков человека распространяется не только на его телесные, но и на душевные действия. Мы можем выработать привычку не только к многоспанию, многоядению, курению, но и к гневу, осуждению, командованию, насмешничеству, и наоборот – к молитвенному правилу, труду, вежливости, соблюдению постов, посещению храма и т.д. Этот механизм подобен закону инерции в материальном мире, и его можно назвать законом душевной инерции.

Как тяжело груженый поезд не может вдруг остановиться и поехать в противоположную сторону, так и человек, проводивший много лет греховную жизнь, не может сразу изменить свое поведение, мысли, желания, чувства. Потребуется время и труд, и тем большие время и труд, чем дольше человек жил греховной жизнью и чем тяжелее были его грехи. Благодать Божия, конечно, может помочь и помогает кающемуся, укрепляя его силы и облегчая греховное бремя через таинства Исповеди и Причащения, но не отменяет совсем действие этого закона. Он проявляется даже в мелочах. Не только образ жизни в целом, но и отдельные эмоции, настроения, состояния имеют свою инерцию. Приведу всем нам знакомые примеры, которые невозможно не заметить:

После ссоры, хотя она уже закончилась, еще долго остается плохое настроение, которое может излиться на кого угодно из окружающих.

После прочтения интересной книги, важного разговора, праздничного богослужения в душе еще несколько часов сохраняются вызванные ими состояния.

Услышанная песня или мелодия еще долго звучит в голове.

Закон инерции обязательно надо знать и учитывать в духовной жизни. Как железнодорожный состав труднее всего в начале сдвинуть с места и разогнать, так и любое дело особенно трудно в начале. Аналогично этому первоначальные навыки к добрым делам вырабатываются большим трудом и долгим временем, для чего бывает не лишней помощь призывающей Благодати Божией. Утрачиваются же добрые навыки намного скорее. Даже после многолетнего исполнения, достаточно неделю не почитать келейное правило, 3-4 раза проспать утренний подъем, несколько раз подряд поесть раньше времени, и для возвращения к прежнему придется приложить немалые усилия. Вот почему послабления, которые мы себе позволяем по болезни, усталости, посещению гостей и др. случаям, не должны быть слишком частыми. В противоположность добрым навыкам, чрезвычайно быстро вырабатываются привычки к бытовым удобствам и грехам: смотрению телевизора, пользованию телефоном, винопитию, курению. Оставить же их бывает так трудно, что это наводит на мысль, что худым навыкам оказывают содействие бесы.

Проводить постоянно благочестивую жизнь без взращивания в себе добрых навыков невозможно. Надлежит сделать привычками молитвенное правило, доброе отношение к ближним, посещение храма в воскресные дни, соблюдение постов, труд в дневное время, ранний подъем, чтобы не тратить на это каждый день большие усилия и легко возвращаться в нужную колею после искушений. Добрые навыки поддерживаются постоянным исполнением, для чего необходим на многие годы постоянный распорядок дня. Если по какой-то нужде придется отступить от доброго навыка и распорядка, то пусть это будет по уважительной причине и на самое короткое время. Тогда восстановить их будет не трудно. Лет через двадцать постоянного исполнения, добрые навыки приобретают силу естественных качеств нашего характера.

 

Рассуждение

«Как-то собрали люди богатый урожай и носили его в амбар», - рассказывается в народной сказке. Сообразительный нищий, случившийся поблизости, стал говорить им: «Носить вам – не переносить, таскать – не перетаскать», - за что получил от хозяев и благодарность, и подаяние. Увидел это дурень и запомнил. Случилось ему проходить мимо дома, из которого родственники выносили покойника. «Носить вам – не переносить, таскать – не перетаскать!» - поспешил он к ним с надеждой на вознаграждение. Однако вместо награды и благодарности ему достались только побои. Почему? Слова-то были те же? Дело в том, что была другая ситуация. Эта сказка как нельзя лучше иллюстрирует недостаток рассудительности и его последствия.

Среди других добродетелей рассудительность занимает такое же место, как организация и управление среди земных дел. На корабле она подобна капитану, в армии – командиру, среди рабочих – мастеру. Поэтому у св. Отцов она иногда ставится выше всех других добродетелей.

Оказывается, даже добро, сделанное не в меру и не вовремя, обращается во зло по своим плодам и губит людей и их души так же верно, как очевидное зло. Управляя всей вещественной деятельностью и духовной жизнью человека, рассудительность учит:

Все делать в свою меру и в пределах своих возможностей. Избегать крайностей. Не браться за подвиги выше своих сил, но в то же время и не впадать в нерадение.

Выбирать подходящее время для каждого дела.

Согласовывать свои поступки с конкретной ситуацией, людьми, обстановкой.

Отделять главное от второстепенного, правильно расставлять акценты.

Находить правильную очередность выполнения сложных дел.

Направлять всю деятельность к общей цели.

Предвидеть последствия. Бывают дела хорошие по виду и даже по намерениям, но плохие по результатам. Некоторые незначительные сами по себе действия могут иметь «спусковой эффект», т.е. вызвать целую цепь важных событий.

Выбирать лучший вариант из возможных. Из двух неизбежных зол избирать меньшее, из двух возможных добродетелей – большую. Для этого надо знать иерархию грехов и добродетелей. В качестве примера выбора меньшего из двух зол приведем случай из «Древнего патерика»:

Некому послушнику демоны сказали: «Твой старец – лжец. Ибо пришел к нему брат, желая занять денег, и он, имея деньги, обманул его, говоря: у меня нет денег, и не дал ему». Брат, вставши, пошел к старцу и рассказал ему про это. Старец же сказал ему: «Правда, у меня были деньги. И когда пришел брат и просил у меня, я ему не дал, ибо знал, что если дам ему, то это будет вредно душе его. Посему я решил нарушить одну заповедь, а не десять»[24].

Напомню, что все страсти равно вредоносны и гибельны, кроме гордости, которая из всех страстей – главная. Но св. Отцы, когда обличают какую-либо страсть, говорят о ней так, что можно подумать, что именно она-то и является самой опасной. Например, ап. Павел пишет: «Корень всех зол есть сребролюбие, иже есть идолослужение», или «Всякий грех кроме тела, а блудник в свое тело согрешает». Когда авву Агафона спросили о дерзости, он сказал: «Нет страсти вреднее дерзости, ибо она есть мать всех страстей». «Нет порока, против которого Всесвятый Дух произнес бы столь страшное осуждение, как против лжи», – пишет Иоанн Лествичник, и т.д. Однако самая опасная все-таки гордость. Из добродетелей же высшие – духовная любовь и смирение.

Рассудительность есть то же самое, что и мудрость. Мудрец отличается от ученого тем, что имеет глубокие и верные знания о Боге и отношениях человека с Богом, о человеческой душе и отношениях между людьми. Науки же и ученые занимаются всеми остальными вопросами.

Нетрудно, зная заповеди Божии, различать добро и зло в их очевидном выражении. Однако в жизни нет такой простоты и ясности: зло часто прячется под видом добра и, будто бы, добрыми намерениями. Например, некая фирма предлагает девушкам высокооплачиваемую работу в Арабских эмиратах, или бездетные супруги из Голландии хотят усыновить ребенка. А далее открывается, что «супруги» одинакового пола.

Рассудительность прямо связана с мировоззрением человека, его высшими ценностями. В одной и той же ситуации по-разному поступит материалист, признающий ценности только земной жизни, и верующий человек, у которого на первом месте ценности духовные. Каждый из них имеет свою рассудительность: первый – мирскую, второй - духовную.

Мирская рассудительность позволяет сынам века сего успешно соблюдать свои интересы, получать выгоду за счет ближнего, вить интриги, избегать заслуженного наказания. Ее аксиомы, зачастую противные Закону Божию, всем нам хорошо известны: не пойман – не вор, своя рубашка ближе к телу, не смажешь – не поедешь, не соврешь – не проживешь, куда толкнут – туда и падай.

Духовная рассудительность не избавляет своего обладателя от жизненных скорбей. Ее предназначение другое. Она позволяет избегать греха и исполнять волю Божию в сложных жизненных ситуациях. Человек, достигший совершенства в духовной рассудительности, может безошибочно отличать добро от зла, «точно и верно постигать Божественную волю во всякое время, во всяком месте и во всякой вещи»[25]. Обычно у людей, даже верующих, мирская и духовная рассудительность причудливо смешаны: в разных случаях они пользуются то одной, то другой из них.

Духовная рассудительность необходима для спасения. Даже спасение по святоотеческим книгам, о котором говорит свт. Игнатий Брянчанинов, уже требует рассуждения, чтобы правильно понимать прочитанное и применять к жизни. Как же приобрести рассудительность? Прежде всего, отметим, что она приобретается не легко. Более того, не многие имеют качества, необходимые для ее приобретения: смирение, природный ум и наблюдательность. Ее невозможно приобрести только чтением духовной литературы и иным накоплением теоретических знаний, хотя и без этого обойтись невозможно. У воцерковленного человека рассудительность обычно рождается от применения в жизни накопленных знаний о вере, если он способен наблюдать, запоминать и делать выводы из своих ошибок и успехов. То есть от опыта. При этом надо иметь в виду, что рассудительность, которая приходит из опыта, отличается от рассудительности по книгам.

Для приобретения рассудительности можно воспользоваться не только своим опытом, но и опытом своего духовника. Примеры из его жизни, советы, беседы, вопросы к нему в затруднительных случаях могут многому научить внимательного духовного сына.

Напомним читателю и о таком действенном средстве, как молитва к Богу о прибавлении ума.

Из сказанного понятно, что настоящей духовной рассудительности не может быть у новоначального, который не имеет своего духовного опыта и не жил в послушании у духовника. Хотя именно новоначальный в ней более всего нуждается, чтобы не сделать больших и трудно поправимых ошибок в самом начале пути ко спасению. Что же делать многочисленным новоначальным, приходящим в наше время к Православной вере, которые не имеют духовника и еще не приобрели рассудительности от опыта?

Здесь самое время вспомнить о священниках, которые поставлены Церковью и Богом быть пастырями. За неимением личного духовника, новоначальным можно посоветовать держаться благочестивого священника, имеющего духовное образование, не менее двух десятков лет благочестивой жизни за плечами и сохраняющему это благочестие по настоящее время. Молодой священник с духовным образованием тоже подойдет для этой цели, если сам благочестив, имеет хорошего духовника и пребывает у него в послушании.

Блажен тот, кто способен перенимать чужой опыт и учиться на чужих ошибках. Этот дар дается смиренным. Гордые же не слушают добрых советов и не верят чужому опыту, поэтому сполна совершают все ошибки, которые только возможны на пути духовного возрастания. При этом норовят еще давать советы другим, повторяя сюжет сказки, с которой началась эта статья.

 

Клиросное чтение

 

Братия монастыря должны уметь читать по-славянски Псалтирь, Евангелие, Малое повечерие с канонами, Полунощницу, Часы. Первые знания о славянском языке верующий человек получает еще в миру, когда присутствует на богослужении в храме и читает дома утренние и вечерние молитвы. Во многих молитвословах славянский текст написан русскими буквами для облегчения чтения.

Приходя в монастырь, надо совершенствовать и углублять свои познания в церковно-славянском языке, и в первую очередь усвоить славянский алфавит, приучить себя читать книги со славянским шрифтом, привыкнуть к правильным ударениям.

Обычно человек не замечает за собой неправильного произношения, поэтому он нуждается в наставнике. Кто-то обязательно должен слушать его и исправлять ошибки, причем делать это спокойно и доброжелательно. Если же обучение происходит с раздражением и поношением учащегося, это становится причиной конфликтов на клиросе. Первые уроки правильного чтения лучше проводить во внебогослужебное время. Научившись правильному произношению и расстановке ударений, рано думать, что на этом обучение закончилось – надо продолжать занятия со скоростью, манерой и ритмикой чтения.

В отношении скорости следует отметить, что полноценному восприятию мешает как чрезмерно быстрое, так и нарочито замедленное, растянутое чтение. Первое встречается чаще. Новички пытаются наращивать скорость чтения по мере приобретения навыка, испытывая радость от возрастания своего мастерства. Уставщику приходится их сдерживать. Если же излишне быстрым чтением грешат опытные чтецы, то, скорее всего, из-за желания поскорее окончить службу.

Некоторым из них удается развить такую скорость, что смысл произносимых слов уже не успевает доходить до сознания, слова сливаются друг с другом, образуя непостижимые уму словосочетания. Остановки при таком чтении делаются не по смыслу речи, а там, где у чтеца кончается запас воздуха в легких, иногда прямо посередине слов. Богомольцу в это время надо удерживать себя от осуждения и использовать это время для Иисусовой молитвы. Те, у кого быстрое, бездумное чтение входит в привычку, подвергаются опасности «ломки» речи. У них нарушается связь ума с языком, из слов начинают исчезать буквы и слоги, речь становится невнятной. В приобретении такого косноязычия нельзя не увидеть наказания Божия.

В книге свт. Игнатия «Приношение современному монашеству» изложены основные указания о правильной манере чтения: «Читать должно просто, с благоговением, в один тон, без излияния своих чувствований переливами и изменениями голоса… Отнюдь не должно чрезмерно и непристойно кричать, увлекаясь тщеславием; напротив, должно читать природным голосом, без отяготительного для слуха и совести напряжения, благоговейно, внятно, величественно, чтобы наша жертва хвалы была благоприятна Богу»[26].

Характерной особенностью церковной манеры чтения является растянутое окончание фраз. В каждой фразе есть, кроме конечной, еще и промежуточные растяжки, а также чередование ударных и безударных слогов, которые определяют ритмику чтения и применяются интуитивно каждым чтецом. Разнообразие ритмических рисунков чтения не устраняет общего закона – церковное чтение должно быть ритмичным. В качестве дефектов чтения встречаются:

– неритмичное чтение,

– резко обрубленное окончание фразы вместо растянутого,

– ослабленное, почти не слышное окончание фразы,

– излишне усиленный нажим на окончание фразы, а также на ударные слоги, из-за чего при чтении создается впечатление глухих ударов молотком.

Дыхание при пении и клиросном чтении особенное: короткий, почти незаметный, вдох и длинный-длинный выдох. Такой режим требует, время от времени, сделать несколько обычных вдохов и выдохов, отдышаться. Поэтому, если вся литургия или всенощное бдение поются одним псаломщиком, то чтец при нем является не роскошью, а необходимостью.

Нередко хор неопытных певцов, постепенно замедляя пение, попадает в ритм, при котором ум неудержимо погружается в состояние тупого оцепенения. В этом случае необходимо несколько ускорить пение и точнее соблюдать длительности нот.

Иногда люди, не знакомые с традициями церковного чтения и пения, особенно имеющие светское музыкальное и театральное образование, пытаются применить на клиросе известные им средства художественной выразительности. Эти средства состоят в убыстрении и замедлении ритма, усилении и ослаблении громкости, паузах и акцентировании некоторых слов, повышении и понижении высоты звука при чтении. Причем эти приемы применяются искусственно и в чрезмерном количестве, без связи со смыслом текста, который исполнителю понятен лишь частично. Такое чтение и пение прихожане ворчливо называют театральным. Если же к вышесказанному присоединяются еще и странные интонации: угрожающие, пафосные, трагические, плаксивые, крикливые, - к чему особенно склонны душевнобольные люди, то возникает эффект, получивший название «шизофренического чтения». Смешливые интонации, появляющиеся у чтеца, если его что-то рассмешило, выглядят кощунственно при чтении священных текстов и бывают причиной смущения и возмущения молящихся. Постепенное наращивание силы и высоты звука вызывает ощущение напряженности, тревоги и ожидания неминуемой развязки, что также неуместно при церковном чтении. Все это не должно ускользать от внимания уставщика и служащего священника, и своевременно исправляться замечаниями, а при необходимости, и заменой чтеца.

Через характеристики голоса молящиеся воспринимают внутреннее состояние клирика. Для них не так важна художественная красота чтения, как правильное молитвенное состояние служителя, в котором они ищут опору своей, пока еще слабой, молитве. В чтение надо «вкладываться», то есть читать достаточно бодро, энергично. Нельзя читать как умирающий лебедь, расслабленным, изнемогающим или сонным голосом.

Продолжительное пение в холодном храме и на морозе выводит из строя голосовые связки: вместо пения из горла начинают вылетать хриплые, некрасивые звуки. При попытках заставить себя петь в этот момент усилием воли, можно надолго лишиться голоса. Употребление «теплоты» помогает, но не надолго.

Многие ли из нас понимают всё, что читается и поется в храме? Даже те, кто давно ходит в храм, едва ли могут этим похвалиться. Однако читать по-настоящему хорошо, с правильной расстановкой знаков препинания и выделением ключевых слов в предложениях, можно только при понимании смысла текста.

 

Сон

 

Состояние сна необходимо рассмотреть уже только потому, что в нем мы проводим третью часть своей жизни. Святые Отцы усматривают в сне и пробуждении образы смерти и воскресения человека. Прямое назначение сна - отдых, восстановление физических и душевных сил. Справедливо отмечают, что во снах в измененном виде находит отражение наша прошлая жизнь и то, что повседневно занимает нас в бодром состоянии. Однако только этим содержание и значение снов не исчерпывается. Во сне душа не спит, а продолжает жить своей жизнью, отличающейся от состояния бодрствования. Особенностью сна является то, что рассудок прекращает свою работу, или действует короткими вспышками. Вместе с рассудком утрачивается самоконтроль и связность мыслей, которые уже не могут составлять сколько-нибудь длинных логических цепочек. Чувства же и страсти продолжают жительствовать, не сдерживаемые рассудком, и находят свое выражение в образах, не только черно-белых, но и цветных, которые движутся, действуют, составляя отрывочные картины, а иногда и сложные сюжеты.

Падшие духи имеют свободный доступ к находящейся в сонном состоянии душе, не огражденной молитвенными мыслями и памятью Божией. Демоны используют время сна для того, чтобы смутить, запугать, осквернить душу человека, развить его страсти.

Кто из нас не знаком с ночными кошмарами, которые входят в арсенал бесовских страхований? Их испытывают дети уже с младшего школьного возраста. Самые распространенные темы страхований: появление страшилищ, змей, диких зверей, злодеев, нечистых животных, преследование с покушением на убийство, чувство беспричинного страха, падения в бездну, деформаций собственного тела, стихийные бедствия с опасностью утонуть, сгореть в огне, быть заживо погребенным. Злые духи не упустят возможность помучить христианина во сне переживаниями того, чего он больше всего боится, смертью родственников, потерей предметов привязанности, ввергая во сне его душу в скорбь и отчаяние. Если сон является прообразом смерти, то ночные страхования – прообразом адских мучений.

Бесы пытаются во снах пророчествовать о будущем, предсказывают скорую кончину нам и нашим близким, показывают в неприглядном виде знакомых, в том числе священнослужителей и даже духовника, являются в виде усопших родственников. Во сне они показывают нашей душе соблазнительные картины и через это вовлекают ее в блуд, тщеславие, гнев, жадность, неприметным образом взращивая эти страсти и оскверняя душу. «Демоны, имея доступ к душам нашим во время бодрствования нашего, имеют его и во время сна. И во время сна они искушают нас грехом, примешивая к нашему мечтанию свое мечтание»[27].

Возникает вопрос: «Надо ли исповедовать грехи, сделанные во сне?» Если наяву душа занята главным образом помыслами, то во сне их место занимают образы. Появление помысла не считается грехом до тех пор, пока душа не примет его. Так же и появление образа, даже греховного, во сне - грехом не является. На этом этапе мы являемся пока только зрителями, искушаемыми бесовской приманкой. Но как только сонная душа с желанием повлечется к предмету соблазна, как мы вдруг превращаемся из зрителя в участника сценария, а душа оскверняется соответствующей страстью и нуждается в покаянии. В первую очередь сказанное касается блудных грехов. Однако грех, соделанный во сне, когда рассудок бездействует, нельзя приравнивать к греху, совершенному в обычном состоянии. Не следует даже пересказывать содержание этих снов на Исповеди, но только сказать, что, сверх прочих грехов, согрешили нечистыми и блудными сновидениями. Епитимия за них, как правило, не назначается. Но после блудных сновидений, в которых мы были не только зрителями, но и участниками сценария, желательно сделать несколько земных поклонов и прочитать молитву от ночного осквернения из Канонника или Молитвослова.

Отходя ко сну, рекомендуется осенить помещение на все стороны крестным знамением с молитвой «Да воскреснет Бог…» или с тропарями «Иже Крестом ограждаеми…» Эта простая мера намного уменьшит бесовские искушения во сне. Той же цели служит древний христианский обычай спать одетым в нижнее белье.

А сейчас мы переходим к самому важному. Оказывается, и во сне душа может сопротивляться бесовским искушениям. Например, не принимать соблазнительных образов, если имеет к ним неподдельное внутреннее отвращение не по действию рассудка, а по действию чувства. В этом случае душа остается по отношению к таковым «картинкам» безучастным или неприязненным зрителем. Я уже упомянул о том, что рассудок во сне может действовать кратковременными вспышками. Нередко верующий человек во время бесовского страхования во сне вдруг вспоминает о молитве, причем происходит это не только со святыми, но и с обычными верующими людьми, особенно, если в бодром состоянии они дали себе установку на совершение молитвы и крестного знамения во сне. Такая установка может возникать и непроизвольно при чтении историй из жизни св. Отцов, которые пользовались этими средствами против злых духов. Если осенить то, что нас пугает, крестным знамением с молитвой «Во Имя Отца, и Сына, и Св. Духа» или «Во Имя Господа нашего Иисуса Христа», то предмет страхования обычно исчезает, если не с первого раза, то с третьего или четвертого, или же наступает пробуждение. Иногда внутри сна при этом чувствуется, что рука для крестного знамения не поднимается, ее приходится поднимать с большим усилием, с помощью другой руки. Если пальцы не сгибаются как нужно, достаточно изобразить Крест всей кистью. Если и это не удается, можно крестообразно дунуть, и даже вообразить Крест умом – он действует в любом виде. Это средство, однако, не помогает некрещеным и тем, кто имеет на совести неисповеданные смертные грехи. Почему – понятно: через Крест действует сила Божия. Первые еще не вступили в завет с Богом, а вторые – по собственной воле его разорвали. Иногда во сне вспоминаются и другие молитвы: к Богородице, Херувимская песнь, Пасхальные песнопения, строчки из Псалмов, и они тоже помогают противостоять врагу.

Появление во снах страхований и бесов в их собственном виде, а также в образах змей, нечистых животных и чудовищ, а вслед за ними и зрелищ адских мучений - обычное явление в жизни каждого усердного христианина, не равнодушного к своему спасению. Они не содержат в себе опасности впадения в прелесть, но активизируют духовную жизнь, укрепляют в вере, побуждают к усердной молитве, уверяют в силе крестного знамения. Такие сновидения уже нельзя считать рядовыми снами. Душа при этом переходит в особое состояние – состояние видения. Оно характерно тем, что тело пребывает в состоянии сна, а сознание начинает работать очень ясно. Виденное остается в памяти на долгие годы, часто на всю жизнь, оставляя сильное впечатление, тогда как обычные сны «пустопорожни и беспорядочны», и мы утром не всегда можем их вспомнить.

Состояние видения не следует смешивать с пограничным состоянием, которое бывает иногда при пробуждении: тело продолжает спать, а сознание начинает проясняться. Мы фрагментарно слышим и понимаем окружающее, но не можем пошевелиться. Однако при этом нет никакого объекта видения. Не смотря на странные ощущения, ничего, относящегося к духовной жизни, это состояние в себе не несет и значимых впечатлений после себя не оставляет.

Переход в состояние видения происходит легче во сне, чем наяву, поэтому неудивительно, что пророкам видения приходили большей частью во время сна. Сны пророка Даниила, Иосифа Прекрасного, праотца Иакова, а также фараона, хлебодара, виночерпия и Навуходоносора хотя и называются в Писании снами, фактически были видениями. Видения бывают разной силы. То, что видим мы, едва отличается от простого сна и относится к самому низшему их разряду. Различаются видения и по своему происхождению. Они могут быть от Благодати и от демонов. Видеть злых духов в их гнусном облике в некотором смысле есть дар Божий, так же, как даром Божиим является простое зрение, с помощью которого мы видим и плохое и хорошее. При всей своей пугающей безобразности и ужасности, эти видения соответствуют истине и дают нам возможность правильного поведения и верной оценки происходящего.

Намного опаснее сны с участием Господа, Божией Матери, ангелов или святых. Эти видения могут быть вызваны демонами и содержать в себе ложь. Настоящих небожителей мы не видели, поэтому нам трудно опознать подделку. При этом возникает и недоумение: можно ли осенять их крестным знамением, как бесов? Вдруг они настоящие, и наше действие будет выглядеть как оскорбление? В этом случае крестным знамением с молитвой нужно осенить самого себя, а явившегося попросить прославить Святую Троицу. После этого бес уже не сможет причинить нашей душе вреда, хотя события могут развиваться по-разному. Видения, вызванные демонами, старец Паисий Афонский метко назвал «бесовским телевизором». Нужно быть твердо уверенным, что Господь, Божия Матерь, Ангелы, хотя и заботятся о всех христианах, но новоначальным не являются. Новоначальным это неполезно, в первую очередь, по причине их неконтролируемой гордости. Сколько лет потребуется неофиту, чтобы заметить свою гордость, понять ее глубину, найти средства борьбы с ней и загнать ее хоть в какие-то рамки? Подобные явления бывают как единичные исключительные случаи при обращении человека к вере или при чудесном спасении его от смертельной опасности.

Перешедшие в Православную веру из других религий зачастую не хотят признавать себя новоначальными, но считают свое христианство продолжением того, чем они занимались раньше. Это глубоко ошибочно. Православие не соединимо ни с какими другими религиями, поскольку считает их заблуждениями и ересями. Единственность истинной веры и истинной Церкви являются догматами Православного христианства. Истина же не может быть продолжением заблуждений. Таким людям надо начинать свой путь с самого начала, то есть с приходского храма, а не с монастыря. И чем больших «успехов» они успели достичь в прежней религиозной практике, тем труднее им придется в христианстве.

Благодатные видения не зависят от воли человека. И напротив: те видения, которые вызываются по собственному желанию – не благодатные. Следует крайне осторожно подходить к духовным явлениям, не сопровождавшимся молитвою и крестным знамением. Видения, которые мы не решаемся однозначно приписать демонам, надо «не принимать и не отвергать», откладывая окончательное суждение о них на будущее.

Во многих книгах о духовной жизни мы встречаем указание «не верить снам». Что же это означает? Не верить снам значит не руководствоваться ими в жизни, не строить по ним отношения с ближними, не искать в них пророчества о будущих событиях, хотя бы сновидения иногда и исполнялись. Исполнение сновидений не является безспорным доказательством их благодатного происхождения, это может происходить и по действию бесовскому. Но в то же время по снам мы можем верно судить о живущих в нас страстях, изучать воздействие на себя падших духов. «Сновидения можно считать свидетелями о нравственном нашем состоянии, которое в бодрственном нашем состоянии не всегда видится. Сновидения бывают таковы, каково наше сердце. У человека беспечного, преданного страстям, они всегда нечисты, страстны: душа там бывает игралищем греха. У человека, обратившегося на путь спасения и стремящегося к очищению сердца, сны бывают и хорошие, и плохие, в зависимости от того, какое качество преобладает в его душе или с каким настроением он уснет»[28].

По тому, часто ли нам снятся храмы, богослужение, священнослужители, священные предметы, часто ли мы вспоминаем во сне о молитве, сопротивляемся страстям и ощущаем себя во сне верующим человеком, можно судить о том, насколько глубоко мы прониклись церковной жизнью. Именно сны часто открывают нам глаза на живущие в глубине нашего сердца грехолюбие и маловерие, которые в бодром состоянии мы прячем не только от посторонних, но и от самих себя.

Частым гостем в сновидениях верующего человека, наряду с блудным бесом, является бес богохульный. Он показывает нам в извращенном виде то, что связано с Богом и Церковью. Например, мы видим во сне храмы без крестов или зайдя в храм, попадаем в кинотеатр, на иконах вместо ликов святых видим страшные рожи. В таком сновидении все люди могут свободно заходить в алтарь, хор - петь современные песни, богослужение вместо священника совершать пономарь и т. д. Более того, демон устраивает во сне ситуации, вынуждающие нас отречься от веры. Во сне мы можем даже претерпеть мучения за веру.

К хульным сновидениям относиться нужно так же, как и к хульным помыслам, то есть не считать их своими. Необходимость в покаянии при этом зависит от того, зрителями хулы мы были или участниками. В последнем случае на Исповеди надо покаяться в хульных снах, не пересказывая, однако, их содержания. Духовнику же можно и нужно рассказывать все, что мы считаем важным и о чем он спросит, без утайки.

Справедливо мнение, что бес не может подделать изображение Креста, но касается это только Креста правильной формы и пропорций. Искаженные же и перевернутые кресты у него хорошо получаются. Поэтому если в видении мы видим крест, его надо хорошенько рассмотреть. Дав заранее себе такую установку, мы можем надеяться, что различим подделку. Если же мы Крест не рассмотрели, но просто помним, что он был, - это еще не говорит об истинности видения.

Как мы уже отмечали, сон – время особого влияния на нас падших духов. Телесные силы после ночного сна восстанавливаются, душа же бывает наутро весьма расстроена демоническими воздействиями. Ее надо привести в порядок с помощью утренней молитвы, а потом уже приниматься за дела. Состояние души сразу после пробуждения относится к состояниям повышенной внушаемости, когда молитва глубоко входит внутрь нас и оказывает действие в продолжение всего дня. Подобным же образом воздействуют в это время мысли греховные и суетные. Поэтому опытные делатели молитвы советуют сразу после подъема, прежде утреннего правила, уже во время умывания и утренних процедур, начинать читать Иисусову или другие краткие молитвы.

Сказанное в этой главе относится отнюдь не к подвижникам благочестия, которые уже живут по законам Духа, а к современным православным христианам. Для новоначальных, которые не имеют духовной рассудительности, сны, в целях безопасности, лучше оставлять без внимания и забывать их, по совету Феофана Затворника и свт. Игнатия Брянчанинова. Однако вовсе не замечать снов едва ли возможно, если мы проводим в этом состоянии третью часть своей жизни. В Молитвословах для очищения от «нечистых привидений диавольских» назначена покаянная молитва. Зачем бы это было нужно, если сны не имеют вовсе никакого значения? Наконец, некоторые сны независимо от нашего желания производят столь сильное впечатление, что их невозможно забыть годами.

Свт. Феофан и свт. Игнатий включили главы о жизни души во время сна в свои духовные произведения, очевидно полагая, что вопрос этот немаловажный. Надо думать, что сведения по этой теме они получали не только из творений других авторов, но и из собственных наблюдений за этим состоянием.

 

О самоубийствах

По правилам Церкви, самоубийцы лишаются церковной молитвы и отпевания, кроме совершивших это в безсознательном состоянии, что причисляется к поступкам невольным[29]. Раньше самоубийц даже не погребали на общем кладбище.

Грех этот считается смертным, он является следствием отчаяния и даже бунта против Промысла Божия. Покаяться же в нем человек уже не имеет возможности. Некоторые говорят: «А вдруг он покаялся, пока летела пуля, действовал яд или затягивалась веревка?» Конечно, теоретически это возможно и будет учтено на суде Божьем, но в истории Церкви не встречается случаев, чтобы на это делалась скидка. Для чего же было установлено такое строгое наказание? Чтобы показать тяжесть этого греха для живых членов Церкви, чтобы они понимали, как он велик, и удерживались от его совершения.

Сейчас, в связи с небывалым ростом числа самоубийств, надо серьезно подумать, стоит ли с такой легкостью, как это делается, разрешать их отпевание. Не лучше ли восстановить в этом отношении древнюю п



2015-11-07 958 Обсуждений (0)
Лесть и человекоугодие 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лесть и человекоугодие

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (958)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)