Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Философия и мировоззрение




ФИЛОСОФИЯ

НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

 

Учебно-методическое пособие

 

Под редакцией

А.А. Касьяна

 

Нижний Новгород


УДК 167; 168; 378

ББК 87. 25; 74 в1

Ф 561

 

Авторский коллектив:

В.А. Глуздов (раздел II, темы 1-8)

А.А. Касьян (раздел I, темы 2 -7, 13, 15, 17)

С.В. Куревина (раздел I, темы 8 – 12, 14, 17)

Л.Е. Шапошников (раздел I, темы 1, 16)

 

Ф561 Философия науки и образования:Учебное пособие /В.А. Глуздов, А.А. Касьян, С.В. Куревина, Л.Е. Шапошников. Под ред. А.А. Касьяна. – Ниж-ний Новгород: Изд-во НГПУ, 2010. 104 стр.

 

 

ISBN

 

 

В учебном пособии рассмотрены основные проблемы философии науки и философии образования в их исторических и теоретических аспектах.

Учебное пособие ориентировано на аспирантов и соискателей (кандидатский экзамен «История и философия науки»), магистрантов и студентов, изучающих такие учебные дисциплины, как философия науки, философия образования, методология научного познания.

ISBN © В.А. Глуздов,

А.А. Касьян,

С.В. Куревина,

Л.Е. Шапошников, 2010
Содержание

Предисловие

стр. 5

 

РАЗДЕЛ I. Философия науки

 

Тема 1. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения

стр. 7

 

Тема 2. Предмет философии науки

стр. 9

 

Тема 3. Проблема возникновения и определения науки

стр. 11

 

Тема 4. Античный образ науки

стр. 14

 

Тема 5. Образ науки эпохи Нового времени

стр. 17

 

Тема 6. Позитивизм: становление и эволюция

стр. 21

 

Тема 7. Постпозитивизм

стр. 27

 

Тема 8. Историческая динамика научного знания

стр. 30

 

Тема 9. Субъект и объект научного познания

стр. 32

 

Тема 10. Понятие знания. Проблема научной истины

стр. 36

 

Тема 11. Язык науки

стр. 39

 

Тема 12. Эмпирический и теоретический уровни науки

стр. 41

 

Тема 13. Методы научного познания

стр. 45

 

Тема 14. Предпосылочное знание

стр. 52

 

Тема 15. Проблема взаимосвязи философии и науки

стр. 55

 

Тема 16. Философия как методологическая основа познания истории

стр. 60

 

Тема 17. Наука и общество

стр. 65

 

Список литературы к разделу I



стр. 70

 

 

РАЗДЕЛ II. Философия образования

 

Тема 1. Социальные институты общества.

Социокультурные и личностно ориентированные программы

стр. 73

 

Тема 2. Образование как социальный институт.

Предмет философии образования

стр. 75

 

Тема 3. Человек. Теория человека.

Образование и основные этапы социализации человека

стр. 78

 

Тема 4. Потребности и способности человека: философский анализ

стр. 81

 

Тема 5.Образование в обществе.

Социально-политическое бытие образования

(элитарное, демократически доступное образование)

стр. 86

 

Тема 6. Высшее образование как социально-когнитивный комплекс

стр. 91

 

Тема 7. Детерминанты и механизмы взаимодействия социальных институтов науки и образования

стр. 96

 

Тема 8. Учебный предмет в системе образования

стр. 98

 

Список литературы к разделу II

стр. 103


Предисловие

Наука – один из элементов мира культуры. Образование – также элемент мира культуры. Образование не просто рядоположено науке (как, например, искусство, религия), но выступает необходимо связанной с наукой областью культуры, их раздельное существование невозможно. Более того, образование – одна из сфер функционирования науки. Поэтому философское осмысление науки и философское осмысление образования – взаимосвязаны, дополняют, а в идеале предполагают друг друга. Именно в силу этого философия науки и философия образования в предлагаемом читателю учебном пособии объединены в единое целое.

Это особенно важно для тех, кто получает профессиональную подготовку в педагогическом вузе – ведь образование, деятельность в сфере образования станет для большинства из них способом бытия в мире, профессиональной деятельностью, образом жизни.

Учебное пособие «Философия науки и образования» в первую очередь ориентировано на аспирантов и соискателей, сдающих кандидатский экзамен по дисциплине «История и философия науки» Данный экзамен пришел на смену кандидатскому экзамену по общему курсу философии. Тем самым, аспиранты и соискатели не просто повторяют пройденный материал (общий курс философии), а обращаются к новой философской дисциплине – философии науки. В ней представлено философское осмысление науки в её развитии и функционировании во всём многообразии различных сторон её бытия (онтологические, гносеологические, аксиологические, социальные, культурные, мировоззренческие, этические и др. аспекты). Введение кандидатского экзамена по философии науки имеет цель усилить мировоззренческую и методологическую подготовку будущих специалистов науки и образования, расширить и углубить их философскую культуру по отношению к «жизненному миру» их будущей профессиональной деятельности.

Данное учебное пособие следует «Программе-минимум кандидатского экзамена по философии науки» (утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации №697 от 17.02. 2004 г.). Текст программы включен в «Методические рекомендации к кандидатскому экзамену «История и философия науки» (выходят в НГПУ ежегодно). В этих рекомендациях представлена организационная сторона подготовки аспирантов и соискателей в НГПУ к кандидатскому экзамену.

В то же время учебное пособие не исчерпывает всего содержания программы. В нем рассматриваются ее узловые вопросы. Учебно-методическое пособие раскрывает основные проблемы философии науки, а также философии образования. Эти проблемы представлены в теоретическом и историческом аспектах. Ограниченный объем пособия не позволяет рассматривать темы курса в полном объеме, его задача – ориентация читателя в сути проблем и основных подходов к их решению. Поэтому предлагаемые материалы не могут заменить учебную и научную литературу, «живое» общение с преподавателем.

Содержание пособия основано на современном уровне разработки проблем философии науки и философии образования. Авторы, работники Нижегородского государственного педагогического университета, непосредственно занимаются научно-философским осмыслением некоторых аспектов развития и функционирования науки и образования. Результаты их научных исследований нашли отражение в тексте.

Дисциплину «История и философия науки» изучают (сдают экзамен) аспиранты и соискатели. Студенты философско-теологического факультета изучают и сдают экзамен по дисциплинам «Философия и методология науки», «Философия образования». Аналогичная подготовка ведется и с магистрантами различных специальностей. Некоторые проблемы философии науки и философии образования находят отражение в общих курсах философии и педагогики, а также в таких специальных курсах, как философия физики, математики, методология психолого-педагогических исследований, методологические проблемы гуманитарных наук и т.п. Для всех аспирантов и соискателей, магистрантов и студентов различных специальностей пособие в этом отношении выступает в качестве базового.

Читатели учебного пособия имеют разную предметную специализацию. Их задача – работать с текстом, имея в виду историю своей науки, её современное состояние, апробировать общие положения на материале той или иной научно-учебной дисциплины. Это же относится и к ответам на контрольные вопросы, выполнению заданий.

Помимо данного учебного пособия для подготовки к экзамену необходимо использовать другую учебную литературу по философии науки и философии образования (например, указанные в списках литературы учебники и учебные пособия, авторами которых являются В.П.Кохановский, С.А.Лебедев, Т.Г.Лешкевич, Л.А.Микешина, А.Л.Никифоров, Г.И.Рузавин, В.С. Степин). Рекомендуем также фундаментальное издание – «Энциклопедия эпистемологии и философии науки» (М., 2009, отв. редактор И.Т. Касавин), другие словари и справочники, а также журналы «Вопросы философии», «Философские науки» (выходят ежемесячно), «Эпистемология и философия науки» (ежеквартальник).

Учебное пособие состоит из двух разделов – «Философия науки» и «Философия образования», в которых рассматривается тематика этих дисциплин. Каждая тема завершается контрольными вопросами и заданиями. Каждый раздел завершается соответствующим списком литературы.

 

 

Отв. редактор

 


Раздел I.

Философия науки

 

Тема 1

Философия и мировоззрение.





Читайте также:





Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)