Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Социально-политическое бытие образования




(элитарное, демократически доступное образование)

 

Цель изучения темы: выявить миссию (основные функции) образования в обществе; показать поляризацию образования на элитный и демократический сегменты, объективный характер такой поляризации.

Основные вопросы темы: Значение образования для общества и государства. Социальная сущность и задача образования. Стабилизация базовых педагогических категорий «образование», «обучение», «воспитание» средствами философии образования. Функции и противоречия образования. Элитный и демократический сегменты образования, их объективный характер и взаимодействие.

 

В современную эпоху значительную роль в социально-экономическом развитии народов и государств играют интенсивные факторы, к которым, без сомнения, относится и система образования. Более того, многие государства с полным основанием относят свои образовательные системы к основным факторам национальной безопасности.

Общественным сознанием зафиксирована необходимость (потребность!) наделения системы образования функцией и способностями опережающего развития человека. Проявляться и осознаваться эта необходимость может на различных уровнях, с разной степенью глубины, в самых различных формах, включая различные государственные законодательные акты, регулирующие сферу образования. В Российской Федерации это, прежде всего, Законы Российской Федерации «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; Приоритетный национальный проект «Образование», различные программы - в т.ч. и региональные - развития образования.

Значительны масштабы образования. В среднем в мире на двух работников, занятых в производстве, приходится один обучающийся. Не случайно и отдельными государствами, и на международном уровне в самых различных форматах аргументируется мысль о том, что в социально-экономическом развитии выигрывают те страны и нации, которые создают лучшие, наиболее эффективные системы образования, максимально способствующие развитию интеллектуального потенциала своих членов.



Исследования экономистов также подтверждают тот факт, что интенсивные финансовые вложения в систему образования обеспечивают более половины прироста валового национального продукта развитых стран. Вместе с тем отмечено, что эффективность тех же финансовых вложений тем выше, чем лучше, мобильнее, эффективнее спроектирована и организована сама система образования. Это обстоятельство опять заставляет обратиться к системе образования как одному из источников интеллектуальных и нравственных ресурсов общества, ответственных за подготовку человека к жизни.

Как явление общественной жизни, социальный институт образования в своем появлении, становлении и развитии, с одной стороны, сохранял инвариантные, устойчивые характеристики, а с другой - конечно же изменялся как во времени (различные времена, эпохи), так и в пространстве (различные регионы, страны, континенты). Инвариантные характеристики образования не могут определяться, задаваться, индуцироваться ни чем иным, как глубинными, сущностными характеристиками человека, благодаря которым человек и выделяется как высшая форма состояния закономерного мирового процесса. Изменчивые, вариативные, подвижные характеристики образования задаются как самим процессом развития человека, его качеств и свойств, так и развитием социальных систем. Ибо социальные системы, с одной стороны, определяются человеком, а с другой - предъявляют человеку различные требования с тех или иных позиций (например, определенный уровень профессиональных, физических, нравственных, духовных и т. д. качеств, выражаемых, в частности, такими понятиями, как знания, умения, уровень готовности к деятельности, мотивационные установки и т. д.).

Относительно образования, как и любого социального института, для нас важно выяснить два момента: внешний - каково место образования в системе социальных институтов общества, и внутренний - каковы причины (детерминанты) и способы (механизмы) появления, развития и функционирования системы образования.

Анализируя чему и как учат в семье, дошкольном учреждении, школе, вузе, мы обязаны будем признать, что любой образовательный процесс нацелен, в конечном итоге, на овладение элементами информационной (знаю), операциональной (умею) и мотивационной (хочу, убежден) культуры. С другой стороны, социализация личности не означает ничего иного, как процесс и результат достижения личностью готовности действовать в соответствии с социокультурными программами, но на основании личностно ориентированных программ.

Таким образом, овладение определенным срезом культуры, формирование на этой основе собственной, личностно окрашенной ее модели, позволяющей личности выступать в качестве субъекта истории, члена общества, в концентрированном виде и есть сущность и задача образования.

При этом информационная, знаниевая, подсистема культуры является основной, ибо на ее базе только и могут формироваться две другие ее подсистемы - операциональная и мотивационная. Разумеется, характер отношений названных трех подсистем гораздо сложнее. Выделяя информационную подсистему, мы производим операцию абстрагирования. Но такое абстрагирование вполне обосновано, хотя бы по той причине, что содержанием информационной культуры в значительной мере охватывается все содержание школьного образования. А в содержании высшего образования информационный блок является основным, системообразующим.

Известна важность определенности, однозначности содержания терминологических, категориальных обозначений, понятий, определений. Неоднозначность может быть вызвана различными обстоятельствами: сложностью изучаемого объекта, диалектическим, развивающимся характером самих понятий и категорий и т. д. Именно по этим причинам часто отмечается терминологическая путаница в обществоведческих и человековедческих науках. Такая путаница объективно понижает статус знания, степень его достоверности. И здесь едва ли не больше всех «не везет» многим основополагающим, в некотором роде первичным, понятиям-категориям психолого-педагогических наук, таким как образование, обучение и воспитание. В рамках информационной, операциональной и мотивационной подсистем системы культуры удается «стабилизировать» эти основные понятия-категории, рассматривая образование, обучение и воспитание как процесс и результат передачи и усвоения (присвоения) соответственно знаний (информационная культура), умений (операциональная культура) и установок (мотивационная культура) всей системы культуры.

Остановимся более подробно на вопросах взаимодействия образования как социального института с обществом и государством. Иными словами рассмотрим систему «Образование - Общество - Государство». Социальные институты как исторически сложившиеся организационные формы человеческой деятельности исполняют в обществе определенные функции. Основная функция образования - социализация человека. Конкретно-историческими формами, модусами отношений этой функции с другими социальными институтами общества выступают экономическая, социальная и культурная функции образования.

Экономическая функция связана с формированием социально-профессиональной структуры общества, подготовкой работников, владеющих необходимыми знаниями, умениями и установками в определенной сфере деятельности. С этих позиций материальное производство выступает основным заказчиком в сфере образования. И если экономическая функция образования непосредственно влияет на состояние научно-технического прогресса, то само общество в свою очередь оказывается под сильным воздействием господствующих в обществе экономических отношений. И прежде всего это сказывается на уровне финансирования системы образования.

Социальная функция образования заключается в производстве и изменении социально-классовой и статусной структуры общества, в наделении структурных элементов и отдельных индивидов общества свойством социальной мобильности. Эта функция проявляется также в воздействии образования на образ жизни в обществе, в частности и в виде одного из средств борьбы с безработицей. В свою очередь общество и государство воздействуют на систему образования как опосредовано (цели, содержание, технологии образования, институциональные формы и виды образовательных учреждений и т. д.), так и непосредственно, через социально-демографические процессы, правовые и нормативные акты (потребность в образовательных учреждениях, педагогических кадрах, наполняемость классов и т. д.).

Культурная функция образования связана как с содержанием самой культуры, так и с процессами ее трансляции. Она определяется целями социализации личности, формированием ее творческих способностей, передачей социальных норм и духовных ценностей. В контексте данной функции одной из задач образования является сохранение и воспроизводство культуры во всем многообразии общечеловеческого, национального, регионального и личностного аспектов ее содержания. При этом одна из особенностей образования как социального института состоит в том, что оно одновременно и формирует, и удовлетворяет потребности людей в области духовной культуры.

Таким образом, через посредство своих связей и отграничений в системе социальных институтов общества образование, с одной стороны, несет в себе все следы социальных институтов в форме макро- и микросоциальной среды и условий педагогической деятельности. С другой стороны, образование играет важнейшую роль в развитии общества, его социальных институтов, проявляя через это свою относительную самостоятельность и выступая в этом качестве как некоторая, достаточно сложная, система со своими собственными законами развития и функционирования.

Анализ основных функций образования как социального института позволяет не только проанализировать в целом его роль и место в обществе, но и вычленить задачу оптимизации этих функций как одну из главных задач социальной политики в целом.

Сложный процесс взаимодействия образования, общества и государства, а также функционирование самой системы образования, порождают целый комплекс противоречий как между ними, так и внутри самой системы образования. Философия образования выявила многие противоречия, характерные для всех индустриальных обществ. К ним, в частности, относятся противоречия: между количественными и качественными показателями системы образования; между системой общего и профессионального образования; между потребностями общества и ценностными образовательными ориентациями молодежи; между массовым характером нынешнего образования и необходимостью подготовки научно-технической и культурной элиты общества; между потребностями общества и структурой системы образования, способами ее организации и функционирования.

Различны способы проявления этих противоречий, а также пути и формы их разрешения во времени и пространстве, т. е. в различные исторические эпохи и в разных странах. В любом случае, однако, механизмы их разрешения диктуются необходимостью решения основной, инвариантной по отношению ко времени и пространству цели и задачи образования как социального института - задачи социализации личности. Именно эта постоянность, константность определяет непреходящую роль образования, его устойчивость даже в периоды кризисов и кризисных ситуаций.

Вопросы эффективности образования связаны, конечно, напрямую с проблемой определения общественных потребностей в сфере образования, выражаемых государством в нормативной форме. Они же, в свою очередь, определяются уровнем общественного производства, культуры, социальных отношений, структурой ценностных ориентаций общества в целом, а также отдельных его групп и личностей, т. е. тем, что можно назвать конкретно-историческим модусом категории социализации личности. Поэтому, по своему содержанию потребность в образовании далеко не сводится только к экономической потребности, но включает в себя и потребности, относящиеся к политической деятельности, духовной культуре, физическому совершенствованию, воспитанию детей, т. е. вбирает в себя в снятом виде весь спектр потребностей человека как одной из его основных родовых сил.

Для нас здесь важно, что общественные по форме выражения потребности в сфере образования предстают в виде интегрального сочетания социокультурных и личностно ориентированных программ. Такое понимание структуры общественных потребностей позволяет лучше понять закономерности появления, развития и функционирования системы образования, его структуру, объективировать методологию оценки его эффективности как социального института.

Качество образования определяется, при прочих равных условиях, тем, насколько глубоко и емко удалось перевести, трансформировать в практическую плоскость, т. е. в педагогическую, образовательную деятельность, теоретические, философские представления о сущностных, деятельных силах человека, истоках и характере его потребностей и способностей, т. е., в конечном итоге, истоках и структуре общественных потребностей в сфере образования. Только в этом случае будут правильно сформулированы и реализованы задачи образования.

Имплицитно здесь содержится полярность, педагогическими моделями полюсов которой являются информационный и деятельностный подходы к проектированию и организации функционирования системы образования. Первый проявляет себя прежде всего в «знаниевой» форме целей образования. Деятельностная же модель образования базируется на таком понимании образовательного процесса, в котором осуществляется не только трансляция социального опыта, но и в расширенном масштабе воспроизводятся способности субъекта деятельности, происходит развитие обучаемого.

Через систему образования происходит социализация человека, овладение им социокультурными программами общества посредством своих личностно ориентированных программ. Если образование являет собой «социально организованный процесс», то, будучи социальным институтом общества, образование не может не испытывать на себе влияния общества, его политической системы, государства. Само общество так же неоднородно и, по разного рода обстоятельствам, оно всегда поляризуется на демократическую и элитную части, между которыми мы всегда найдем великое множество промежуточных состояний. Элитная часть общества формируется, как правило, за счет своих членов с высоким уровнем способностей и готовности к деятельности. Объективно от этой части общества в значительной, - а зачастую определяющей, - мере зависит социально-экономическое состояние и развитие общества. Поскольку общество управляется государством, властью, элитная часть общества в значительной мере состоит из представителей власти, известных, влиятельных, а то и просто богатых (в контексте данного исторического периода) людей. Поэтому, у любого общества, государства имеется объективная потребность в постоянном формировании элиты как одного из интеллектуальных ресурсов своего собственного развития. Эта потребность, соединенная с объективным стремлением человека не допустить бесследного исчезновения своей личности, передать ее потомкам, столь же объективно трансформируется в стремление элитной части общества сформировать и выделить в системе образования ее элитный сегмент для формирования элиты и собственного воспроизводства. В результате сложнейших механизмов влияния общества и государства на свою систему образования, само образование поляризуется на элитное и демократическое, доступное. Опять, между этими полюсами мы находим множество промежуточных форм и состояний системы образования.

Для нас здесь важно:

1.Существование элитного и демократического полюсов, частей образования объективно обусловлено;

2.Демократическое общество ищет и находит политические, юридические, экономические, социальные механизмы выстраивания такой системы своего образования, в котором демократический и элитный его сегменты представлены гармонично, взаимодополнительно.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Приведите аргументы в пользу ценности образования в современном обществе.

2. Каков философский инструмент стабилизации базовых категорий образования

«образование», «обучение», «воспитание»?

3. Перечислите основные функции образования.

4. Перечислите основные противоречия в современном образовании.

5. Каково предназначение элитного и демократического сегментов образования?

Тема 6





Читайте также:

I. Нарушение образования импульса.
I. Основные проблемы функционирования системы музыкального образования на современном этапе
II. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ (РАСЧЁТА) НОРМАТИВОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ
II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему
II. Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
III. Требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования
III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования
Абстрактные (широкие) корпорации, или корпорации-институты - это социальные образования с неопределенным кругом лиц, объединенных общими интересами и нормативными установлениями.
Антропологические основания исследования социальности образования






Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)