Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Условия состоятельности выводов по аналогии




Заключения, полученные в выводах по аналогии, бывают неоди­наковыми по своей обоснованности: в одних случаях они носят про­блематичный характер, в других — могут претендовать на достовер­ность.

Эпистемическая ценность заключений определяется характером исходного знания о сравниваемых объектах:зависимости между признаками сходства и переносимым признаком.

(1)Сходство уподобляемых объектов является основной пред­посылкой применения самого умозаключения по аналогии. Вывод будет состоятельным лишь в том случае, если выявлено и зафикси­ровано действительное сходство, которое должно быть не приблизи­тельным, в общих чертах и не случайным, а строго определенным и конкретным сходством всущественных признаках. Отсутствие тако­го сходства делает умозаключение по аналогии несостоятельным.

(2)Учет различий между уподобляемыми объектами второе важное условие состоятельности выводов по аналогии. В природе не бывает абсолютно сходных явлений: самая высокая степень сходства всегда предполагает различия. Значит, в любом случае уподобления имеют место и различия между сравниваемыми предметами. Разли­чия эти по-разному влияют на процесс вывода по аналогии.

В одних случаях различия бываютнесущественными, т.е. совмес­тимыми с переносимым признаком. Они не препятствуют уподобле-


нию и переносу признака, хотя, как правило, видоизменяют форму, интенсивность или условия его проявления.

Свойства, препятствующие переносу признака с одного предме­та на другой, являются существенными различиями. Как правило, они несовместимы с переносимым свойством или отношением. Если у предмета b наряду с признаками сходстваР, Q, S обнаруживают признак М, несовместимый с переносимым признакомТ, либо осо­бые условия, препятствующие его проявлению, то это обстоятельст­во вообще исключает применение аналогии.

Соблюдение двух рассмотренных условий, предъявляемых к умо­заключениям по аналогии, обеспечивает принципиальную примени­мость этой формы вывода в конкретных случаях, делает вывод по аналогии логически состоятельным.



(3)Знание о наличии связи между сходными и переносимым признаком не только условие состоятельности, но и показатель степени обоснованности выводов по аналогии. В зависимости от характера этой связи различают:

1)строгую аналогию, дающую достоверное заключение, и 2) аналогиюнестрогую, заключение которой носит проблематичный характер.

1. Строгая аналогия. Отличительная ее особенность —необхо­димая связь переносимого признака с признаками сходства.

В отдельных случаях, установив сходство двух предметов а и Ь в ряде признаковР, Q, S и обнаружив в предмете а признакТ, не просто констатируют его принадлежность, а прослеживают содер­жательную зависимость этого признака от признаков сходства. Если достоверно установлено, что переносимый признак Т находится в условной зависимости от признаков сходства, то мы имеем (Р,Q, S) —> Т. Это обстоятельство служит достаточным основанием для достоверного переноса указанного признака на предметb. В умозаключении строгой аналогии вывод носит демонстративный характер.

Установление условной зависимости между признаками сближа­ет строгую аналогию с дедуктивным рассуждением. Но поскольку в строгой аналогии имеет место уподобление единичных объектов, а не подведение отдельного случая под общее положение, то умозак­лючение в целом остается в рамках вывода по аналогии.

2. Нестрогая аналогия — это такое уподобление, в котором зависимость между сходными и переносимым признаками мыс­лится как необходимая лишь с большей или меньшей степенью вероятности. В этом случае, обнаружив у другого объекта признаки сходства, можно лишь в логически ослабленной, т.е. проблематич-

ной, форме заключать о принадлежности ему переносимого призна­ка.

Нестрогая аналогия часто встречается в общественно-историчес­ких исследованиях, ибо здесь крайне трудно установить такую связь между явлениями, которая строго указывала бы на все вытекающие последствия.

Условиями, повышающими степень вероятности выводов в не­строгой аналогии, выступают: 1) сходство уподобляемых предметов в значительном числе существенных признаков чем больше су­щественных сходств, тем основательнее вывод по аналогии; 2)от­сутствие существенных различий между уподобляемыми предме­тами; 3)степень вероятности знания о зависимости между сход­ными и переносимым признаками.

В тех случаях, когда у сравниваемых предметов обнаружено не­достаточное число сходных признаков или когда зависимость между сходными и переносимым признаками установлена в слабой форме, вывод по аналогии в силу недостаточной обоснованности может дать лишь маловероятное заключение. Если при этом не учитывают­ся и признаки различия, то такая аналогия не может быть расценена иначе какповерхностная. Истинное заключение в таком выводе может быть лишь случайным.





Читайте также:





Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)