Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 3. Анализ состояния, проблем и оценка потенциала отрасли культуры в Свердловской области



2015-11-07 831 Обсуждений (0)
Раздел 3. Анализ состояния, проблем и оценка потенциала отрасли культуры в Свердловской области 0.00 из 5.00 0 оценок




Концепция

Развития культуры в Свердловской области на период до 2020 года

Введение

Концепция развития культуры в Свердловской области на период до 2020 года (далее - Концепция) разработана на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов от 9 октября 1992 года № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», от 15 апреля 1993 года № 4804-1 «О ввозе и вывозе культурных ценностей», от 29 декабря 1994 года № 78-ФЗ «О библиотечном деле», от 17 июня 1996 года № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии», от 17.11.1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации», от 6 января 1999 года № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах», от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», областных законов от 21 апреля 1997 года № 25-ОЗ «О библиотеках и библиотечных фондах в Свердловской области», от 22 июля 1997 года № 43-ОЗ «О культурной деятельности на территории Свердловской области», от 21 июня 2004 года № 12-ОЗ «О государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Свердловской области», от 27 декабря 2004 года № 232-ОЗ «О музейном деле в Свердловской области», реализуемых стратегий и концепций долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Уральского федерального округа и Свердловской области, Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 г. № 1019-р, Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. № 1244-р, Концепции охранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства культуры Российской Федерации от 17.12.2008 г. № 267, а также с использованием положений опубликованных проектов Концепции федерального закона «О культуре в Российской Федерации», Концепции развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2015 года, Основных направлений государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года и плана действий по их реализации.

Раздел 1. Общие положения

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р, отмечается, что повышение темпов экономического развития, структурные изменения экономики, вызванные переходом к инновационному типу ее развития, приводят к возрастанию роли человеческого капитала в социально-экономическом процессе. Ведущая роль в формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний, отводится сфере культуры, что обусловлено следующими обстоятельствами:

переход к инновационному типу развития экономики требует повышения профессиональных требований к кадрам, включая уровень интеллектуального и культурного развития, возможного только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества;

по мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей. Необходимость в удовлетворении этих потребностей, в свою очередь, стимулирует развитие рынка услуг в сфере культуры.

Данные обстоятельства требуют перехода к качественно новому развитию библиотечного, музейного, выставочного дела, концертной, театральной и кинематографической деятельности, традиционной народной культуры, сохранению и популяризации объектов культурного наследия, а также образования в сфере культуры и искусства. Широкое внедрение инноваций, новых технологических решений позволяет повысить степень доступности культурных благ, сделать культурную среду более насыщенной, отвечающей растущим потребностям личности и общества.

Одновременно с решением этих задач необходимо преодолевать сохраняющиеся диспропорции, вызванные разной степенью обеспеченности населения услугами сферы культуры в различных субъектах Российской Федерации, городах и сельской местности, европейской части страны, где плотность населения высока, и за Уралом, где на огромных пространствах проживает относительно немногочисленное население. При этом все учреждения и организации культуры в процессе своей деятельности должны создавать благоприятные условия для сохранения и развития традиционных культур народов России и их взаимодействия. Это важное условие социальной стабильности.

Развитое общество осознает культуру как важнейшее условие и содержание своей жизни и прогресса, наиболее значимую часть богатства нации и ее граждан, их бесценный капитал. Одним из важнейших критериев развитой цивилизации XXI века сегодня выступает уровень развития культуры, наличие эффективно работающей инфраструктуры культурных институтов и механизмов, обеспечивающих сохранение и обогащение национального и мирового культурного наследия, создание, трансляцию и потребление качественных культурных ценностей, плодотворный региональный, национальный и глобальный культурный обмен, духовно-творческую самореализацию людей.

В современных социально-экономических условиях функции культуры не только сохраняют своё традиционные содержание и направленность, но и приобретают новые:

1) культура - главный и универсальный способ активной адаптации общества и человека к новой социально-исторической реальности. Создавая общие социальные представления, нормы и ценности, культура помогает совершенствовать общественные отношения, социальные институты и коллективное сознание, обеспечивает организацию стабильности и сплоченности общества;

2) культура обеспечивает сохранение и передачу драгоценного опыта и достижений прошлого, органические духовные связи людей с их предшественниками, выступая коллективной памятью, основой национального самосознания;

3) особое значение в современной России с ее курсом на развитие инновационной деятельности получает эвристическая функция культуры: ее способность развивать творческие способности людей;

4) от принятых ценностей и норм, от сформированной культурой национальной ментальности сегодня в значительной степени зависит развитие политики и экономики, материальное производство и потребление, производительность и качество труда человека;

5) в современных условиях культура становится одним из эффективных условий и средств решения социальных проблем и снижения социальной напряженности в регионе, городе, селе, обеспечивая жителям современный качественный досуг, заполняющий его свободное время, приобщающий людей к подлинным ценностям, создающий праздничную атмосферу, формирующий позитивное, жизнелюбивое самочувствие. Всё это - реальная альтернатива провинциальной скуке, духовной пустоте, пьянству и возникающему на этой почве противоправному поведению;

6) мировой опыт свидетельствует, что в условиях постиндустриального общества развитие так называемых культурных, или креативных, индустрий (искусство, дизайн, художественные ремесла, компьютерное творчество, организация праздников и фестивалей и другие), создаваемые ими продукты и услуги, способны давать серьезный социально-экономический эффект: создавать новые рабочие места, стимулировать развитие торговли и туризма;

7) в современном мире - мире глобальных экономических, политических и культурных отношений, борьбы за конкурентные преимущества - возрастает роль имиджа как инструмента конкуренции и факторов, формирующих позитивный имидж. Культура, ее творческие достижения являются сильным имиджепорождающим фактором. Сегодня страны и города с великой древней культурой, сохраненными историческим традициями и объектами культурного наследия, с развитым современным новаторским искусством наиболее посещаемы туристами. При этом не менее важен и тот факт, что развитие культурного имиджа напрямую связано с развитием патриотизма: население начинает гордиться своей территорией, дорожить жизнью здесь и стремиться сделать ее лучше, вложить свой труд и финансовые ресурсы в ее развитие.

Концепция представляет собой совокупность современных взглядов, целевых установок, принципов и приоритетов региональной государственной политики в сфере культуры, ориентированных на последовательное реформирование отрасли, призванное реализовать все ее функции, обеспечить ее максимальное соответствие современным потребностям населения, повышение роли культуры в формировании активной личности, равный доступ к культурным ценностям всех групп и слоев населения.

Государственная политика в сфере развития культуры в Свердловской области направлена на сохранение культурного наследия и развитие культурного многообразия, на повышение уровня вовлеченности жителей Свердловской области в культурную жизнь региона, расширение ассортимента культурных услуг для социально незащищенных слоев населения

Положения Концепция опираются на ранее утвержденные областные программные документы долгосрочного развития сферы культуры, сохраняя преемственность в их отношении, на комплексную оценку состояния сферы культуры и прогноз ее развития, на данные официальной государственной отраслевой, социальной и экономической статистики, на системный анализ содержания и характера имеющихся в отрасли проблем, на выявленные в результате ранее проведенных социологических исследований объективные потребности и реальные возможности обеспечения развития отдельных направлений культурной деятельности, а также на имеющийся отечественный и зарубежный опыт последних лет разработки концепций и стратегий культурного развития и культурной политики на период до 2020 года.

Концепция учитывает современные экономические и социальные факторы общественных отношений, происходящие процессы реформирования бюджетной сферы, возрастающее влияние институтов гражданского общества на организацию культурной жизни в регионах, ведущую роль органов местного самоуправления в организации культурного досуга населения, сохраняющийся дефицит бюджетного финансирования отрасли, необходимость повышения эффективности управления сферой культуры, повышения уровня профессиональной компетентности кадров, улучшения системы их профессиональной подготовки и переподготовки.

Концепция не содержит конкретных мероприятий, она носит установочный характер, но может быть использована при разработке программ, планов, проектов органами управления и организациями культуры любых форм собственности.

Концепция может стать основой для консолидации усилий органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления в Свердловской области, организаций культуры всех форм собственности, организаций образования, молодежной политики, социальной защиты населения, туризма, массовых коммуникаций, а также общественных организаций и граждан по созданию единого информационно-культурного пространства, выработке основных критериев и нормативно-правовых основ долгосрочной культурной политики, обеспечению комплексного развития сферы культуры, решению имеющихся в отрасли проблем.

Положения Концепции могут уточняться и дополняться с учетом изменений характера, масштаба и содержания проблем развития сферы культуры, а также конкретизироваться в других концептуальных, стратегических, нормативных правовых документах, содержащих разделы и затрагивающих вопросы развития культуры в Свердловской области.

 

Раздел 2. Основные понятия и термины

В настоящей Концепции базовые понятия и термины используются в следующих значениях:

1) государственная культурная политика (государственная политика в сфере культуры) – совокупность целей, принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению и развитию культуры, а также средств для достижения указанных целей и сама деятельность государства в сфере культуры;

2)имидж – символический образ, наглядно, целостно и ценностно представляющий индивидуальные особенности человека, города, региона и т. д.;

3) инновационные процессы в культуреформы деятельности, направленные на производство, закрепление и внедрение в сфере культуры новых образцов (моделей) культурной деятельности, ее технологий, организационных форм и результатов;

4)капитал человеческий – капитальные ресурсы общества, вложенные в людей, человека; человеческие возможности участвовать в производстве, творить, строить, создавать ценности;

5) кластер - объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами;

6) клубное учреждение – одна из организационно-правовых форм некоммерческих организаций, предусмотренная законодательством Российской Федерации, основной деятельностью которой является предоставление населению разнообразных услуг социально-культурного, просветительного, оздоровительного и развлекательного характера, создание условий для занятий любительским художественным творчеством;

7) концепция (лат. conceptio – понимание, единый замысел, ведущая мысль) – система взглядов, выражающая определенный способ видения, понимания, трактовки каких-либо предметов, явлений, процессов. Концепция описывает ведущую идею или конструктивный принцип, реализующие определенный замысел;

8) культура – совокупность присущих обществу или социальной группе отличительных признаков, ценностей, традиций и верований, находящих выражение в образе жизни и искусстве;

9) культурные блага - условия и услуги, предоставляемые юридическими и физическими лицами для удовлетворения культурных потребностей граждан, культурных сообществ и общества в целом;

10) культурное пространство – сфера распространения определенных устойчивых ценностей, традиций и верований, обеспечивающих существование и развитие культуры и обладающих преемственностью;

11) культурное разнообразие – неповторимость и многообразие форм культуры, проявляющиеся в особенностях, присущих различным социально-демографическим группам, этническим, территориальным и иным культурным сообществам, в особенности коренным народам и национальным меньшинствам, являющиеся общим достоянием и источником развития человечества;

12 культурное сообщество – форма культурного самоопределения, представляющая собой свободное объединение граждан, относящих себя к определенной культуре (носителей культуры), разделяющих общие ценности, традиции, верования, на основе их добровольной самоорганизации в любых формах в целях совместного участия в культурной жизни в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) культурная деятельность (деятельность в сфере культуры) – деятельность по созданию, распространению, сохранению, освоению и популяризации культурных ценностей и предоставлению культурных благ;

14) культурные ценности – нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты;

15) культурное наследие Российской Федерации – материальные и нематериальные объекты культуры, созданные в прошлом, и представляющие ценность с эстетической, социально-культурной, исторической, археологической, архитектурной и иных точек зрения, значимые для сохранения и развития культурной самобытности Российской Федерации, этнических и иных культурных сообществ, их вклада в мировую цивилизацию;

16) культурные (креативные, творческие) индустрии - деятельность, в основе которой лежит творческое начало, навык или талант, которая несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест в отрасли культура путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности (тесно связан с развитием индустрии туризма, фестивальной деятельностью и другими формами массового потребления культуры);

17)культурные институты – материально-организационные формы сфер культурной деятельности как коллективной деятельности людей, обеспечивающие единый (нормативный) порядок, координацию и кооперацию усилий субъектов культуры;

18) культурное сотрудничество – способы человеческих отношений, обеспечивающие объединение людей и организаций вокруг общих целей во имя развития социальной и культурной сфер, преодоление ими разделяющих их различий, в том числе ведомственной разобщенности;

19) модернизация культуры – обновление культуры, ее освобождение от устаревших (материально и морально) элементов, устранение негативных характеристик и дефицитов, нахождение наилучших, или оптимальных в данных условиях и при данном потенциале, способов ее деятельности, организации и управления ею;

20) национальное культурное достояние – особо ценные объекты культуры (произведения искусства, фонды и коллекции, объекты культурного наследия), а также организации культуры, творческие коллективы, деятели культуры, имеющие общероссийское значение;

21) нематериальное культурное наследие (нематериальные объекты культуры) – обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия;

22) объект культурного наследия – относящийся к культурному наследию объект культуры, представляющий собой единый комплекс, сочетающий материальные (здания, сооружения, памятники и другие объекты) и нематериальные (наименование, традиции, знания и навыки, историю, культурное пространство и другие нематериальные объекты культуры) компоненты, а также связанное с ними культурное сообщество;

23) социально-культурная деятельность– деятельность социальных субъектов, сущность и содержание которой составляют процессы сохранения, трансляции, освоения и развития традиций, ценностей, норм в художественной, исторической и духовно-нравственной сферах;

24) социокультурная система– культурное наследие, а также общественные институты, посредством которых это наследие в процессе социализации и профессионализации получает нормативную силу;

25) стратегия (др.- греч. στρατηγία – «искусство полководца») – общий план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период, способ достижения сложной неопределенной цели. Стратегия необходима в ситуации ограниченности наличных ресурсов. Задачей стратегии является эффективное использование ресурсов для достижения основной цели;

26) SWOT анализ рассмотрение в комплексе: Strengths – сильных внутренних факторов развития, Weaknesses – слабых внутренних сторон, тормозящих развитие, Opportunities – внешних возможностей, положительных в отношении процессов развития, Threats – угроз, внешних отрицательных факторов, препятствующих развитию культуры;

27) творческая деятельность – деятельность в сфере культуры, связанная с созданием культурных ценностей и (или) их интерпретацией.

Раздел 3. Анализ состояния, проблем и оценка потенциала отрасли культуры в Свердловской области

 

Свердловская область обладает значительным культурным потенциалом: многочисленные объекты культурного наследия и традиционные духовные ценности в их многонациональном разнообразии, разнообразная сеть учреждений культуры, искусства и художественного образования, квалифицированный кадровый состав специалистов творческих профессий и управления региональным культурным процессом.

В программах и стратегиях социально-экономического развития Свердловской области, принятых в последние годы, культура рассматривается одним из ключевых факторов развития области и формирования ценностных духовно-нравственных ориентиров населения.

Ежегодно на территории Свердловской области, причем как в столице региона, так и в муниципальных образованиях в Свердловской области, реализуются более 150 культурных мероприятий и проектов всероссийского и международного уровней, формирующих положительный образ Свердловской области как динамично развивающегося субъекта Российской Федерации, способного обеспечивать качественное воспроизводство интеллектуальных ресурсов и человеческого капитала, что, в свою очередь, способствует созданию условий для благоприятного ведения бизнеса, производства товаров и услуг и увеличению объемов привлеченных инвестиций в экономику региона.

В настоящее время культура Свердловской области представлена обширной многопрофильной сетью организаций культуры и искусства различных форм собственности по всем видам культурной деятельности:

- профессиональное искусство: 30 театров, 7 концертных организаций, 2 цирка;

- кинематография - 21 организация, осуществляющая кинопоказ и кинопрокат, 113 киноустановок;

- библиотечное дело - 1025 библиотек, в том числе 927 государственных и муниципальных;

- культурно-досуговая деятельность - 939 организаций культурно-досугового типа, в том числе 898 - государственных и муниципальных учреждений, 12 парков культуры и отдыха;

- музейное дело - 742 музея, в том числе 110 государственных и муниципальных;

- образование в сфере культуры и искусства - 202 образовательных учреждения, в том числе 176 муниципальных детских школ искусств;

- охрана объектов культурного наследия - 1 государственное областное учреждение с филиалами.

Муниципальная сеть учреждений культуры является самой многочисленной, более 60 процентов муниципальных учреждений культуры расположены в сельской местности.

В последние годы сложилась тенденция сокращения сети бюджетных учреждений культуры за счет наиболее доступных для населения учреждений культурно - досугового типа (клубов, домов и дворцов культуры) и библиотек, при том, что уровень фактической обеспеченности жителей Свердловской области учреждениями культуры данного вида ниже рекомендованных социальных норм и нормативов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 г. № 1063-р ( в редакции постановления от 13.07.2010 г.). Курс на дальнейшую оптимизацию сети муниципальных учреждений культуры этого вида может привести к значительному снижению доступности для населения сельских территорий и малых городов услуг культуры, поскольку на местах им практически нет альтернативы в виде частного и ведомственного секторов культуры, а также, по-прежнему, отсутствует необходимая технико-технологическая база для их получения дистанционно, в режиме удаленного доступа или через формы вне стационарного обслуживания.

Всего в государственных и муниципальных учреждениях культуры и художественного образования работают около 23 тысяч человек, по состоянию на 01.09.2011 г. их средняя номинальная начисленная заработная плата составила 11223 рублей, что позволяет Свердловской области занимать в рейтинге субъектов Российской Федерации по данному показателю позицию выше 30 места. Однако, несмотря на рост заработной платы работников культуры, ее уровень остается ниже уровня оплаты труда работников таких отраслей социальной сферы как здравоохранение и образование.

Из-за низкого уровня заработной платы работников отрасль культуры остается мало привлекательной сферой профессиональной деятельности. Понижение престижа профессии является основной причиной оттока квалифицированных кадров в иные сферы деятельности. Если демографическая ситуация в регионе будет и далее характеризоваться убылью трудоспособного населения и его старением, эти факторы окажут негативное влияние на кадровое обеспечение отрасли культуры к 2020 году.

В 2006-2008 годах в условиях экономической стабильности расширилось участие государства в поддержке культуры, увеличилось финансирование. Финансовые объемы целевой поддержки культурной деятельности за эти годы возросли почти в четыре раза по сравнению с предыдущим трехлетним периодом. Доля расходов на культуру в консолидированном бюджете Свердловской области в 2010 году составила 2,7 процента, снизившись, по сравнению с 2008 годом, на 19 процентов. В последние годы наблюдается увеличение доли первоочередных расходов в консолидированном бюджете отрасли культуры, большую часть этих расходов составляет заработная плата – до 90 процентов.

Высокая доля первоочередных расходов влечет за собой недостаточное финансирование деятельности учреждений культуры, их развития, в том числе творческих проектов, укрепления материально-технической базы (замена изношенного оборудования и музыкального инструментария, приобретение современной организационной техники и специализированного технического оборудования), реконструкции и текущего ремонта зданий и помещений. Доля зданий учреждений культуры, находящихся в неудовлетворительном состоянии, составляет около 50 процентов. Устаревшая и изношенная материально-техническая база значительной части учреждений культуры не позволяет внедрять инновационные формы работы и современные информационные технологии, замедляет процессы информатизации в отрасли.

Непринятие мер по модернизации и продуманной реструктуризации и оптимизации инфраструктуры отрасли может привести к утрате рычагов влияния учреждений культуры на общество, снижению их авторитета и статуса, постепенному замещению предпочтений населения на альтернативные, в том числе асоциальные или сомнительные формы проведения досуга, что в целом может стать причиной социальной нестабильности.

Несоответствие уровня предоставляемых услуг населению учреждениями культуры и искусства с точки зрения современных требований, предъявляемых к зрелищности, комфорту, надежности, безопасности, технической оснащенности, мобильности ослабляет позиции отраслевых учреждений в конкурентной борьбе с другими формами проведения досуга за потребителя. Кроме того, рост конкуренции стремительно возрастает со стороны теле-, видео-, Интернет - продуктов.

Физическое несоответствие культурной инфраструктуры задачам модернизации усугубляется диспропорцией между сохраняющейся сегодня многочисленной сетью учреждений культуры и возможностями бюджетов по их содержанию.

Реструктуризация бюджетного сектора, внедрение критериев оценки эффективности расходов учреждений определили сегодня приоритеты деятельности учреждений культуры в финансовой сфере:

внедрение бюджетирования, ориентированного на результат;

переход к новым формам финансирования учреждений;

переход к новым организационно-правовым формам учреждений культуры.

В настоящее время в сфере культуры Свердловской области завершается процесс выбора типов учреждений в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Создана необходима нормативная правовая база, часть учреждений уже финансируется по новой форме. Внедрение новых форм финансирования бюджетных услуг, оказываемых населению в сфере культуры, сегодня направлено на повышение ответственности поставщиков этих услуг в лице бюджетных учреждений, сосредоточения большего объема услуг, а следовательно и финансовых ресурсов, у наиболее эффективных поставщиков, а в перспективе - на повышение конкурентоспособности предоставления услуг путем привлечения на рынок бюджетных услуг новых поставщиков, в том числе из частного сектора. Одной из проблем отрасли, сдерживающей ее развитие, является то, что иные субъекты культурной деятельности, помимо бюджетных, с их интересами и стратегиями действия, в сложившуюся систему государственной и муниципальной культуры еще практически не вовлечены.

В Свердловской области на постоянной основе сегодня ведется мониторинги состояния дел в отрасли, качества государственных услуг в сфере культуры, предоставляемых населению, необходимые для принятия управленческих решений. Система мониторинга на муниципальном уровне пока не сложилась.

Необходимость повышения качества предоставления услуг, владения навыками поиска информации, знания современных методик, создания современного культурного продукта и внедрение информационных технологий предполагают наличие квалифицированных специалистов.

В Свердловской области функционирует система трехуровневого художественного образования практически полностью обеспечивающая потребности области в подготовке профессиональных кадров для сферы культуры и искусства. Наблюдающийся дефицит крупных современных творческих и социокультурных проектов определяет необходимость подготовки специалистов в области менеджмента в сфере культуры и социокультурного проектирования.

 

3.1. Культурно-историческое наследие.

Историко-культурное наследие Свердловской области представляет собой капитал невозместимой ценности.

На территории области выявлено около 3 тысяч объектов культурного наследия, из которых под государственной охраной находится 1228 недвижимых объектов культурного наследия: 98 имеют федеральную категорию объектов историко-культурного значения, 1130 объектов культурного наследия обладают категорией областного значения. Наибольшее количество объектов культурного наследия расположено в городе Екатеринбурге - 523, второе место по числу памятников занимает город Ирбит - 79, также в тройке лидеров находится город Нижний Тагил - 66 памятников.

Из 104 исторических городов России 14 исторических городов расположены в Свердловской области. Это города Екатеринбург, Алапаевск, Верхотурье, Ирбит, Каменск-Уральский, Камышлов, Красноуфимск, Невьянск, Нижний Тагил, Верхняя Салда, Нижняя Салда, Нижние Серги, Полевской и Туринск. В настоящее время ведется активная работа по созданию с участием этих город перспективных туристско - рекреационных зон, туристических программ и проектов, таких как «Старый Невьянский завод» (Невьянск), «Духовный центр Урала» (Верхотурье), «Каменные ворота» (Каменск-Уральский), «Великий чайный путь», «Чайными дорогами Урала» (Екатеринбург и Ирбит), «Сокровища Уральских гор» (Полевской) и другие.

Ремонтно-реставрационные работы в настоящее время ведутся на 31 объекте культурного наследия с участием бюджетов всех уровней. В настоящее время 329 памятников, или 28 процентов от их общей численности, нуждаются в срочном реставрационном вмешательстве.

SWOT - анализ сферы сохранения, популяризации, использования и государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области:

Strengths / Сильные стороны Weaknesses /Слабые стороны
Историко- культурное наследие (далее - ИКН) Свердловской области уникально по богатству и видовому разнообразию. 14 городов являются историческим городами, привлекательными для туристов. Памятники архитектуры и культуры, имея высокую художественную ценность и силу воздействия, доступны, осязаемы и встроены в повседневную жизнь людей. Идентичность и своеобразие ИКН обеспечивают условия для формирования гражданской гордости и чувства принадлежности к местному сообществу у жителей и создают положительный образ Свердловской области в общероссийском и глобальном контексте развития территорий. Активное вовлечение объектов ИКН в культурную жизнь региона создает условия для повышения его инвестиционной привлекательности. В области сложилась и функционирует система охраны объектов историко-культурного наследия, которая состоит из государственного органа исполнительной власти – Министерства культуры и туризма Свердловской области (далее- министерство) и областного государственного учреждения культуры «Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области» (с филиалами в 8 городах), а также 9 унитарных предприятий, в хозяйственном ведении которых находятся памятники областной собственности, в том числе государственное унитарное предприятие «Ремонтно-реставрационные работы». В эту систему входит научно-методический совет министерства по сохранению культурного наследия Свердловской области, несколько общественных организаций, таких как Свердловское региональное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, Общество уральских краеведов, Центр «Наследие», Центр историко-культурных исследований и другие. Осуществляется мониторинг объектов культурного наследия в государственной информационной системе «Историко-культурное наследие Свердловской области», что способствует созданию системы электронного делопроизводства и электронного архива недвижимых памятников. Начата работа по паспортизации объектов культурного наследия для включения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включающая изучение объектов культурного наследия с целью определения предмета охраны, проведение работ по составлению актов осмотра состояния объекта культурного наследия. Существует система планирования на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Утверждены две областные целевые программы, предусматривающие проведение работ по сохранению объектов культурного наследия: 1. Комплексная областная целевая программа «Формирование туристско-рекреационной зоны «Духовный центр Урала» на 2011-2015 годы» - утверждена постановлением Правительства Свердлов-ской области от 25.08.2010 года № 1251-ПП. В соответствии с данной программой, запланировано проведение ремонтно-реставрационных работ на 55 памятниках истории и культуры, объем финансирования - 2507,8 млн. руб; 2. Областная целевая программа «Развитие культуры в Свердловской области» на 2011-2015 годы - утверждена постановлением Правительства Свердловской области от 11. 10. 2010 г. № 1474-ПП. В соответствии с данной программой запланировано проведение ремонтно-реставрационных работ на 15 объектах культурного наследия в объеме 578, 6 млн. руб. Разработан и проходит согласование проект Концепции долгосрочной целевой программы сохранения объектов культурного наследия. Благодаря субвенциям из федерального бюджета расширена деятельность по таким направлениям, как охрана объектов археологического наследия, контроль регулирования градостроительной деятельности, а так же приняты меры по усилению контроля состояния объектов культурного наследия федерального значения. Отсутствует система постоянного мониторинга в части охраны объектов культурного наследия с использованием необходимых социальных и экономических индикаторов оценки эффективности. Отсутствие объектов культурного наследия местного (муниципального) значения. Недостаточное финансирование работ по сохранению объектов культурного наследия. Реставрация памятников требует инвестиций, равных или превышающих стоимость нового строительства. Недостаточная экономическая выгода от пользования памятниками (в том числе от культурного туризма) при значительном вложении средств в ремонтно-реставрационные работы. Несовершенство нормативной правовой базы по вопросам сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Негативное влияние созданного стереотипа проблем содержания объектов культурного наследия частными собственниками. Замедленные темпы внедрения механизма государственно-частного партнерства в данной сфере и работы по формированию и развитию класт

2015-11-07 831 Обсуждений (0)
Раздел 3. Анализ состояния, проблем и оценка потенциала отрасли культуры в Свердловской области 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 3. Анализ состояния, проблем и оценка потенциала отрасли культуры в Свердловской области

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (831)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)