Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Учитель истории и обществознания/Дмитриева Н.А./__________________



2015-11-06 823 Обсуждений (0)
Учитель истории и обществознания/Дмитриева Н.А./__________________ 0.00 из 5.00 0 оценок




Конспект урока по обществознанию

Класс

Ненаучное познание»

(26.11.2013)

Цели урока:

1. Образовательные:

Ø дать представление об особенностях мифологического познания.

Ø объяснить такой способ познания, как жизненный опыт.

Ø дать представление о сущности понятий «народная мудрость» и «здравый смысл».

Ø рассказать о познании средствами искусства.

Ø дать представление о сущности понятия «паранаука».

 

 

2. Развивающие:

Ø развитие умений работы с текстом учебника и дополнительным материалом.

Ø развитие умений систематизировать различную информацию по теме.

Ø развитие умений анализировать, обобщать и делать самостоятельные выводы.

 

 

3. Воспитательные:

Ø продолжить воспитание гражданской позиции учащихся.

Ø продолжить воспитание уважения мнения других людей.

 

Тип урока:изучение нового материала

Форма урока:беседа с элементами работы с учебником.

 

План:

I. Мифология

II. Жизненный опыт

III. Народная мудрость

IV. «Паранаука»

V. Искусство

 

 

Ход урока:

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, отмечает отсутствующих.   Приветствуют учителя, садятся
Проверка домашнего задания Отсутствует в связи с изучением нового материала.  
Объяснение нового материала Урок начинается с определение целей изучаемого материала и ее актуальности.     · Мифология Мифология как способ понимания природной и социальной действительности зарождается на ранних ступенях общественного развития. Она тесно связана с мифологическим мышлением, которому свойственны такие черты, как: — неотчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений, происхождения и сущности и т.д.; — замена научного принципа объяснения вещи и мира в целом рассказом о происхождении и творении (генетизм и этиологизм). В мифах, как правило, мифологическое событие отделено от настоящего значительным промежутком времени и воплощает не просто прошлое, но особую форму первопредметов и перводействий. Все происходящее в мифе своего рода образец для воспроизведения, повторения. Миф обычно совмещает в себе два аспекта: рассказ о прошлом и объяснение настоящего или будущего. Учащимися задается вопрос: почему наименования явлений и элементов мира приводятся с заглавной буквы? · Жизненный опыт Другой способ познания мира, также не являющийся в точном смысле научным, — опыт повседневной жизни, или жизненная практика. Ему посвящается следующая часть урока. В процессе осуществления различных практических действий люди накапливали, перерабатывали, распространяли социальный опыт не только с помощью языка, но и на невербальном уровне. Примером такого невербального способа передачи практических знаний могут служить орудия и инструменты, предназначенные для получения практического результата, а не только познавательного. Например, молоток своей формой предназначен для ударного воздействия. Полноценное овладение многими инструментами предполагает непременный показ на ряду с рассказом о его устройстве и назначении. Рассказ о практическом действии ведется особым языком, который не может быть понят до конца без практической демонстрации необходимых действий и манипуляций. Иными словами, этот вид знаний может передаваться в процессе непосредственного общения. Важной особенностью знаний, рождающихся в процессе практической деятельности, является то, что они базируются на локальной практике, т.е. ограничены опытом отдельного человека и удовлетворяют вполне определенную потребность. Ученикам предлагается ответить на следующие вопросы: 1. Правомерно ли отнесение опыта повседневной жизни к познавательной деятельности? 2. Какие черты этого вида познания наиболее существенны? 3. Что отличает этот вид познания от науки? · Народная мудрость Помимо практического знания, в личный опыт людей входит и духовно-практическое знание. Оно, в отличие от практического знания, говорит не о том, как действовать в ходе преобразования природного и социального мира, а о том, как следует относиться к миру, другим людям, самому себе. Важнейшим элементом этого типа знания оказывается формулирование и демонстрация обобщенных образцов поведения и мышления, для чего используются не теоретические понятия, а наглядно-образные средства — легенда, притча, культовое изображение, ритуальное действие. Отдельного внимания заслуживает вопрос о народной мудрости и здравом смысле. Дело в том, что в литературе по гносеологии этот способ познания мало описан и представлен. Вместе с теми именно с этим способом познания человек знакомится в достаточно раннем возрасте, и он сопровождает человека всю его жизнь. Загадки, пословицы, поговорки — все они содержат важные сведения о мире природы и людей. Однако эти сведения не являются предметом специального анализа, рефлексии. Люди оперируют ими, как правило, не задумываясь над их происхождением, достоверностью или истинностью. Любопытно, что по одному и тому же поводу они могут давать прямо противоположную по смыслу информацию.   Учащимся предлагается обсудить причины такого феномена и возможные следствия. Задания 3—6 к § 10 учебника дают возможность рассмотреть характерные черты таких видов знания, как практический опыт, народная мудрость, здравый смысл.     · «Паранаука» Вопрос о паранауке также нельзя отнести к хорошо изученным и представленным в научной литературе. Скорее, он достояние определенных изданий, которые с трудом можно отнести к серьезным научным публикациям. Тем не менее в настоящее время многие вопросы, касающиеся паранауки, широко обсуждаются, в том числе и среди молодежи. Паранаука существует постольку, поскольку люди стремятся знать больше, но сама познавательная деятельность становится не только все более широкой по охвату явлений, но и более сложной. Сложности и объективные трудности научного познания порождают, с одной стороны, феномены, ждущие научных объяснений и подтверждений, с другой — спекуляции, нередко далекие от истины или стремления к ней.   Ученикам предлагается подискутировать на тему «паранаука». · Искусство Специфика этого способа познания состоит в том, что оно осуществляется через художественные образы. Сложность вопроса предполагает объяснение учителя или комментированное чтение фрагмента учебного пособия. При этом учителю может помочь дополнительная информация о природе художественного образа. Образ относится прежде всего к сфере идеального. Мышление созидает мир иллюзорный, существующий в сознании, но в чем-то подобный реальному материальному миру. В художественном образе соединяются воедино два начала—объективно-познавательное и субъективно-творческое. Образ, создаваемый художником (речь идет о художнике в широком смысле слова), так или иначе связан с реальной действительностью. При этом образ обладает такими чертами, как чувственная достоверность (он обладает свойством напоминать реальный объект или явление), пространственно временная протяженность, предметная законченность, самодостаточность. Иными словами, образ обладает теми же чертами, что и реальный объект. И тем не менее он не тождествен реальному объекту. Образ не реальный, а идеальный объект и в силу этого обладает свойствами понятий, представлений, моделей, гипотез. Художественный образ не просто отражает, но и обобщает действительность, раскрывая в единичном, преходящем, случайном сущностное, неизменное, общее. Вместе с тем в отличие от понятия образ нагляден, его можно видеть, слышать, различать, ощущать. Он не разлагает явления на составляющие, а несет целостное и обобщенное впечатление. Художественная специфика образа определяется не только тем, что он отражает существующую действительность, но и тем, что творит новый, небывалый, вымышленный мир. Творческая природа образа, как и познавательная, проявляется двояко. Во-первых, художественный образ есть результат деятельности воображения, пересоздающего мир в соответствии с его духовными запросами, его целенаправленной активностью и целостным идеалом. В образе наряду с объективно существующим запечатлевается желаемое, предполагаемое, т. е. все, что относится к сфере эмоционально-волевой, субъективной. Во-вторых, в отличие от чисто психических образов фантазии, художественный образ созидается преображением реального материала: красок, звуков, слов и т. д. — в произведение, которое занимает свое особое место среди предметов реального мира. Цель образа — преобразить вещь, превратить ее в нечто иное, раскрыть сущность какого-либо факта, явления. С помощью образа художник повествует о мире и о своем восприятии мира. Образы рождаются для того, чтобы выразить понимание, отношение творца к тому, что он чувствует, понимает, стремится сохранить и передать другим. Такая структура художественного образа — «одно через другое» — уходит корнями в древнее миросозерцание, в котором все предметы мира могут превращаться друг в друга, нет границ между людьми, животными, растениями и т. д. С развитием научно-логической картины мира формы вещей стали постепенно становиться «непроницаемыми», при этом сфера художественного мышления обособилась и сохранила возможности переходов между вещами, их частичное совмещение. Превращение вещей, форм, их элементов — характерная черта рождения художественных образов. Весьма наглядно такие превращения выступают в театральном искусстве (перевоплощение одного человека в другого), где актер как бы сливается со своим персонажем и в то же время наделяет персонаж собственными индивидуальными чертами. К проблеме художественного познания и преобразования мира учащиеся обратятся далее, при изучении духовно-теоретической и духовно-практической деятельности. Учащиеся записывают дату, тему и план нового материала.   Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.   Учащиеся отвечают на вопросы опираясь на текст учебника.  
Закрепление пройдённого материала Учитель подводит итоги относительно пройденного материала.Учителем задаются вопросы по пройденной теме. Совместно с учителем делают выводы по пройденной теме. Ученики отвечают на поставленные вопросы учителя.
Домашнее задание § 25«Правление Василия Шуйского» стр. 219 – 227. Ответить на вопросы на странице 227. Вопрос №1 письменно: предложите свои идеи выхода России из Смуты. Записывают домашнее задание, прощаются с учителем.

Оценка:_____________

Учитель истории и обществознания/Дмитриева Н.А./__________________



2015-11-06 823 Обсуждений (0)
Учитель истории и обществознания/Дмитриева Н.А./__________________ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Учитель истории и обществознания/Дмитриева Н.А./__________________

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (823)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)