Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Конкретизация понятий, относящихся к спорту




При общем определении отправных понятий в вводной части курса («Введение в теорию физической культуры», гл. 1) уже обра­щалось внимание на то, что термин «спорт» неоднозначен и при­меняется как в узком, так и в широком смысле. К тому же в ряде языков этот термин приобрел весьма различное, а нередко и край­не неопределенное значение (когда, например, «спортом» называют и олимпийские игры, и состязания в карточной игре, и ... увесели­тельную прогулку на яхте). Во избежание недоразумений и в ин-


тересах точности профессиональной терминологии специалисту фи_ зического воспитания нужно придерживаться следующих определе­ний, относящихся к спорту.

Спорт как собственно-соревновательная деятельность (узкое понимание спорта). В этом смысле «спортом» правомерно называть лишь ту деятельность, которая исторически выделилась и оформи­лась (преимущественно в сфере физической культуры) в виде сос­тязаний, непосредственно направленных на демонстрацию достиже­ний в нЪй, став унифицированным способом выявления, сравнения и объективизированной оценки определенных человеческих возмож­ностей: сил, способностей, умения искусно использовать их для достижения соревновательной цели. В своем современном виде та­кая деятельность характеризуется четко выраженными признаками, в том числе: унификацией состава действий, усло­вий их выполнения и способов оценки достиже­ний, что закрепляется официальными правилами, которые во мно­гих случаях приобрели международный характер; регламента­цией поведения соревнующихся по принципам неантагонистической конкуренции, имеющим' гуманную основу, что закрепляется официальными и неофи­циальными нормами спортивной этики, ряд из которых тоже приоб­рел международный характер, например в виде соответствующих положений Олимпийской хартии; организацией деятель-) ности на основе системы соревнований с по­следовательным возрастанием уровня конку­ренции и требований к достижениям.



В зависимости от особенностей предмета соревновательной дея­тельности выделяют различные виды спорта. Отдельный вид (или разновидность) спорта это, согласно сказанному, вид (либо раз­новидность) собственно-соревновательной деятельности, отличаю­щийся предметом состязания, обусловленным составом действий и способов ведения спортивной борьбы (спортивной техникой и такти­кой), регламентом состязания и критерием достижений. Число видов и разновидностей спорта в наше время, как известно, весьма велико и продолжает увеличиваться*. Соревновательный результат в большинстве из них достигается на основе высокоактивных дви­гательных действий и потому в решающей мере зависит от уровня развития двигательных способностей соревнующихся. Такие виды спорта имеют, естественно, прямое отношение к физической куль­туре, входят в число основных ее компонентов. Вместе с тем давно уже культивируются виды спорта, которые не являются непосредст­венно компонентами физической культуры (например, шахматы и шашки). Именно отсюда вытекает смысл разграничения понятий

* В практике нередко «видом спорта» условно и не вполне логично называют некоторую группировку фактически различных соревновательных дисциплин, тради­ционно рассматриваемых совместно, в частности по признаку общности места организации соревнований (например, «видом спорта» называют легкую атлетику, имея в виду фактически ряд по сушеству разных видов спорта). Это не способствует точности спортивной терминологии.


«физическая культура» и «спорт» как отчасти совпадающих, но в целом не тождественных.

Широкое понимание спорта.Сформулированное определение спорта как собственно-соревновательной деятельности не исчерпы­вает, конечно, всей сути этого многогранного социального феноме­на, органически включенного в целую систему межличностных, межколлективных и глобальных межчеловеческих отношений. В ши­роком смысле понятие «спорт» охватывает собственно-соревнователь-нию деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфи­ческие межчеловеческие отношения и поведенческие нормы, склады­вающиеся на основе этой деятельности. В таком понимании спорт предстает достаточно сложным многофункциональным и много­образным явлением социальной реальности, занимающим незауряд­ное место в физической и духовной культуре общества. Он — и чрезвычайно действенное средство физического воспитания, позво­ляющее в максимальной степени выявить функциональные возмож­ности организма и многократно увеличить их, перешагнув за кажу­щиеся пределы, и по-особому действенный фактор формирования личности, постоянно стимулирующий к самоопределению и само­утверждению; и средство удовлетворения потребностей в эмоцио­нально насыщенном общении (включая и зрелищные интересы широких слоев населения), и незаурядный фактор международных контактов, и многое другое. В современном обществе спорт приоб­рел немалое идеологическое, экономическое и иное значение.

Одним из самых массовидных явлений в современном мире ста­ло спортивное движение — социальное течение, в русле которого происходит приобщение к спорту, его распространение и развитие в обществе и мировом сообществе. В наше время оно расширилось до подлинно глобальных масштабов, став движением интернаци­ональным и общечеловеческим (движение «Спорт для всех», про­ходящее под эгидой ЮНЕСКО, олимпийское движение, другие фор­мы международного спортивного движения). Вместе с тем оно не теряет черт национальных культур и развивается в зависимости от особенностей тех или иных общественных формаций. Взаимодейст­вие национального и интернационального — один из источников прогресса спорта.

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (700)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7