Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Семьянский детский сад №7 «Белоснежка»
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ:
______________ О.П. Новоселова
«_______»_________________2015г.
ПЛАН РАБОТЫ
ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА
Гурьяновой Н.И.
НА 2015 – 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
С. Семьяны 2015г.
Цель:
оказание содействия в полноценном личностном развитии детей на каждом возрастном этапе, создание благоприятной обстановки для развития и формирования личности ребёнка.
Задачи:
- организации личностно – ориентированного подхода к каждому из воспитанников в соответствии с ФГОС
- следить за естественным развитием ребёнка на каждом возрастном этапе;
- скорректировать работу всего педагогического коллектива для создания благоприятного психологического климата;
- обеспечить условия для творческого развития личности дошкольника, используя его творческий потенциал, учитывая индивидуальные особенности.
- способствовать формированию у педагогов и родителей психолого — педагогических знаний, необходимых для оптимизации детско — родительских отношений и психоэмоционального благополучия развития детей.
ПЛАН
Психолого - педагогической работы
на 2015 – 2016 учебный год.
№
| Направления в работе
| Планируемые мероприятия
| Сроки
|
| Диагностическая
работа
| С воспитанниками
1.Психологическая адаптация детей в условиях детского сада – 1 младшая группа
Цель: выявление уровня адаптации детей в условиях детского сада
Наблюдение по параметрам:
- поведение в группе;
- игра и общение с детьми;
- познавательное развитие;
- социально — бытовые навыки и ориентировка;
- темповые характеристики деятельности;
- речевое развитие;
- отношение к занятиям и их успешность;
- моторное развитие;
- отношение родителей;
- физическое развитие
2. Диагностика эмоциональной сферы детей (индивидуальные первичные обследования)
Цель: определение степени позитивного и негативного психического состояния ребёнка, отклонений в эмоционально – личностной сфере для коррекционной работы; изучение эмоционального благополучия детей в группах МБДОУ
-вторая младшая группа
-средняя группа
-старшая — подготовительная группа
3. Изучение возрастного уровня развития дошкольников - наблюдение
Цель:
Выявление причин отклонений в развитии, поведении ребёнка, дезадаптации (по факторам:
- контакт;
- эмоционально — волевая сфера;
- неадекватное поведение;
- моторика;
- внимание;
- зрительное восприятие;
- восприятие пространственных отношений
-1 младшая группа
-2 младшая группа
-средняя группа
-старшая — подготовительная группа
4. Исследование познавательной деятельности дошкольников (срезовая диагностика по программе «Цветик - семицветик»)
Цель: выявление детей с разным уровнем в умственном развитии; создание условий, стимулирующих развитие познавательной активности и повышение интеллекта детей
-2 младшая группа
-средняя группа
-старшая — подготовительная группа
5. Отслеживание психологической готовности к школе (промежуточный мониторинг)
- старшая — подготовительная группа
6. Диагностика эмоциональной сферы детей (индивидуальные промежуточные обследования)
Цель: определение степени позитивного и негативного психического состояния ребёнка, отклонений в эмоционально – личностной сфере для коррекционной работы; изучение эмоционального благополучия детей в группах МБДОУ
-младшая группа
-средняя и старшая группа
-старшая и подготовительная к школе группа
7. Изучение эмоциональных и личностных особенностей ребёнка
Цель: определение особенностей самооценки дошкольников и представлений о том, как оценивают его другие; уровня тревожности
-первая младшая группа (наблюдение в игровой деятельности)
-вторая младшая группа (наблюдение в игровой деятельности)
-средняя группа
-старшая — подготовительная группа
8. Диагностика моторики и пространственной ориентировки (в том числе и частей тела)
Цель: выявление уровня сформированности моторики и пространственных представлений (ориентировки в собственном теле)
9. Диагностика индивидуальной одарённости
Цель: выявление уровня личной одарённости дошкольников
-старшая и подготовительная к школе группа
10. Диагностика эмоциональной сферы детей (индивидуальные итоговые обследования)
Цель: определение степени позитивного и негативного психического состояния ребёнка, отклонений в эмоционально – личностной сфере для коррекционной работы; изучение эмоционального благополучия детей в группах МБДОУ
-младшая группа
-средняя и старшая группа
-старшая и подготовительная к школе группа
11. Исследование познавательной деятельности дошкольников (итоговая диагностика по программе «Цветик - семицветик»)
Цель: выявление детей с разным уровнем в умственном развитии; создание условий, стимулирующих развитие познавательной активности и повышение интеллекта детей
-2 младшая группа
-средняя группа
-старшая — подготовительная группа
12. Диагностика уровня школьной готовности
Цель: выявление обучаемости детей, уровня их умственного развития и готовности к школьному обучению.
-старшая — подготовительная группа
Психодиагностика по запросам
Цель: выполнение психодиагностических процедур по запросам МБДОУ (администрации, родителей, педагогов)
С родителями
Определение степени адаптации в ДОУ
«Анкета адаптации ребёнка в детском саду» - для родителей детей группы раннего возраста
Изучение родительского отношения к детям («10 ошибок в воспитании ребёнка»)
Анкета – опросник родительского отношения к детям
( В.В.Стрельцова) – родители воспитанников старшей и подготовительной к школе группы
Определение психологической атмосферы в семье
Методика Е. Шефера «Измерение родительских установок и реакций» - родители воспитанников младшей группы, средне-старшей групп
С педагогами
- Изучение индивидуальных психологических особенностей личности
«Самооценка психических состояний» по Айзенку
|
сентябрь - октябрь
октябрь
ноябрь - декабрь
декабрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
апрель
май
май
в течение года
сентябрь - октябрь
декабрь - январь
март - апрель
январь - февраль
|
| Коррекционная и развивающая работа
|
-Дошкольная дополнительная коррекционно — развивающая программа психолого — педагогической направленности эмоционального развития детей «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С.В. Крюкова, Н.П.Слободяник
-Дошкольная дополнительная коррекционно — развивающая программа психолого — педагогического сопровождения детей дошкольного возраста, имеющих факторы риска нарушения психологического здоровья «Тропинка к своему Я» О.В.Хухлаева, О.Е.Хухлаев, И.М.Первушина
|
в течение года по результатам наблюдений и диагностики
в течение года по результатам наблюдений и диагностики
|
| Консультативная
работа
| Консультации:
-по созданию организационно — методических условий для внедрения ФГОС в ДОУ
- по созданию условий успешной адаптации детей в детском саду, преодоление дезадаптации
Консультации и выступления на совещании при заведующем:
- «Построение коррекционной среды для дошкольников»
- «Познавательно - речевое развитие дошкольников».
-«Определение особенностей межличностных отношений ребёнка со взрослыми и сверстниками»
Консультации для педагогов:
-«Адаптация ребёнка в условиях ДОУ»
-«Агрессивные дети: причины поведения, приёмы его коррекции»
-«Психологическое здоровье как цель и критерий успешности педагогической поддержки детей»
-«Факторы риска и типология нарушений психического здоровья детей»
-«Формы и содержание групповой психологической поддержки дошкольников»
-«Понятие о самооценке детей дошкольного возраста, виды и формы, влияющие на её формирование»
Консультации по мере необходимости и запросу.
Совместная работа с администрацией МБДОУ:
-Участие в составлении планов воспитательных мероприятий
| по запросам педагогов и родителей в течение года
по результатам наблюдения и диагностики
октябрь
февраль
март
сентябрь
октябрь
январь
март
апрель
май
в течение года по запросу ДОУ
|
| Просветительская
работа
| 1.Выступление на родительских собраниях
- «Маленькие дети. Какие они?» (группа раннего возраста)
- «Секреты общения» (младшая группа)
- «Развивающие игры как средство интеллектуального развития детей» (средняя и старшая группа)
- «Готов ли Ваш ребёнок к школе» (старшая и подготовительная к школе группа)
2.Взаимодействие со школой - обсуждение итогов подготовки детей к школе
3.Подготовка рекомендаций, информации (памяток, буклетов), оформление стенда
| по плану МБДОУ в течение года
май
в течение года
|
| Организационно - методическая работа
| 1. Участие в работе МО психологов района
2. Работа по составлению и оформлению документации педагога - психолога
3. Заполнение индивидуальных карт развития. Составление мониторинга
4. Подготовка к диагностической работе, индивидуальной и групповой работе с дошкольниками.
5. Обработка и анализ полученных результатов диагностической деятельности
6. Самообразование
7. Оформление кабинета психолога
| в течение года по плану
|
| Профилактическая работа
| 1. Профилактика социальных вредностей:
-«Причины суицидального поведения детей»
-«Причины отклоняющегося поведения детей»
2. Составление памяток:
для родителей:
- «Как победить застенчивость»
- «Как правильно вести себя с ребёнком»
- «Капризы и упрямство»
- «Кризис 3-х лет»
- «Ночные страхи у детей»
для воспитателей:
- «Особенности психологии дошкольников»
- «Почему дети разные?»
- «Критерии готовности ребёнка к школе»
| выступления на МО воспитателей, родительских собраниях
в течение года по плану МБДОУ
|