IV. Планирование внутришкольного контроля по русскому языку в 5 - 9 кл.
Срок
Содержание контроля
Формы контроля
5 класс
I четверть
Преемственность в обучении русскому языку между начальным звеном и 5 классом. Итоги повторения изученного материала в 1-4 классах. Определение уровня знаний, специальных опорных умений, навыков чтения, каллиграфии, грамотности и речевого развития учащихся.
Посещение уроков совместно с учителями начальных классов, собеседования. Срезовые работы, проверка техники чтения, контрольный диктант.
II четверть
Практическая направленность преподавания русского языка. Формирование научных понятий. Пропедевтическое изучение темы «Синтаксис и пунктуация» (с целью выявления умения учителя строить пропедевтический курс, формировать навыки грамотного письма учащихся).
Посещение роков, собеседование.
Срезовые работы, контрольный диктант.
6 класс
I четверть
Деятельность учителя-словесника по активизации и расширению словарного запаса учащихся.
Приемы изучения и запоминания труднопроверяемых и непроверяемых написаний. Тема «Словообразование и орфография».
Словарный диктант.
Анализ текущей успеваемости.
III четверть
Речевое развитие учащихся, развитие умений и навыков чтения и восприятия чужой речи (аудирование). (С целью проверки эффективности работы учителя по обучению нормам языка, по обогащению словарного запаса и грамматического строя речи учащихся и по формированию умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме).
Посещение уроков развития речи.
Проверка техники чтения.
Срезовая работа, контролирую-щая навыки аудирования.
7 класс
II четверть
Практическая направленность преподавания русского языка. Состояние опроса, работа учителя по проверке, оценке и коррекции знаний, умений и навыков учащихся (с целью проверки умений учителя диагностировать и предупреждать ошибки и пробелы в знаниях учащихся). Темы: «Причастие» и «Деепричастие».
Посещение уроков и дополнительных занятий.
Контрольный диктант.
III четверть
Развитие умений и навыков восприятия чужой речи (аудирование), речевое развитие учащихся. (С целью определения уровня умений и навыков связного изложения мыслей в письменной форме).
Контрольное изложение по тексту публицистического характера.
8 класс
I четверть
Организация сопутствующего повторения, использования возможностей внутрикурсовых и межкурсовых связей. (С целью проверки результативности обучения и практической направленности уроков русского языка). Тема «Простые предложения. Двусоставное предложение».
Посещение уроков, анализ текущей успеваемости, собеседование с учителем.
IV четверть
Современные формы обучения. Использование активных форм обучения. (С целью проверки умения учителя использовать активные организационные формы, активные методы и приемы обучения). Тема «Обособленные члены предложения».
Посещение уроков, собеседова-ние с учителем.
Зачетная работа.
9 класс
I полугодие
Уровень орфографической и пунктуационной грамотности, сформированности специальных умений. (С целью проверки усвоения основных программных требований и подготовки учащихся к экзаменам).
Контрольный диктант.
IV четверть
Система итогового повторения по русскому языку. Систематизация и обобщение изученного материала.
Посещение уроков, анализ тематического плана повторения. Срезовые работы.
Конец учебного года
Уровень орфографической и пунктуационной грамотности, речевого развития учащихся.
Контрольный диктант, изложение или сочинение.
V. Контроль за знаниями, умениями и навыками учащихся 5-х классов.
Тема программы
Вопросы для контроля
Формы проверки
1. Повторение изученного в I-III классах.
Уровень грамотности учащихся за курс начальной школы.
Правописание гласных и согласных в корнях слов, букв И, У, А после шипящих, разделительных Ъ и Ь, написание предлогов с другими словами, Ь на конце существительных после шипящих, -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах.
Контрольный диктант.
2. Синтаксис и пунктуация. Культура речи.
Словосочетания и предложения; выделение словосочетаний из предложений; определение основы предложения, где подлежащее выражено существительным или личным местоимением, а сказуемое - личными формами глагола, а также существительным в именительном падеже или прилагательным.
Определение членов предложения; определение количества предложений в составе сложного, связанных союзами И, А, НО, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО, КОГДА, КОТОРЫЙ, ЧТО.
Знаки препинания в конце предложения, запятые при однородных членах, запятая и восклицательный знак при обращении, запятая в сложных предложениях, знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Проверочная работа.
3. Фонетика. Графика. Орфография.
Культура речи.
Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Гласные ударные и безударные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные. Алфавит.
Обозначение мягкости согласных на письме. Правописание безударных гласных, глухих и непроизносимых согласных.
Проверочная работа.
4. Лексика.
Культура речи.
Значение слова. Многозначные и однозначные слова. Синонимы. Умение пользоваться толковым и орфографическим словарем
Опрос или проверочная работа.
5. Словообразование. Орфография. Культура речи.
Изменение и образование слов. Разбор слов по составу. Правописание букв З и С на конце приставок; чередующихся гласных О и А в корнях -ЛОЖ- и -ЛАГ-, -РОС- и -РАСТ-; Ё и О после шипящих в корне; Ы и И после Ц.
Диктант с грамматическими заданиями. Проверочная работа.
6. Имя существительное.
Имя существительное как часть речи; общее значение, морфологические признаки; синтаксическая роль; большая буква в именах собственных, правописание гласных в падежных окончаниях существительных, О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Контрольный диктант с грамматическим заданием. Проверочная работа.
7. Имя прилагательное.
Имя прилагательное как часть речи, правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных, правописание кратких прилагательных с основой на шипящую.
Проверочная работа.
Контрольный диктант.
8. Глагол.
Глагол как часть речи; НЕ с глаголами, Ь в неопределенной форме глагола, Е-И в корнях с чередованием, гласные в безударных личных окончаниях глаголов.