Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПОЛИКЛИНИКИ




ИНВАЛИДНОСТЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Отделение медико-социальной службы поликлиники — структурное отделение детской поликлиники. Цель работы отделения заключается в реализации с учетом специфических особенностей детей, в том числе


подросткового возраста медико-социальных мероприятии, направлен­ных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, их соци­альную и правовую защиту, поддержку, профилактику и снижение за­болеваемости, формирование потребности в здоровом образе жизни. Отделение функционирует на основе преемственности и взаимосвязи с подразделениями детской поликлиники и другими медицинскими и не-меднцинскими учреждениями.

Основные задачи и функции отделения перечислены ниже.

• Медико-социальный патронаж в семье, выявление лиц, имеющих
факторы социального риска и нуждающихся в медико-социальной за­
щите и поддержке.

• Оказание медико-психологической помощи на основе индивиду­
ального подхода с учетом особенностей личности, в том числе путем
анонимного приема.

• Осуществление мероприятий по сохранению и укреплению репро­
дуктивного здоровья девочек (девушек) и мальчиков (юношей).

• Гигиеническое (включая половое) воспитание, обеспечение ме­
роприятий по подготовке молодежи к предстоящей семейной жизни,
ориентация на создание здоровой семьи.

• Индивидуальная, групповая и коллективная санитарно-просвети-
тельная работа, пропаганда мер профилактики, направленных на фор­
мирование здорового образа жизни и ориентирующих молодых людей и
их родителей на осознание вреда «рисковых» или так называемых «са­
моразрушающих» форм поведения для здоровья и развития (табакоку­
рение, злоупотребление алкоголем, наркомания, токсикомания, ранняя
сексуальная активность, правонарушения несовершеннолетних, бро­
дяжничество и др.).

• Оказание индивидуальной или опосредствованной социально-
правовой помощи детям, подросткам, семье по защите их прав и за­
конных интересов в соответствии с действующим законодатель­
ством.



• Анализ (с применением анкетного опроса и других методов) пот­
ребности обслуживаемого детско-подросткового контингента и их се­
мей в конкретных видах медико-социальной помощи.

Структура и штаты отделения определяют индивидуально в зависи­мости от численности прикрепленного контингента, характера и объема работы. В составе отделения могут быть дополнительные должности: психолог (медицинский психолог), врач-педиатр, подростковый врач-терапевт, социальный работник.


МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» определяет инвалидность как социальную недостаточ­ность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функ­ций организма, приводящую к ограничению жизнедеятельности и необ­ходимости социальной защиты. Инвалидность у детей — значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадапта­ции вследствие нарушения развития, роста, способности к самообслу­живанию, передвижению, ориентации, контролю своего поведения, обучению, общению и трудовой деятельности в будущем.

Ниже приведены законодательные документы в которых регламен­тированы основные права детей-инвалидов.

• Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. статья
7 «Охрана труда и здоровья населения, государственная поддержка, со­
циальная защита», статья 38 «Защита семьи, материнства и детства»,
статья 39 «Социальное обеспечение по возрасту, болезни и др.», статья
41 «Право на охрану здоровья и медицинскую помощь».

• На федеральном уровне действуют закон «О социальной защите
инвалидов в РФ» № 181 от 24 ноября 1995 г., постановление «Об утве­
рждении Классификаций и временных критериев, используемых при
осуществлении медико-социальной экспертизы» № 1/20 от 29 января
1997 г., «Положение о признании лица инвалидом» № 965 от 13 августа
1996 г. (исправления от 1 февраля 2005 г.).

• Международные правовые документы по защите прав и интересов
детей представлены «Конвенцией о правах ребенка» от 20 ноября 1989 г.,
«Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и разви­
тия детей» от 30 августа 1990 г.

• Местным администрациям дано право вводить дополнительные
виды пособий и льгот для семей, воспитывающих инвалидов.

Основанием для признания ребенка инвалидом, служит сочетание следующих 3 основных факторов.

• Нарушение здоровья со стойким расстройством функций организ­
ма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

• Ограничение жизнедеятельности, полная или частичная утрата
способности осуществлять самообслуживание, самостоятельное перед­
вижение, общение, ориентацию, контролировать свое поведение, обу­
чаться или заниматься игровой деятельностью в соответствии с возра­
стной нормой.

• Необходимость социальной защиты.

Международная номенклатура включает 9 основных разделов нарушений здоровья: умственные, другие психологические, языко-


вые и речевые, ушные (слуховые и вестибулярные), зрительные, висцеральные и метаболические, расстройства питания, двигатель­ные, уродующие, нарушения, связанные с причинами общего харак­тера.

Ограничение жизнедеятельности — неудача в выполнении ка­кой-то привычной деятельности. Существует градация степени ог­раничения (т.е. тяжести): от затруднения при выполнении действия до полной неспособности действовать, ни при использо­вании вспомогательных средств, ни при содействии окружающих. Существует 7 основных категорий для оценки характера ограниче­ния жизнедеятельности: ограничение к самообслуживанию, самос­тоятельному передвижению, обучению, трудовой деятельности, способности к ориентации, способности общению, контролировать свое поведение.

При определении ограничения жизнедеятельности очень важно оце­нить прогноз, который может быть сформулирован следующим обра­зом.

• Благоприятный — возможность полного восстановления нару­
шенных категорий жизнедеятельности.

• Относительно благоприятный — возможность частичного восста­
новления нарушенных категорий жизнедеятельности при уменьшении
степени их ограничений или стабилизации.

• Сомнительный (неопределенный).

• Неблагоприятный — невозможность даже частичного восстанов­
ления нарушенных категорий жизнедеятельности и уменьшения степе­
ни их ограничений.

Ограничения жизнедеятельности неизбежно приводят к формиро­ванию социальной недостаточности, которую подразделяют на недоста­точность из-за ограничения физической независимости, мобильности, заниматься обычной деятельностью, способности к получению образо­вания, профессиональной деятельности, экономической самостоятель­ности, интеграции в обществе.

В случае соответствия состояния здоровья направленного на экспер­тизу ребенка какому-либо из пунктов «Классификаций и временных критериев, используемых при проведении медико-социальной экспер­тизы», ему присваивают статус ребенка-инвалида. В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности детям устанавливают инва­лидность на определенный срок: 1 год, 2 года, до 18 лет. Термин «дети-инвалиды» правомочен в возрасте до 18 лет («Положение о признании лица инвалидом», в редакции постановления Правительства РФ № 820 от 26 октября 2000 г.).


Направление на медицинское освидетельствование ребенка дают на основании решения клинико-экспертных комиссий детских полик­линик. На ребенка заполняют «Направление ребенка до 16 лет для проведения медико-социальной экспертизы» (форма № 080/у-97, а в возрасте от 16 до 18 лет — форму № 088/у-97), утвержденное прика­зом МП и МЗ РФ № 50/18 от 25 февраля 1998 г., медицинский блок вопросов которого составлен с учетом необходимости многомерного описания различных последствий болезней и травм, являющихся при­чиной наступления инвалидности у ребенка. В направлении указыва­ют, помимо паспортных данных и развернутого клинического диагно­за, расшифровку нарушений в состоянии здоровья, ограничений жиз­недеятельности, оценку прогноза и рекомендации по медицинской ре­абилитации.

Обследование детей для заполнения формы № 80/у-96 проводят в сроки, не превышающие 30 календарных дней, в государственных ле­чебно-профилактических учреждениях, медицинских клиниках и науч­но-исследовательских институтах педиатрического профиля. Форму № 080/у-96 в 3-дневный срок представляют в учреждения федеральной государственной службы медико-социальной экспертизы по месту жи­тельства ребенка для установления инвалидности. К основным задачам «Бюро медико-социальной экспертизы» относят определение инвалид­ности, ее причин, сроков, времени наступления, потребности инвалида в различных видах социальной защиты, определение степени ограниче­ния жизнедеятельности и социальной дезадаптации, разработку инди­видуальных программ реабилитации, изучение уровня и причин инва­лидности. По результатам освидетельствования выдают справки уста­новленной формы, утвержденной Министерством труда и социального развития РФ.

Для восстановления социального статуса инвалида, достижения им материальной независимости и социальной адаптации проводят систе­му медицинских, психологических, педагогических, социально-эконо­мических мероприятий, направленных на устранение или возможно бо­лее полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, т.е. осуществляют реабилитацию инвалида. Реабилитация включает оценку реабилитационного потенциала (т.е. комплекса биологических и психофизиологических характеристик человека, а также социально-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать потенциальные возможности человека) и реабилитационного прогноза (т.е. предполагаемую вероятность реализации реабилитационного по­тенциала).


Реабилитация и абилитация включают медицинские мероприятия (восстановительная терапия, реконструктивная хирургия, протезирова­ние, ортопедирование), социальные меры (социально-бытовая и соци-ально-средовая адаптация) и профессиональную реабилитацию (про­фессиональная ориентация, профессиональное образование, трудоуст­ройство). В медицинском понимании реабилитация означает восста­новление утраченных функций: у старших детей — восстановление тру­доспособности, у маленьких — чаще необходима стимуляция развития функций, т.е. абилитация. Абилитация и реабилитация, таким образом, включает комплекс медицинских и педагогических мер, направленных на максимально полную адаптацию ребенка к окружающей обстановке, на устранение социальной недостаточности в ее педиатрическом пони­мании.

Данные освидетельствования ребенка после анализа клинико-функ-циональных, психологических, социальных факторов должны быть от­ражены в медико-социальном экспертном заключении об отнесении ре­бенка до 18 лет к категории «ребенок инвалид» и его обосновании с ука­занием следующих данных.

• Развернутый клинико-функциональный диагноз.

• Психологический диагноз.

• Оценка образовательного, социально-бытового и социально-сре-
дового статуса.

• Категория и степень ограничения жизнедеятельности.

• Реабилитационный потенциал.

• Реабилитационный прогноз.

• Заключение о причине, сроках установления и переосвидетель­
ствования инвалидности.

• Потребности ребенка в мерах социальной помощи и защиты,
включая рекомендации по медико-социальной реабилитации.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2403)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)