Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

B. Психолого-педагогический блок





Программа квалификационных испытаний

Для аттестации педагогических работников

По должности «социальный педагог»


Содержание

 

  Стр.
Пояснительная записка  
Содержание программы квалификационных испытаний    
Примерные тестовые задания  
Инструкция по использованию комплексного информационного теста (для испытуемого)  
Список рекомендуемой литературы и Интернет-источников  

 

Пояснительная записка

Настоящая программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности «социальный педагог» с целью подтверждения соответствия занимаемой должности и для установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей).

Аттестация педагогических работников по должности «социальный педагог» представляет собой установление соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к должности, требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), на основе оценки их профессиональной деятельности.

Аттестация педагогических работников осуществляется в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.03.2010 № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Цель квалификационных испытаний – оценить уровень знаний испытуемого по вопросам, связанным с осуществлением им своей профессиональной деятельности по занимаемой должности, а также оценить уровень теоретической подготовленности к выполнению требований, предъявляемых к квалификационной категории (первой или высшей).



Квалификационные испытания проводятся в форме письменного экзамена (тестирование). Испытуемому предлагается выполнить тест, состоящий из четырех блоков:

А. Правовой

В. Психолого-педагогический

С. Предметно-методический

D. Информационно-коммуникативный

Общее количество тестовых заданий – 21. Основная форма тестовых заданий - задания закрытого типа (задания множественного выбора, задания на установление соответствия, задания на установление правильной последовательности действий/операций).

Правильное выполнение тестового задания оценивается одним баллом. За правовой блок максимальный балл – 3; за психолого-педагогический – 6; за предметно-методический – 8; за информационно-коммуникативный – 4.

Положительное заключение о сдаче квалификационного испытания с целью подтверждения соответствия занимаемой должности дается при наличии суммарной оценки по четырем блокам – не менее 70%.

Положительное заключение о сдаче квалификационных испытаний для установления соответствия требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям, дается при наличии суммарной оценки по четырем блокам для первой квалификационной категории – не менее 80%, для высшей квалификационной категории – не менее 90%.

Программа квалификационных испытаний состоит из пояснительной записки, содержания программы квалификационных испытаний, набора примерных тестовых заданий комплексного информационного теста, инструкции по использованию комплексного информационного теста (для испытуемого), списка рекомендуемой литературы и Интернет-источников.

 

Содержание программы квалификационных испытаний

А. Правовой блок

Конституция Российской Федерации.

Закон Российской Федерации «Об образовании».

Семейный кодекс Российской Федерации.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Закон Российской Федерации «Об осно­вах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Президентская программа «Дети России».

Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования.

Основные принципы российской образовательной политики:

обеспечение доступности образования;

повышение качества образования;

обеспечение структурных изменений системы образования;

расширение институтов общественного участия в развитии и управлении образованием.

Постановление правительства Российской Федерации «О первоочередных мерах по созданию государственной системы социаль­ной помощи семье».

Конвенция ООН «О правах ребенка».

Приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации и Самарского региона.

Концепция компетентностно-ориентированного образования, утвержденная постановлением Правительства Самарской области от19.05.2004 № 24.

Система образования в Российской Федерации (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, послевузовское образование, дополнительное образование). Формы получения образования.

Образовательные учреждения[1]: организационно-правовые формы, виды.

Правовые основы функционирования образовательного учреждения. Устав образовательного учреждения как основной документ, регламентирующий его деятельность. Типовое положение об образовательном учреждении. Локальные акты образовательного учреждения.

Должностная инструкция социального педагога образовательного учреждения.

Общие требования к организации образовательного процесса в образовательном учреждении. Компетенция и ответственность образовательного учреждения. Правовое оформление отношений образовательного учреждения и родителей обучающихся (воспитанников).

Понятие «образовательная программа». Реализация образовательной программы в образовательном учреждении.

Особенности образовательной политики и специфики образовательного учреждения, в котором работает аттестуемый педагогический работник.

Нормативно-правовая база охраны труда работников и охраны здоровья обучающихся (воспитанников).

Особенности регулирования труда педагогических работников, режима рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений. Права работников образовательного учреждения, их социальные гарантии и льготы.

Нормативно-правовая база социальной защиты обучающихся (воспитанников) в системе образования.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся (воспитанников).

Санитарно-эпидемиологические и противопожарные требования к организации образовательного процесса.

B. Психолого-педагогический блок

Психика, поведение, деятельность. Деятельность: понятие, структура, характеристики. Потребности и мотивы. Цели и средства осуществления деятельности. Внутренние и внешние компоненты деятельности. Процессы интериоризации-экстериоризации. Виды и развитие человеческой деятельности. Понятие о ведущем виде деятельности.

Понятие о темпераменте. Психологическая характеристика типов темперамента. Направленность личности. Характеристика видов направленности. Понятие о характере. Типология характеров. Акцентуации характера.

Общение. Содержание, цель, уровни, средства общения. Коммуникативная компетентность. Межличностные отношения.

Структура личности: биологическое и социальное в структуре личности. Развитие личности, его закономерности, движущие силы. Возрастные этапы развития личности школьника, их психолого-педагогическая характеристика. Понятие о социальном формировании личности. Ведущая роль воспитания в развитии и формировании личности. Социальная зрелость личности. Самосознание личности.

Группа: определение, признаки, виды групп. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействие. Методы исследования группы.

Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование. Методика педагогического исследования. Внедрение результатов педагогических исследований в практику воспитания и обучения.

Сущность процесса воспитания. Принципы воспитания как основные закономерности формирования личности. Содержание воспитания учащихся. Формирование мотивов поведения личности. Воспитание и самовоспитание. Пути повышения эффективности процесса воспитания. Критерии воспитанности школьника.

Понятие о методах, приемах и средствах воспитания. Методы формирования сознания. Методы формирования опыта общественного поведения школьников и организации их деятельности. Методы стимулирования деятельности и поведения. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.

Характерные признаки, виды и структура детских коллективов. Динамика и этапы их развития. Органы самоуправления коллектива, их функции и условия эффективной воспитательной деятельности. Актив коллектива, методика его формирования. Традиции, стиль и тон в жизни детского коллектива. Воспитательная система коллективных линий и параллельного действия. Педагогическое руководство детским коллективом.

Причины и признаки развития конфликтной ситуации. Разновидности конфликтов. Специфика конфликта между взрослыми и ребенком, между детьми. Разрешение конфликта как развитие отношений. Способы разрешения конфликта.

Социализация: сущность, виды, этапы. Факторы, средства, механизмы социализации. Сущность понятия «социализированность».





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (558)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)