Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКИХ ГРУППАХ И КОЛЛЕКТИВАХ




 

Теперь мы подошли, пожалуй, к самым сложным и ответственным вопросам: о развитии детей в группах и коллективах и о разумном педагогическом руководстве этим процессом. Сложность поставленных вопросов состоит в том, что группа или коллектив могут оказывать двойственное, как положительное, так и отрицательное влияние на личность, и важно усилить первое, сведя к минимуму второе.

Вне общения со взрослыми людьми и другими детьми ребенок вряд ли приобретет нужные ему человеческие качества. Следовательно, коллектив ему необходим. Но коллектив, как мы выяснили ранее, при наделении его слишком большими полномочиями и властью над личностью, а также при недостаточно высокое уровне собственного развития ребенка может препятствовать его дальнейшему росту. Педагог на практике сталкивается, таким образом, со сложной задачей: как, управляя развитием самого коллектива, усиливать его положительное и уменьшать возможное отрицательное воздействие на личность ребенка.

Для того чтобы положительно и разносторонне влиять на личность ребенка, детский коллектив должен жить достаточно разнообразной жизнью, включающей виды деятельности, способствующие развитию личности. На практике большинство детских коллективов чаще всего заняты одним, реже двумя и очень редко тремя разными видами деятельности. В них ребенок не в состоянии получить возможность для разностороннего личностного развития. Тогда остается один выход: сделать ребенка активным участником сразу нескольких детских коллективов, занятых различными видами деятельности и в совокупности обеспечивающих ребенку нужное разнообразие личностного роста.

Это не есть единственно возможное и оптимальное решение проблемы, так как в пределах доступного для ребенка социального окружения не всегда находится нужное количество разнообразных по содержанию деятельности детских объединений. Тогда можно сделать так, чтобы ребенок непосредственно участвовал в работе двух, максимум — трех детских коллективов, каждый из которых, в свою очередь, занимался бы двумя-тремя различными видами деятельности, взаимодополняющими друг друга в их влиянии на личностное развитие ребенка. Участвуя в деятельности каждого из них, ребенок будет иметь возможность приобретать достаточное количество различных полезных личностных свойств, причем в зависимости от его собственных способностей и склонностей. Разумно, чтобы каждым детским коллективом в этом случае руководили два-три педагога — специалисты в различных областях человеческой деятельности.



Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Тема I. Обучение детей умениям и навыкам общения

1. Основные психолого-педагогические задачи работы с детскими группами и коллективами.

2. Цели педагогического руководства коллективами.

3. Обучение распределению обязанностей, ролевым формам поведения и деловому общению.

4. Развитие организаторских и исполнительских умений.

5. Научение эмоционально благоприятному межличностному общению, умению вести дискуссии, предупреждению и разрешению конфликтов.

6.Обучение независимому внутригрупповому поведению, учету мнений и интересов других людей.

 

Т е м а 2. Управление межличностнымн отношениями в детских группах

1. Значение деловых и личных взаимоотношений для развития личности ребенка в детских группах и коллективах.

2. Основные направления формирования и развития деловых отношений детей.

3. Возрастные особенности управления деловыми взаимоотношениями.

4. Приоритет нравственных взаимоотношений над деловыми.

5. Возрастные возможности укрепления моральной основы детских групповых взаимоотношений.

Тема 3. Организация деятельности детских групп и коллективов

1. Условия оптимальной организации совместной деятельности детей в группах и коллективах.

2. Социально-психологические основы организации групповой деятельности детей.

3. Оптимальная величина и состав детских групп, их возрастная изменчивость.

4. Требование равноправия личности ребенка и детского коллектива.

5. Приближение содержания и задач совместной деятельности детей к проблемам жизни взрослых людей.

Тема 4. Развитие личности в детских группах и коллективах

1.Двойственность влияния детских групп и коллективов на развитие личности ребенка.

2.Практические пути решения проблемы разностороннего развития личности ребенка в группах и коллективах.

Темы для рефератов

 

1.Психолого-педагогические основы работы с детьми в первых классах школы по развитию у них умений и навыков общения.

2.Ускоренное развитие нравственной основы личных взаимоотношений у детей дошкольного возраста.

3. Пути повышения эффективности деятельности детских групп и коллективов.

4. Практические средства усиления положительных и уменьшения отрицательных влияний коллектива на развитие личности ребенка.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1088)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.003 сек.)