Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Динамика развития сети организаций, объединений, численности детей




Наименование показателя 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год
Число организаций, единиц
Количество объединений, единиц 12 205 11 714 11 309 11 398
Численность детей, занимающихся в объединениях, человек 207 529 201 935 194 048 200 992
Удельный вес детей, охваченных системой дополнительного образования, человек 53,52 51,83 47,49 48,66

 

По территориальному принципу организации дополнительного образования распределяются следующим образом: в городах – 193 организации, на селе – 28 организаций.

На протяжении последних лет происходили качественные изменения в системе дополнительного образования детей: реорганизация, слияние нескольких организаций в одно с несколькими направлениями деятельности, смена ведомства образовательных организаций (для детских спортивных школ, детских музыкальных школ, детских художественных школ). Одна спортивная школа была открыта после реконструкции.

 

Значительно изменился правовой статус организаций дополнительного образования детей. Если в 2011 году практически все организации дополнительного образования были бюджетными, то в 2012 году бюджетными являлись лишь 105 организаций – 47,5 процента от общего числа организаций, казенными – 112 организаций (50,7 процента), автономными – 4 организации (1,8 процента).

Самыми массовыми направлениями в системе дополнительного образования детей по-прежнему остаются художественное творчество и спорт, в спортивных и художественных секциях занимается 75 242 и 53 315 детей соответственно. Впервые за много лет в рейтинге направленностей третье место по количеству детей, занимающихся в объединениях системы дополнительного образования, занимает техническое творчество. С 2011 года в объединениях этого направления наблюдается увеличение количества детей, в основном за счет внедрения проекта по робототехнике, 2D и 3D моделированию промышленности Среднего Урала.

В образовательных организациях области накоплен опыт создания и реализации различных систем и моделей дополнительного образования.



Однако в системе дополнительного образования очевидны проблемы и противоречия, которые необходимо решить в ближайшее время:

1) несоответствие образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей) на реализацию того или иного направления и имеющихся ресурсов общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования;

2) частое нарушение принципа свободного выбора обучающимся направлений внеурочной деятельности;

3) отсутствие на сегодняшний день единой базы данных занятости детей в системе дополнительного образования;

4) недостаточное развитие системы тьюторского сопровождения ребенка во внеурочное время;

5) при реализации федерального государственного образовательного стандарта часто не учитывается уже состоявшийся выбор ребенком занятий в организациях дополнительного образования или учреждениях культуры, спорта;

6) имеют место перегрузки детей;

7) не эффективное использование имеющейся инфраструктуры при реализации федерального государственного образовательного стандарта.

В соответствии с выделенными проблемами определены следующие задачи:

1) обсуждение механизмов реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования совместно с коллективами организаций дополнительного образования;

2) повышение качества дополнительного образования, внедрение системы менеджмента качества, общественной экспертизы результатов и эффективности использования имеющейся инфраструктуры;

3) организация системы повышения квалификации руководителей и педагогических работников образовательных организаций дополнительного образования детей в вопросах реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

4) развитие новых механизмов, процедур, технологий сетевого взаимодействия с организациями образования, культуры, спорта;

5) совершенствование нормативно-правовой базы реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования в части взаимодействия общего и дополнительного образования;

6) разработка новых требований к программам дополнительного образования;

7) изменение позиции педагога дополнительного образования и школьного учителя в вопросах построения образовательного процесса.

Обеспечение оздоровления детей и подростков, защита их прав и подготовка к полноценной жизни в обществе является одним из важнейших принципов государственной политики в интересах детей. Организация отдыха и оздоровления детей - важнейшая социальная задача, требующая особого внимания и консолидации усилий всех участников процесса социального становления детей и подростков.

Основным элементом в организации отдыха и оздоровления детей в Свердловской области является межведомственное взаимодействие, которое осуществляется через создание единого правового поля, порядка финансирования, координацию деятельности, реализацию функций государственного контроля, информационное обеспечение и развитие организаций, оказывающих услуги по организации отдыха и оздоровления детей.

В настоящее время действует система координации в сфере отдыха и оздоровления детей через работу областной межведомственной комиссии по организации отдыха, оздоровления и занятости детей при Правительстве Свердловской области и муниципальных межведомственных комиссий.

Организация отдыха и оздоровления детей и подростков в Свердловской области осуществляется на базе загородных детских оздоровительных лагерей стационарного типа, лагерей с дневным пребыванием детей, санаториях круглогодичного действия.

С 2010 по 2012 год наметилась тенденция к ежегодному увеличению количества оздоравливаемых детей в Свердловской области, расширению форм отдыха (2010 год - 312731 человек, 2011 год - 318853 человека, 2012 год - 323954 человека). Это происходило благодаря развитию таких форм организации отдыха и оздоровления детей как палаточные лагеря, туристические походы, многодневные мероприятия для детей.

Ежегодно в Свердловской области в летний период в целях укрепления здоровья детей функционируют более 1000 организаций отдыха и оздоровления детей различного вида с охватом около 200 тысяч человек (для сравнения, в Челябинской области – около 900 организаций отдыха и оздоровления детей различного вида).

Вместе с тем, в последние годы наблюдается сокращение численности загородных лагерей отдыха и оздоровления детей с 86 организаций в 2011 году до 72 организаций в 2012 году привело к постепенному сокращению количества муниципальных образований, имеющих лагеря такого типа (в настоящий момент загородные лагеря отдыха и оздоровления детей имеются лишь в 25 муниципальных образованиях в Свердловской области).

Сокращение произошло вследствие перераспределения данных организаций по типам. Так, численность санаторно-оздоровительных организаций увеличилась в 2012 году по сравнению с 2011 годом с 33 до 38 организаций.

Основными причинами закрытия загородных лагерей отдыха и оздоровления детей явились:

1) неудовлетворительная, не отвечающая современным требованиям материальная база загородных лагерей отдыха и оздоровления детей. Большинство загородных лагерей отдыха и оздоровления детей требуют капитального ремонта, многие из них не приспособлены для круглогодичного функционирования, не развивается их материальная база. Большинство естественных водоемов Свердловской области, вблизи которых располагаются загородные лагеря отдыха и оздоровления детей, имеют неудовлетворительное качество воды, в большей части загородных оздоровительных организаций отсутствуют бассейны;

2) отсутствие перспективных инвестиционных программ в сфере отдыха и оздоровления детей;

3) недостаточность необходимой правовой регламентации и защищенности загородных лагерей отдыха и оздоровления детей;

4) отсутствие стимулов у собственников организаций на содержание загородных лагерей отдыха и оздоровления детей;

5) недостаточное финансирование детского отдыха и оздоровления из бюджетов всех уровней.

Целевые программы по улучшению материально-технической базы муниципальных организаций отдыха и оздоровления детей приняты в 34 муниципальных образованиях в Свердловской области.

Большинство организаций региона, обеспечивающих отдых детей и их оздоровление, испытывают проблемы обеспечения педагогическим, медицинским и техническим персоналом вследствие низкой заработной платы работников и некомфортных условий проживания.

Наличие перечисленных негативных тенденций делает необходимой целенаправленную работу для обеспечения системного подхода в организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков и комплексного решения перечисленных проблем программным методом.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (687)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)