Организация педагогической практикиМетодические рекомендации по организации педагогической Практики слушателей курсов профессиональной переподготовки специалистов по направлению естественнонаучное образование
Важнейшим звеном в методической подготовке слушателей курсов профессиональной переподготовки является педагогическая практика. В соответствии с учебным планом профессиональной переподготовки, требованиями, определенными "Государственным стандартом высшего профессионального образования специальность 032400 Биология, квалификация "учитель биологии" (Утвержденным Министерством образования Российской Федерации от 14.04.2005 г.) слушатели курсов проходят педагогическую практику в школе.. Педагогическая практика вводит слушателей в круг обязанностей учителя биологии, дает возможность применить теоретические знания в практической работе, провести необходимые научно-методические исследования по проблеме выпускной квалификационной работы.
Цели и задачи педагогической практики Практика призвана углубить и закрепить теоретические знания, умения и навыки слушателей по общепрофессиональным предметам и дисциплинам предметной подготовки. В период педагогической слушатель практики овладевает профессионально-педагогическими умениями, навыками и умениями самостоятельного ведения образовательного процесса Задачи практики: - углубление и закрепление теоретических знаний и применение этих знаний в учебно-воспитательной работе; - формирование умений организовывать познавательную деятельность учащихся, овладение методикой учебно-воспитательного процесса по биологии; - проведение учебно-воспитательной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников и с применением здоровьесберегающих технологий; - самостоятельное планирование, проведение, контроль и корректировка урочной и внеурочной деятельности по предметам естественнонаучной области образования; - развитие умений самостоятельной педагогической деятельности в качестве учителя естественнонаучных предметов (естествознания) и классного руководителя; - овладение современными педагогическими технологиями в преподавании; - отработка приемов владения аудиторией, формирования мотивации учащихся; - освоение форм и методов работы с детьми, испытывающими затруднения в обучении; - развитие у слушателей умений выявлять, анализировать и преодолевать собственные педагогические затруднения; - овладение некоторыми умениями научно-исследовательской работы в области педагогических наук, наблюдение, анализ и обобщение передового педагогического опыта.
Организация педагогической практики Слушатели курсов профессиональной переподготовки проходят педагогическую практику в основной или средней (полной) общеобразовательной школе в течение 4-х недель после четвертой сессии по завершению изучения общепрофессиональных дисциплин "Педагогика", "Психология", «Технологии и методика обучения». Слушателям курса предоставляется право проходить педагогическую практику с отрывом и без отрыва от работы в школе, в которой работают слушатели. Не работающие в момент обучения в школе, могут проходить практику в ближайшей школе, или школе, предоставленной для практики Институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики. Направление в школу слушатели получают у руководителя педпрактики. При невыполнении программы практики в отведенные сроки, в случае болезни или по другим уважительным причинам, практика должна быть завершена в другие сроки, установленные руководителем педпрактики. Сокращение программы практики не допускается. Слушатели курса могут быть освобождены от одного из видов педагогической деятельности на практике, конкретно - если имеют базовое педагогическое образование (но по другой квалификации) освобождаются от составления к отчету психолого-педагогической характеристики класса, ученика, воспитательного мероприятия (классного часа) с классом. В отзыве о практике вносится соответствующая запись о качестве работы учителя в своей школе в качестве классного руководителя. Слушатели курса, работающие не менее одного года по специальности в должности соответствующей квалификации «учитель естествознания», освобождаются от педагогической практики при наличии положительной характеристики (Приложение №1 ) с подписями директора (заместителя директора по учебно-воспитательной работе), заверенной печатью школы. Обучающимся на курсах, освобожденным от практики, на основании «Характеристики» должна быть сделана соответствующая запись в зачетной книжке. Общее руководство педагогической практикой осуществляет преподаватель дисциплины «Технологии и методика обучения», он же отбирает групповых, школьных руководителей педпрактики. Институт руководит педагогической практикой в тесном содружестве с администрацией, учителями естественнонаучных дисциплин, руководителем школьного методического объединения, классными руководителями базовых школ. Для консультирования и оказания методической помощи за практикантом закрепляется куратор - учитель-предметник или другой специалист. Школьные руководители педпрактики имеют инструктивно- методические материалы: примерные планы работы с практикантами, схемы отчетов. В конце практики руководителем практики дается отзыв (Приложение № 2), заверяемый подписью учителя, под руководством которого осуществлялась практика, директора и печатью школы. Отзыв содержит анализ учебной, воспитательной работы практиканта; в нем отмечаются профессиональный уровень подготовки, владение методикой преподавания. В конце должно быть дано заключение о подготовленности к работе в качестве учителя естественнонаучных предметов, а также выставлена оценка («неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично»). В указанные учебным планом сроки (в недельный срок) слушатель курсов представляет в ИПК и ПРО УР отзыв и соответствующую документацию, описанную в приложении ниже. Итоги практики подводятся на заключительной конференции в ИПК и ПРО УР. За Дифференцированная оценка по педагогической практике заносится в зачетные книжки.
Содержание педагогической практики Содержание педагогической практики определяется образовательной программой курсов профессиональной переподготовки и требованиями. Практика проводится в течение четырех недель. Работа практикантов в школе проводится в следующих направлениях: 1.Знакомство со школой, классом, отдельными учениками. 2. Учебная работа по предметам естественнонаучной области. 3.Внеклассная и воспитательная работа в предметной области. 4.Исследовательская, экспериментальная работа На первой неделе проводится ознакомительная практика. Первые две недели имеют главной целью отработка и закрепление профессиональных знаний и умений при проведении собственных (пробных) занятий и изучение опыта работы при посещении уроков учителей биологии, химии, физики, географии . Вторая часть практики - подготовка и проведение зачетных уроков и внеклассных мероприятий, подведение итогов исследовательской работы. Педагогическая практика начинается с общего знакомства со школой, ее руководителями, с постановкой учебно-воспитательной работы в ней, разработки индивидуального плана педпрактики слушателя курсов. В течение всей практики слушатель обязан вести дневник своей работы по определенной форме. В дневнике ведутся регулярные записи, отражающие содержание и объем ежедневно выполняемой работы: посещение учебных и внеучебных занятий, внеклассная и воспитательная работа, записи по научно-исследовательской работе и др. За время практики слушатели должны: - посетить не менее 8, разнотипных уроков, учебных занятий, преимущественно предметов естественнонаучного цикла, охватывающие все этапы школьного образования (начальный пропедевтический - 1-5 классы, основной - 6-9 классы, завершающий -10,11 классы), в том числе - не менее 4-х уроков биологии, химии, физики, географии. Ход каждого посещенного занятия протоколируется в «Дневнике» (Приложение № 5 ). На один из посещенных уроков оформляется полный анализ; - изучить состав учащихся; вести психолого-педагогичесие наблюдения за ними, составить психолого-педагогическую характеристику на одного ученика и на учащихся одного класса; - изучить рабочую программу, учебно-тематические планы, внеклассную (внеурочную) работу в естественнонаучной области образования; определить темы пробных и зачетных уроков, зачетного внеклассного мероприятия (классного часа), обсудить и утвердить руководителем педпрактики и руководителем школы. Спланировать и провести не менее 4-х пробных уроков. В последнюю неделю проводится 2 зачетных урока. В процессе подготовки пробных уроков практикант может обращаться за консультацией к учителям или руководителю практики. Конспекты представляются на просмотр и утверждение куратору или руководителю практики. Зачетные уроки разрабатываются без консультаций руководителя, утверждаются перед их проведением. Защитные уроки проводятся обязательно в присутствии руководителя (куратора предмета в школе из числа администрации школы) с последующим самоанализом, анализом и оценкой. - проводить внеклассную (внеучебную) работу. Зачетное внеклассное мероприятие – одно. Это могут быть заседания кружка, клуба, НОУ, биологический вечер и др., план утверждается руководителем практики (куратором), занятие проводится в их присутствии, с последующим самоанализом, анализом и оценкой, - провести одно зачетное воспитательное мероприятие в качестве классного руководителя с последующим самоанализом, анализом и оценкой. При подготовке зачетного воспитательного мероприятия с классом практикант может консультироваться с преподавателями соответствующих кафедр ИРО; - оказывать методическую помощь школе, выступать с докладами, оформлять кабинет, консультировать учеников и родителей и др.; - проводить исследовательскую, экспериментальную работу педагогического, научно-методического характера по теме курсовой и выпускной квалификационной работы: собирать, систематизировать, обобщать факты педагогической деятельности; анализировать учебные и внеучебные занятия в методическом, дидактическом, психологическом аспектах и оценивать качество наблюдаемых занятий; осуществлять самоанализ собственной деятельности, теоретически осмысливать опыт работы коллег.При планировании и проведении исследований слушатель курсов консультируется с научным руководителем выпускной квалификационной (курсовой) работы и преподавателями соответствующих кафедр ИПК и ПРО. План утверждается руководителем педпрактики.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1335)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |