Представления о механизмах психологическом защиты
2. 3. Использование естественных и создание искусст 4. Атака на агрессора — активная защита по прин 5. Управление поведением и/или намерениями дей Преобладание пассивных форм защиты, возможно, объясняется тем, что активная защита, как у животных, так и у людей, имеет место лишь в тех случаях, когда опасность исходит от иного субъекта (человека или животного) , тогда как пассивная защита применяется также по отношению к стихиям и к другим факторам несубъективного происхождения. Итак, указанным пяти исходным формам защиты: бегство, прятанье, замирание, нападение и контроль предлагается придать статус базовых защитных установок'. Психологическая защита формируется и развивается под влиянием прежде всего семейной социализации (по механизму «копирования» родителей), а затем — накопления личного опыта и общественной социализации. Также был сделан вывод о влиянии психологической защиты на все уровни функционирования личности: когнитивный, эмоциональный и деятельностный; об участии СПЗ во всех доступных изучению процессах и потенциалах личности. Психическая регуляция посредством защитных механизмов, как правило, протекает на неосознаваемом уровне. Поэтому они, минуя сознание, проникают в личность, подрывают ее позиции, ослабляют ее творческий потенциал как субъекта жизни. Психозащитное разрешение ситуации выдается обманутому сознанию как действительное решение проблемы, как единственно возможный выход из сложившейся травмирующей ситуации. Осознание защиты — это осознание навязанных культурой страхов. Осознанный страх, отрефлексиро- ванный — это уже преодоленный страх, это уже начало автономии от культуры, это значит, я уже с ней, культурой, на равных. Заслуга Фрейда как раз и состояла в том, что он первым отразил необходимость рефлексирова-нИЯ — наличия психологической защиты. Так, выявленные взаимные связи СПЗ как с осознанной сферой деятельности, так и с неосознаваемой, дают основание высказать мнение невозможности однозначного отнесения их к функции «бессознательного». В зависимости от ситуации они могли коррелировать с обеими сферами: в начальном этапе адаптации, когда личность вынуждена сознательно контролировать ситуацию, они чаще всего ассоциируются с сознательной самооценкой; в дальнейшем — могут становиться составляющей частью стереотипа и функционировать неосознанно. С неосознанной сферой функционирования они чаще ассоциируются на фоне напряжения резервных функций организма (усталости, психоэмоционального напряжения, стресса и т. п.). Психологическая защита является также важнейшей составляющей личного опыта, индивидуальных стратегий и стереотипов, которая в контексте такого рассмотрения выполняет не просто функцию «редукции тревоги» (как считают большинство авторов), а более сложную и важную функцию сохранения «Я»-образа, мнения о себе и о своем идеале от травматических противоречий. Поэтому в состав потенциала отношений правомочно включить и психологическую защиту как один из способов «интрапсихической адаптации». К теоретическому рассмотрению проблемы психологической защиты обращаются многие авторы, предлагающие собственные концепции и подчеркивающие необходимость изучения и применения ее на практике. Мы солидаризируемся с мнением В.К. Мягера, который предлагает делать различие между патологической защитой (или неадекватными способами адаптации) и нормальной защитой, профилактической, постоянно присутствующей в нашей повседневной жизни'.
' Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (психология манипулирования). Минск: Харвест; М: ACT, 2000. 848 с. Мягер В.К. Актуальные вопросы теории и практики психо-ГИень[ и психопрофилактики // Современные формы и мето-организации психогигиенической и психопрофилактичес- лтл Кои Работы. СПб., 1985. . .,,:,, .*«^*. ,ч , -;."<, *.,,-«„ ^ 141 Глава 7 Неоднозначное отношение к психологической защите высказывают психологи P.M. Грановская и И.Я Березная. Они отмечают, что психологическая защита тормозит полет творческой фантазии, работу интуц. ции, она выступает в качестве барьера, который сужает, заслоняет и (или) искажает полноценное восприятие и переживание мира. Эти исследовательницы описывают защиту как организацию ловушек и преобразователей опасной и тревожной для личности информации. Наиболее опасная информация не воспринимается уже на уровне восприятия, менее опасная воспринимается, но затем искажается, трансформируется в удобоваримую для личности. Одновременно авторы отмечают и другую, положительную роль защиты. Защита ограждает сознание от информации, которая может разрушить целенаправленное мышление, мышление, которое настроено на решение проблемы в соответствии с отображаемой картиной ситуации. В этом смысле защитные техники рассматриваются как система стабилизации личности, которая направлена на устранение или минимизацию отрицательных эмоций, тревоги, которая возникает при рассогласовании имеющейся картины мира и ситуации с новой и неожиданной информацией'. Традиционно защитное поведение рассматривается на двух уровнях: защита, актуализирующаяся в ответ на угрозу, исходящую «от себя», т. е. со стороны собственного опыта, и «межличностная» защита. Ю.Б. Захарова2, исследуя студентов МГУ с помощью методики репертуарных решеток Келли, продемонстрировала реальное существование моделей защитного поведения на уровне межгруппового взаимодействия, направленного на сохранение положительного «Мы-образа». До сих пор категория психологической защиты является категорией индивидуально-психологической, т. е. описывающей некоторые внутриличностные ме-
2 Захарова Ю.Б. О моделях психологической защиты на уров Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (587)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |