ОПТИМИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
Экстремальные ситуации, стрессы сопровождают руководителя ежедневно, ежечасно. На полученную визуально или по другим каналам информацию в первую оче-Редь реагирует эмоциональная компонента, включаются процессы гомеостатического реагирования. В дальнейшем эти процессы могут иметь уже и негативные последствия. Человек под воздействием негативных эмо-Ций может принять неверное решение или не принять бго вообще. Но высокий интеллект руководителя, его профессиональная память и стиль поведения позволяют ему °Ценить ситуацию и представить ее не как катастрофу. My необходимо принять решение, и воля, волевые каче-
Психология здоровья Глава Овтимизацмяпсшчеш! дстпйчнвости
Важнейшей предпосылкой для оптимизации психической устойчивости персонала, а следовательно, и профессиональной деятельности, считается активное использование современных эффективных психотехнологий. Причем психотехнологий не только саморегуляции, но и технологий психолого-акмеологического сопровождения всего уклада труда в госструктурах. Отдельные стороны данной проблемы исследовались О.С. Аниси-мовым, А.С. Гусевой, П.А. Корчемным, Л.Г. Лаптевым, В.Г. Михайловским, М.Ф. Секачем, И.Н. Семеновым, А.П. Ситниковым и другими акмеологами. На основе полученных ими данных представляется важным определение концептуальных и процедурных основ психолого-акмеологического обеспечения труда в госструктурах, которое мы рассматриваем в качестве важного условия оптимизации психической устойчивости руководителя иукрепления его здоровья. Как свидетельствуют данные исследований последних лет, интегративное оформление данной идеи находит отражение в психолого-акмеологическом сопровождении совокупного труда и всех его компонентов. В связи с этим требуется уточнение важных понятий, а именно сущности, содержания и организации психолого-акмеологического сопровождения. Акмеологический характер модели психолого-акмеологического сопровождения заключается в том, что она обеспечивает раскрытие его творческого потенциала не только как руководителя, но и в едином контексте труда обеспечивает ему продуктивную саморегуляцию психической устойчивости и обеспечение здорового образа жизни. Знание модели психолого-акмеологического сопровождения является основой и тем ориентиром, который вносит определенность в оптимизацию психической устойчивости персонала. Изучение практики деятельности государственных служащих и анализ их функциональных (должностных) обязанностей позволили выделить наиболее характерные стороны их текущей работы. Выявлено, что в процессе управления только 13,5% руководителей системно .._ познают, анализируют и прогнозируют свою деятель-I4D ность и результаты, уделяя внимание поддержанию сво- его здоровья и психической устойчивости. При этом только каждый второй занимается данной работой сверх установленных должностных обязанностей. Поэтому Модель психолого-акмеологического сопровождения имеет ценность не только как теоретическая разработка, н0 и исключительно актуальна для практики функционирования организаций. Эффективность ее использования в решающей мере зависит от системы акмеологи-ческого обеспечения. Установлено, что для оптимизации профессиональной деятельности необходима продуктивная система, способная обеспечить системное исследовательско-раз-вивающее воздействие на персонал и их психическую устойчивость. Опыт показывает, что акмеологическое сопровождение в сфере профессиональной деятельности персонала госструктур целесообразно вести по следующим направлениям: • акмеологическое моделирование профессиональ • экспертный мониторинг профессионализации • акмеологический сервис — социально-психологи • актуализация саморегуляции психической устой • организация системной деятельности акмеологи- Для человека важно видеть возможности психолого-акмеологического сопровождения профессиональной Деятельности как для ее оптимизации, так и для обеспечения здорового образа жизни, эффективной саморегуляции психической устойчивости субъектов труда. Исследования показывают, что содержание психолого-акмеологического сопровождения полностью обусловле-Но Целями профессиональной деятельности персонала и интересами конкретного человека. Полученные дан- ,... ные указывают на то, что каждое выделенное направле- I'm ю-
Акмеологическое моделирование профессиональной деятельности руководителя государственных структур включает: • анализ целей, задач, объективно необходимых уп • разработка и апробация прогностической и нор t тимизации реальных сторон их труда (всех видов выполняемой деятельности, повседневных отношений, индивидуального развития и совокупных результатов жизнедеятельности); • подготовка обоснованных предложений по исполь- процедуры осуществления труда во взаимосвязи • осуществление системноструктурного анализа Такая принципиальная позиция, основанная на результатах исследования ( М.Ф. Секач, 1999), заключается в том, что при реализации всех этих направлений следует обращать постоянное внимание на укрепление психического ресурса субъектов труда и обеспечение их здорового образа жизни. Экспертный мониторинг профессионализации руководителей и развитие их творческого потенциала предполагает решение таких вопросов, как: • разработка исследовательско-диагностических и работке стратегии продуктивного развития собственного творческого потенциала; • создание и использование инструментария и ме • разработка социально-психологических основ под • выявление общих социально-психологических за Социально-психологическое, психотехнологическое и педагогическое обеспечение жизнедеятельности руководителей осуществляется по следующим направлениям: • изучение условий и факторов, влияющих на ре • формирование и развитие акмеологической куль • подготовка руководителей к творческому исполь • обеспечение комфортных условий деятельности, • психологическое содействие госслужащим при
ISO Создание организационно-психологических предпосылок для активизации саморегуляционной деятельности персонала: • теоретическая и методическая подготовка по про- • практическое развитие саморегуляционной куль- .'* туры; " • осуществление саморегуляционной деятельности чд в рамках целостной психолого-акмеологической модели; • мониторинговая диагностика, оценка и коррекция "1 соответствии с критериями оптимальности; 1 • совершенствование саморегуляционной деятель-\ ности психической устойчивости государственной службы. Организация системной работы психолого-акмеологической службы в конкретной госструктуре предполагает системно-целостное решение задач профессиональной деятельности, оптимизации всего труда и жизни, которые ориентированы на конкретного служащего и весь персонал. Весь комплекс жизнедеятельностных вопросов решается в соответствии с принятыми моделью, алгоритмом и целостной технологией. В психолого-акме-ологическом сопровождении функционирования организаций одной из центральных задач выступает оптимизация профессиональной деятельности и процесс профессионализации. При этом в круг основных вопросов включаются: • диагностика и анализ социальных, социально-пси • выработка оптимальной модели, алгоритма и тех ■,! функций и продуктивной коммуникации в процессе жизнедеятельности; • разработка механизма оптимизации и гармониза- • осуществление психодиагностики, психотерапии поведения персонала для содействия им в овладении оптимальным стилем управления, высокой культурой общения и комфортного психического состояния; • участие в планировании и отработке программ • оказание психологической помощи сотрудникам В целом современный опыт показывает, что осуществление психолого-акмеологического сопровождения профессиональной деятельности позволяет более эффективно решать многоплановые практические задачи, отражающие интересы общества, коллектива и конкретного человека. Его реально сложившаяся основа — социально-психологическое сопровождение труда и жизни человека и группы — эффективно используется в различных сферах и обеспечивает их оптимизацию. Вполне очевидна его интегративная роль и для систематизации профессионализации деятельности. В его рамках более продуктивно реализуются такие функции, как исследовательско-диагностическая, аналитическая, конструктивно-прогностическая, педагогическая, тренингово-развивающая, саморегулятивная, коррекционная и организационная. Их успешное выполнение выступает одним из ключевых звеньев в достижении госслужащим качественно нового уровня соответствия требованиям профессиональной деятельности. Результаты проведенного кафедрой акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС (1994 — 2001) исследования свидетельствуют о том, что в рамках оптимизации труда и жизни персонала важно осуществить не только контекстное обеспечение само-Регуляции психической устойчивости, но и использование целенаправленных психотехнологий. Поэтому в арсенал психолого-акмеологического сопровождения неизменно включаются средства самопознания, самоана-^за, самооценивания, самоуправления, саморегуляции, ,_. Самокоррекции, направленные на оптимизацию и повы- 1 и I Глава 8 потимиззция психической устойчивости
Цель программы — научить человека понимать самого себя и привить ему способности системно и продуктивно заниматься саморегуляционной деятельностью. Она призвана решать такие задачи: 1. Развитие интереса к изучению роли человеческо 2. Привитие способности объективно проводить са- 3. Овладение продуктивной саморегуляционной де f Реализация цели и задач саморегуляционной деятельности в рамках психолого-акмеологического сопровождения в соответствии с разработанной программой включает целостный цикл, содержательно и технологически объединенный. При психологическом тестировании в период переподготовки персонала в батарее тестов использовался тест диагностики межличностных отношений — ДМО (Л.Н. Собчик, 1990 г.). Результаты психологического тестирования на достаточно большой выборке (более 400 чел.) показали, что адекватно свой психологический ресурс оценивают около 18% руководителей. Более 81% руководителей выявляют заниженную или завышенную самооценку. Для оптимизации психической устойчивости были разработаны программы и использованы в процессе психолого-акмеологического сопровождения. В частности, были использованы психотехнологии, которые при' водятся ниже. Цель этих занятий — помочь госслу^а-...-п щему разобраться в себе, помочь овладеть продуктив-IUC ной саморегуляционной деятельностью и тем самым У*' репить свою психическую устойчивость и психическое здоровье. Тестирование по методике «Диагностика межличностных взаимоотношений» позволяет выявить не только адекватную самооценку психологического ресурса человека, но и ее структурные особенности. Перед каждым слушателем на практическом занятии лежал лист (бланк его личных результатов по самооценке), психограммы «Я — реальное» и «Я — идеальное», его психологического «хочу» и «могу». И несмотря на то, что преподаватель-психолог говорил для всех, каждый оценивал себя, преломляя сказанное через результаты «личного самооценивания», тестирования. Психолог подробно объяснил значение показателей октант, их сочетание и т. п. Слушатели видели результаты своего психологического тестирования, анализировали и уясняли свой психологический потенциал, в то же время преподаватель, зная результаты обследования каждого, обращался ко всем испытуемым. Такая форма работы с людьми, уже состоявшимися руководителями, была наиболее приемлема. Слушатели как бы опосредованно работали с психологическим материалом. Они, при подсказке психолога, уточняли свои психологические возможности и особенности. Как правило, такие занятия заканчивались в полном смысле психокоррекционной беседой каждого слушателя и психолога. Но, что очень важно, казалось бы, внешне недоступные люди приходили к психологу по своей инициативе, чтобы лучше разобраться в своих психологических проблемах. Для такого вида психологической коррекции можно использовать примерные темы бесед с учетом составляющих психической устойчивости: волевые, эмоциональные, интеллектуальные и личностно-профессиональные. Саморегуляция волевых качеств личности. Чаще всего говоря о человеке с сильной волей, имеют в виду его способность мобилизовать себя, свои физические и духовные силы на выполнение какой-либо работы и доведение этой работы до конца. Однако есть два пути. Пер-вый путь состоит в борьбе с собой, систематическом пре-°Долении себя, насилии над своей психикой. Однако же-^ие, а порой, бессмысленные требования к самому себе огУт уподобить организм и психику маятнику, очень .__ Ильно отклонившемуся в одну сторону. Подобное поло- luu Глава кшмсн! дстаШчиввстм
Отрицательные последствия такого подхода заставляют задуматься о втором пути. Он лежит через желание узнать свой организм, свою психику, жить с ними в мире и тем самым использовать их огромные возможности, создавая себе условия для успешного выполнения нужной работы. Для этого были применены конкретные техники и упражнения. Итак, вы вдруг решили, что не справляетесь с работой по саморегуляции свойств личности. Не торопитесь с выводами. Воля и способности есть у каждого человека, только одни люди научились создавать условия, в которых они бы проявлялись, а другие нет. Приведем простой пример. Любая работа чаще всего связана с умением сконцентрировать внимание, память, мышление. Вы считаете, что не способны на это? Зря, вспомните, вы свободно можете 2 часа с напряжением следить за действиями героев в понравившемся кинофильме или пересказать приятелю содержание интересной книги. В о-боих случаях хорошо сработали и внимание и память. Но ведь речь шла об интересных заданиях?! А это и подсказка к одному из условий, которые облегчат «работу» вашей воли: можно создать такие условия, чтобы нужная деятельность стала интересной. Очень возможно, что вы решите потренировать свою волю и научиться осознанию применять волевое усилие. Такой подход также планомерен. К.Д. Ушинский сравнивал волю человека с его мускулатурой. Для развития, укрепления и той и другой требуется постоянная практика и тренировки. С одной стороны, продолжительные нагрузки значительно ослабляют волю и мышцы, с другой — чрезвычайные нагрузки могут надорвать и остановить развитие того и другого. Можно сказать, что одной из главных задач развития у себя волевой регуляции является формирование волевых привычек. Напомним, что в привычке сочетается доведенный до автомата способ действия (что значительно облегчает работу) с потребностью использовать именно этот способ. Например, если у человека выработалась 154 привычка доводить дело до конца, то остановка исполне- ния Дела на полпути вызовет у него чувство психического дискомфорта. Формирование этих привычек зависит от разумного сочетания определенных условий работы и прежде всего интереса, который поможет облегчить проявление волевых усилий. Занимаясь специально тренировкой волевых усилий, обязательно учитывайте такие правила: не ставьте себе бессмысленных и даже вредных для здоровья целей (не есть 2 дня или не спать до 3 часов ночи и т. п.), лучше всего тренировать свою волю не специальными, искусственными упражнениями, а постановкой и выполнением конкретных целей в повседневной деятельности, не подвергайте свою волю сразу слишком тяжелым испытаниям. Поставив перед собой цель за неделю избавиться от каких-либо недостатков и одновременно развить желаемые качества, вы наверняка потерпите неудачу. Будьте реалистами в постановке целей. Это проявляется в соответствии поставленных целей вашим возможностям, реальным срокам выполнения, их конкретность и поэтапность. Сначала лучше поставить себе всего 1—2 цели и разбить их на этапы. Помните о постоянстве тренировок. Исполняя намеченное от случая к случаю, даже добившись какого-либо результата, вы не продвинетесь в выработке волевой привычки. Нагружайте ее ежедневно как мышцу. Успешное выполнение намеченного плана зависит не только от вашей силы воли, но и от четкой программы осуществления цели, наличия запасных вариантов для изменившихся обстоятельств, попытайтесь рассматривать возможные неудачи не как поражение, а как сложный этап в деятельности, опирайтесь в своей работе на положительные эмоции. Хвалите и награждайте себя за маленький успех в выполнении намеченного, не нужно «ломать себя», тренируя волевое усилие, попытайтесь так распределить свои силы и выбрать вид работы, чтобы тренировка происходила на грани приятного. Упражнения, направленные на повышение эмоциональной стабильности. Данный компонент психической Устойчивости, как показывают исследования, во многом зависит от самооценки — мнения госслужащего о себе самом, которое формируется при сравнении себя с дру-ми людьми. Самооценка может быть адекватной, т. е. оответствующей реальным возможностям и способно- 133 Глава 8 психической устойчивости
стям человека, и неадекватной, т. е. субъективно завышенной или заниженной. Часто бывает так, что при столкновении с многочисленными трудностями, не обладая определенными навыками их преодоления, человек может отказаться от своих жизненных планов, начать считать себя заурядной личностью, резервы и способности которой уже исчерпаны. Самое нежелательное — это закрепление заниженной самооценки. Такая самооценка обычно довольно устойчива: даже внешнюю положительную оценку своих успехов и сами успехи люди начинают считать случайностью, благоприятным стечением обстоятельств, но никак не результатом собственных способностей и усилий. Человек с заниженной самооценкой чаще всего нерешителен, не уверен в своих силах, пребывает в угнетенном психическом состоянии. При заниженной самооценке. Если вас беспокоит проблема соответствия ваших способностей и возможностей требованиям какой-то деятельности, вспомните, что она рассчитана на средние способности и подходить к ее усвоению нужно с установкой: если могут и другие, могу и я. К тому же можно с уверенностью сказать, что вы реализовали далеко еще не все свои способности. Думайте о себе с оптимизмом. И подтверждайте на деле хорошее мнение о себе. Постарайтесь поставить перед собой серьезные, но реально достижимые цели, которые требуют усердия и настойчивости. Ставьте себе оценку за качество работы, за соответствие времени выполнения намеченному сроку. Хвалите себя за хорошо сделанное дело, гордитесь собой. Награждайте себя за каждый успешный этап продвижения к цели. Постарайтесь увидеть и оценить хорошие и сильные стороны вашей личности. Опора на положительные черты и их развитие — главное условие успешности в работе над собой: 1 • составьте отдельный список ваших сильных сто • возможно, ваши друзья или члены семьи помогут вам в составлении такого списка, а вы, в свою очередь, поможете им; поиграете в игру: составьте подробный список достоинств друг друга. Вслух * объясните вашему другу, почему вы включили каждый из пунктов в список. Лучше начинать такие объяснения словами: «Что мне в тебе нравится, так это...»; • каждый из нас умеет делать какое-либо дело, хотя бы самое маленькое, немного лучше других. Вспомните, что вы умеете делать лучше всех? Нельзя, конечно, оставлять без внимания свои слабые стороны и недостатки. Но начинать анализ нужно, имея в виду следующее: в процессе самокритики, при анализе ошибок или плохих результатов попытайтесь избавиться от постоянного самобичевания. Причины неудач часто кроются в недостатке усилий, а не в слабых способностях, в неумении правильно организовать работу или выбрать время действий, а не в неисправимом характере. Говоря более общими словами, старайтесь чаще критиковать поведение, а не личностное свойство. При анализе недостатков может быть полезно такое упражнение. Поделив лист бумаги на две части, в левой половине листа запишите свои слабые стороны, в правой —достоинства, которые могут быть противопоставлены этим недостаткам. И постарайтесь в поведении особо уделять внимание тем чертам, которые расположены в правой колонке. Если в вашей самооценке самым слабым местом является общение с другими людьми и вы думаете, что люди считают вас скучным и неинтересным, попытайтесь развить в себе какую-либо черту или особенность, которая делала бы вас приятным и интересным в общении. Больше читайте как периодическую печать, так и художественную литературу — вы будете готовы показать свое мнение, поддержать разговор на многие темы, рассказать что-то новое и т. д. Реалистичная самооценка. Неуверенность в себе чаще всего отрицательно влияет и на поведение и на самочувствие человека. Неуверенный в себе человек находится в напряженном состоянии тревоги и беспокойства за результаты своих действий, отказывается от вполне реаль-Ых Целей, низко оценивает свои возможности. Неуверенность в себе связана прежде всего с заниженной са-^°оценкой, поэтому некоторые рекомендации по выра-от?е Реалистичной самооценки мы уже предлагали. Избавление от неуверенности в себе — это одновре- .__ но и формирование противоположной черты — уве- lu/ Глава
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (748)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |