пртимизация ininecui ртвйчивости
Первым шагом к формированию уверенности в себе должен стать анализ ваших сильных сторон и недостатков. Этот момент очень важен, т. к. он позволяет, с одной стороны, осознать свои достоинства и двигаться вперед опираясь на них, с другой стороны, сформировать реальные цели деятельности. Вспомните о своих ошибках и неудачах и постарайтесь трезво определить долю вины за них. Сделав это, подумайте о своих успехах и победах и в дальнейшем почаще вспоминайте о них. Не занимайтесь самоуничижением. Избегайте оценивать себя такими определениями, как «глупый», «неспособный», «неисправимый». Ваша конструктивная критика должна быть направлена на недостатки поведения, а не на навешивание ярлыков на собственную личность. Если несмотря на все ваши усилия, вы продолжаете чувствовать свою нерешительность при общении с определенными людьми или при занятии определенными видами деятельности, откажитесь от такого общения. Уверенность в себе обретается за счет успешной деятельности, выполнения серьезных задач. Главным результатом такой работы становится ощущение, которое можно выразить словами: «Я смог», «У меня получилось». Помните: цели, которые вы перед собой ставите, должны быть конкретны и вполне выполнимы. Выберите себе сначала 1 — 2 цели, затем одну из них. Если она большая, разделите на несколько этапов и по каждому составьте план исполнения. Не забудьте в этот план включить графы о сроках, результатах и поощрениях. Полезнее всего начинать с больших и не очень трудных заданий, потому что главное — ощутить радость успеха. Затем постепенно усложняйте свои цели. Не забывайте о той поддержке, которую вы сами можете оказать себе при выполнении заданий. Перед началом и во время выполнения работы ободряйте се ' 1_- выражайте уверенность в успехе дела. В конце каЖА0 lUO этапа выполнения обязательно похвалите себя за пр°А нНую работу (можно даже вслух) и наградите себя чем-нибудь приятным. Определенную помощь могут оказать и занятия . утотренингом (различные способы регулирования собственных состояний, внушение и самовнушение веры в собственные силы, настрой на определенный вид работы и т. д.). Постарайтесь поддержать себя и за счет некоторых вспомогательных средств, например, голоса. Вспомните, что в минуты хорошего настроения, бодрости и уверенности ваш голос звучит ясно и твердо, без дрожи и слабости. Характер звучания собственного голоса оказывает или положительное или отрицательное воздействие на общий эмоциональный настрой человека. Некоторые упражнения позволяют тренировать твердость и ясность голоса. Поиграйте с собой, примите внутреннюю роль, например: «Я — привыкший командовать». Попытайтесь, чтобы ваш голос был тверд, звучал уверенно, соответствовал принятому образу. Развитие интеллектуальных и личностно-профес-сиональныхкачеств психической устойчивости госслужащих. Для этого использованы специальные упражнения, направленные на развитие мотивации и способностей персонала к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию. Госслужащим предлагается обдумать, почему им так мешает в работе знание будущего результата. Причины могут быть разными, например: вы человек творческий, стремитесь идти неизведанными путями, вас интересуют лишь неожиданные результаты, трудноразрешимые, оригинальные проблемы; у вас опускаются руки не просто от знания результата, а от предчувствия неудачи в Работе. Жизнь, часто загруженную различными видами ра-отг значительно облегчает планирование. Планы составляются на день, неделю, месяц, квартал и т. д. Что Редставляет собой план? Это и есть сформулирован-е в виде целей предстоящие результаты работы с точ-м Указанием ее количества, качества и срока выпол-ния. Таким образом, точное знание предстоящего ре-Tg Тата позволит более осмысленно подходить к рабо- .__ Достигать намеченного. Для этого: попытайтесь при lUu
выполнении определенного дела сосредотачивать своц мысли и внимание не на предстоящем результате, а на самом процессе работы. Это может быть поиск новых необычных путей решения проблемы. Можно ввести в работу элемент игры; в случае, если вашу активность тормозит именно возможность неудачного результата попытайтесь для себя ответить на такие вопросы: что могу сделать лично я, чтобы такого результата избежать? если неудача неизбежна, то как в дальнейшем можно улучшить ситуацию? какую я могу извлечь пользу из возможной неудачи? Понятно, что к процессу саморегуляции свойств личности необходимо приступать осмысленно и осознанно. Для этого желательно задаться вопросом: чего же вы хотите добиться в результате развития и совершенствования того или иного качества. Иными словами, прежде чем приступать к самокоррекции личностного качества, необходимо: знание о том, что вы собираетесь развить и совершенствовать; положительное отношение к качеству, которое вы хотите развивать и совершенствовать; знание о том, как развивать личностное качество и что надо делать для этого. Желательно знать, является это качество врожденным или формируется в процессе жизни и деятельности. Практически все качества личности не могут рассматриваться только как врожденные. От рождения человек получает лишь задатки, предпосылки, которые облегчают или затрудняют развитие тех или иных качеств. Природные предпосылки и свойства темперамента могут способствовать длительной мобилизации сил для достижения целей, но по-разному. Так, например, человек, обладающий флегматическим темпераментом, может свободно, легко и без принуждения длительно заниматься одной и той же работой. В то время как для сангвиника и холерика это нужно сделать по-иному, т. е. выполнять работу энергично и частями. Надо просто учитывать индивидуальные особенности и помнить, что тем перамент определяет не результат, а способы и прием достижения результата, т. е. стилевые особенности и ведения. Учитывая природные предпосылки, нужно вс гда помнить, что в личностных качествах есть и харак ^ ристики, которые можно приобрести только в опыте щения и деятельности. Они не возникают сразу и вдрУ а развиваются в повседневной жизни и работе, т. е. без тренировки и выполнения специальных действий развить их невозможно. Далее желательно знать основные функции, назначение и роль того или иного личностного свойства и что можно добиться, обладая им как специфическим инструментом взаимодействия. Постарайтесь представить себе, сколько и чего вы могли бы добиться в жизни, деятельности и общении, обладая желанным качеством? Можете это даже записать себе на память. Например, с помощью этого качества я бы мог... Помните, одной правильно поставленной цели в выполнении намеченного, конечно, мало. Необходимо сознательно продвигаться к цели. Такое сознательное продвижение фиксируется с помощью планов. Но часто приходится слышать, что и так времени ни на что не хватает, зачем тратить его на составление планов ? Действительно ли вам так не хватает времени? Последите за собой неделю, в конце каждого дня записывайте в таблицу то время, в течение которого вы: просто сидели, смотрели телевизор, болтали с приятелем и т. д. Возможно, проделав такое упражнение, вы придете к выводу, что у вас гораздо больше свободного времени, чем вы предполагали, и что план позволит вам сознательно распорядиться этим временем в своих целях. Планирование работы по саморегуляции свойств личности обладает тем огромным преимуществом, что позволяет равномерно распределить усилия в течение определенного времени, например, сами можете спланировать себе свободные вечера или дни, можете их скорректировать в зависимости от обстоятельств. Планы мо-Пт быть нескольких видов по охвату времени: на день — в этот план включаются занятия, важные дела, работа по саморегуляции и вид поощрения. Особо отметьте пунк-тЫг которые необходимо выполнить в первую очередь; на неделю — по внешнему виду он представляет собой ту Же таблицу, где записаны основные занятия, встречи, важные события, работа над собой и т. п.
При составлении планов учитывались особенности мперамента госслужащих. Например: если преобла-ют черты флегматического темперамента, можно пла-Ровать напряженную, даже однообразную работу на ф Ольно длительное время, но особое внимание уделять .„. е вРабатывания, более интенсивно проводить интел- IЫ :их°логия здоровья
цвета. Любое чрезмерно развитое качество или привычка, превратившаяся во всепоглощающую потребность, может стать не подспорьем, а тормозом в работе. Она способна принести вред госслужащему и окружающим. Поэтому, формируя привычку доводить начатое дело до конца, в эксперименте обеспечивалось избегание крайности: стремления всегда и во что бы то ни стало выполнить намеченное как можно скорее. Таким образом, одним из основных путей актуализации оптимизации в рамках психолого-акмеологическо-го сопровождения профессиональной деятельности госслужащих является целенаправленное моделирование и развитие ситуаций самосовершенствования, при которых они постоянно сталкиваются с необходимостью активно расширять и применять имеющиеся знания, умения и навыки, а также систематичность и регулярность действий в подобных ситуациях будут способствовать развитию продуктивной саморегуляции. Опытно-экспериментальная работа по развитию компонентов психической устойчивости — волевого, эмоционального, интеллектуального и личностно-профессио-нального в процессе оптимизации дала положительный результат и с точки зрения повышения эффективности профессиональной деятельности. Об этом свидетельствует и коэффициент ранговой корреляции Спирмена между уровнем психической устойчивости иуровнем эффективности профессиональной деятельности. Значение коэффициента может расти при задействовании и дрУ' гих механизмов, положительно влияющих на уровень психической устойчивости. К таким механизмам можно отнести организацию всестороннего психолого-акмео логического сопровождения профессиональной деятель ности госслужащих. ВЫВОД: Современный опыт показывает, что onTJ?^!. ._„ зация с помощью различных психотехнологий проФ ^ 1Ьс сиональной деятельности персонала позволяет б ттимизаци» психической устойчивости______________________ в эффективно решать многоплановые практические задачи, отражающие интересы общества, госструктуры и конкретного руководителя. Вполне очевидна интегратив-ная роль оптимизации в саморегуляции психической устойчивости. В его рамках более продуктивно реализуются такие функции, как исследовательско-диагностичес-кая, аналитическая, конструктивно-прогностическая, педагогическая, коррекционная и организационная. к Вопросы: 1. Какова роль психической устойчивости руково 2. Какие проблемы возникают у руководителя при 3. Какова роль и значение оптимизации психичес Задания:
1. Подберите методики изучения самооценки госслу 2. Разработайте примерный план беседы по различ 3. Подготовьте примерные темы бесед при психокор вости. ,4.4 ИГ САМОПРОГРАММИРОВАНИЕ
Человек усваивает в процессе жизни различные нормы и ценности (плохо — хорошо, красиво — безобразно, справедливо — несправедливо, достойно —унизительно и т. д.). Это и есть программирование, задающее общее направление стремлений и конкретные очертания жизненных целей любого человека. Понятно, что главную роль в программировании играет среда: родители и соседи, учителя и воспитатели, друзья и знакомые, сослуживцы и случайные спутники. А еще книги и журналы, фильмы и телевидение, слухи и мода. Короче говоря, нас стихийно программирует тот гигантский поток информации, который проходит сквозь психику в течение жизни, особенно в детстве и юности. Когда мы говорим о самопрограммировании, то имеем в виду попытку упорядочить этот процесс, сделать его более или менее целенаправленным, последовательным, систематичным. Вот зачем требуется какая-нибудь доктрина (политическая, религиозная, моральная, все равно какая). Она дает человеку опору в его размышлениях, позволяет оценивать и выбирать, указывает путь, освещает этот путь высшим смыслом. В рамках обсуждаемой здесь проблемы крайне важно, чтобы такая доктрина допускала и оправдывала самопожертвование во имя принятых данным человеком ценностей и норм. Для того чтобы человек не только «знал», что смерти бояться нельзя, что есть вещи, которые дороже жизни, но и сделал эту идею частью самого себя, необходимо перевести ее из сферы сознанияв бессознательную сферу. С этой целью надо составить перечень («пакет») конкретных «команд» для нашего биокомпьютера. Такие команды должны быть короткими, ясными, выраженными в форме положительных утверждений. Иными словами, «пакет команд» представляет своеобразный «кодекс мужества». Требуется не просто выучить его наизусть, а именно ввести в бессознательную сФеРУ психики. Отмечен очень интересный феномен: при правильном вводе программы она начинает работать независимо от сознания. То есть заданное программой поведение реализуется в экстремальной ситуации как бы само собой, без видимого вмешательства воли и без насилия над личностью. Отмечу, что самопрограммирование нельзя путать с одержимостью какими-то идеями. Один из наставников дзэн-буддизма высказался по этому поводу следующим образом: «Навязчивые идеи, от которых должен избавляться боец, суть следующие. Желание во что бы то ни стало победить; желание запугать противника; желание использовать его ошибки; желание поймать на свой любимый прием; желание применить всю освоенную технику. Если любая из этих идей овладевает бойцом, то он становится ее рабом, лишенным свободы и естественности в своих действиях. Поединок требует полной безмятежности духа». Как известно, процесс воспитания многогранен. В этом процессе формируются потребности и отношения личности, ее желания, интересы, стремления, идеалы, мировоззрение и убеждения. Воспитание опирается на обучение, а следовательно, и на упражнение и тренировку, но не ограничивается ими. В процессе воспитания устанавливается связь всего усваиваемого в ходе обучения с личностью в целом. Воспитание является «высшим приемом» формирования психики. Неуправляемое, «свободное» воспитание приводит к тому, что человек действительно становится неуправляемым и потому нетерпимым для общества из-за своего постоянного стремления не считаться с другими. Не случайно такой человек пребывает в непрерывных конфликтных отношениях с окружающими. Несдержанность, болезненная нетерпимость, крайний эгоизм — вот его основные характерологические особенности. А эго-Изм, как известно, никогда не представлял ценности для °ощества, так как вся его «созидающая» сила направле-а на достижение любой ценой лишь собственного бла-°подучия Может ли в данном случае идти речь о само- .__ °Жертвовании, самоотречении, забвении личных инте- 103
Всю свою жизнь размышлял о высоком назначении человека и осуществлял на практике принципы самосовершенствования Л.Н. Толстой. Трудной и противоречивой была та внутренняя работа, в процессе которой формулировались эти принципы, но еще труднее они претворялись в жизнь. Об этих упорных ежедневных усилиях свидетельствует «Дневник» великого художника и мыслителя. Уже в юные годы Л. Н. Толстой формулирует для себя свод необходимых правил, внимательно следит за их исполнением, сурово осуждает себя за каждое отступление от них. Вот некоторые из этих правил: «Будь прям, хотя и резок, но откровенен со всеми, но не детски откровенен, без необходимости... Каждому делу, которое делаешь, предаваться вполне. При каждом сильном ощущении воздерживайся от движений, а, обдумав раз, хотя бы и ошибочно, действуй решительно»; «К каждому делу, необходимому, но к которому чувствуешь отвращение, приступать как можно быстрее»; «Нужно бояться праздности и беспорядочности...»; «Избегать общества людей, любящих пьянство...» И самое главное правило: «Принимать большое влияние в счастии и пользе людей». Процесс самосовершенствования начинается с критического анализа собственной личности, и на этой основе формулируется программа внутренней работы. 4 июля 1854 года двадцатишестилетний Л. Н. Толстой записывает в дневнике: «Главные мои недостатки: 1) Неосновательность (под этим я разумею: нерешительность, непостоянство и непоследовательность); 2) Неприятный тяжелый характер, раздражительность, излишнее самолюбие, тщеславие; 3) Привычка к праздности. Буду стараться постоянно наблюдать за этими тремя основными пороками и записывать всякий раз. что буду впадать в них». Л. Н. Толстой считал — ив том его убеждал соб Сзнопрпгрзммкрававке______________________________ I Конкретную программу самовоспитания наметил и двадцатишестилетний А. П. Чехов, когда в письме к брату Николаю перечислял признаки воспитанности: «Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям: 1) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... 2) Они сострадательны... 3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги. 4)...Нелгутонидажевпустяках... Онинеболтли-вы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают... 5) Они не уничижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие... 6) Они не суетны... 7) Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем... 8) Они воспитывают в себе эстетику... Им, особливо художникам, нужны свежесть, изящество, человечность... Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля... Тут дорог каждый час...»•' Сам А. П. Чехов не отступал от этой программы в течение всей своей трудной жизни, изумляя окружающих необыкновенной гармоничностью своей личности. В. И. Вернадский, еще будучи студентом университета, выработал для себя программу дальнейшего образования и поведения. «Итак, — писал он, — необходимо приобрести знания, развить ум... Первое дело: 1. Выработка характера. Преимущественно следует: 2. Образование ума: а) знакомство с философией, б) Задача человека заключается в доставлении наивозможной пользы окружающим»'. Весьма поучителен пример самовоспитания и самосовершенствования М. Ганди. Он достиг больших успехов 8 Умении регулировать свои потребности и душевные состояния. «Человек, — писал М. Ганди, — является Чел°веком потому, что способен к самоограничению, и °стается человеком лишь постольку, поскольку на практике осуществляет его». Самым главным и самым труд-**К по мнению Ганди, является умение подчинить Вернадский В.И. Совершенствование психики. Глава ! самопрограммирование
И все-таки способность Ганди к саморегулированию была бы просто непостижимой, если бы мы не приняли во внимание чрезвычайно важное обстоятельство: это был исключительно целеустремленный человек. «Все другие удовольствия превращаются в ничто перед лицом служения, ставшего радостью», — писал он. Здесь мы подходим к вопросу о том, какое значение для самовоспитания имеет генеральная жизненная установка человека, понимание им цели и смысла своей жизни. Это ключевой вопрос для уяснения проблемы самопрограммирования личности. Великие примеры работы над собой, самопрограммирования и самосовершенствования дают нам люди, ставившие перед собой великие жизненные цели. Их процесс самовоспитания теснейшим образом связан с процессом самопрограммирования, но не сводится к нему. Самопрограммирование является начальным этапом любого самовоспитательного воздействия и его основным методом. Какую бы цель самовоспитания ни ставил перед собой человек, успех в достижении этой цели в решающей степени зависит от того, насколько рационально осуществляется самопрограммирование, т. е. насколько прочно конструируемая программа поддерживается личностными и социальными потребностями, в какой мере учитывает влияние внешней среды (а оно складывается из суммарного действия природных факторов, факторов технического прогресса и социальных факторов). Самосовершенствование личности связано и с совершенствованием психики. Функционирование и развитие человеческой психики, как мы уже отмечали, определяется соотношением биологических и социальных факторов при решающем влиянии последних на ее формирование. . __ Различают три основных вида формирования психй-100 ки: стихийное, целенаправленное и самоформирование. Стихийное формирование психики, имеющее место Р результате случайных, не планируемых воздействий на нее, играет важную роль в развитии любой личности. Запрограммировать все воздействия на человека и обеспечить только целенаправленное формирование его психики практически невозможно даже в условиях эксперимента. Улица, соученики, соседи, случайные книги, средства массовой информации — все это влияет на формирование психики. Именно поэтому перед взрос-дьш человеком довольно часто встает задача собственного самовоспитания и самоперевоспитания. Задача общества состоит не в том, чтобы полностью исключить стихийное формирование психики. Даже поместив человека в «башню из слоновой кости», мы не могли бы этого сделать. Основная задача сводится здесь к тому, чтобы регулировать стихийное формирование психики различными общественными методами, обеспечивая ее развитие в нужном обществу направлении. В психике человека достаточно много наследственного (переданного через гены) и врожденного (определяемого условиями внутриутробного развития), существующего в форме скрытых психофизиологических способностей, причем они могут быть выявлены и реализованы только под влиянием внешней среды и соответствующей деятельности индивида. Другой вид информации, влияющей на психическое развитие, приобретается в процессе жизни индивида и является основой для самопрограммирования психики. Прежде чем говорить о методах и способах самопрограммирования психики, остановимся на некоторых общих положениях. Во-первых, не может быть такого самопрограммирования, которое бы не предусматривало определенной и конкретной цели или жизненной перспективы. Исходный пункт самопрограммирования — сформированная цель действия. Нередко формирование четкой и устойчивой цели оказывается достаточным условием эффективного программирования деятельности Человека на всю жизнь, когда интересам достижения этой цели подчиняются все другие стороны его жизни. Иногда такое программирование осуществляется еще в Раннем детстве, под влиянием какого-то впечатляю- .__ Чего события или образа, оставляющего неизгладимый 1Ьи tan! Самирвграммироват
Если иметь в виду функционирование нервной систе жизнь, активно воздействуя на поведение индивида. Детально исследовал феномен запечатления советский физиолог И. С. Беритов, назвавший его «психонервным комплексом представления». Установил он и главные особенности процесса запечатления, сводящиеся к следующему: однократное воздействие внешней обстановки запечатлевается в долговременной памяти в виде целостного «психонервного комплекса представления»; этот «психонервный комплекс» чрезвычайно легко воспроизводится в памяти даже под влиянием какой-то одной детали соответствующей внешней обстановки, условий, лишь отдаленно напоминающих эту обстановку, и даже самопроизвольно — в результате самовозбуждения соответствующих нервных пунктов; указанному комплексу присуща высокая двигательная активность; достаточно вызвать его образное представление, чтобы соответствующим образом активировался весь организм. Эта активация тем больше, чем меньше времени прошло с момента запечатления. Таким образом, запечатление можно считать непроизвольной формой программирования. Следует заметить, что такое программирование по механизму запечатления может иметь место и у взрослого человека. К сожалению, подобного рода случаи чаще всего приобретают отрицательный характер и в последующем проявляются как навязчивые состояния (навязчивые страхи, представления и т. п.). Предпосылки для подобного впечатления возникают в так называемых фазовых состояниях .__ коры головного мозга, когда общий тонус психики зна- 1/1) чительно снижен. Вот некоторые примеры такого отрицательного «программирования». Бытует мнение, что если накануне че-довек чрезмерно утомился, то утром остатки утомления легко устранить, выпив большую чашку крепкого кофе. Не зная о том, что даже у нормально отдохнувшего человека большая доза кофеина часто вызывает сильное психическое напряжение, страх, сердцебиение, некоторые пытаются «освежиться» крепчайшим кофе. В фазовом же состоянии, которым и является утомление, бывает достаточно даже небольшой чашки кофе, чтобы вызвать вышеописанные симптомы, имитирующие приступ сердечной недостаточности. Такой сердечный «приступ», сопровождаемый сильным страхом, фиксируется в памяти по типу запечатления и в последующем возникает всякий раз в обстановке, хоть чем-то напоминающей о нем, а иногда и при «беспричинном» воспоминании. Нам нередко приходилось встречать молодых, цветущих людей, которые именно таким образом приобретали тягчайший невроз сердца, годами обследовались и безуспешно лечились. Аналогично установочные реакции могут фиксироваться и в памяти чрезмерно утомленного человека. Так, пожилой рабочий после ночной смены по пути домой переходил улицу в неположенном месте. Неожиданно появившаяся из-за поворота машина, отчаянно скрипя тормозами, остановилась в полуметре от него. Зафиксировавшийся в этой ситуации страх в дальнейшем превратился в невроз и в течение нескольких лет проявлялся мучительными переживаниями всякий раз, когда приходилось переходить любую дорогу. Подобных примеров можно привести много. Важно здесь то, что медикаментозное лечение в этих случаях не оказывает положительного влияния. Устранению такого рода заболеваний способствует «перепрограммирование» нервной системы с использованием для эт°й Цели фазовых состояний мозга, когда создаются необходимые условия для высокой действенности словесного и образного внушения и самовнушения. Следует подчеркнуть, что активным началом механизма запечатления всегда является чувственный образ внешнего мира (другой человек, определенная жизненная ситуация) или же образ собственного внутреннего ._. с°стояния. Для того чтобы этот механизм сработал, тре- l/l Глава ! рамадриграмниршт
Программирующая роль внутренних образов может проявляться и в обычных условиях при достаточно высо-/ ком психическом тонусе. Но для этого необходимо, чтобы человек периодически активно и целенаправленно сосредоточивал свое внимание на соответствующем образе, стараясь воспринимать его как объективную реальность. Именно в этом сущность самостоятельной ! программирующей функции субъективных образов, программирующей роли представлений. Представлением в психологии называют процесс отражения в центральной нервной системе предметов и явлений. Процесс самопрограммирования психики помогает решать множество разнообразных задач: приобретать необходимые знания, вырабатывать новые навыки и привычки, повышать уровень самосознания и его регулирующее влияние на поведение и деятельность. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ускорить процесс изменения представлений о собственной личности, с тем чтобы он несколько опережал реальные изменения. Представления о себе складываются на основе оценки пройденного жизненного пути, настоящего социального положения и отношения коллектива, на понимании уровня своего развития и образования, на знании своего характера, внешности, состояния здоровья и т. п. Внешность, здоровье и другие физические особенности человека в определенной степени обусловлены случайными обстоятельствами. Тем не менее при необходимости и эти качества подлежат целенаправленной коррекции не только физическими, но и психическими методами воздействия, основанными, как уже отмечалось, на активной роли представлений. Благодаря регулирующей роли сознания человек способен в значительной степени абстрагироваться от 11Ч реальных воздействий и посредством представлении III воссоздавать действие прежних раздражителей или ясе> конструируя новые представления на основе старых, целенаправленно формировать новое представление о себе, имея в виду его программирующее назначение. Одним из условий самопрограммирования психики, связанных с поведением человека, является формирование привычек. В зависимости от поставленных жизненных целей человеку, как правило, приходится искоренять какие-то ненужные или даже вредные привычки и вырабатывать новые, более необходимые с точки зрения поставленных целей. Особую трудность представляют привычки, связанные с бытовыми интоксикациями (курение, употребление алкоголя и пр.). В связи с этим полезно помнить слова Сенеки о том, что «управлять можно только добродетелью, а не душевными недугами — их легче искоренить, чем обуздать». Важное значение имеет выработка новых целесообразных привычек. При этом привычка может быть и способом стихийного самопрограммирования, и методом целенаправленного самосовершенствования, если она формируется сознательно, с учетом жизненных перспектив и целей. К существенным программирующим механизмам относится речь. О психофизиологических механизмах речи подробно говорилось при описании особенностей гипноза и аутогенных тренировок. Однако и в бодрствующем состоянии речь сохраняет важную регулирующую и программирующую функцию. Еще И.П. Павлов отмечал, что вторая сигнальная система есть высший регулятор человеческого поведения. Среди множества форм словесной саморегуляции и самопрограммирования следует назвать самоодобрение и самопоощрение. Хотя эта форма саморегуляции более свойственна детям, определенное значение она имеет и для взрослого человека, закрепляя и усиливая положительное отношение к определенной программе собственного поведения или деятельности. Вспомним, к^к А. С. Пушкин, закончив трагедию «Борис Годунов», с величайшим удовлетворением воскликнул: «Аи да Пушкин, аи да молодец!» Противоположная форма саморегуляции—самоосуждение и самонаказание. Являясь весьма дейс
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (572)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |