Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Задания к контрольной работе по дисциплине и методические указания к их выполнению





Главное условие успешного овладения студентами знаниями в области макроэкономики заключается в систематической самостоятельной работе.

Необходимо иметь в виду, что каждая тема должна изучаться на основе понимания материала предыдущих тем и курсов, поскольку все они связаны между собой в логической последовательности. Базовыми курсами для изучения макроэкономики являются введение в экономическую теорию, микроэкономика, математический анализ.

Контрольная работа является одним из видов самостоятельной работы студентов. Она направлена на закрепление, углубление и обобщение знаний. Номер варианта контрольной работы студенты выбирают по последней цифре номера зачетной книжки. Контрольная работа по дисциплине «Макроэкономика» включает четыре модуля, изучение которых приходится на осенний семестр:

· национальное хозяйство и система национальных счетов;

· равновесие на товарном рынке (потребление, инвестиции, фискальная политика государства);

· равновесие на денежном рынке (спрос и предложение денег, денежно-кредитная политика государства);

· равновесие в закрытой экономике (модель IS-LM).

Для каждого варианта по данным модулям сформировано одно задание, которое включает теоретические вопросы по темам указанных модулей. Номера заданий означают: первая цифра – номер модуля, вторая – номер по порядку. Для выполнения заданий необходимо проработать соответствующие темы по учебникам:

· Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебное пособие для ВУЗов: изд-е 9-е. М.: ДИС, 2009. 416 с.

· Тарасевич Л.С. Макроэкономика. 7-е изд., испр. и доп. М.: Высшее образование, 2009. 654 с.

· Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика: Учебник для вузов. 3-е изд., доп. СПб.: Питер, 2009. 560 с.

Задания считаются выполненными, если задачи решены полно и правильно, т. е. проведены расчеты, которые необходимо сопровождать пояснениями и основными формулами, раскрыто содержание явления (основные понятия и законы) и дана его графическая интерпретация.

Преподаватель может изменять задания контрольной работы.



Варианты контрольных работ

Вариант 1.

1.1. Какую роль играет СНС в макроанализе и какие показатели она включает?

1.2. Дайте определение ВВП и ВНП и покажите различия между ними.

1.3. Запишите модель открытой экономики с помощью уравнений. Какие потоки являются изъятиями, а какие инъекциями?

2.

2.1. Выделите особенности кейнсианского подхода к анализу домашних хозяйств. Сформулируйте основной психологический закон Кейнса.

2.2. Как государство может использовать фискальную политику для увеличения занятости и стимулирования экономического роста?

2.3. С изменением каких из показателей может быть связан рост дополнительных (индуцированных) инвестиций?

3.

3.1. Приведите различные теоретические трактовки понятия «деньги». Какое определение отражает современную трактовку?

3.2. Какая связь, по мнению монетаристов, существует между денежной массой и уровнем цен? В чем состоит «денежное правило» М. Фридмена?

3.3. Какой из следующих инструментов денежно-кредитной политики реже всех следует использовать в регулировании?

4.

4.1. Почему кривая IS имеет отрицательный наклон?

4.2. Каким образом действуют мультипликативные эффекты при рассмотрении совместного равновесия?

4.3. Каковы последствия роста государственных расходов в модели. Ответ проиллюстрируйте на графике, обозначьте мультипликативный эффект и эффект вытеснения.

Вариант 2.

1.1. Что такое конечная продукция и добавленная стоимость и почему величина ВВП, рассчитанная по конечной продукции и добавленной стоимости, одинакова? Объясните.

1.2. Как отражаются государственные трансферты в системе национальных счетов?

1.3. Чем ВНП отличается от ВВП?

2.

2.1. Как соотносятся предельная склонность к потреблению и средняя склонность к потреблению, предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению?

2.2. Какова структура государственного бюджета? В каком случае можно говорить о выполнении бюджетом стимулирующей функции?

2.3. Дайте определение государственного долга на основе понятия первичного дефицита, структурного и циклического дефицита. Как соотносятся указанные понятия?

3.

3.1. Как изменится предложение денег, если Центральный Банк повысит норму обязательного резерва с 10% до 20%?

3.2. В чем отличие денежной базы и денежной массы?

3.3. Каковы последствия повышения учетной ставки Центральным банком? Рассмотрите вопрос с позиций государства, фирм, домохозяйств.

4.

4.1. Как изменится потребление домохозяйств и инвестиционная активность, если произойдет повышение процентной ставки?

4.2. Как устанавливается равновесие в модели IS-LM (опишите механизм приспособления для каждого рынка и экономики в целом)?

4.3. Каковы последствия роста автономных расходов в модели IS-LM ?

Вариант 3.

1.1. Какие факторы определяют располагаемый доход домашних хозяйств?

1.2. Какие индексы цен используются в макроэкономическом анализе? Укажите их достоинства и недостатки.

1.3. Каково экономическое содержание показателя национального дохода?

2.

2.1. Какие факторы определяют потребление и сбережение?

2.2. Как соотносятся мультипликатор государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета?

2.3. Как повлияет внедрение результатов научно-технического прогресса на производство на валовые и чистые инвестиции?

3.

3.1. Какой денежный агрегат наилучшим образом отражает функцию денег как средства обращения?

3.2. Укажите основные характеристики спроса на деньги в кейнсианской концепции. Какой принцип лежит в этой теории?

3.3. Рассчитайте величину денежного мультипликатора, если отношение наличности к депозитам равно 0,3, норма обязательных резервов – 10 %.

4.

4.1. Получите графически кривую LM из рисунка, иллюстрирующего равновесие на рынке денег.

4.2. Если спрос на деньги неэластичен по ставке процента, какова будет эффективность фискальной и монетарной политики?

4.3. В каких случаях в модели IS-LM фискальная политика будет менее эффективной?

Вариант 4.

1.1. Почему государственные трансферты не увеличивают стоимость ВВП, а влияют на величину располагаемого дохода?

1.2. Какие показатели могут использоваться для оценки качества жизни? Объясните свой ответ.

1.3. Какие показатели включает ВВП, исчисленный по доходам? Каково экономическое содержание данного подхода?

1.

1.1. Почему предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению всегда меньше единицы, а их сумма равна единице?

1.2. Предположим, что правительство хочет сократить налоги, чтобы стимулировать экономику в период спада. Имеет ли значение то, какие налоги сократить: с населения или корпораций?

1.3. Если при сокращении инвестиционных расходов на 100 долл., величина совокупного выпуска (дохода) сокращается на 400 долл., то определите предельную склонность к потреблению?

2.

2.1. Какие функции выполняют деньги в современной экономике?

2.2. Можно ли утверждать, что требование Центрального банка к коммерческим банкам держать обязательные резервы эквивалентно введению дополнительного налога на банковскую деятельность?

2.3. Каким образом в современных условиях ЦБ использует в монетарной политике денежную базу и денежный мультипликатор?

3.

3.1. Как влияет изменение спроса на деньги на равновесный уровень выпуска, если Центральный банк проводит политику поддержания фиксированной ставки процента?

3.2. Как изменятся параметры равновесия в модели ISLM, если центральный банк будет продавать облигации государственного займа, а инвестиции не чувствительны к процентной ставке?

3.3. Как изменится равновесие в модели IS-LM, если увеличится величина государственных расходов? Рассмотрите разные варианты финансирования государственных расходов.

Вариант 5.

1.1. Опишите основные потоки на макроуровне методом «изъятия–инъекции».

1.2. Почему для оценки уровня развития хозяйства используют реальные показатели ВВП и НД, а не номинальные?

1.3. Как должны соотносится ВНП, ЧНП и НД, чтобы обеспечивать расширение производственного потенциала страны?

2.

2.1. Дайте определение понятия «мультипликатор». Какова его роль в экономическом анализе?

2.2. Как повлияет рост предельной налоговой ставки на совокупные расходы и абсолютное значение налогового мультипликатора?

2.3. Если сбережения определяются по формуле S = 0,2Y – 50, а планируемые инвестиции 30, то определите равновесный доход.

3.

3.1. Какова структура кредитной системы? Какие функции выполняют специализированные финансово-кредитные институты?

3.2. Может ли ставка рефинансирования Центрального банка быть выше, чем ставка процента на межбанковском рынке кредитов? Возможна ли обратная ситуация? Ответ обоснуйте.

3.3. Какие факторы определяют спрос на деньги для сделок?

4.

4.1. Почему кривая LM имеет положительный наклон? Каковы особенности ее конфигурации?

4.2. Как изменится эффективность фискальной и монетарной политики, если при воздействии на выпуск возрастет чувствительность инвестиций к процентной ставке?

4.3. Дайте определение инвестиционной ловушки. Чем опасна данная ситуация в экономике? Приведите примеры.

4.4.

Вариант 6.

1.1. Как рассчитывается ВВП по производственному методу? В чем его преимущества и недостатки?

1.2. Почему ВВП не является точным показателем уровня жизни? Ответ обоснуйте.

1.3. Что понимается в системе национальных счетов под инвестициями?

2.

2.1. Каковы причины формирования сбережений домохозяйствами? Обоснуйте функцию сбережений.

2.2. В чем отличие дискреционной фискальной политики от политики встроенных стабилизаторов? Российская фискальная политика относится к первому или второму типу?

2.3. Как повлияет рост предельной производительности капитала на валовые и чистые инвестиции?

3.

3.1. Каковы основные характеристики денег? Как повлияла демонетизация на изменение природы денег?

3.2. Что такое денежная база? Каким образом она влияет на предложение денег в стране?

3.3. Как Центробанк использует операции на открытом рынке для регулирования предложения денег?

4.

4.1. Опишите механизм совместного равновесия. Что означает достижимость и устойчивость равновесия в модели ISLM?

4.2. Почему взаимосвязаны товарный и денежный рынок?

4.3. При каких условиях фискальная политика в модели ISLM будет менее эффективной?

Вариант 7.

1.1. В четырехсекторной модели экономике проанализируйте роль экспорта и импорта в формировании ВВП.

1.2. В чем отличия понятий «национальный доход» и «личный располагаемый доход»?

1.3. Какова взаимосвязь между дефлятором ВНП, номинальным и реальным ВНП?

2.1. Может ли кривая потребления на графике «потребление–сбережение» совпадать с биссектрисой? Объясните.

2.2. Докажите, что в условиях равновесия инвестиции равны сбережениям. Как проявляются парадокс бережливости и парадокс Харрода?

2.3. Каковы последствия снижения налогов в экономике? Укажите преимущества и недостатки данной меры.

3.1.Каков механизм создания денег банковской системой? Какие инструменты может использовать Центральный банк для воздействия на предложение денег коммерческими банками?

3.2. Проведите графический анализ спроса на деньги в монетаристской концепции. Каковы особенности данной трактовки спроса?

3.3. От каких факторов зависит способность коммерческого банка создавать деньги?

4.1. Что называется эффективным спросом? Как государство может повлиять на его величину?

4.2. Постройте кривую IS. Какие факторы определяют ее наклон, а каие обеспечивают ее движение?

4.3. К каким последствиям в модели ISLM приведет уменьшение денежного предложения?

Вариант 8.

1.1. В чем заключаются различия между конечным и промежуточным продуктом?

1.2. При подсчете ВВП возникает проблема повторного счета. В чем она состоит и как решается?

1.3. Какой из показателей системы национальных счетов точно отражает платежи владельцам факторов производства?

2.1. Как влияют ожидания предпринимателей на объемы инвестиций? Ответ обоснуйте.

2.2. Что означает временное запаздывание фискальной политики? Как его можно сократить?

2.3. Если правительство предполагает увеличить закупки товаров и услуг на сумму 10 млрд. долл. и одновременно хочет увеличить налоги, но сохранить прежний уровень ВНП, то на какую величину должны измениться налоги? Ответ обоснуйте.

3.1. Дайте определение наличных и безналичных денег. Каковы преимущества и недостатки увеличения доли безналичных денег с точки зрения макрорегулирования?

3.2. Почему денежно-кредитную политику относят к косвенным инструментам регулирования?

3.3. В какой денежный агрегат включаются счета до востребования?

4.1. Если спрос на деньги нечувствителен к процентной ставке, как будет выглядеть кривая LM? Докажите графически.

4.2. Как отразится на величине прироста эффективного спроса увеличение государственных расходов в IS-LM, если дополнительные расходы финансируются за счет подоходного налога, в отличие от их финансирования за счет кредита центрального банка.

4.3.Дайте характеристику равновесия модели IS-LM. Почему оно является устойчивым?

Вариант 9.

1.1. Что такое добавленная стоимость? Дайте определение ВВП, используя понятие добавленной стоимости.

1.2. Чем отличается индекс потребительских цен от индекса цен производителя?

1.3. Почему трансферты не учитываются при подсчете ВНП?

2.1. Сформулируйте «основной психологический закон» Кейнса. Какие закономерности на макроуровне его подтверждают?

2.2. Каковы различия в трактовке зависимости инвестиций от процентной ставки и национального дохода у классиков и кейнсианцев?

2.3. Дайте определение рецессионного разрыва, проиллюстрируйте его графически. Какие меры фискальной политики могут его сократить?

3.1. Какие последствия для экономики страны будет иметь рост денежной массы? Каковы условия безопасного роста денежного предложения?

3.2. Как влияет на процентную ставку величина спроса на деньги? Если спрос вырастет, как изменится рыночная ставка процента?

3.3. Назовите инструменты монетарной политики. Какова их приоритетность в регулировании?

4.1. Обоснуйте почему каждому уровню цен соответствует своя кривая LM.

4.2. С помощью каких показателей оценивают эффективность фискальной политики?

4.3. Известно, что в модели IS-LM экономика находится в точке, лежащей выше обеих кривых. Опишите механизм возвращения в состояние равновесия.

 

Вариант 10.

1.1. Как можно посчитать чистый внутренний продукт, национальный доход и располагаемый доход, зная объем ВВП?

1.2. Что представляет собой дефлятор ВВП?

1.3. Если фирмы начнут все свои прибыли выплачивать акционерам в форме дивидендов, то какой показатель в системе национальных счетов возрастет?

2.1. Какие факторы влияют на инвестиции? Как государство может их регулировать?

2.2. Каковы недостатки политики бюджетного дефицита? Ответ обоснуйте.

2.3. Как влияет налоговая ставка на величину мультипликатора?

3.1. Объясните формирование спроса на деньги на основе теории портфеля. Выделите основные закономерности данного подхода.

3.2. Какие виды денежно-кредитной политики Вам известны? Какие недостатки имеет кредитная экспансия в период кризиса?

3.3. Укажите экономический смысл уравнения обмена Фишера. Как с помощью данного уравнения определить критерии денежного регулирования?

4.1. Дайте определение ликвидной ловушки. Чем опасна данная ситуация в экономике? Приведите примеры.

4.2. Какие показатели определяют эффективность монетарной политики в модели IS–LM?

4.3. К каким последствиям в модели IS–LM приведет рост количества денег в обращении?

 

Вопросы для подготовки к зачету

1) Предмет, объект и методы макроэкономики.

2) Система национальных счетов. Основные показатели.

3) Валовой национальный продукт, структура национального дохода.

4) Кругооборот экономических благ в макроэкономике.

5) Номинальный и реальный ВВП, дефлятор ВВП и ценовые индексы, ВВП и общественное благосостояние.

6) Кейнсианская модель потребления.

7) Модели потребления Модильяни и Фридмена.

8) Домашнее хозяйство в макроэкономике: потребление и сбережение.

9) Сбережения и инвестиции в закрытой экономике.

10) Инвестиции: понятие, виды и факторы.

11) Кейнсианская теория инвестиций.

12) Классическая теория инвестиций.

13) Дискреционная налогово-бюджетная политика государства: инструменты, виды.

14) Налоговый мультипликатор. Мультипликатор государственных расходов.

15) Государственный бюджет и его место в фискальной политике.

16) Дефицит государственного бюджета. Управление государственным долгом.

17) Фискальная политика на основе встроенных стабилизаторов.

18) Макроэкономическое равновесие: модель «Кейнсианский крест».

19) Деньги: сущность, происхождение и функции в экономике.

20) Денежная масса и ее агрегаты. Предложение денег.

21) Банковская система. Денежный и кредитный мультипликатор.

22) Денежно-кредитная политика государства: инструменты, виды.

23) Спрос на деньги. Теории спроса на деньги.

24) Равновесие на денежном рынке. Кривая LM.

25) Равновесие на товарном рынке. Кривая IS.

26) Равновесие на товарном и денежном рынке, достижимость и устойчивость.

27) Эффективность фискальной политики в модели IS-LM.

28) Инвестиционная и ликвидная ловушки.

29) Эффективность монетарной политики в модели IS-LM.

 

Вопросы для подготовки к экзамену

1) Предмет, объект и методы макроэкономики.

2) Номинальный и реальный ВВП, дефлятор ВВП и ценовые индексы.

3) ВВП и общественное благосостояние.

4) Система национальных счетов в экономике как отражение основных экономических потоков.

5) Кейнсианская модель потребления.

6) Модели потребления Модильяни и Фридмена.

7) Теория межвременного выбора Фишера и ее применение в макроэкономическом анализе.

8) Сбережения и инвестиции в закрытой экономике.

9) Кейнсианская теория инвестиций.

10) Классическая теория инвестиций. Акселератор.

11) q-теория инвестиций Тобина.

12) Налоги и их виды. Кривая Лаффера.

13) Налогово-бюджетная политика государства. Налоговый мультипликатор. Мультипликатор государственных расходов.

14) Дискреционная фискальная политика государства: инструменты и применение.

15) Налогово-бюджетная политика государства на основе встроенных стабилизаторов: инструменты и применение.

16) Политика сбалансированного бюджета. Теорема Хаавельмо.

17) Банковская система. Денежный и кредитный мультипликатор.

18) Предложение денег. Модель управления наличностью Баумоля–Тобина.

19) Спрос на деньги. Монетристская концепция спроса на деньги.

20) Спрос на деньги. Кейнсианская концепция спроса на деньги.

21) Спрос на деньги. Портфельный подход.

22) Равновесие на рынке денег: классическая и кейнсианская концепции.

23) Денежно-кредитная политика государства: инструменты, виды.

24) Равновесие на денежном рынке. Кривая LM.

25) Равновесие на товарном рынке. Кривая IS.

26) Равновесие на товарном и денежном рынке, достижимость и устойчивость.

27) Фискальная и денежно-кредитная политика в модели «IS–LM». Эффект вытеснения.

28) Классическая теория занятости.

29) Кейнсианская теория занятости.

30) Теория естественной безработицы.

31) Занятость и безработица как динамическое явление на рынке труда.

32) Взаимосвязь национального дохода и безработицы. Кривая Оукена.

33) Совокупное предложение и факторы, его определяющие.

34) Совокупный спрос и факторы, влияющие на спрос.

35) Общее экономическое равновесие: классический и кейнсианский подход.

36) Общее экономическое равновесие «неоклассического синтеза».

37) Инфляция и ее виды. Социально-экономические последствия инфляции.

38) Антиинфляционная политика.

39) Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.

40) Структурная модель инфляции. Фискальный импульс.

41) Структурная модель инфляции. Монетарный импульс.

42) Структурная модель инфляции. Инфляция издержек.

43) Эконометрические модели инфляции.

44) Экономические циклы: сущность, типология. Экономический цикл как взаимодействие совокупного спроса и предложения.

45) Модель экономического цикла Калдора.

46) Модель экономического цикла Самуэльсона–Хикса.

47) Монетарные теории цикла. Модель Фридмена. Модель Лейдлера.

48) Теория реального делового цикла.

49) Экономический рост: сущность, типология, факторы. Концепция «нулевого» экономического роста.

50) Классические теории экономического роста.

51) Кейнсианские теории экономического роста.

52) Мировая торговля: экспорт и импорт. Мультипликатор внешней торговли.

53) Валютный курс: сущность, типология. Равновесие на валютном рынке.

54) Платежный баланс и его анализ. Регулирование золотовалютных резервов.

55) Макроэкономическое равновесие в открытой экономике при постоянном уровне цен и фиксированном валютном курсе.

56) Макроэкономическое равновесие в открытой экономике при постоянном уровне цен и плавающем валютном курсе.

57) Макроэкономическое равновесие в открытой экономике при меняющемся уровне цен и фиксированном валютном курсе.

58) Макроэкономическое равновесие в открытой экономике при меняющемся уровне цен и плавающем валютном курсе.

59) Эффективность стабилизационной политики в открытой экономике.

60) Выбор системы валютного курса: основные принципы и влияние на макроэкономическое равновесие.

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (699)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.033 сек.)