Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Наиболее значимые технологии и изобретения




1. Генная инженерия.

2. Интернет.

3. Клонирование млекопитающих.

4. Атомная энергетика.

5. Лазеры.

6. Компьютерные виртуальные реальности.

7. Кремниевые микрочипы.

8. Волоконно-оптическая связь.

9. Факс.

 

10. Мобильная телефонная связь.

11. Нанотехнологии.

12. Томография.

13. Синтез фуллеренов.

14. Телевидение.

15. Запись информации на CD- и DVD-дисках.

16. Радиолокация.

17. Термоядерный синтез.

18. Молекулярные микрочипы для расшифровки геномов.

19. Реактивная авиация.

20. Синтез пластмасс.

21. Шариковая авторучка.

22. Застежка «молния».

23. Ксерокс.

 

24. Акваланг.

25. Перфторан (голубая кровь) — кровезаменитель на
перфторуглеродных эмульсий.

26. Технология «чистых комнат».

27. Пузырьковая камера.

28. Ускорители элементарных частиц.

29. Роторные автоматизированные линии.

Реализованные инженерные проекты

1. «Саркофаг» (объект «Укрытие» над 4-м блоком Чер­
нобыльской АЭС).

2. Высадка человека на Луну.

3. Проект «Вега» (исследование вещества кометы Гал-
лея).

4. Автомат Калашникова.

5. Экспедиция марсохода «Соджорнер» (марсианская
станция «Марс Пэсфайндер»).


6. Создание и испытание в СССР самой мощной водо­
родной бомбы (50 мегатонн).

7. Космическая орбитальная станция «Мир».

8. Плотина Рогунской ГЭС (высота 355 м).

9. Пересадка человеческого сердца.

 

10. Первый искусственный спутник Земли.

11. Кольская сверхглубокая скважина (достигнутая глу­
бина — более 12 тыс. м).

12. Ледокол-атомоход «Ленин».

13. Экраноплан «Монстр Каспия» (длина 100 м, размах
крыльев 40 м, 10 реактивных двигателей, скорость передви­
жения 800 км/ч в нескольких метрах над поверхностью
воды).

14. Беспилотный полет советского космического челно­
ка «Буран».

15. Туннель под Ла-Маншем.

16. Телескоп Хаббл.

17. Программа «Геном человека».

18. Сибирский горно-химический комбинат (Красно­
ярск-20).

19. Проект «Союз-Аполлон».

20. Здание делового центра в столице Малайзии Куа-
ла Лумпур «Петронас Твин Тауэрс», высота 452 м.

21. Останкинская телебашня — 537 м.

22. Радиовещание, начало регулярных радиопередач.



23. Первая посадка на Венеру советского космическо­
го аппарата «Венера-3».

24. Юпитерианский зонд «Галилео».

25. Система «Спэйс шаттл».

26. Ускоритель элементарных частиц — Большой ад-
ронный коллайдер в Европейском центре ядерных иссле­
дований (ЦЕРН).

27. Газодобывающая платформа «Циклоп» в Северном
море.

28. План ГОЭЛРО.

Вопросы для самоконтроля

1. Что характерно для натурфилософского понимания
природы?

2. Когда и при каких обстоятельствах возникает наука?


3. Назовите основные принципы атомистического уче­
ния о природе, обоснованные Демокритом.

4. Что включает в себя космология Аристотеля?

5. Каково значение гелиоцентрической картины мира,
созданной Н.Коперником.

6. Что такое научная революция? Какие научные рево­
люции в истории общества вам известны?

7. Расскажите о создании экспериментального есте­
ствознания

8. Покажите роль Галилея и Ньютона в истории есте­
ствознания.

9. Осветите роль Роберта Бойля в развитии науки
XVII века.

 

10. В чем сущность диалектизации естествознания?

11. Покажите значение геологического и биологическо­
го эволюционизма.

12. Почему и как происходило вытеснение натурфило­
софских представлений из естествознания Нового времени?

13. Каковы причины крушения механистической кар­
тины мира?

14. В чем суть четвертой научной революции, предоп­
ределившей переход к неклассическому естествознанию
XX века?

15. Каковы особенности развития науки в XX веке?

16. Как изменялись представления о строении атома?
Назовите основные положения современной атомистики.

17. В чем особенности современных космологических
представлений? Что подтверждает теорию «больного взры­
ва»?

18. Каковы достижения современной химии? Ее основ­
ные направления.

19. Какие важнейшие открытия были сделаны в био­
логии в XX веке? Что такое биотехнология?

20. Синергетика как новое миропонимание конца
XX века.

Примечания

1 Космология — учение о Вселенной.

2 Чанышев АЛ. Курс лекций по древней философии. М.,
1978. С.143-144.


3 Схоластика (от греч. «схоластикос» — школьный)
средневековая «школьная философия», представители ко­
торой стремились рационально обосновать и систематизи­
ровать христианское вероучение.

4 Клавдий Птолемей (прибл. 90-168 гг. н.э.) по пра­
ву считается одним из крупнейших ученых античности. Он
серьезно занимался математикой, увлекался географией,
много времени посвящал астрономическим наблюдениям.
Главный труд Птолемея, носивший название «Математи­
ческая система», определил дальнейшее развитие астроно­
мии более чем на тысячелетие. В период упадка александ­
рийской школы греческий оригинал этого сочинения был
утерян. Сохранился только его арабский перевод, который
много позднее, уже в XII веке, был переведен на латинский
язык. Поэтому книга Птолемея дошла до нас под араб­
ским латинизированным названием «Альмагест».

5 Де Бройль Л. По тропам науки. М., 1962. С. 9.

6 Цит. по: Верная Дж. Наука в истории общества. М.,
1956. С. 223.

7 Бруно Дж. О бесконечности Вселенной и мирах. М.:
ОГИЗ, 1936. С. 160.

8 Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М., 1965.
С.8.

9 Вавилов СМ. Исаак Ньютон. М., 1989. С. 117.

10 Верная Дж. Наука в истории общества. С. 266.

11 В XVII-XVIII веках древнегреческий термин «атом»
(неделимый) часто заменяли латинским термином «кор­
пускула», т.е. частичка («корпускула» — уменьшительное
от латинского слова «корпус» — тело).

12 Цит. по: Зубов В.П. Развитие атомистических пред­
ставлений до начала XIX в. М., 1965. С. 246.

13 Там же. С. 245-246.

14 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 202.

15 Там же. С.203.

16 Цит. по: Алексеев В.П. От животных к человеку. М.,
1969. С.7.

17 Космогония — учение о происхождении и развитии
Вселенной.

18 Цит. по: Хэллем Э. Великие геологические споры.
М., 1985. С. 105.

19 Цит. по: Холличиер В. Природа в научной картине
мира. М., 1966. С. 109.


20 Цит. по: Кудрявцев П.С. Курс истории физики. М.,
1982. С.208.

21 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 353.

22 Там же. С. 304-305.

23 Цит. по: Бернал Дж. Наука в истории общества.
С. 265.

Сравнение с Солнечной системой было не случайно: диаметр Солнца (1,4-106 км) почти во столько же раз меньше размеров Солнечной системы (6-109 км), во сколько размеры ядер (10-12 см) меньше диаметра атома (10-8 см).

25 Цит. по: Парнов Е.И. На перекрестке бесконечнос­
тей. М., 1967. С. 294.

26 Данин Д. Нильс Бор // Известия, 22 янв. 1998. С. 5.

27 Цит. по: Дынкин А.А. Новый этап НТР. М., 1991.
С. 38.

28 До этого Нобелевская премия в области физики при­
суждалась отечественному ученому более двадцати лет на­
зад: в 1978 году лауреатом этой премии стал знаменитый
ученый-физик, академик П.Л. Капица за исследования в
области физики низких температур.

29 Энтропия — понятие, появившиеся в термодинами­
ке и означающее меру неупорядоченности (беспорядка, хао­
са) системы.

30 Хаос — термин древнегреческого происхождения, ас­
социировавшийся у древних мыслителей с образом темной,
«зияющей» бездны. Как отмечает известный специалист
по истории античной философии А.Н.Чанышев, «древне­
греческое слово «хаос» происходит от глагола «хайно» —
раскрываюсь, разверзаюсь. Это первичное, бесформенное
состояние мира» (см.: Чанышев А.Н. Курс лекций по древ­
ней философии. М., 1981. С.110).

31 Ферстер Г. О самоорганизующихся системах и их
окружении // Самоорганизующиеся системы. М., 1964.
С. 116.

32 Под диссипацией понимаются процессы рассеивания
энергии, превращение ее в менее организованные формы
(например, - в тепловую энергию из-за наличия трения,
вязкости и т.п.).

33 Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый
диалог человека с природой. М., «Прогресс», 1986.


Раздел III

ЭЛЕМЕНТЫ

СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИКИ





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (897)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)