Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Сравнительно-возрастные особенности бредовых идей и навязчивых состояний




У детей в связи с неразвитостью второй сигнальной системы бредовые идеи возникают очень редко. Им более свойственно па-юлогическое фантазирование, отличающееся от обычной дет­ской склонности к фантазиям определенной нелепостью, несвя-!(1нностью с конкретной реальной обстановкой.

Бред у детей может возникнуть на фоне помраченного созна­ния, преимущественно делириозного, и связан тематически с яр­кими иллюзиями и галлюцинациями, нестоек, фрагментарен, обычно исчезает с прояснением сознания.

90 Часть II. Общая психопатология

Для детей младшего подросткового возраста характерен бред чужих родителей (Г.Е.Сухарева), когда собственные родители вос­принимаются как чужие люди, не любящие ребенка, тяготящиеся им, а настоящие родители либо неизвестно где, либо реальные высокопоставленные лица.

У подростков может быть уже вполне сформированная бредо­вая система, например, бред физического недостатка, бред отно­шения (см. синдром дисморфомании).

В целом, притом что ряд бредовых идеи, например бред пре­следования, может быть в любом возрасте, существует определен­ная возрастная предпочтительность, где влияние возрастного фактора выражено весьма значительно.

Кроме подросткового возраста, бред физического недостатка характерен и для юношеского периода (нередко подростковый и юношеский возраст в целом определяют как адолесцентныи).

Для среднего возраста жизни человека предпочтителен бред ревности, любовный бред, бред преследования в структуре синд­рома Кандинского—Клерамбо.

В пресенильном возрасте гораздо легче, чем в ином, возника­ют бред самообвинения, обвинения, нигилистический бред, бред мучительного бессмертия, бред гибели мира, бред отрицательно­го величия или злого могущества (в составе синдрома Котара).

Для сенильного возраста характерен бред материального ущерба.

Навязчивые состояния у детей ранее всего проявляются в дви­гательной сфере в виде сосания большого пальца (в течение пер­вого года жизни это явление нормальное), разного рода тиков, онихофагии (от греч. onychos — ноготь) — навязчивого стремле­ния грызть ногти (обычно после 5 лет), трихотилломании (от греч. tnchos — волос) — навязчивого стремления выдергивать волосы (подчас вплоть до образования значительных плешин) с возмож­ным последовательным их заглатыванием.



В раннем детском возрасте нередко возникают страхи, осо­бенно темноты и одиночества, в более старшем возрасте — страх заражения какой-либо болезнью, пожара, тех или иных животных или насекомых, страх потерять родителей. Такого рода страхи не­редко возникают после напугавшего ребенка реального события, страшных рассказов, просмотра фильма с соответствующим сю­жетом. Навязчивые мысли (идеаторные навязчивости) возникают обычно только с подросткового возраста.

Глава 8. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА

Определение

Эмоции (от лат. emoveo, emotum - возбуждать, волновать) — ре­акции в виде субъективно окрашенных переживаний индивида, от­ражающих значимость для него воздействующего раздражителя или результата собственного действия (удовольствие, неудовольствие).

П.К Анохин писал, что эмоции — это физиологические состо­яния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окра­ску и охватывающие все виды чувствований и переживаний чело­века — от глубоко травмирующих страдании до высоких форм ра­дости и социального жизнеощущения.

Отношение человека к происходящим событиям и удовлетво­рению своих пофебностей выражается в чувствах (эмоциях). Вы­деляют эмоции эпикритические\ корковые, присущие только чело­веку, филогенетически более молодые (к ним относятся эстетичес­кие, этические, нравственные) и протопатические эмоции, подкор­ковые, таламические, филогенетически более древние, элементар­ные (удовлетворение чувства голода, жажды, полового чувства).

Существуют положительные эмоции, которые возникают при удовлетворении потребностей, — это переживание радости, во­одушевления, удовлетворения и отрицательные эмоции, при кото­рых переживается затруднение в достижении цели, огорчение, ipeeora, раздражение, гнев.

Кроме того, были выделены (Кант Э.) стенические эмоции, на­правленные на активную деятельность, борьбу, способствующие мобилизации сил для достижения цели, и астенические, обуслов­ливающие пониженную активность, неуверенность, сомнения, бездеятельность.

Эмоции являются наиболее древними психическими функци­ями человека. Многие эмоциональные реакции, особенно ин­стинктивные, человек получил от животных. У животных эмоци­ональные реакции возникали в связи с различными ситуациями, вызывающими реакцию страха или гнева. Если реакции эти были связаны с угрозой для жизни животного, то возникала необходи­мость вступать в борьбу или спасаться бегством. Так как, пережи­вая страх, животное готовилось к действию, то в процессе эволю­ции закрепились наиболее целесообразные вегетативные реак­ции, которые и обеспечивали эту деятельность.

Во время переживания страха обычно происходит перерас­пределение крови в организме, расширение сосудов в мышцах, сердце, легких, мозге и сужение их в коже и брюшной полости. 'Это обеспечивает успешное спасение бегством или меньшую кровопотерю в случае борьбы. До вступления в борьбу или до бегства

92 Часть II. Общая психопатология

животное пытается еще отпугнуть врага: оно принимает устраша­ющие позы, выгибает спину, поднимает хвост, оскаливает зубы. В это время наблюдается пиломоторная реакция: шерсть поднима­ется дыбом, в результате чего животное увеличивается в размерах. Под влиянием эмоции страха у животного повышается содержа­ние сахара в крови, возрастает вязкость крови. Все эти реакции являются защитными, выработавшимися в процессе эволюции.

У человека эти вегетативные реакции, несмотря на то, что они утратили целесообразность, сохраняются, хотя многие из них ста­ли рудиментарными. Так, при переживании страха у человека на­блюдается бледность кожных покровов, тело покрывается «гуси­ной кожей» — это и есть рудимент пиломоторной реакции.

В вегетативных реакциях при различных эмоциональных со­стояниях может преобладать тонус то симпатического, то пара­симпатического отдела вегетативной нервной системы.

Эмоции сопровождаются не только вегетативными реакция­ми, но и выразительными движениями, близкими к таковым у животных. Так, при попадании в пасть собаки чего-либо несъе­добного можно наблюдать мимическую реакцию, подобную той, какая возникает у человека, когда он принял горькое лекарство или когда ему сообщили о неблаговидном поступке и у него воз­никло чувство досады.

Выразительные движения могут быть адекватны переживаемой эмоции, человек может их подавить усилием воли. В ряде случаев мимика и выразительные движения не соответствуют переживаемой эмоции, например при огорчении у человека возникает улыбка.

Под аффектом принято понимать кратковременное сильное ду­шевное волнение, которое сопровождается не только эмоциональ­ной реакцией, но и возбуждением всей психической деятельности.

Выделяют физиологический аффект, например гнева или радо­сти, не сопровождающийся помрачением сознания, автоматизма­ми и амнезией. Астенический аффект — быстро истощающийся аффект, сопровождающийся угнетенным настроением, снижени­ем психической активности, самочувствия и жизненного тонуса.

Стенический аффект характеризуется повышенным самочувст­вием, психической активностью, ощущением собственной силы.

Патологический аффект — кратковременное психическое расст­ройство, возникающее в ответ на интенсивную, внезапную психи­ческую травму и выражающееся в концентрации сознания на трав­мирующих переживаниях с последующим аффективным разрядом, за которым следуют общая расслабленность, безразличие и часто глубокий сон; характеризуется частичной или полной амнезией.

В ряде случаев патологическому аффекту предшествует дли­тельная психотравмирующая ситуация и сам патологический аф­фект возникает как реакция на какую-то «последнюю каплю».

Глава 8. Эмоциональные расстройства 93

Под настроением понимают более или менее продолжитель­ное эмоциональное состояние.

Филогенез чувств (по Рибо) характеризуется следующими эта­пами:

1-й этап — протоплазматический (досознагельный), на этом этапе чувства выражаются в изменениях раздражимости тканей;

2-й этап — потребностей; в этот период появляются первые признаки переживания удовольствия — неудовольствия;

3-й этап — так называемых примитивных эмоций; к ним отно­сятся эмоции органического характера; боль, гнев, половое чувство;

4-й этап — абстрактные эмоции (моральные, интеллектуальные, этические, эстетические).

Онтогенез эмоций

В онтогенезе эмоций выделяют 4 этапа. Первый этап (у ново­рожденных) характеризуется преобладанием инстинктов и преж­де всего инстинкта самосохранения (включая пищевой).

Второй этап - этап органического чувствования. Основой его является переработка информации от экстеро- и интерорецепторови возникновение нестойких образных представлений о дейст­вительности с переживаниями ребенка: удовлетворения — не­удовлетворения, приятного — неприятного и т.д. Из этих чувств формируется отношение ребенка к близким.

Третий этап — развитие эпикригических эмоций с 3—4 до 12—14 лет. Связь развивающихся эмоций с органическими по­требностями преобладает еще продолжительное время, и с 10—12 лет эмоции приобретают самостоятельное психическое выраже­ние. Продолжается совершенствование эпикригических эмоций, в эмоциональных реакциях начинает преобладать корковая кор­рекция органических потребностей и влечений.

Четвертый этап — формирование высших человеческих эмо­ций, полное развитие которых достигается к 20—22 годам. К это­му периоду чувства становятся подвластны рассудку, иными сло­вами, корригируются интеллектуальной деятельностью. В этот период становится возможным подавление внешних проявлений эмоций, мимических реакций и выразительных движений.





Читайте также:





Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)