Глава 1. Предмет психологии,А. Г. МАКЛАКОВ ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Рекомендовано учебно-методическим Советом по базовому психологическому образованию в качестве учебного пособия для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин ПИТЕР Санкт-Петербург Москва • Харьков • Минск Маклаков Анатолий Геннадьевич ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Серия «Учебник нового века»
ББК 88.3я7 УДК 159.9(075) Маклаков А. Г. М15 Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века») ISВN 5-272-00062-5 Учебник написан в соответствии с программой подготовки психологов и педагогов по учебному курсу «Общая психология». В нем с учетом современных достижений психолого-педагогической науки рассматриваются общие вопросы психологии, психические и познавательные процессы, состояния и свойства, эмоционально-волевая сфера личности, ее индивидуальные особенности. Учебник богато иллюстрирован, снабжен удобным служебным справочно-библиографическим аппаратом. Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов факультетов психологии и высших педагогических учебных заведений. © А. Г. Маклаков, 2000 © Издательский дом «Питер», 2001 Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав. 15ВМ 5-272-00062-5 ЗАО «Питер Бук». 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, 67. Лицензия ИД № 01940 от 05.06.00. Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 953000 - книги и брошюры. Подписано в печать 25.06.01. Формат 70х 100'/^. Усл. п. л. 47,73. Доп. тираж 7000 экз. Заказ № 976. Отпечатано с фотоформ в ФГУП «Печатный двор» им. А. М. Горького Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15. КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ Часть I. Введение в общую психологию.......................………………….......…........ 11 Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы ......………………......................... 12 1.1. Методологические основы изучения человека .....……………................ 12 1.2. Науки о человеке и человечестве .........…………………........................... 16 1.3. Психология как наука .....................………………………......................... 22 1.4. Основные методы психологических исследований ........………….......... 26 Контрольные вопросы ...........................………………………….................. 36 Рекомендуемая литература ...............................………………………......... 37 Глава 2. Психология в структуре современных наук ......………………...................... 38 2.1. Представления античных и средневековых философов о душе и сознании ............…………………………...................................... 38 2.2. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения ...........…………........ 45 2.3. Бихевиоризм как наука о поведении ....................…………………............ 49 2.4. Становление отечественной психологии ...........……………….................. 53 2.5. Взаимосвязь психологии и современных наук ..........……………............. 56 2.6. Основные отрасли психологии ......................………………………............ 62 Контрольные вопросы ..................................……………………………......... 68 Рекомендуемая литература ..........................………………………......…........ 69 Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции ...................…………………….........…........ 70 3.1. Понятие о психике ...................................……………………………..…........ 70 3.2. Развитие психики животных ..............………………………..............…........ 76 Контрольные вопросы ..................................………………………………………..…........ 86 Рекомендуемая литература .............................…………………………………….….......... 86 Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека .................…………………....... 88 4.1. Понятие о сознании ......................................……………………………......... 88 4.2. Культурно-историческая концепция развития психики человека ………..... 95 4.3. Развитие психики человека ......................................………………………….. 98 4.4. Физиологические основы психики человека ...............…………………........ 105 Контрольные вопросы ......................................……………………………....... 120 Рекомендуемая литература ................................…………………………......... 120 Глава 5. Психологическая теория деятельности .........................……………………........ 122 5.1. Общая психологическая характеристика деятельности ....……………......... 122 5.2. Основные понятия психологической теории деятельности. Операционно-технические аспекты деятельности ……………………...... 125 5.3. Теория деятельности и предмет психологии ...........…………………............ 130 5.4. Физиология движений и физиология активности ........………………........... 135 Контрольные вопросы ...............................…………………………............... 147 Рекомендуемая литература ......................……………………….................... 147 Глава 6. Неосознаваемые психические процессы .............…………………….................. 149 6.1. Общая характеристика проблемы неосознаваемых психических процессов ..............................…………………………................ 149 6.2. Неосознаваемые побудители сознательных действий ..................................…………………………............ 156 6.3. «Надсознательные» процессы .......………………………............................... 159 Контрольные вопросы ...................…………………………........................... 161 Рекомендуемая литература .............…………………………......................... 162 Часть 2. Психические процессы..........………………………….............................…...... 163 Глава 7. Ощущение ....................................…………………………………........................ 164 7.1. Общее понятие об ощущении ............................………………………........... 164 7.2. Виды ощущений...................................……………………………….............. 169 7.3. Основные свойства и характеристики ощущений ............………………...... 173 7.4. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений ........………………....... 180 7.5. Развитие ощущений ...................……………………………............................ 183 7.6. Характеристика основных видов ощущений ...........…………………............ 184 Контрольные вопросы ......................……………………………....................... 198 Рекомендуемая литература .............…………………………............................ 199 Глава 8. Восприятие ..........................................…………………………………................. 200 8.1. Общая характеристика восприятия ...................……………………............... 200 8.2. Физиологические основы восприятия .................……………………............ 202 8.3. Основные свойства и виды восприятия ............……………………............... 207 8.4. Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей ...................................……………………………......... 213 8.5. Предмет и фон в восприятии .....................…………………………................ 216 8.6. Взаимоотношение целого и части в восприятии ........………………............ 218 8.7. Восприятие пространства ...................................…………………………...... 222 8.8. Восприятие движения и времени ..........……………………..............….......... 229 Контрольные вопросы ........................……………………………..................... 232 Рекомендуемая литература ............................…………………………............. 233 Глава 9. Представление ..........................................……………………………….............. 234 9.1. Определение представления и его основные характеристики …………....... 234 9.2. Виды представлений ......................……………………………........................ 238 9.3. Индивидуальные особенности представления и его развитие ………...........242 9.4. Первичные образы памяти и персеверирующие образы ......…………......... 245 Контрольные вопросы .............……………………………................................ 246 Рекомендуемая литература ............................…………………………............. 246 Глава 10. Память .......................................…………………………………......................... 247 10.1. Определение и общая характеристика памяти ......………………............... 247 10.2. Основные виды памяти ..................................…………………………......... 255 10.3. Основные процессы и механизмы памяти ..........…………………............... 261 10.4. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие .......……………....... 275 Контрольные вопросы ..............……………………………............................. 281 Рекомендуемая литература ...........................…………………………............ 282 Глава 11. Воображение .............................................………………………………............. 283 11.1. Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности ..........................………………………............... 283 11.2. Виды воображения ...................…………………………….............…........... 286 11.3. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы ...............................…………………………............ 290 11.4. Индивидуальные особенности воображения и его развитие ...………….....292 11.5. Воображение и творчество ................…………………………...................... 294 Контрольные вопросы .......................………………………..................... 296 Рекомендуемая литература...............……………………......................... 296 Глава 12. Мышление ..................................………………………………...............…....... 298 12.1. Природа и основные виды мышления ......………………..............….... 298 12.2. Основные формы мышления .........…………………................…............304 12.3. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления ......................................... 309 12.4. Основные виды умственных операций ...............……………….............. 316 12.5. Решение сложных мыслительных задач и творческое мышление ............................................ 321 12.6. Развитие мышления ...............…………………………............................. 325 Контрольные вопросы ........................…………………………................... 331 Рекомендуемая литература ..............………………………......................... 331 Глава 13. Речь ........................................................……………………………………...........333 13.1. Общая характеристика речи ..........……………………..............................333 13.2. Физиологические основы речи ........…………………….......................... 336 13.3. Теоретические проблемы возникновения речи ......…………….............. 340 13.4. Основные виды речи ...................................………………………............ 344 13.5. Развитие речи у ребенка .....……………………….................................... 348 Контрольные вопросы ...........................……………………....................... 353 Рекомендуемая литература ......................................…………………........ 353 Глава 14. Внимание ........................................………………………………....................... 354 14.1. Понятие внимания ..................................………………………............... 354 14.2. Основные виды внимания ....................................……………………..... 363 14.3. Основные характеристики свойств внимания .........……………............ 366 14.4. Развитие внимания ..................................…………………………........... 370 Контрольные вопросы ..............................…………………………............. 372 Рекомендуемая литература.............................……………………….......... 372 Глава 15. Воля .......................................................…………………………………............. 373 15.1. Общая характеристика волевых действий ................………………........373 15.2. Основные психологические теории воли.........………………................ 376 15.3. Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий......................………………………........................... 379 15.4. Структура волевого действия .......................……………………............. 383 15.5. Волевые качества человека и их развитие ............…………….......….... 387 Контрольные вопросы .............................………………………….............. 391 Рекомендуемая литература.................………………………...................... 391 Глава 16. Эмоции ......................................................………………………………….......... 392 16.1. Виды эмоций и их общая характеристика......………………...................392 16.2. Физиологические основы и психологические теории эмоций ..……......400 16.3. Развитие эмоций и их значение в жизни человека ..…………................ 408 Контрольные вопросы .......................................………………………….... 414 Рекомендуемая литература ...........………………………….........................415 Глава 17. Психические процессы как структурные элементы управления психической деятельностью .............................………………………..............416 17.1. Психические процессы с точки зрения кибернетической науки ..................................………………………......... 416 17.2. Теория сигналов и психические процессы .....…………………................. 423 17.3. Информационная структура нервных процессов и психические образы ................................………………………….............. 428 Контрольные вопросы............................……………………………............... 435 Рекомендуемая литература ......................…………………………................. 435 Часть 3. Психические состояния и их регуляция .......……………………................... 437 Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма ......………....... 438 18.1. Общее понятие об адаптации человека ..................………………….......... 438 18.2. Общее представление о функциональномсостоянии организма ..............................................………………………………….......... 442 18.3. Общая характеристика состояний организма и психики .....…………....... 448 Контрольные вопросы .......................…………………………….................... 455 Рекомендуемая литература...............................…………………………....... .455 Глава 19. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний ..………....... 456 19.1. Понятие об эмоциональном стрессе ................……………………..............456 19.2. Регуляция эмоциональных состояний ..........………………….................... 462 Контрольные вопросы.........................…………………………….................. 468 Рекомендуемая литература .............................………………………….......... 468 Часть 4. Психические свойства личности …....…………………………......................... 469 Глава 20. Личность .......................................………………………………….......................470 20.1. Общее понятие о личности ...............................……………………….......... 470 20.2. Взаимосвязь социального и биологического в личности .....…………....... 472 20.3. Формирование и развитие личности ..........................…………………….... 481 Контрольные вопросы .....................................……………………………...... 489 Рекомендуемая литература....................…………………………................... 489 Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности................……………………….............................. 490 21.1. Теории личности..............................…………………………….....................490 21.2. Методология экспериментальных исследований личности ....………….....503 Контрольные вопросы ...................……………………………........................ 510 Рекомендуемая литература.........................…………………………................510 Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности ..........………………...........511 22.1. Понятие о направленности личности. и мотивации деятельности ...........................……………………………...........511 22.2. Психологические теории мотивации ............……………………..................517 22.3. Основные закономерности развития мотивационной сферы ………......... 524 22.4. Мотивированное поведение как характеристика личности ...…………..... 528 Контрольные вопросы........................……………………………................... 534 Рекомендуемая литература ..........…......................………………………….... 534 Глава 23. Способности .......................................……………………………….................... 535 23.1. Общая характеристика способностей человека............………………....... 535 23.2. Уровни развития способностей и индивидуальные различия...…………..539 23.3. Природа человеческих способностей .................…………………….......... 545 23.4. Развитие способностей .................................………………………….......... 548 Контрольные вопросы .............................……………………………..............551 Рекомендуемая литература .............................………………………….......... 551 Глава 24. Темперамент ................................……………………………......................….... 553 24.1. Понятие о темпераменте ......................…………………….............…..... 553 24.2. Краткий обзор учений о темпераменте ......…………….................…..... 555 24.3. Физиологические основы темперамента ................……………......….... 560 24.4. Психологические характеристики темперамента и особенности деятельности личности .......……………………………………....................562 Контрольные вопросы ..................…………………………......................... 565 Рекомендуемая литература ..............………………………......................... 565 Глава 25. Характер .....................................…………………………………........................ 567 25.1. Понятие о характере ...........................……………………….................... 567 25.2. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера .................………………………………………......................... 570 25.3. Формирование характера ..........................………………………..............579 Контрольные вопросы ......................................…………………………..... 581 Рекомендуемая литература .................………………………...................... 582 ТЕКСТЫ ВО ВРЕЗКАХ Имена Ананьев Борис Герасимович ...................................………………………….............. 13 Бехтерев Владимир Михайлович .........…………………………................................. 32 Аристотель ..............................................………………………………….................... 42 Уотсон Джон Бродус .............................………………………………......................... 51 Челпанов Георгии Иванович ...................................………………………….............. 54 Рубинштейн Сергей Леонидович ........................………………………...................... 55 Павлов Иван Петрович .................................……………………………...................... 81 Выготский Лев Семенович .............................…………………………........................ 94 Анохин Петр Кузьмич .....................................……………………………..................114 Леонтьев Алексей Николаевич ..........................………………………...................... 126 Бернштейн Николай Александрович ...........……………………............................... 138 Фрейд Зигмунд .................………………………………............................................. 158 Шеррингтон Чарльз Скотт .........………………………….......................................... 170 Фехнер Густав Теодор .............................……………………………......................... 174 Лурия Александр Романович .................…………………………............................... 182 Гельмгольц Герман ......................……………………………...................................... 190 Вундт Вильгельм ..............................………………………………............................. 230 Теплов Борис Михайлович .................………………………….................................. 240 Эббингауз Герман .........…………………………….................................................... 251 Смирнов Анатолий Александрович ...................……………………........................ 262 Зинченко Петр Иванович ....................................…………………………................ 264 Бине Альфред ........................................………………………………....................... 312 Пиаже Жан ...........................................………………………………......................... 327 Гальперин Петр Яковлевич ........................…………………………..........................328 Ухтомский Алексей Алексеевич ...........………………………................................... 358 Узнадзе Дмитрий Николаевич .................………………………................................ 360 Корнилов Константин Николаевич ...........………………………...............................378 Джемс Уильям ............................……………………………….................................. 387 Ланге Николай Николаевич ..........…………………………….................................... 431 Селье Ганс ............................…………………………………...................................... 451 Юнг Карл Густав .........................................……………………………..................... 494 Адлер Альфред ..............................................................……………………………… 495 Хорни Карен Клементина ..........................................…………………………........... 497 Роджерс Карл Рэнсом ...................................................……………………………..... 498 Маслоу Абрахам Харольд .............................................…………………………....... 500 Жане Пьер Мари Фели ...................................................……………………………... 503 Олпорт Гордон Уиллард ..................................………………………….................... 507 Макдугалл Уильям ..........................................……………………………................. 521 Бандура Альберт .........................................…………………………….....................533 Гальтон Фрэнсис .....................................................………………………………...... 544 Фромм Эрих П. ........................................………………………………...................... 577 Это необходимо знать Валидность и надежность психодиагностического теста ....……………................... 27 Моральные принципы деятельности психолога ..................…………………............ 30 Перспективы выпускников психологических факультетов ........……………............66 Что такое «мозговой штурм»? ......................................………………………........... 323 Гомеостатические механизмы организма ........................…………………............... 440 Антисоциальная личность ................................…………………………..................... 515 Из истории психологии Классический эксперимент И. П. Павлова ........................……………………........... 82 Исследования функциональной асимметрии мозга ...............………………............ 112 Теория научения ....................................................………………………………........ 128 Теории слуха .............................................................…………………………………. 192 Теории цветового зрения ..............................................…………………………........ 196 Феноменальная намять ...................................................…………………………….. 280 Патология воли .............................………………………………................................. 381 Это интересно Что является механизмами сознания? ............………………………........................... 96 Существует ли явление «ней»? .......................………………………......................... 154 Как происходит передача информации от рецептора в мозг? ............……………... 166 Как человек распознает объекты? ................................………………………............ 204 Что позволяет человеку адекватно воспринимать окружающий мир? ..………....... 226 Можно ли изучать представления? .........................……………………….................. 237 Как происходит кодирование и сохранение информации в памяти ....………......... 256 Амнезия детства ...............................................………………………………............... 278 Что такое творческая личность? ..........................………………………..................... 287 Что является физиологической основой мышления? ...........……………….............. 302 Могут ли другие биологические виды овладеть человеческим языком? ....……..... 342 Что является материальной основой внимания? ....................…………………......... 356 Из чего состоит эмоция человека? ...................................………………………........ 406 Сможет ли «искусственный интеллект» заменить мозг человека?………. ............... 418 Что формирует личность: наследственность или среда? ....................…………….... 474 Агрессивное поведение ..............................……………………………......................... 530 ОТ АВТОРА Предлагаемая вниманию читателя книга написана в соответствии с учебной программой курса «Общая психология». Автор не ставил перед собой задачи дать переоценку системы психологических взглядов, а ориентировался на наиболее объективное и максимально доступное изложение учебных вопросов с общепризнанных позиций. Представленные в этом учебнике материалы являются результатом обобщения работ известных отечественных и зарубежных психологов и соответствуют требованиям Государственного стандарта подготовки специалистов. Основой учебника являются работы классиков отечественной психологии: С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, Б. Г. Ананьева, Б. М. Теплова, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова и многих других известных российских ученых. Но психология пополняется все новыми и новыми знаниями, в связи с чем пересматриваются отдельные теоретические положения этой научной дисциплины. Поэтому существует необходимость периодически обновлять классический учебный материал. При создании данной книги был осуществлен анализ значительного количества учебников и учебных пособий, в том числе таких авторов, как Ю. Б. Гиппенрейтер, Р. С. Немов, А. А. Реан, Е. И. Рогов и др. Проанализированы позиции и взгляды представителей двух ведущих российских психологических школ — московской и петербургской. Выход в свет этого учебника был бы невозможен без помощи многих людей. Автор выражает искреннюю благодарность за содействие и поддержку в работе декану факультета психологии и педагогики Ленинградского государственного областного университета В. Л. Ситникову, а также профессору А. А. Реану, взявшему на себя труд по рецензированию книги. Особую признательность автор выражает сотрудникам издательства «Питер», принимавшим непосредственное участие в подготовке книги к печати.
Часть 1 Введение в общую психологию • Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы • Глава 2. Психология в структуре современных наук • Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции • Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека • Глава 5. Психологическая теория деятельности • Глава 6. Неосознаваемые психические процессы Глава 1. Предмет психологии, Ее задачи и методы___ Краткое содержание Методологические основы изучения человека. Общие принципы познания мира. Подход Б. Г. Ананьева к изучению человека как биосоциального существа. Понятия «индивид», «субъект деятельности», «личность». Первичные и вторичные свойства человека как индивида. Общие характеристики личности. Отличительные черты человека как субъекта деятельности. Понятия «сознание» и «деятельность». Науки о человеке и человечестве. Исследования человека как биологического вида, труды К. Линнея. Общее представление об антропологии. Психологические аспекты исследования человека как биологического вида: сравнительная психология, зоопсихология, общая психология. Общие проблемы исследования перехода человека из животного в социальный мир. Науки, изучающие социогенез человека. Науки, изучающие взаимодействие человека с природой. Общие проблемы исследования человека как индивида и его онтогенеза. Психология как наука. Психология как гуманитарная наука. Житейские и научные психологические знания. Значение термина «психология». Психология как паука о психике и психических явлениях. Предмет психологии. Классификация психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Психические процессы: познавательные, эмоциональные, волевые. Психические состояния как характеристика общего состояния психики. Основные характеристики психических состояний: длительность, направленность, устойчивость, интенсивность. Психические свойства личности: направленность, темперамент, способности, характер. Основные методы психологических исследований. Общее представление о методах научного исследования. Основные группы психологических методов: объективные и субъективные. Основные субъективные методы психологии: наблюдение, включенное наблюдение, самонаблюдение, опрос (письменный, устный, свободный). Субъективные методы количественной оценки психических явлений. Основные чины психологических тестов. История создания тестов. Проективные тесты и эксперимент (лабораторный, естественный). Общее представление о методах моделирования. Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (655)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |