Форма государственного
(территориального) устройства. Форма государственного (территориального) устройства характеризует национальное и административно-территориальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между территориальными образованиями, в совокупности составляющими территорию государства, а также между центральными и региональными органами государственной власти. По форме территориального устройства все государства делятся на унитарные (простые) и федеративные (сложные). Унитарные (простые) государства (Великобритания, Япония, Финляндия) – это единые государства в которых государственная власть носит централизованный неделимый характер. Признаки унитарного государства: - властные полномочия сосредоточены (централизованы) у высших органов государственной власти, которые реализуют эти полномочия от имени всего государства; - единая система государственных органов; - единая система законодательства; - порядок создания, изменения и ликвидации административно-территориальных образований, а также принципы их взаимодействия друг с другом определяются на высшем государственном уровне. Наиболее крупные единицы, на которые делится территория унитарного государства, называются областями, провинциями, землями, губерниями; единицы районного звена именуются районами, округами, уездами; сельские административно-территориальные единицы нередко имеют названия общин, коммун, волостей и т.д. В особые административно-территориальные единицы иногда выделяются города. Как правило, унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные. В децентрализованных унитарных государствах органы местного самоуправления выбираются жителями соответствующей территории. В централизованных государствах главы местных администраций назначаются «сверху» актами государственной власти. Наряду с административно-территориальными единицами, унитарные государства могут включать автономные образования, создание которых связано с учетом особенностей культуры, истории, традиций, быта проживающего в них населения (Корсика во Франции, Иракский Курдистан и т.д.).
2.Федеративные государства (США, РФ, Мексика) – сложные государства представляющие собой неразрывный союз обособленных автономных образований (субъектов) обладающих определенным объемом государственной власти.
Признаки федеративного государства: - территория федерации представляет собой совокупность обособленных и обладающих определенной автономностью территориальных образований – субъектов; - государственный суверенитет сосредоточен на федеральном уровне. Субъекты федерации не являются суверенными образованиями и не обладают правом сецессии (правом на односторонний выход из состава федерации); - система государственных органов федеративного государства характеризуется двухуровневой структурой и объединяет органы государственной власти федерации и органы государственной власти субъектов. Взаимодействие органов государственной власти федерации с органами государственной власти субъектов осуществляется в соответствие с принципом разграничения предметов ведения (предметы исключительного ведения федерации, предметы совместного ведения, предметы ведения субъектов) и распределения полномочий; - интересы субъектов на федеральном уровне реализует одна из палат законодательного собрания (в РФ – Совет Федерации Федерального Собрания России), формируемая из представителей субъектов; - в федеративном государстве действует двухуровневая система законодательства – законодательство федерации и законодательство субъектов. Законодательство субъектов не должно противоречить федеральному. Высшей юридической силой обладает федеральная Конституция, являющаяся ядром законодательства как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов. Различаются национальные, политико-территориальные и смешанные федерации. В основу национальных федераций положен порядок формирования субъекта по принципу выделения титульной нации (СССР, в современный период – Бельгия). Политико-территориальный подход к созданию федерации исходит из политических, экономических, историко-культурных связей, объединяющих население субъектов (США, ФРГ). В смешанных федерациях субъекты могут быть образованы как по национальному, так и политико-территориальному принципу (в современной РФ республики являются национальными субъектами, а области – политико-территориальными). Структура различных федераций неодинакова. В наиболее простом варианте федеративное государство состоит из одинаковых (в смысле обладания политико-правовым статусом) субъектов (штатов, провинций, земель и т.д.). Такие федерации принято называть симметричными (СССР). Юридически асимметричная федерация исходит из неравноправия ее составных частей (США, РСФСР с 1991 по 1993 гг.). Наряду с федерациями к сложным формам государственного устройства достаточно часто относят конфедерацию. Вместе с тем, более точным является рассмотрение данного типа в качестве своеобразной переходной формы территориального устройства, в которой сочетаются как признаки единого государства, так и признаки союза суверенных государств. В частности к признакам позволяющим относить конфедерацию к единому государству относятся: - наличие общих для всей конфедерации функций реализуемых как во внутренней так и во внешней сфере - наличие единого правового поля; единого таможенного пространства; - наличие конфедеративных органов власти и конфедеративной системы законодательства; - наличие единой денежной единицы; - наличие единого языка межгосударственного общения; - наличие единых вооруженных сил под общим командованием В свою очередь к признакам конфедерации характерным для союза суверенных государств следует отнести: - сохранение национальной валюты; национального гражданства; государственного языка; территориальной обособленности - правовые акты принятые конфедеративными органами приобретают юридическую силу в субъектах конфедерации, только в случае их ратификации (одобрения) национальными парламентами - субъекты конфедерации обладают правом нулификации – правом признания, утратившим юридическую силу акта принятого на уровне конфедерации - субъекты конфедерации обладают правом сецессии – правом на односторонний выход из состава конфедерации. Естественно, что данное право может быть реализовано, только на основании соответствующего договора. Именно большая степень (по сравнению с федерацией) самостоятельности субъектов обусловливает нестабильный характер конфедеративной формы государственного устройства. Возникнув для достижения определенных целей (как правило, военного или экономического плана), конфедерации после разрешения общей задачи чаще всего трансформируются в более стабильные формы (унитарную, федеративную) – США или распадаются на суверенные государства – Австро-Венгрия. Примерами конфедераций могут служить США с 1781 по 1789 г.г., Египет и Сирия с 1958 по 1961 г.г., Сенегал и Гамбия с 1982 по 1989 г.г. и др. Конфедерации следует отличать от коалиций, являющихся, по существу, оборонительными или наступательными союзами самостоятельных государств (антигитлеровская коалиция периода второй мировой войны).
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Читайте также: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (527)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |