Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Политический (государственный) режим




Понятие «политический режим» обозначает динамичную систему взаимосвязанных приемов, методов, форм, способов осуществления властеотношений, в роли субъектов которых выступают государство, общество, отдельные индивиды.

Чаще всего в юридической науке выделяются два основных типа режимов: демократический и антидемократический.

Демократический политический режим характеризуется следующими основными признаками:

1) Основным источником власти в демократическом государстве являются граждане. Ст.3 Конституции России закрепляет положение в соответствие с которым «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ»

2) В демократическом государстве признается идеологическое многообразие. «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ст.13 Конституции РФ).

3) Демократический политический режим в качестве предпосылки и признака предполагает формирование и свободное развитие гражданского общества, представляющего собой социально-политическую организацию относительно независимую от государства. Независимость гражданского общества особенно ярко проявляется в сфере экономических отношений, в рамках которых устанавливается паритет (равенство) частной и государственной собственности и допускается свободная конкуренция частного предпринимательства и государственного сектора экономики.



4) В условиях демократического политического режима интересы человека дол­жны подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного призна­ния и уважения прав и свобод других и удовлетворения справед­ливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. В соответствие с Конституцией РФ (ст.55 ч.3) «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

5) Государственное признание неотъемлемых «абсолютных» прав и свобод человека, которые государство не имеет права изъять или ограничить ни при каких обстоятельствах. В соответствие с Конституцией РФ к абсолютным правам относятся – право на гражданство (ст.6), право на достоинство личности (ст.20), право на правосудие (ст.47) и др.

6) Наличие политических свобод (гласность, свобода слова, печати, уличных шествий, демонстраций, митингов и т.д.), при помощи которых граждане воздействуют на государственную власть. В частности ст. 31 Конституции РФ определяет, что «Граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование»

В процессе характеристики антидемократических режимов обычно выделяют тоталитарные и авторитарные политические режимы.

Тоталитарный политический режим характеризуется следующими от­личительными чертами:

1) В условиях тоталитарного режима государство полностью подчиняет себе общество (осуществляется тотальный контроль государства над обществом). Права и свободы индивидов являются вторичными по отношению к государственным интересам.

2) В основе тоталитарного режима лежит единая государ­ственная идеология, насильственно навязываемая всему общест­ву. В тоталитарном государстве невозможны идейный и политический плюрализм и, следовательно, не допускаются любые формы официальной оппозиции установившемуся режиму.

3) Управление экономикой осуществляется при помощи административно-командной системы, предполагается практиче­ски полная монополия государства в вопросах планирования и руководства процессом экономического развития.

4) Государственная деятельность имеет ярко выраженный принудительный характер. Правомерным поведение субъекта считается лишь тогда, когда последний приносит обществу пользу (отсюда знаменитый тезис «кто не работает – тот не ест»).

5) Тоталитаризм, как правило, характеризуется всеохватывающей милитаризацией общественной жизни. Социальная организация строится по принципу военизированной системы.

6) В качестве методов государственного управления широко используются административное и судебное давление, а в ряде случаев и открытые государственные репрессии.

Авторитарный политический режим – третий вид политического режима. Он рассматривается в качестве своеобразной промежуточной (переходной) формы между демократическим и тоталитарным режимом. При этом авторитаризм может трансформироваться как в демократию (Чили), так и в тоталитаризм (отказ от политики НЭПа в СССР и переход к тоталитарной по сути политике индустриализации и коллективизации). И в том, и в другом вариантах инициатива изменения сложившегося режима принадлежит самой государственной власти. Поэтому иногда авторитарный режим называют «революцией сверху».

В качестве основных признаков авторитарного политического режима выделяются:

1) сосредоточение всей полноты властных полномочий в руках ограниченного круга лиц (диктатуры, хунты и т.п.);

2) бессрочность исполнения властных полномочий;

3) юридическая безответственность властных структур за принимаемые решения;

4) внедрение в регулятивно-управленческий механизм двух систем социально-правового воздействия: корпоративной и публичной (нормативно-правовой). При помощи первой, регулируются взаимоотношения среди представителей властной элиты. Вторая необходима для обеспечения регуляции общественных отношений среди подвластных;

5) допущение относительной свободы в сфере экономических отношений (разрешение частной собственности, частного предпринимательства, иностранных концессий, конкуренции государственного и частного экономических секторов и т.д.);

6) определение и юридическое закрепление экономического статуса и государственных гарантий в отношении институтов гражданского общества;

7) жесткий государственный диктат в идейно-политической сфере. Недопущение политической оппозиции;

8) возможность использования противоправных по сути методов воздействия (административный и судебный произвол, политический террор).

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Сформулируйте определение понятия «форма государства»?

2. Охарактеризуйте структурные элементы формы государства.

3. Перечислите отличительные признаки монархий и республик

4. В чем отличие абсолютной монархии от конституционной (парламентарной)?

5. К какому типу монархий может быть отнесена Российская Империя времен правления Екатерины II?

6. Какие монархические государства в современный период могут быть отнесены к абсолютным, а какие к конституционным (парламентарным) монархиям?

7. В чем отличие президентской республики от парламентской?

8. Какие республики в современный период могут быть отнесены к президентским, а какие к парламентским?

9. Охарактеризуйте республиканскую форму правления в современной России.

10. Перечислите и раскройте основные признаки унитарного и федеративного государств.

11. Охарактеризуйте форму территориального устройства в современной России.

12. Сформулируйте определение понятия «политический режим». Перечислите основные признаки демократического, тоталитарного, авторитарного режимов.

13. Охарактеризуйте политический режим установленный в современной России.

14. Как Вы считаете может ли недемократический режим характеризоваться позитивными чертами? Если да, то попытайтесь вычленить позитивные и негативные черты тоталитарного и авторитарного режимов.

Учебная литература:

1. Конституция Российской Федерации (с изменениями от 10 февраля 1996 года). СПб: Виктория-плюс, 2000. Ст. 4. Гл. 2, 4; ст. 31, 53, 56, 59, 152.

2. Теория государства и права (схемы и комментарии). Учебное пособие. / Под ред. Р.А. Ромашова. СПб, 2000. С. 39 – 48.

3. Теория права и государства: основные схемы и определения (альбом схем). Учебное пособие. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России / Под общ. ред. В.П. Сальникова, 1999. С.69 – 73.

4. Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: Мастерство: Высшая школа, 2000. С.31 – 45.

5. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993.С.72 – 79, 271 – 274, 277 – 279.

 

 

Дополнительная литература:

 

6. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М.,1993.

7. Денисов А.И. Сущность форм государства М.: МГУ,1960.

8. Петров В.С. Сущность, содержание и форма государства. Л.: Наука,1971.

9. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М.: Дело, 1998.

10. Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. М., 1995.

11. Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Государство и право. 1994. № 8 – 9.

12. Шапиро И. Переосмысливая теорию демократии в свете современной политики // Полис. 2001. №5.

 

ТЕМА 5

МЕСТО И РОЛЬ ПРАВА

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (651)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7