Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Словари русского языка



2015-11-07 1338 Обсуждений (0)
Словари русского языка 0.00 из 5.00 0 оценок




Вместо введения

Ортологический аспект (правильность речи) культуры речи

1.1. Трудные случаи произношения и ударения

1.2. Лексические и грамматические нормы

Коммуникативный аспект культуры речи

2.1. Качества речи

2.1.1. Точность речи

2.1.2. Экономичность и полнота речи

2.1.3. Логичность речи

2.2. Коммуникативный кодекс

Функциональные стили речи

3.1. Письменная научная речь

3.2. Официально-деловая письменная речь

Контрольное задание.

 


Вместо введения

 

В газете «Аргументы и факты» было помещено объявление о конкурсе, который проводило представительство иностранной компании, производитель косметической продукции, на должность «региональный менеджер». Среди требований к кандидатам – общительность, коммуникабельность, то есть, речь идет об умении общаться (умении установить контакт, понять и учесть интересы партнера, воздействовать на партнера, умении сформулировать мысль и т.д.) как одном из обязательных качеств будущего работника данной компании и не только данной. Можно сказать, что это требование времени. Как же реализуются такие черты личности, как общительность и коммуникабельность ? Что является инструментом ?

Универсальным средством общения является язык. Через язык и речь регулируется поведение людей, происходит накопление и освоение культурных ценностей, норм, знаний и т.д.

Предлагаемый курс называется «Русский язык и культура речи» и призван помочь Вам 1) критически посмотреть на себя с точки зрения владения культурой речевого общения; 2) опираясь на данные методические материалы, провести самостоятельную коррекцию существующих умений и навыков владения нормативным аспектом культуры речи, коммуникативным кодексом и функциональными стилями речи; 3) определить присущий Вам тип речевой культуры и наметить пути повышения уровня владения культурой речи.

Методические материалы включают следующие разделы:

ặ Ортологический аспект культуры речи (правильность речи)

ặ Коммуникативный аспект

ặ Функциональные стили речи: научная письменная речь, официально-деловая письменная речь

ặ Контрольное задание.

В каждом разделе обозначена цель работы, перечислены вопросы, которые подлежат проработке, приводится список литературы. Затем даются определения и (или) объяснения ключевых понятий курса. Перед выполнением заданий и работе по тому или иному учебному пособию следует ознакомиться с данными ключевыми понятиями. Работая по данным материалам, обращайтесь к словарям, справочникам.

Однако прежде всего подумайте над тем, что такое язык – речь – культура речи – современный русский язык – литературный язык. Внимательно прочитайте приведенные ниже определения, выделите в них главное, разграничьте их для себя. Эта работа необходима для правильной ориентации в материале курса.

Язык – это определенный код и система правил употребления знаков, которые его составляют. Язык – средство общения всего народа, это социальное явление.

Речь – реализация определенного кода и системы правил употребления знаков языка в данной сфере и ситуации общения. Именно по отношению к речи говорят о её устной или письменной форме, о её качествах (хорошая или плохая, яркая, образная или скучная, невыразительная, богатая или бедная и т.д.), о культуре речи.

Культура речи – это такой подбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач. Определение приведено в книге «Культура русской речи и эффективность общения» (М., 1996, с.13). Его автор Е.Н.Ширяев включает в понятие «культура речи» пять компонентов: 1) нормативный, 2) коммуникативный, 3) этический, 4) выбор и организацию языковых средств как необходимое условие достижения нормативности, этичности и хороших коммуникативных свойств речи, 5) эффективность общения как конечную цель культуры речи.

Современный русский язык – это живой этнический язык, а литературный язык в его составе – один из наиболее развитых современных литературных языков.

Литературный язык – язык, обработанный мастерами слова и нормированный. По социальной базе это язык образованных горожан. Особенность литературного языка – способность обслуживать высокие сферы общения: государство, политику, науку, религию, образование, искусство и т.д. Литературный язык используется в разных сферах общения (зачем, кто, где, когда общается), что приводит к формированию различных вариантов, стилей внутри самого литературного языка: делового, научного, публицистического, разговорного, художественного (выделение дискуссионно). Литературный язык не может существовать только стихийно. Он требует постоянной работы общества над его совершенствованием, в противном случае он становится коммуникативно непригодным: не обеспечивает единство, точность, стабильность, выразительность речи. Следовательно, необходимы специальное обучение и постоянный самоконтроль за литературностью своей устной и письменной речи.

 

1. Ортологический (правильность речи)

Аспект культуры речи.

 

Цель работы – корректировка владения различными типами норм в устной и письменной речи.

Вопросы: 1. Понятие нормы. 2. Типы норм. 3. Словари русского языка. 4. Трудные случаи произношения и ударения. 5. Лексические нормы 6. Грамматические нормы.

Литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов.– Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2002.

2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1988.

3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1981.

4. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для студентов вузов / Максимов В.И., Казаринова Н.В. и др. /под редакцией В.И.Максимова, - М., 2000.

5. Федосюк М.Ю. и др. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие – М., 1999.

6. Словари и справочники.

 

Ортологический аспект, то есть правильность речи, связан с понятием нормы.

Норма – это относительно устойчивый способ выражения, исторически принятый в языковом коллективе на основе выбора одного из вариантов употребления как обязательного для образованной части общества. Нормы предписывают выбор одного из вариантов языкового знака как предпочтительного. Они обеспечивают относительную стабильность языка и лучшее взаимопонимание людей в процессе общения.

Нормы не остаются неизменными, они консервативны, но и динамичны, то есть меняются под воздействием живой речи.

 

Существуют следующие основные типы норм:

 

Правила Нормы
Ударения акцентологические
Произношения орфоэпические
употребления слов лексические
устойчивых сочетаний слов фразеологические
образования слов словообразовательные
образования грамматических форм морфологические
объединения слов в словосочетания и предложения синтаксические
написания слов орфографические
постановки знаков препинания пунктуационные

 

Одни нормы могут быть строго обязательными, закрепляющими только один вариант как нормативный (напр., документ, а не документ), другие предусматривают возможность свободного выбора вариантов (напр., проток – протока). Кроме того существует вариативность норм, связанная с функционально-стилевой дифференциацией литературного языка и с наличием профессиональных норм (напр., только ед. ч. для слов песок, щёлочь, кислота, сахар в общелитературной норме и возможность мн. ч. для данных слов в научном стиле: пески, щёлочи, кислоты, сахара).

 

Словари русского языка

Нормы литературной речи фиксируются в словарях и справочниках разного типа.

Толковые словари – это словари, которые толкуют значение слова, показывают условия его употребления.

Грамматические словариприводят нормы образования форм слова (формообразования), напр., множ. число существительных (город - города).

Словообразовательные словари дают нормы словообразования (дом – домик).

Орфоэпические словари фиксируют нормы произношения и ударения.

Существуют словари синонимов, антонимов, фразеологические, этимологические, орфографические словари, лингвострановедческие и др.

!!! Прежде чем пользоваться словарем, обязательно посмотрите, какую систему помет используют его составители. Напр., в «Орфоэпическом словаре русского языка» следующая система помет:

1. Равноправные варианты. Соединяются союзом «и»: искристый и искристый, волнам и волнам.

2. Один вариант – основной, другой – допустимый: творог и доп. творог, отдал и доп. отдал. Варианты с пометой «допустимо» чаще всего используется в разговорной речи.

В словаре даются и запретительные пометы:

1. «не рекомендуется» (не рек.) : алфавит !, не рек. алфавит; баловать ! не рек. баловать; подростковый ! не рек. подростковый.

2. «неправильно» (неправ.) : кухонный ! неправ. кухонный; договорённость ! неправ. договоренность.

3. «грубо неправ.»: инженеры ! грубо направ. инженера; ходатайство ! грубо неправ. ходатайство.

!!! Класть ! грубо неправ. ложить.

Старайтесь пользоваться словарями последних лет, предпочитайте словари издательства «Русский язык» и те, где есть обозначение «Институт русского языка РАН» (Российской академии наук).

 

Рекомендуемые словари и справочники:

1. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. – М., 1997 и др. изд.

2. Русская речь в эфире: Комплексный словарь – справочник. – М., 2000.

3. Агеенко Ф.Л., Зарво М.В. Словарь ударений русского языка. – М., 2000.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1990 и др. изд.

5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1995 и др. изд.

6. Словарь русского языка: В 4 т. – М., 1982 –1984.

7. Толковый словарь русского языка конца ХХ века. Языковые изменения. – СПб., 1998.

8. Крысин А.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 1998.

9. Современный словарь иностранных слов. – М., 2000.

10. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений (любое изд.)

11. Словарь антонимов русского языка. – М,. 1984

12. Словарь омонимов русского языка. – М., 1974.

13. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. – М., 1994.

14. Ефремова Т.В., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М., 1999.

15. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М., 1985.

16. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. – М., 1999.

17. Русский орфографический словарь. – М., 1999.

18. Словарь сочетаемости слов русского языка. – М., 1983.

19. Акишина А.А., Кано Г., Акишина Т.Е. Жесты и мимика в русской речи. – М., 1991.

20. Григорьева С.В., Григорьев Н.В., Крейдлин Г.Е. Словарь языка русских жестов. – М., 2001.

21. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989.

 

1.1 Трудные случаи произношения и ударения

 

В устной речи чаще всего делаются ошибки в произношении и ударении. Познакомьтесь со списком ошибок, наиболее часто встречающихся в эфире (Агеенко Ф. Словарь ударений русского языка - М., 1993):

 

Следует произносить Произносят
включит (включу, включишь …) включит
мн. ч. возрасты, возрастов возраста, возрастов
вручат (орден) Вручат
возвращение на круги своя возвращение на круги своя
Гражданство гражданство
конкурентоспособный конкурент(н)оспособный
истекшие сутки истёкшие сутки
Красивее красивее
Недуг Недуг
отключено, отключена, -ы отключено
оторвало оторвало
Принята Принята
Сорвало Сорвало
расценено расценено
ценз оседлости ценз осёдлости
Кижи, Кижей Кижи, Кижей

 

Задания

1.1.1. Определите, как произносятся выделенные согласные в приведенных ниже словах. Проверьте себя по одному из орфоэпических словарей русского языка.

агрессия, адекватность, альтернативный, декан, тест,

детектив.

1.1.2. Скажите, как читается «ф» в выделенных словах - твердо или мягко?

Товарищи ученые, не сумлевайтесь, милые.

Коль что у вас не ладится, ну там, не тот аффект,

Мы мигом к вам заявимся с лопатами и вилами,

Денечек покумекаем – выправим дефект.

В.Высоцкий

1.1.3. Поставьте ударения в приведенных ниже словах в соответствии с литературными нормами. Обращайтесь к словарям. Укажите варианты.

а) взяты, взято, взята,

начаты, начат, начато, начата,

приняты, принят, принято, принята,

проданы, продан, продано, продана,

созданы, создан, создано, создана.

б) брало, брали, брала.

взяло, взяли, взяла,

задал, задали, задала,

начал, начали, начала,

понял, поняли, поняла,

принял, приняли, приняла.

в) августовский, асбест, афера, блага, баржа, дефис, заговор, километр, комбайнер, лосось, мастерски, медикаменты, мышление, ненависть, обеспечение, партер, плесневеть, похороны, ржаветь, случай, творог, усугубить, экскурс.

1.1.4. Найдите слова, которые вы регулярно используете в своем профессиональном или бытовом общении. Поставьте в словах ударение. Проверьте себя по орфоэпическому словарю русского зыка.

а) баловать, закупорить, заискрить, заключить, заклинить, премировать, осведомить, убыстрить, черпать.

б) зубчатый, оптовый, валовой, сливовый, кедровый, губчатый, красивее, мизерный, кухонный, фланговый, экспертный.

в) искра, таможня, инструмент, диспансер, досуг, корысть, намерение, псевдоним, созыв, средства, феномен, хозяева, эксперт.

с) иначе, отчасти, единовременно, памятуя, тотчас.

 

 

1.2. Лексические и грамматические нормы.

Слова в языке связаны определенными отношениями и образуют своеобразную систему, в которой проявляются те или иные их характеристики. Ознакомьтесь с некоторыми характеристиками слова (система языка) и выполните предложенные ниже задания.

1. Слово может быть однозначным и многозначным, напр. :

дендрарий – однозначное слово

идти – многозначное слово (в малом академическом словаре 27 значений).

2. У слова могут быть синонимы. Синонимы – это слова, одинаковые или близкие по значению, напр. :

а) смелый – храбрый; б) маленький – малюсенький – крохотный (синонимы различаются по степени наличия признака); в) лицо – физиономия – морда (различаются по стилистической окраске, сфере употребления).

Синонимы – это богатство языка.

3.Антонимы – слова с противоположным значением, напр. :

большой – маленький, жарко – холодно.

4.Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении, принадлежащие к одной части речи: лесной – лесистый, болотный – болотистый, адресат – адресант.

5. Омонимы – слова, принадлежащие к одной и той же части речи и одинаково звучащие, но разные по значению, напр. :

брак (супружество) – брак (испорченная продукция).

6. Слово имеет стилистическую принадлежность. Обычно говорят о следующих типах стилистической окраски слова: лексика книжная – нейтральная – разговорная – просторечная. В толковых словарях даются соответствующие стилистические пометы. Особенно явно стилистическая маркированность слова проявляется при его употреблении в несоответствующем функциональном стиле речи, напр. : Вчера Алешкины родители явились к нам с официальным визитом.

7. Слова могут различаться с точки зрения их происхождения. Заимствование иноязычных слов обычно вызывается потребностью в наименовании новой вещи или нового явления (магнитофон, компьютер), необходимостью разграничить близкие, но все же различающиеся понятия, стремлением заменить сочетание слов одним (меткий стрелок – снайпер). Не всегда заимствование иноязычных слов является оправданным.

8. Фразеологические обороты – это обороты, которые воспроизводятся в качестве готовых, сложившихся лексических единиц. Они состоят из двух или нескольких слов, целостны по своему значению и устойчивы по своей структуре (чаша терпения переполнилась, переливать из пустого в порожнее и др.).

 

Задания

1.2.1. Подберите синонимы:

свежий, влажный, голова, отойти.

1.2.2. Продолжите синонимические ряды: предлог – отговорка …;

старый – древний …; тайный – потайной …; беспокоиться –

тревожиться …; преимущество – превосходство …;

1.2.3. В «Словаре – справочнике по материалам прессы и

литературы 1980-х годов» приводится пять новых значений

слова «крутой» :

1) отличающийся энергичностью, решительностью, хваткостью, самоуверенностью (обычно в молодых людях). Напр. : Наконец появился он, одетый как самый крутой фарцовщик (В.Попов). 2) фанатичный, страстный (об исполнителях или поклонниках рок-музыки). Напр. : О содержании текстов говорит нечего… Все сводится к одному: «Вот какие мы крутые ребята» (Ю.Бычков);

3) жёсткий, с чеканным ритмом (о рок-музыке). Напр. : Появилась группа … из четырех музыкантов, которые стали играть жесткую, энергичную музыку, её еще называют «крутой» - с простыми по форме, но серьезными по содержанию текстами;

4) характеризующийся наивысшим проявлением каких-либо особенностей, свойств. Напр.: Я понимал, чтобы поступить в МГИМО, надо либо крутой блат…, либо знания (Правда, 1988, 6 июля);

5) самый модный, престижный (в каких-либо социальных кругах). Напр. : Пять лет назад дискотека была самым «крутым» отдыхом (Собеседник, 1989, № 9).

Можете ли вы добавить что-либо к словарной статье? Все ли учли авторы словаря?

1.2.4. Определите различия в значении слов:

1. грант, дотация, пенсия, стипендия;

2. аннотация, дайджест, конспект, реферат, резюме, тезисы;

3. импресарио, меценат, спонсор, продюсер.

1.2.5. Подберите русские синонимы к иностранным словам:

амбиция, вердикт, вестибюль, вокальный, мемуары,

пунктуальный, реставрация, фауна, флора, эксперт, импорт,

импульс, реформа.

1.2.6. Определите стилистическую окраску следующих слов. Сделайте соответствующие пометы. Проверьте себя по словарю.

Работать, брякнуть, задаром, зачетка, страж, грядущий, ланиты,

чмокнуть, глазеть, предписание.

1.2.7. Объясните различия в значении следующих паронимов. Составьте предложения с данными словами. Используйте словарь паронимов русского языка.

Обезлесеть – обезлесить, абонемент – абонент, адресат –

адресант, дельный – деловой - деловитый, демонстративный –

демонстрационный, единичный – единый – единственный.

1.2.8. Дополните фразеологизмы. Проверьте себя по словарю фразеологизмов.

Проходить красной …; пока …да дело; чаша терпения …; … вопиющего в пустыне.

1.2.9. Укажите наиболее вероятные сочетания приведенных глаголов с именами существительными.

Образец: разрешить – спор, вопрос …

вынести - …; достичь - …; затребовать - …; одержать - …;

нанести - …; предоставить - …; проявлять - …;

предупредить - …;

1.2.10. Укажите, с какими глаголами обычно сочетаются следующие слова.

Образец: акт – составить, предъявить …

анкета - …; виза - …; выговор - …; договор - …; документ –

…; подпись - …; постановление - …; предложение - …;

предписание - …; предупреждение -…; заявка - …; иск - …;

рекомендация - …; решение - …; справка - …; счет - …;

приказ - …; расписка - …; распоряжение - …; требование - …;

характеристика - …; штраф - … .

1.2.11. Выполните тесты* «Морфологические нормы» и «Синтаксические нормы». В случае затруднения обратитесь к грамматическому справочнику (см. раздел «Словари и справочники») или учебному пособию. Проверьте себя по ключам.

 

 

Тест 1. Морфологические нормы

 

 

Задание. Выберете правильный вариант

 

Род заимствованных существительных  
1. На десерт гостям подали ароматн … манго. А – ый Б – ое В – ую  
2. В этом регионе гнездится экзотическ…. фламинго. А – ий Б – ое В – ая  
3. Сегодня у нас в рекламной распродаже аппетитн … салями. А – ый Б – ое В – ая  
4. Друзья подарили нам на новоселье импортн … бра. А – ый Б – ое В – ую  
5. На гостиничн … портье была ярко-синяя форма. А – ом Б – ой  
Род несклоняемых географических названий и аббревиатур  
6. В солнечн … Сочи вас ждут многочисленные пляжи, кафе, гостиницы. А – ом Б – ой В – ых  
7. Многомиллионн … Мехико готовится к встрече гостей. А – ый Б – ой В – ое  
8. Нов … АТС проводит набор сотрудников. А – ый Б – ая В – ое    
9. В киоске продается свеж … «ЛГ». А – ий Б – ая В – ее  
10. Российск… МИД благодарит всех сотрудников латвийского посольства за оказанную помощь. А – ий Б – ое В – ая  
Форма множественного числа существительных  
11. Были устранены все … экономического роста предприятия. А–тормозы Б – тормоза  
12. Пост ГАИ проверял … у всех водителей, въезжающих в город. А – пропуски Б – пропуска  
13. В дальнем углу избы висели … . А – образы Б – образа  
14. В кондитерском отделе продавались ванильные …. . А – крендели Б – кренделя  
15. В одном из залов музея были выставлены старинные кузнечные … . А – мехи Б – меха  
Склонение существительных  
16. Летом студенты будут проходить ознакомительную практику под … . А – Ростовом Б – Ростовым  
17. Опера «Князь Игорь» написана композито- ром … . А – Бородином Б – Бородиным  
18. В «Вишневом …» главную роль играет молодая актриса. А – саде Б – саду  
19. Строительная площадка занимала несколько … . А – гектар Б – гектаров  
20. В бак нужно залить 10,5 … бензина. А – литра Б – литров
Форма личных местоимений  
21. На южном склоне раскинулись плантации чая. Мимо … тянулась узкая дорога, ведущая в поселок.   А – их В – них  
22. С собой в лес мы взяли соседскую лайку. Благодаря … нам удалось найти в сумерках дорогу домой.   А – ей Б – ней  
23. Вышел в свет новый роман В. Войнича. вокруг … сейчас идут острые дискуссии. А – его Б – него  
24. Многие юноши уезжают в большие города учиться. Подобно … Костя собрался ехать в Петербург. А – им Б – ним  
25. Геологическая экспедиция встретила много трудностей в пути. Наперекор … на базу группа вернулась в срок.   А – им Б – ним  
Форма глагола  
26. Им … искреннее желание помочь. А – двигает Б – движет  
27. Локомотив … состав из 40 вагонов. А – двигает Б – движет
28. Этот спортсмен хорошо … диск. А – метает Б – мечет  
29. Деятельность комбината … сопки, лежащие вокруг города. А – обезлесила Б – обезлесела  
30. Местность заметно … за последние 20 лет. А – обезлесила Б – обезлесела
         

 

Тест 2. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

 

Задание 1. Выберите вариант, соответствующий норме.

 

Согласование подлежащего и сказуемого
1. Сотня спортсменов ... по стадиону в разные стороны. А - разбежалась Б – разбежались  
2. Завод-лаборатория ... первый опытный образец нового экскаватора. А - изготовил Б - изготовила  
3. Большинство студентов нашей группы … приезжими. А – было Б – были  
4. СМИ … однодневную акцию протеста. А – провели Б – провело  
5. 21 студент... заявление в профком. А – подали Б - подал  
Согласование определения с определяемым словом  
6. Две ... подруги поступили на геологический факультет. А – лучшие Б – лучших  
7. ... два месяца мы готовились к научной конференции. А – целые Б – целых  
8. Учёный работал над вопросом, плохо ... в научной литературе. А – разработанном Б - разработанным  
9. ... тренер Виктория Бойцова организовала районные соревнования по легкой атлетике.   А – молодая Б – молодой  
10. По озеру ... проводятся теплоходные экскурсии. А - Байкал Б – Байкалу  
Управление  
11. Регулярные тренировки по хорошо продуманной схеме вселили в него уверенность в .... . А - победе Б - победу  
12. На выставке народного творчества мы восхищались ... дымковской игрушки. А - изяществом Б - изяществу  
13. Во многих маршрутных такси требуется оплатить ... при входе. А – проезд Б - за проезд  
14. Роман А. Марининой «Я умер вчера» описывает ... известного тележурналиста. А - о жизни Б – жизнь  
15. Летчик-космонавт был удостоен высокой … . А – награды Б - наградой  
Употребление деепричастного оборота  
16. Спустившись к морю, ... . А – туристы разбили палаточный городок Б - туристами был разбит палаточ­ный городок  
17. Возвращаясь домой, ... . А - Саша чувствовал, что у него от усталос-ти слипаются глаза Б - у Саши слипа- лись от усталости глаза  
18. Находясь в Германии, … . А - у нас состоялась встреча с берлински-ми коллегами Б – мы встретились с берлинскими коллегами  
19. Немного подумав, …. А – у него отпали сомнения, и он дал согласие Б – он перестал сомневаться и дал согласие  
20. Знакомясь с городом, …. . А - нас удивила его архитектура Б – мы удивились его архитектуре  
Употребление косвенной речи  
21. Он спросил, … . А – увидимся ли мы еще раз Б – что увидимся ли мы еще раз  
22. Директор спросил рабочих, … .   А – какие у вас были проблемы Б – какие у них были проблемы  
23. Алексей сказал, … . А – что хочу быть металлургом Б – что хочет быть металлургом  
24. Пассажир попросил, … . А – откройте двери Б – чтобы открыли двери  
25. В приемной секретарь спросила, … . А – на который час им назначена встреча Б – на который час вам назначена встреча  
     

 



2015-11-07 1338 Обсуждений (0)
Словари русского языка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Словари русского языка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1338)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)