Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Стиль языка и стиль речи




Как отмечалось в главе 1, в зависимости от функционирования в той или иной сфере общения выделяют функциональные стили. В XX в. произошло разграничение понятий «стиль языка» и «стиль речи». По определению академика В.В. Виноградова, «стиль языка – это языковая парадигма для литературного языка определенной эпохи его становления» [24, с. 63]. Стилистика языка направлена на нормативные средства языка; стиль понимается как совокупность стилистически окрашенных средств языка. Стилистика языка изучает ресурсы языка: стилистически окрашенную лексику, средства словообразования, фразеологии, морфологии, синтаксиса и др. Стилистика языка обращается к тексту, т.е. к употреблению стилистических средств языка. Стилистика языка признает двоякий характер выделения функциональных стилей: собственно лингвистический (т.е. обладающий определенной совокупностью стилистически значимых языковых средств) и экстралингвистический (т.е. учитывающий условия и цели общения в определенной сфере общественной деятельности).

Стили языка формировались на основе стилей речи. Речь формировала стиль в зависимости от ситуации общения, назначения, функции и целей самой речи, того текста, который порождался говорящим и пишущим.



Среди факторов, позволяющих классифицировать функциональные стили, наиболее общим является ведущая функция каждого стиля: общение — для разговорного стиля, сообщение — для научного и официального, воздействие — для публицистического и художественного.

В современной лингвистической литературе выделяются пять сфер общения и соответствующие им пять речевых стилей: повседневная — разговорный стиль, область науки и техники — научный стиль, сфера законодательства и делового общения — официально-деловой стиль, общественно-политическая сфера — публицистический стиль, сфера искусства слова — художественный стиль.

Важным стилеобразующим фактором является форма речи — устная или письменная, а также вид речи (монолог, диалог, полилог). Для разговорного стиля — это устная диалогическая (или полилогическая) речь, для научного и официально-делового — письменная монологическая речь. Публицистический стиль может быть представлен и устной монологической и полилогической речью, и письменной монологической.

Функциональные стили неоднородны: каждый из них представлен рядом жанровых функциональных разновидностей. М.М. Бахтин отмечает: «Мы говорим только определенными речевыми жанрами, то есть все наши высказывания обладают определенными относительно устойчивыми типическими формами построения целого» [6, с. 212].

Многообразие жанровых разновидностей создается разнообразием содержания речи и ее различной коммуникативной направленности, то есть целями общения. Именно они диктуют выбор стилистических приемов, композиционной структуры речи для каждого конкретного случая.

Так, выбор жанров устной речи зависит от того, является ли коммуникация официальной / неофициальной, публичной / непубличной. Здесь возможны информация, отчет, ораторское выступление, доклад, устный бытовой рассказ и др. Выбор жанров письменной речи определяется не только стилевыми различиями, но и темой и содержанием речи. В научном стиле это могут быть такие жанры, как статья, реферат, аннотация, отзыв и др.; в официально-деловом стиле — заявление, расписка, доверенность, справка, инструкция, объявление и др.; в публицистическом стиле — интервью, репортаж, очерк, заметка и др.; в художественном — рассказ, повесть, роман, стихотворение, басня, сказка и др. Каждый функциональный стиль речи имеет свои специфические черты, свой круг лексики, морфологии и синтаксиса, которые проявляются в той или иной степени в каждом жанре определенного стиля.

Итак, стиль, как и язык в целом, реализуется в речи. Если рассматривать соотношение стилей языка и стилей речи в их современном виде, то стили речи — это поле применения стилей языка.

Итак, в соответствии с функционированием речи в той или иной социально значимой сфере общественной деятельности выделяются следующие функциональные стили: научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный.

 

 

Контрольные вопросы

1. Назовите основания классификаций разновидностей речи.

2. Что такое литературная речь?

3. Какие особенности имеет устная разновидность речи? Чем различаются неподготовленная и подготовленная формы устной речи? Какими закономерностями регламентируется устная речь?

4. Дайте определение письменной разновидности литературного языка, назовите ее основные функции и свойства.

5. Какая форма речи называется диалогом? Что такое диалогическое единство и какова его структура? Какие типы диалогов вы знаете?

6. Что такое монолог? Охарактеризуйте основные типы монологической речи.

7. Как вы понимаете полилог?

8. Охарактеризуйте функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Приведите примеры.

9. Сравните понятия «стиль языка» и «стиль речи». Назовите основные функциональные стили. Объясните понятие «жанровая разновидность».

Литература

1. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И. Максимова. — М., 2002 '

2. Бойкова Н.Г., Коньков В.И., Попова Т.П. Устная речь. — Д„ 1988.

3. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. — М., 1997.

4. Диалогическая речь. Монологическая речь // Лингвистический энциклопедический словарь. — М., 1990.

5. Диалог. Монолог / Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. —

М., 1998. ‘ ‘

6. Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. — М., 1987.

7. Казарцева О.М. Культура речевого общения; теория и практика обучения: Учебное пособие — М., 2001.

8. Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. — М., 1982.

9. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи: описание, рассуждение, повествование. — Улан-Удэ, 1974.

10. Русский язык в его функционировании. Уровни языка. — М., 1996.

ГЛАВА 4

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ.

 

4.1. Стилевые и жанровые особенности научного стиля

Сфера общественной деятельности, в которой функционируетнаучный стиль, —это наука.

Мысль строго аргументируется; особый акцент делается на ход логических рассуждений. Анализ и синтез тесно взаимосвязаны, поскольку назначение науки — выявление закономерностей. Отсюда обобщенный и абстрагированный характер мышления. Все это определяет экстралингвистические признаки научного стиля:

(1) научная тематика;

(2) точность (точное определение понятий);

(3) стремление к абстрактности, обобщению;

(4) логичность изложения;

(5) объективность.

Экстралингвистические особенности находят выражение в собственно языковых характеристиках научного стиля и определяют системность языковых средств, которые в нем употребляются.

Научный стиль как система включает языковые единицы трех типов: (1) языковые единицы, обладающие соответствующей функционально-стилистической окраской; (2) языковые единицы стилистически нейтральные (межстилевые); (3) языковые единицы стилистически нейтральные, но функционирующие преимущественно именно в данном стиле.

Доминирующая языковая функция научного стиля — информативная; основная форма речи — письменная; типичный вид речи — монолог. При преобладании письменной формы речи развитие средств массовой коммуникации, расширение научных контактов (съезды, симпозиумы, конференции) увеличивают роль и устной формы научной речи.

Основная цель научного стиля — сообщение объективной информации, доказательство истинности научного знания. Цели конкретизируются в задачах, которые, с учетом ситуации, определяют отбор материала, используемого на протяжении всего текста. Адресатами произведений научного стиля, как правило, яв­ляются специалисты — читатели и слушатели, подготовленные к восприятию научной информации. Научный стиль обладает значительным разнообразием речевых жанров. Среди них основные: научная монография, научная статья, диссертация, научно-учебная проза (учебники, учебные и методические пособия), научно-технические произведения (инструкции и др.), научные доклады.

В исследованиях по стилистике признается факт существования иерархии стилистических систем — подсистем, каждая из которых имеет свои жанры. Это положение распространяется и на научный стиль.

Подстили: Собственно научный (монография, статья, доклад, диссертация); научно-информативный (реферат, аннотация, патентное описание); научно-справочный (словарь, справочник, каталог); учебно-научный (учебник, словарь, методическое пособие, лекция); научно-популярный (лекция, статья, книга).

Мы опираемся на классификацию, предложенную в работе «Культура русской речи»: Учебник для вузов / Под ред. проф. JI.K. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. — М., 2001. — С. 195.

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3631)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7