Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Том первый. — М., 1975. — С. 50—51)



2015-11-07 1408 Обсуждений (0)
Том первый. — М., 1975. — С. 50—51) 0.00 из 5.00 0 оценок




Упражнение 75. Отредактируйте текст радиоинтервью, исключите лишние эле­менты разговорной речи.

Мы приехали сюда 20 числа, нас, конечно, встретили. Не так, как мы хотели, в общем. Ну, я понимаю, что во всех стройотрядах трудно, трудности есть. Были простои всякие, конечно, незначи­тельные, из-за стройматериалов, из-за инструментов были. Но по­степенно это все как-то... вопрос утрясли, сейчас как раз главный инженер приезжал, нам пообещали фронт работ и с сегодняшнего дня видно, что не зря обещали. Потому что раньше как бы фронта работ не было все время, мы шли буквально впритык к экскаватору.

Упражнение 76. Одно и то же явление в разных стилях речи описывается с помощью различных речевых средств. Дано научное описание дождя как явления природы: «Дождь — жидкие атмосферные осадки, выпадающие из облаков. Диаметр капель от 6—7 до 0,5 мм; при меньшем размере осадки называют моросью». (Сов. энциклопедический словарь).

Подготовьте художественное описание дождя и 'разговор­ный монолог на тему «Дождь». Докажите принадлежность к тому или иному стилю.

Упражнение 77. Составьте диалоги, в которых ярко отразились бы взаимоот­ношения и речевая характеристика собеседников в неофици­альной обстановке: (а) представителей старшего поколения;

(б) представителей разных поколений; (в) представителей младшего поколения.

Темы

1. Празднование Дня Победы.

2. Спортивный матч.

3. Любая по выбору.

Упражнение 78. Проанализируйте лексические, грамматические, стилистиче­ские особенности данных отрывков. Сделайте вывод об их стилистической отнесенности.

1. Все в вестибюле стоят / на улице никто не гуляет / Все около меня там собрались / Начали спрашивать / Какая она / Как выглядит / Я говорю / понятия не имею // В общем / сама боялась / что я ее не узнаю // Но интересно / все уже прошли / а ее нет // Потом смотрю идет // Уже позже всех //Я ее узнала / Она меня не сразу... // [91, с. 97].

2. Студенческий билет

. Студенческий билет выдается каждому студенту при его зачислении на время пребывания в высшем учебном заведении.

(2) . При выбытии студента из вуза билет и зачетная книжка сдаются в деканат и присоединяются к его учебной карточке для передачи в личное дело. (3). На лицевой внутренней стороне билета над словами «Студенческий билет № » проставляет­ся наименование высшего учебного заведения. На правой внут­ренней стороне билета ежегодно отмечается, в каком учебном году и на каком курсе обучается студент. Подпись декана фа­культета удостоверяется печатью факультета. Делается отметка о форме обучения. (4). На студенческом билете должна быть на­клеена фотографическая карточка его владельца. Студенческий билет закрепляется подписью проректора и печатью высшего учебного заведения, которая должна захватывать часть фотогра­фической карточки. (5). В случае утери студенческого билета ректор вуза по представлению декана факультета может нало­жить на студента дисциплинарное взыскание и дать указание о выдаче ему нового билета с отметкой «дубликат». Дубликат со­храняет номер утерянного билета.

(Система организации учебного процесса в вузе. —

М., 2001. С. 9)

3. Суть социального партнерства в том, что профсоюзы и предприниматели посредством социальных конфликтов (забас­товок) выравнивают отношения друг с другом, в то время как государство создает условия для цивилизованного протекания данных конфликтов, вмешиваясь в них лишь в случае их неза­конности. Например, в рыночных экономиках Запада партнер­ские отношения формируются как независимая от государства система, основанная на полной самостоятельности предприни­мателей и трудящихся в принятии решений и поиске взаимовы­


годных соглашений и способная к поддержанию общественного согласия без прямого вмешательства правительства. За государст­вом остаются лишь функции контроля за поведением трудящихся и работодателей в границах их прав и свобод, определенных кон­ституцией и законодательными нормами, и пресечение действий, которые выходят за пределы общенациональных ценностей.

(Зайцев А.К.Социальный конфликт. — М., 2001. С. 159)

4. В России сейчас колоссальное перепроизводство экономи­стов и юристов. В то же время возник серьезный дефицит кад­ров на новых предприятиях, которые переходят на современные технологии. В частности, наблюдается дефицит программистов и инженеров.

В прошлом, 2002 году, согласно результатам вступительных экзаменов в российские вузы, самой популярной специально­стью у абитуриентов была юриспруденция. В зависимости от ву­за на одно место претендовали от 4 до 15 человек.

Повышенным спросом пользовались и такие специальности, как лингвистика (8—13 человек на место), история (3—13), пси­хология (3—9), политология (2—7).

Впервые за многие годы почти вдвое вырос спрос на приклад­ных математиков, конкурс в вузы был от 3 до 7 человек на место.

На каждое место по специальности «финансы и кредит» пре­тендовали 2—5 человек, а по специальности «менеджмент» — 2—4 человека.

(Российская газета. 2003. 20 июня)

Функционально-смысловые типы речи

Упражнение 79*. К какому функционально-смысловому типу речи относятся следующие тексты? Докажите, есть ли в них постоянно или одновременно присутствующие признаки чего-либо, сме­няющие друг друга действия или события, объяснение при­чин и следствий событий и явлений, оценки.

1. Домашнее чтение вслух очень сближает. Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это неволь­но влечет за собой обмен мыслями. Если эта книга большая и ее читают долго, она превращается в друга семьи, ее герои ожива­ют и входят в наш дом.

Когда я смотрю на книги, что стоят у нас на полках, я могу их мысленно разделить на несколько отделов: настоящие фоли­анты, сочинения классиков, современные книги, справочники, словари, учебники и так далее. Но я могу мысленно собрать вместе на особую полку книги, которые мы читали вместе и вслух. Их мы знаем, помним, любим, как никакие другие.

Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? Не выбрать времени? Находится же оно для того, чтобы вместе смотреть телевизор! Разве мы не просиживаем перед ним иногда часами, даже когда ничего осо­бенного не показывают? Страница книги — это огромный эк­ран, который и не снился самому лучшему телевизору!

Советую вам, прошу вас, уговариваю — попробуйте! Попро­буйте читать дома вместе и вслух! Было же что-то такое в совме­стном домашнем чтении, если о нем с волнением и благодарно­стью вспоминают люди разных поколений.

Когда книгу читает вслух кто-нибудь из домашних, то, что происходит на ее страницах, отражается на лицах всех, кто со­брался за столом. Все чувства усиливаются и обостряются. А тот, кто уже раньше читал эту книгу, читая ее теперь своим близким, испытывает радость, приобщая их к тому, что ему дорого, де­лясь тем, что принадлежало ему одному и чем он теперь одари­вает других.

Словом, попробуйте, и я надеюсь, я уверен: вы не пожалеете об этом.

(Львов С. j jСб. текстов для подготовки к ЕГЭ. —

М., 2003. - С. 32-33)

2. — Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим пламенем великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стати как камни.

— Идем! — крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.

Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашу­мел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен то­потом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и сердце его все пы­лало, пылало!

И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остал­ся сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окуну­лись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого до­ждем. Гроза была — там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и зо­лотом сверкала река... Был вечер, и от лучей заката река каза­лась красной, как та кровь, что била горячей струей из разо­рванной груди Данко.

{Горький М. Старуха Изергиль. Собр. соч. в 16 т.

Т. 1. - М., 1985. - С. 70-71)

3. Современное состояние общества характеризуется обост­рением целого ряда взаимосвязанных ключевых проблем, опре­деляющих его дальнейшее развитие, среди которых экономиче­ский, энергетический, экологический кризисы, социальные и национальные конфликты, падение уровня духовности и куль­туры. Многие ученые видят решение этих проблем в совершен­ствовании образования. Во всем мире идет активный поиск но­вых образовательных систем — более демократичных, более гибких, более универсальных как с позиции отдельной личности, так и общества в целом.

Начавшаяся в нашей стране реформа высшего образования предполагает смену образовательной парадигмы и переориента­цию установок с узкопрофессиональной подготовки специалистов на комплексное образование, на достижение высокого уровня общей культуры, на развитие интеллекта и личностных познава­тельных интересов, позволяющих личности адаптироваться к динамике социальных кризисов.

В рамках этой образовательной парадигмы разрабатываются теории, направленные на устранение разрыва между естествен- но-научным и гуманитарным знанием. Причем спектр этих тео­рий достаточно широк.

{Смирнов С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы технологии. —М., 2000. — С. 82)

Упражнение 80. Найдите в любом учебнике и в любой газете примеры функ­ционально-смысловых типов речи.


ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ Нормы произношения

Упражнение 81*. Отметьте верные высказывания.

(!) Орфоэпия — совокупность норм национального языка, обеспечивающая единство его звукового оформления.

(2) Орфоэпия — совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением морфем, слов, сло­восочетаний.

(3) Орфоэпия — совокупность правил, устанавливающих еди­нообразное оформление написаний слов.

(4) Орфоэпия — совокупность правил, устанавливающих еди­нообразное произношение.

(5) Орфоэпическая норма регламентирует произношение.

(6) Орфоэпическая норма регламентирует словоупотребление.

(7) Орфоэпическая норма регламентирует ударение.

(8) Орфоэпические нормы отражены в орфоэпических сло­варях.

(9) Орфоэпические нормы отражены в этимологических сло­варях.

(10) В орфоэпических словарях не указываются варианты произношения, находящиеся за пределами литературной нормы.

Упражнение 82. Произнесите правильно следующие слова. Помните: на месте бу­квы «о» в первом безударном слоге и абсолютном начале слова произносится звук, средний между [а] и [о], в остальных без­ударных слогах — средний между кратким [о] и кратким [ы].

вода домов моя твоей приходить

прошу опять окно окружать верно

нужно победить холод молоко молодой

сохранить особенность наконец современность одновременно


Упражнение 83*. Какой звук произносится на месте буквы «а» после твердых ши-


 


жара жасмин шары крыша
жалюзи ржаной шагать

пящих?

жалеть

пожалуй

шампанское

лошадей

сожаление

шапка

дышать


 


Упражнение 84*. Прочитайте следующие слова, обращая внимание на необ­ходимость произнесения в безударной позиции после твер­дых согласных на месте буквы «е» звуков [ыэ] или [ъ].


 


железо жестяной больше целиком

жена

желудок

шестисотый

танцевать пожелание

шептать

шерстяной

цеха жестокость

шестнадцать

цена

в столице


 


Упражнение 85*. Одинаково ли вы произносите подчеркнутые слова?

(7) чистота комнаты — частота колебаний; (2) примерять платье — примирять противников; (3) флаг развевается — ребе­нок развивается; (4) посветить фонариком — посвятить стихо­творение юбиляру; (5) увидать лису — увядать в лесу

Упражнение 86*. Выпишите слова, в которых под ударением произносится звук [э].


 


афера

бытие

житие

кричит как оглашенный никчемный оседлый подключенный безнадежный

груженый

истекший год

маневры

одноименный

осужденный

современный блеклый

желоб

истекший кровью

наемник

опека

платежеспособный


 


Упражнение 87*. Среди приведенных ниже заимствованных слов выделите те, в которых при произношении сохраняется безударный звук [о].
аромат боа болеро бордовый
бокал вето досье какао
конкретно конспект концерт коммюнике
модель ноктюрн оазис поэт
радио роман рояль соната
сонет трио фойе фонема

 


 

Упражнение 88*. Данные слова распределите в две группы: с твердым и мягким произношением согласного перед буквой «е». Сравните свое произношение с нормативным, указанным в ключе к заданию.

ателье, бассейн, бизнесмен, вундеркинд, генетика, гротеск, дебют, детектив, депо, интервал, кодекс, музей, модель, отель, паштет, претензия, сессия, теннис, терапевт, термин, фланель, шедевр, шинель, энергия, эстетика

Упражнение 89*. Определите, в каких случаях звук, обозначаемый буквой «I», произносится как [г] — взрывной; [г] — фрикативный; [к]; [х]; [в].

(1) гордый, гора, долго, нога, сапоги, грустить

(2) друг, долог, творог, набег, ногги, остричься

(3) легкий, мягкий, налегке, смягчить, легчайший

(4) Господи, благодать, Богу

(5) бухгалтер, ага, ого, эге

(6) далекого, тихого, большого, твоего, первого

Упражнение 90*. Какие комбинаторные процессы влияют на произношение согласных звуков в следующих словах:

(1) березка, дорожка, улыбка, перегородка, уловка, вчера, от­гадать

(2) сделать, сбежать, просьба, молотьба, вокзал, футбол

(3) степь, нести, боязнь, зонтик, гонщик, кандидат

(4) бесшумно, без шапки, из шахты, сжигать, безжизненный, из жести

Упражнение 91. Прочитайте слова с учетом норм произношения сочетаний согласных.

(1) Отчизна, отчет, докладчик, летчик, переводчик, зодчий

(2) рассказчик, грузчик, перебежчик, мужчина, считать, рас­чистить, счастье

(3) дрожжи, вожжи, жжет, жужжать, дожди

(4) двадцать, отца, солдатский, увидеться, переписываются, смеется

Упражнение 92. Прочитайте слова, обращая внимание на мягкость губных со­гласных ([б], [п], [м], [в], [ф]), обозначенных буквой «ь». Твердое произношение ошибочно.

дробь обувь степь семь

восемь семьдесят восемьдесят поздравь

насыпьте оставьте добавьте приготовьтесь познакомьтесь

беспечный библиотечный булочная
верный горчичник двоечник
закадычный конечно конечный
копеечный крошечный Кузьминична
молочная каша молочная кислота нарочно
отличник очечник подвенечный
порочный порядочный пустячный
речник скворечник скучно
скучный сливочный стрелочный
табачный троечник убыточный
шапочное знакомство яблочный яичница
Упражнение 93*. Распределите приведенные ниже слова на три группы: (1) воз­можно только произношение [ч’н] или [ч’н’] на месте орфо­графического «чн»; (2) возможно только произношение [шн] или [шн’]; (3) допускаются оба варианта произношения.

Упражнение 94.

Прочитайте слова, более согласных:

обращая внимание на сочетания трех и

 


 


бездна

проездной

местный

радостный

счастливый

чувство

гигантский

журналистский допоздна

властный

ненавистный

частный

жалостливый

сочувствовать

президентский

туристский поздно

грустный

окрестность

честный

завистливый

сердце

корреспондентский

милитаристский праздник

лестница

постный

совестливый

здравствуй

солнце

эмигрантский


 

 


Упражнение 95*. Среди следующих ниже заимствованных слов отметьте: (а) слова, в которых при произношении сохраняется двойной согласный; (б) слова, в которых произношение двойного со­гласного вариативно. аббат

ассимилировать

иллюстрация

касса

масса

программа

сумма агрессия

галлюцинация

иммунитет

коллекция

массаж

программный

терраса аллея

диссертация

интеллект

колли

массив

профессия

террор аппликация

идиллия

ирреальный

манна (небесная)

мусс

суббота

тонна


 


Упражнение 96. Проверьте, правильно ли вы произносите следующие слова.

Прописными буквами выделена та часть слова, где часто до­пускается ошибка.

дермАТин изнемоЖение ИНИциатива

инцИДент консТАТировать компоСТировать

компроМЕТировать конкурентоспособный НУмеровать

ПЕРСпектива СТУдень ТАБУрет

упаДОЧНический ЧРЕЗвычайный эКСкаватор

ЭСКалатор буДУщий жажДУщий слеДУЮщий

Акцентологические нормы Упражнение 97*. Расставьте ударение в словах. В затруднительных случаях об­ращайтесь к словарям. Запомните место ударения в этих словах.

августовский алфавит аналог арбуз баловать буксировать бюрократия вахтер вероисповедание генезис гофрированный гусеница дефис джинсовый добыча договор дозвониться дозвонится досуг древко завидно задолго заиндеветь заиск­риться запломбировать заржаветь засорится значимый зво­нит иконопись индустрия исподволь испокон каталог каш­лянуть костюмированный красивейший кремень кулинария кухонный лубочный мельком мизерный мускулистый мыш­ление наверх намерение наотмашь некролог ненадолго обеспечение облегчить одновременно оптовый осведомиться откупорить отчасти памятуя плесневеть пломбировать пред­восхитить принудить присовокупить ракурс рассредоточение симметрия снадобье уведомить ходатайствовать христианин цемент шасси

Упражнение 98*. Отметьте номера слов, в которых ударение падает на первый слог.

(7) ракушка (2) ржаветь (3) силос (4) сумерничать

(5) таможня (6) холеный (7) цепочка (8) цыган

(9) черпать (70) эксперт

Упражнение 99*. Отметьте номера слов, в которых ударение падает на вто­рой слог.

(7) кедровый (2) красивее (3) партер (4) свекла

(5) сливовый (6) столяр (7) упрочение (8) ходатай

чистильщик (70) щавель

Упражнение 100*. Отметьте номера слов с ударением на последнем слоге.

алкоголь (2) буксировать (3) воздухопровод (4) диспансер (5) жалюзи 6) полшага (7) премировать (8) углубить

(9) усугубить (70) феномен

Упражнение 101. Определите значения следующих слов. Составьте с ними предложения.

атлас — атлас, броня — броня, вязанка — вязанка, занятый — занятой, ирис — ирис, клубы — клубы, кругом — кругом, обра­зы — образа, языковой — языковый.

Упражнение 102. Произнесите словосочетания, обращая внимание на место ударения.

характерные особенности, удачная острота, ветреный день, посаженый отец, переносный смысл, лавровая роща, в голове хаос, призывной возраст, характерная роль, переходной мост, ветряная оспа, лавровый лист, подвижный ребенок, переносной микрофон, посаженный кустарник, парить ноги, призывный клич, острота зрения, языковое чутье, переходный возраст, угольный бассейн, неправильный прикус, парить в облаках.

Упражнение 103. Образуйте краткую форму мужского, женского, среднего ро­да и форму множественного числа прилагательных. Поставь­те ударение.

до рошй — до рог — до рога — до рош — до роги

веселый верный высокий глубокий голодный далекий дружный молодой старый широкий

Упражнение 104*. Отметьте номера слов, в которых ударение падает на по­следний слог.

дешева (2) права (3) светлы (4) редки

(5) бледно (6) длинны (7) близка (8) горек

Упражнение 105. Образуйте краткую форму мужского, женского, среднего ро­да и форму множественного числа страдательных причастий.

начатый — начат — начата — начато — начаты

созванный взятый занятый прожитый проданный

Упражнение 106*. Отметьте номера слов, в которых ударение не падает на по­следний слог.

взята (2) придана (3) начато (4) продано

(5) принята (6) роздано (7) раздана (8) созданы

Упражнение 107*. Образуйте форму прошедшего времени мужского, женского и среднего рода и форму множественного числа данных гла­голов. Поставьте ударение. Обратите внимание на глаголы, имеющие неподвижное ударение на основе.

брать — брал — брала — брало — брали

выбрать — выбрал — выбрала — выбрало — выбрали

быть, включить, выдать, дать, жить, звать, ждать, пить, на­брать, собрать, избрать, отдать, свить, сорвать, прослыть, при­плыть, солгать, положить, тянуть

Упражнение 108*. Отметьте те глаголы в форме женского рода прошедшего времени, в которых неверно поставлено ударение.

(7) жила (2) пряла (3) вила (4) отдала (5) звала

(6) пила (7) гнала (8) влила (9) взяла (70) ждала

Лексические нормы

Упражнение 109*. Прокомментируйте и исправьте ошибки, связанные с не­точным пониманием значения выделенных слов.

(1) На конференции рассматривался вопрос о наиболее эф­фектных методах преподавания. (2) Нельзя забывать, что наши товары идут на импорт. (3) Некоторые из опрошенных указали, что их не устраивает уровень житья. (4) Выводы и предложения докладчика были основанными. (5) В конце учебного года всем раздали списки рекомендательной литературы. (6) Бухгалтерия должна оплатить сотрудникам деньги. (7) Железнодорожные би­леты были заранее уплачены. (8) Дипломант успешно защитил работу. (9) Горожане стали свидетелями концерта на летней эст­раде парка. (10) Туристам пришлось изменить маршрут, чтобы запастись продукцией.

Упражнение 110. Найдите и устраните ошибки, обусловленные неточным упот­реблением слов. В случае затруднения обращайтесь к слова­рям.

(1) Далеко не все предприниматели вступили в новую эпоху с видом на будущее. (2) В президиуме — люди, обреченные вла­стью. (3) Большим достоинством этого произведения является выразительный, калорийный звук. (4) Статья посвящена иссле­дованию урожденных рефлексов. (5) Здравицы Крыма и Крас­нодарского края вновь открыты для отдыхающих. (6) Вперед по­думай, а потом отвечай. (7) Пальто пошито у хорошего мастера. (<5) Вся публика была уже в триумфе. (9) Зал аплодировал и ска­нировал: «Браво!» (10) Он нарочито не пришел на субботник.

Упражнение 111. Установите разные значения следующих слов по 4-томному академическому «Словарю русского языка» или «Словарю русского языка» С.И. Ожегова. Отметьте, в каких функцио­нальных стилях употребляется каждое из значений этих слов. Составьте с ними предложения.

школа курс область

возвышаться существенный

Упражнение 112. Приведите примеры однозначных слов-терминов из той об­ласти науки, которой вы занимаетесь.

Упражнение 113. Установите прямые и переносные значения слов в данных словосочетаниях, тонкая струна, тонкая натура, тонкий слух светлое будущее, светлая комната, светлое платье, светлое вос­поминание

мелкий собственник, мелкая посуда, мелкая река, мелкие за­боты

ком глины, свернуться в ком, ком подкатил к горлу бросать обвинение, бросать камни, бросать подкрепление

Упражнение 114*. Найдите в предложениях слова, употребляемые в перенос­ном значении. Определите тип переноса: метафора, метони­мия, синекдоха. На чем основан перенос значения?

(1) Наши спортсмены привезли с соревнований по фигурному катанию золото и серебро. (2) Зал рукоплещет. (3) На сцену вы­шла первая скрипка. (4) Въезд в город был перекрыт шлагбаумом.

(5) Теплое участие друзей поддержало эту семью в трудное время.

(6) Свинцовые тучи нависли над полем. (7) Ростов — крупный железнодорожный узел. (8) На выставке представили иллюстри­рованное издание словаря. ( 9) Воздух обжигает лицо легким мо­розом. (10) В подарок юбиляру купили пейзаж хорошей кисти.

Упражнение 115*. Определите значения выделенных слов. Укажите, к какому явлению — многозначности или омонимии — относятся эти слова. Ответ аргументируйте.

(1) Нота до. Папка с нотами. Дипломатическая нота. Исте­рические ноты в голосе. Петь по нотам. (2) Крепость характера. Крепость металла. Вооруженная крепость. Крепость раствора.

(3) Косить траву. Эпидемия косила людей. Косить на левый глаз. Платье сбоку косит. (4) На Неве развели мосты. Суд развел супругов. Гостей надо развести по домам. Туристы развели кос­тер. (5) Лодка заплыла в бухту. Гуси заплыли жиром. Свеча за­плыла воском. Пруд заплыл тиной.

Упражнение 116. Объясните значения омонимов с помощью толковых слова­рей и Словаря омонимов русского языка. Составьте предло­жения.

акция, вал, вид, гриф, град, дача, класс, мешать

Упражнение 117. Восстановите омонимы, опираясь на толкование их значений.

(1) «Выражение лица» — «особый взрывной снаряд». (2) «Чув­ство меры в поведении человека» — «метрическая единица в му­зыке». (3) «Съедобная часть некоторых растений» — «эмбрио­нальное состояние человека». (4) «Провести некоторое время за чтением» — «выражать преклонение перед кем-либо».

Упражнение 118*. Выделите доминанту в синонимических рядах. Там, где это возможно, распределите синонимы по степени интенсивности.

вспыхнуть — зажечься — заняться — запылать — загореться — воспламениться — засветиться зажечься — засветиться — загореться — заняться — вспыхнуть — воспламениться — запылать

(1)беспокойство, волнение, тревога, смятение

(2)самостоятельный, независимый, свободный

(3)блестеть, сверкать, сиять, искриться

(4)маленький, крохотный, микроскопический, малый, миниа­тюрный

(5)ближний, близкий, недалекий, близлежащий, соседний

(6)необъятный, непомерный, огромный, большой, крупный, гигантский, исполинский

(7)печаль, меланхолия, грусть, скорбь, отчаяние

(5)преимущество, превосходство, преобладание, перевес, пер­венство

Упражнение 119. Составьте синонимические ряды со следующими словами-до­минантами.

безграничный, вежливый, громкий, доказательство, множе­ство, постоянный, приобретать, прочный

Упражнение 120*. Из данных синонимических рядов исключите слова, харак­терные для разговорной речи.

(1)давний, древний, незапамятный, давнишний, старый, прежний

(2)думать, размышлять, мозговать

(3)толстый, солидный, упитанный, грузный, дородный, пуза­стый

(4)ходатайствовать, просить, молить, канючить, хлопотать

(5)превзойти, перегнать, опередить, обставить, затмить

(6)изучить, проработать, освоить, пройти, постичь

(7)спрятаться, схорониться, затаиться, укрыться, притаиться

Упражнение 121. Сравните сферу употребления следующих синонимов: амплитуда — отклонение родители — предки

дорога — большак желтуха — гепатит

хороший — клевый медикаменты — снадобья

руль — баранка

Упражнение 122. Определите стилистическую окраску слов, образующих си­нонимические ряды (обращайтесь к словарям):

(1)масса, уйма, прорва, обилие, множество, бездна

(2)растранжирить, израсходовать, ухнуть, истратить, разба­зарить, промотать, просадить

(3)нонсенс, ерунда, чушь, бессмыслица, ахинея

Упражнение 123. Подберите синонимы к разным значениям многозначных слов.

густой густой туман (плотный) густая сметана (насыщенная) густая шевелюра (пышная) густой голос (полнозвучный)

идти, открыть, старый, легкий, темный

Упражнение 124. Составьте словосочетания прилагательных и глаголов с су­ществительными, данными в скобках.

(1) обнаружить, открыть (закон, закономерность); (2) функ­ционировать, работать (аппарат, коллектив); (3) осуществить, выполнить (программа, работа); (4) удерживать, сохранять (дис­танция, расстояние); (5) исправить, устранить (ошибки, недос­татки); (6) демонстрационный, показательный (стенд, полет). ( 7) истинный, настоящий, подлинный, заправский (человек, охотник, друг, документ); (5) долгий, длинный, длительный, долговременный, продолжительный (кредит, путь, воздействие, период, сборы).

Упражнение 125*. Выберите нужное слово из стоящих в скобках.

(1) Каждый из участников войны должен сделать все, от него зависящее, чтобы (грядущие, будущие) поколения не (знали, веда­
ли) ее кошмаров. (2) Если в коллективе возникла напряженность, ее необходимо (разряжать, погашать, ослаблять, амортизировать).

(3)Спортсмен (превзошел, превысил, перекрыл) рекорд своего (пред­шественника, предтечи). (4) За (предыдущий, предшествующий) год предприятие превратилось в (прибыльное, рентабельное, доход­ное). (5) С телефонной станции (поступило, пришло) (сообщение, известие, уведомление) о новом повышении тарифов. (в) Предвы­борная компания партии содержала (актуальные, первоочередные, первостепенные, насущные) задачи. (7) Гостям был оказан (учти­вый, любезный, радушный, обходительный) прием. (8) Пьеса имела (колоссальный, громадный, выдающийся, значительный) успех.

Упражнение 126. Найдите и исправьте в приведенных ниже предложениях ошиб­ки, связанные с неправильным употреблением синонимов.

(1) В старину на Руси летоисчисление осуществлялось по- иному. (2) Единственным превосходством излучателей такого рода является простота конструкции. (3) Этот агрегат позволяет внушительно снизить температуру соединения материалов.

(4)Создание социальной инфраструктуры в районе диктовалось только надобностью поддержать промышленное производство.

(5)Снегозадержание производят с помощью щитов. (в) Специа­листы-растениеводы уверены, что конечный эффект будет значи­тельным. (7) Пища для скота должна быть приготовлена заб­лаговременно. (8) Для участия в соревнованиях выбрали самых опытных всадников. (9) Российский теннисист стал владельцем приза. (10) Его существование было наполнено самой разнооб­разной деятельностью.

Упражнение 127. К словам иноязычного происхождения подберите русские си­нонимы.


 


адекватный

апеллировать

волонтер

имидж

миллениум

секьюрити

фиксировать

шаблон

эксклюзивный

земельный

мировоззрение аннулировать

аграрный

девиация

консолидировать

презентабельный

фиеста

форсировать

эволюция

восстановление

исключительный

обмен антагонизм

бартер

дивиденд

кредо

реставрация

финал

функционировать

эквивалентный

доброволец

конец

образ
образец

отменить

праздник

прибыль

равноценный

сплотиться обращаться

отмечать

представительный

противоречие

развитие

тысячелетие отклонения

охранник

преобразование

работать

соответствующий

ускоренный


 


Упражнение 128. Подберите к словам антонимы:


 


полезный

внимательный

щедрый

скрытный

вредный

прославленный

дружелюбный талантливый

правдивый

враждебный

лживый

бездарный

бережливый искреннии

откровенный

расточительный

рассеянный

лицемерный

скупой


 


Упражнение 129. . Подберите слова щим словам: с противоположным значением к следую-
без высоко во сне всерьез
горячий грядущий за здоровый
заснуть краткосрочный купить любовь
ложь легкий мягкий максимум
найти над надеть нежность
оптом от отказываться прямой
польза против с согласие
слабеть свет спать счастье
темнеть уставший умный шутя
Упражнение 130 *. Какие из следующих ниже лексических единиц не имеют антонимов? Ответ мотивируйте.
веснушчатый входить вооруженный вы
давно деревянный завернуть заядлый
звук зима крик крупно
кукла лампа логичный левобережный
молодить над потолок плакать
себя стадион соломенный скромность
терраса тигр толстый улетать
ха-ха-ха яд хмуриться четыре юго-запад

32 II. Практическая часть

Упражнение 131. Подберите антонимы к разным значениям слов.

легкий

легкий рюкзак — тяжелый рюкзак легкая задача —трудная задача легкий завтрак — плотный завтрак легкий загар — сильный загар

горячий, мелкий, свежий, старый

Упражнение 132*. Определите лексические значения выделенных слов. Ука­жите вид антонимии.

(1) Я одолжила эту книгу подруге. — Я одолжила эту книгу у подруги. (2) Уже светло — задуй свечу. — Вчера на комбинате задули новую домну. (3) Новый прибор запустили в массовое производство. — Ученик совсем запустил учебу.

Упражнение 133. Устраните ошибки, связанные с немотивированным исполь­зованием слов, противоположных по значению.

(1)Молодой человек вошел в комнату, где сидел старый че­ловек. (2) Силясь побороть слабость, она шла вперед. (3) Скром­ность взяла верх, и он не вошел в комнату, а сошел вниз по сту­пенькам. (4) Отсутствует наличие учебников. (5) Открыты еще не все скрытые резервы человеческого организма. (6) Он открыто признался в том, что было скрыто от нас. (7) Бездействие может привести к аварии, так же как и неправильное действие. (8) Пут­ник шел быстро, но не торопясь.

Упражнение 134. Укажите, чем различаются данные слова-паронимы (семан­тикой, лексической сочетаемостью, постоянным или вре­менным характером признака, качества, свойства и т.п.). Употребите паронимы в словосочетаниях. В случае затрудне­ния обратитесь к «Словарю паронимов русского языка».

освоить — усвоить геройский — героический
надеть — одеть существо — сущность
иронический — ироничный иронический — относящийся к иронии как стилистическому приему (употребляется в словосочетаниях тер­минологического характера), иронический прием, ироническая поэма, строфа ироничный — содержащий элементы иронии, употребляю­щийся с целью насмешки, ироничный взгляд, тон, подход

командированный — командировоч- нестерпимый — нетерпимый ный

выборный — выборочный советник — советчик

здравница — здравица представиться — преставиться

Упражнение 135*. Ответьте на вопросы. Свой ответ мотивируйте.

(1) Как называют человека, не знающего чего-либо: невежа или невежда?

(2) Как вы скажете, ведя собрание: предоставляю или пред­ста



2015-11-07 1408 Обсуждений (0)
Том первый. — М., 1975. — С. 50—51) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Том первый. — М., 1975. — С. 50—51)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1408)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.022 сек.)